Рабочая программа по математике 10 кл.
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Материал расчитан на 5 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_gotovoe_kalendarnoe.doc | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание уроков | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
по плану | факт. |
Глава 6. Степени и корни. Степенные функции (18 ч) Основная цель: – формирование понятий «степень с рациональным показателем», «корень n-степени из действительного числа и степенной функции»; – овладение умением применения свойств корня n-степени; преобразования выражений, содержащих радикалы; – обобщение и систематизация знаний о степенной функции; – формирование умения применять многообразие свойств и графиков степенной функции в зависимости от значений оснований и показателей степени |
1-2 | Понятие корня n-й степени из действительного числа | 2 | Корень n-степени из неотрицательного числа, извлечение корня, подкоренное выражение, показатель корня, радикал | Иметь представление об определении корня n-степени, его свойствах. Уметь: выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы, решать простейшие уравнения, содержащие корни n-степени |
3-5 | Функция вида , | 3 | Функция , график, свойства функции, дифференцируемость функции | Знать, как определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции. Уметь строить график функции; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения |
6-8 | Свойства корня n-степени | 3 | Корень n-степени из произведения, частного, степени, корня | Знать свойства корня n-степени. Уметь преобразовывать простейшие выражения, содержащие радикалы; определять понятия, приводить доказательства |
9-11 | Преобразование выражений, содержащих радикалы | 3 | Иррациональные выражения, вынесение множителя за знак радикала, внесение множителя под знак радикала, преобразование выражений | Знать, как выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; как находить значения корня натуральной степени по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих радикалы Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы. |
12 | Контрольная работа № 1 «Степени и корни. Степенные функции» | 1 | Знать о корне n-степени из действительного числа и его свойствах, о функции , ее свойствах и графиках, о преобразованиях выражений, содержащих радикалы, о степенных функциях и их свойствах. Уметь использовать понятие корня n-степени и его свойства; обобщать и систематизировать знания степенной функции в зависимости от значений оснований и показателей степени |
13-15 | Обобщение понятия | 3 | Степень с любым целочисленным показателем, свойства степени, иррациональные уравнения, методы решения иррациональных уравнений | Знать, как находить значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени Уметь: находить значения степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени |
16 | Степенные функции и их свойства. | 1 | Степенные функции, свойства функции, дифференцируемость степенной функции, интегрирование степенной функции, график степенной функции | Знать, как строить графики степенных функций при различных значениях показателя. Уметь описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения |
17-18 | Степенные функции и их графики | 2 |
Глава 7. Показательная и логарифмическая функции(29 ч) Основная цель: – формирование представлений о показательной и логарифмической функциях, их графиках и свойствах; – овладение умением понимать и читать свойства и графики логарифмической функции, решать логарифмические уравнения и неравенства; понимать и читать свойства и графики показательной функции, решать показательные уравнения и неравенства; – создание условий для развития умения применять функционально-графические представления для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире и в смежных предметах |
19 | Показательная функция, ее свойства | 1 | Показательная функция, степень с произвольным действительным показателем, свойства показательной функции, график функции, симметрия относительно оси ординат, экспонента, горизонтальная асимптота, степенная функция | Иметь представление о показательной функции, ее свойствах и графике Знать показательные уравнения. Уметь: определять значение функции Знать определения показательной функции. Уметь: формулировать ее свойства, строить схематический график любой показательной функции |
20-21 | Показательная функция и её график | 2 |
22-25 | Показательные уравнения и неравенства | 4 | Показательное уравнение, функционально-графический метод, метод уравнивания показателей, метод введения новой переменной; показательные неравенства, методы решения показательных неравенств, равносильные неравенства | Иметь представление о показательном уравнении; о показательном неравенстве. Уметь решать простейшие показательные уравнения, их системы; использовать для приближенного решения уравнений графический метод; решать показательные неравенства, их системы; использовать для приближенного решения неравенств графический метод |
26 | Контрольная работа №2 «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства» | 1 | Учащиеся свободно демонстрируют умения понимать и читать свойства и графики показательной функции, решать показательные уравнения и неравенства |
27-28 | Понятие логарифма | 2 | Логарифм, основание логарифма, иррациональное число, логарифмирование, десятичный логарифм | Знать, как использовать связь между степенью и логарифмом, понимать их взаимно противоположное значение. Уметь: – устанавливать связь между степенью и логарифмом, понимать их взаимно противоположное значение, вычислять логарифм числа по определению |
29-31 | Функция y = logax , ее свойства | 3 | Функция y = logax, логарифмическая кривая, свойства логарифмической функции, график функции | Иметь представление об определении логарифмической функции, ее свойств в зависимости от основания. Знать, как применить определение логарифмической функции, ее свойства в зависимости от основания. Уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции |
32-34 | Свойства логарифмов | 3 | Свойства логарифмов, логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, логарифмирование | Иметь представление о свойствах логарифмов. Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения логарифма; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих логарифмы |
35 | Логарифмические уравнения. Основные понятия. | 1 | Логарифмическое уравнение, потенцирование, равносильные логарифмические уравнения, функционально-графический метод, метод потенцирования, метод введения новой переменной, метод логарифмирования | Иметь представление о логарифмическом уравнении. Уметь решать простейшие логарифмические уравнения по определению; уметь определять понятия, приводить доказательства; решать простейшие логарифмические системы; использовать для приближенного решения уравнений графический метод; изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем |
36-37 | Методы решения логарифмических уравнений | 2 |
38 | Контрольная работа № 3 «Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения» | 1 | Знать о понятии логарифма, его свойствах; о функции, ее свойствах логарифмических уравнений |
39- | Логарифмические неравенства | 1 | Логарифмическое неравенство, равносильные логарифмические неравенства, методы решения логарифмических неравенств | Иметь представление об алгоритме решения логарифмического неравенства в зависимости от основания. Знать алгоритм решения логарифмического неравенства в зависимости от основания. Уметь решать простейшие логарифмические неравенства, применяя метод замены переменных для сведения логарифмического неравенства к рациональному виду |
40-41 | Методы решения логарифмических неравенств | 2 | Методы решения логарифмических неравенств |
42-43 | Переход | 2 | Формула перехода к новому основанию логарифма | Знать формулу перехода к новому основанию и два частных случая формулы перехода к новому основанию логарифма. |
44-46 | Дифференцирование показательной и логарифмической функций | 3 | Число ℓ, функция у = ℓх, свойства функции у = ℓх, график функции у = ℓх, дифференцирование функции у = ℓх, интегрирование функции у = ℓх, натуральные логарифмы, функция натурального логарифма, ее свойства, график и дифференцирование | Иметь представление о формулах для нахождения производной и первообразной показательной и логарифмической функций. Знать формулы для нахождения производной и первообразной показательной и логарифмической функций. Уметь вычислять производные и первообразные простейших показательных и логарифмических функций |
47 | Контрольная работа № 4 «Логарифмические неравенства» | 1 | Уметь: использовать свойства и графики логарифмической и показательной функций, решать логарифмические и показательные уравнения и неравенства |
Глава 8. Первообразная и интеграл (8ч) Основная цель: – формирование представлений о понятии первообразной, неопределенного интеграла, определенного интеграла; – овладение умением применения первообразной функции при решении задачи вычисления площадей криволинейных трапеций и других плоских фигур |
48 | Понятие первообразной функции | 1 | Дифференцирование, интегрирование, первообразная, таблица первообразных, правила первообразных, таблица основных неопределенных интегралов, правила интегрирования | Знать понятие первообразной и неопределенного интеграла; как вычисляются неопределенные интегралы. Уметь находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число, используя справочные материалы |
49-50 | Правила вычисления первообразных функций | 2 |
51 | Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла | 1 | Криволинейная трапеция, предел последовательности, площадь криволинейной последовательности, масса стержня, перемещение точки, определенный интеграл, пределы интегрирования, геометрический и физический смысл определенного интеграла, формула Ньютона –Лейбница, вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла | Знать формулу Ньютона – Лейбница. Уметь: вычислять площади с использованием первообразной в простейших заданиях |
52 | Понятие определенного интеграла | 1 |
53-54 | Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла | 2 |
55 | Контрольная работа № 5 «Первообразная и интеграл» | 1 | Знать о первообразной, определенном интеграле. Уметь решать прикладные задачи |
Глава 9. Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей (15 ч) Основная цель: - овладение умением решать комбинаторные задачи, используя классическую вероятностную схему и классическое определение вероятности, формулу бинома Ньютона - создание условий для развития умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки |
56-58 | Статистическая обработка данных | 3 | Три графических изображения распределения данных. Основные этапы простейшей статистической обработки данных.Числовые характеристики измерения (объем, размах, мода и среднее). Варианта измерения, ряд данных, сгруппированный ряд данных, медиана измерения. Кратность варианты (определение). Частота варианты (две формулы). Дисперсия, алгоритм вычисления дисперсии. | Уметь различать и применять рассмотренные понятия на примерах учебника |
59-61 | Простейшие вероятностные задачи. | 3 | Классическое определение вероятности. Алгоритм нахождения вероятности случайного события. Правило умножения. | Уметь находить вероятность случайного события. |
62-64 | Сочетания и размещения | 3 | Факториал. Формула числа перестановок. Понятие числа сочетаний. Теорема о выборе двух элементов без учета их порядка. Понятие числа размещений. Теоремы о размещениях и сочетаниях. | Уметь вычислять число сочетаний и размещений по формулам; пользоваться треугольником Паскаля. |
65-66 | Формула бинома Ньютона | 2 | Формула бинома Ньютона. Бином, биноминальные коэффициенты. | Уметь пользоваться формулой бинома Ньютона. |
67-69 | Случайные события и их вероятности. | 3 | Произведение событий, сумма двух событий, независимость событий, теорема Бернулли и статистическая устойчивость. Геометрическая вероятность. | Уметь пользоваться введенными понятиями и теоремами для решения задач. |
70 | Контрольная работа № 6 «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | Учащиеся свободно демонстрируют умение решать задачи на применение элементов математической статистики, комбинаторики и теории вероятностей |
Глава 10. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20 ч) Основная цель: – формирование представлений об уравнениях, неравенствах и их системах; о решении уравнения, неравенства и системы; об уравнениях и неравенствах с параметром; – овладение навыками общих методов решения уравнений, неравенств и их систем; – овладение умением решения уравнений и неравенств с параметрами, нахождения всех возможных решений в зависимости от значения параметра; – обобщение и систематизация имеющихся сведений об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения; ознакомление с общими методами решения
|
71-72 | Равносильность уравнений | 2 | Равносильность уравнений, следствие уравнений, посторонние корни, теорема о равносильности, преобразование данного уравнения в уравнение-следствие, расширение области определения, проверка корней, потеря корней | Знать основные способы равносильных переходов. Иметь представление о возможных потерях или приобретениях корней и путях исправления данных ошибок. Уметь выполнять проверку найденного решения с помощью подстановки и учета области допустимых значений |
73 | Общие методы решения уравнений. Метод замены уравнения. Метод разложения на множители. | 1 | Замена уравнения, метод разложения на множители, метод введения новой переменной, функционально-графический метод | Знать основные методы решения алгебраических уравнений: метод разложения на множители и метод введения новой переменной. Уметь: решать простые тригонометрические, показательные, логарифмические, иррациональные уравнения стандартными методами |
74 | Метод введения новой переменной. | 1 |
75 | Функционально-графический метод | 1 |
76 | Равносильность неравенств | 1 | Равносильность неравенства, частное решение, общее решение, следствие неравенства, системы и совокупности неравенств, пересечение решений, объединение решений, иррациональные неравенства, неравенства с модулями | Знать решения неравенств с одной переменной. Уметь: решать неравенства с одной переменной; изображать на плоскости множество решений неравенств с одной переменной |
77 | Системы и совокупности неравенств | 1 |
78 | Иррациональные неравенства | 1 |
79 | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
80-81 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 2 | Знать решения уравнений и неравенств с двумя переменными. Уметь: решать уравнения и неравенства с двумя переменными; изображать на плоскости множество решений уравнений и неравенств с двумя переменными |
82 | Системы уравнений. Основные понятия. | 1 | Система уравнений, решение системы уравнений, равносильные системы, методы решения систем уравнений | Иметь представление о графическом решении системы из двух и более уравнений. Знать, как графически и аналитически решать системы из двух и более уравнений. Уметь графически и аналитически решать системы из двух и более уравнений |
83-85 | Методы решения систем уравнений. | 3 |
86-87 | Уравнения с параметрами | 2 | Уравнения с параметром, неравенства с параметром, приемы решения уравнений и неравенств с параметрами | Иметь представление о решении уравнений и неравенств с параметрами. Знать, как решать уравнения и неравенства с параметрами. Уметь решать простейшие уравнения с параметрами; обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры |
88-90 | Неравенства с параметрами | 2 |
91 | Контрольная работа № 7 «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств» | 2 | Уметь: демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств»; определять понятия, приводить доказательства |
92-93 | Решение качественных тестовых заданий с числовым ответом. Уравнения и неравенства. | 2 | Умение использовать несколько приемов при решении уравнений; решать уравнения с использованием равносильности уравнений; использовать график функции при решении неравенств (графический метод) |
94-96 | Решение качественных тестовых заданий с числовым ответом. Функции и их свойства. | 3 | Умение исследовать свойства сложной функции; использовать свойство периодичности функции для решения задач; читать свойства функции по графику и распознавать графики элементарных функций |
97-99 | Проблемные тестовые задания с полным ответом. Общие приемы решения уравнений. | 3 | Умение применять общие приемы решения уравнений; решать комбинированные уравнения и неравенства; решать задачи на оптимизацию |
100-102 | Проблемные тестовые задания с полным ответом. Графический метод при решении неравенств с параметром. | 3 | Умение использовать график функции при решении неравенств с параметром (графический метод); приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание уроков | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
по плану | факт. |
Глава 5. Метод координат в пространстве (15 ч) Основная цель: дать учащимся систематические сведения о методе координат в пространстве, систематизировать знания по видам движения |
1 | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 | Система координат в пространстве: задание системы, название осей, понятие координаты точки | Знать и понимать: декартовы координаты в пространстве, формулы координат вектора, связь между координатами векторов и координатами точек, формулы вычисления скалярного произведения векторов, вычисления угла между прямыми, плоскостями, понятия движения в пространстве: осевая, центральная и зеркальная симметрии; параллельный перенос, поворот, свойства движения. Уметь: выполнять действия над векторами, решать стереометрические задачи координатно-векторным методом, строить образы геометрических фигур при симметриях, параллельном переносе, повороте. |
2-3 | Координаты вектора | 2 | Координатные векторы i ,j, k, разложение вектора по координатным векторам, координаты вектора; действия над векторами с заданными координатами |
4 | Связь между координатами векторов и координатами точек | 1 | Радиус-вектор произвольной точки пространства; координаты точки, координаты вектора через координаты его конца и начала |
5-7 | Простейшие задачи в координатах | 3 | Формулы координаты середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояние между двумя точками |
8-9 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 2 | Угол между векторами, скалярное произведение векторов, основные свойства скалярного произведения |
10-11 | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 2 | Скалярное произведение векторов, основные свойства скалярного произведения |
12 | Движения | 1 | Понятие движения пространства, виды движений: центральная, осевая и зеркальная симметрии, параллельный перенос |
13 | Решение задач «Вычисление углов между векторами» | 1 |
14-15 | Контрольная работа № 1 «Векторы» Зачёт №1 | 1 1 |
Глава 6. Цилиндр, конус и шар (17 ч) Основная цель: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения |
16 | Понятие цилиндра. | 1 | Понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов | Знать и понимать: - понятие о телах вращения и поверхностях вращения, - прямой круговой цилиндр, его элементы, -осевые сечения, перпендикулярные оси; - сечения, параллельные оси, прямой круговой конус, его элементы, - осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину, - шар, сфера, - сечение шара плоскостью, - касательная плоскость к сфере, - комбинация многогранников и тел вращения. Уметь: - выполнять рисунки с комбинацией круглых тел и многогранников; соотносить их с их описаниями, чертежами, аргументировать свои суждения об этом расположении, - решать задачи на вычисление площадей поверхностей круглых тел, решать задачи, требующие распознавания различных тел вращения и их сечений, построения соответствующих чертежей. |
17-18 | Площадь поверхности цилиндра | 2 | Формула для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра |
19 | Понятие конуса. Площадь поверхности конуса | 1 | Понятие конической поверхности, конуса и его элементов, формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности конуса |
20-21 | Усеченный конус | 2 | Понятие усеченного конуса, формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности усеченного конуса |
22 | Сфера и шар. Уравнение сферы. | 1 | Понятие сферы, шара и их элементов, уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат |
23-25 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. | 3 | Возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости Определение касательной плоскости к сфере, свойства касательной плоскости |
26-27 | Площадь сферы. | 2 | Формула площади сферы |
28-30 | Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 3 |
31-32 | Контрольная работа №2 «Цилиндр, конус, шар» Зачёт №2 | 1 1 |
Глава 7. Объемы тел (22 ч) Основная цель: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов |
33-34 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 | Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда | Знать и понимать: понятие об объеме, основные свойства объемов, формулы для вычисления объемов многогранников: прямоугольного параллелепипеда, призмы, пирамиды, формулы для вычисления объемов тел вращения: цилиндра, конуса, шара. Уметь: уметь решать задачи вычислительного характера на непосредственное применение формул объемов многогранников и круглых тел, в том числе в ходе решения несложных практических задач. |
35 | Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник | 1 | Формула объема прямой призмы |
36-38 | Теоремы об объеме прямой призмы и цилиндра | 3 | Основные формулы для вычисления объемов тел |
39-40 | Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла. Объем наклонной призмы. | 2 | Формула объема наклонной призмы |
41-43 | Объем пирамиды. | 3 | Формула объема пирамиды и усеченной пирамиды |
44-46 | Объем конуса. | 3 | Формула объема конуса и усеченного конуса |
47 | Объем шара. | 1 | Формула объема шара |
48-49 | Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | 2 | Определение шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Формулы объема шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора |
50 | Площадь сферы. | 1 | Формула площади сферы |
51-52 | Решение задач «Объемы тел» | 2 |
53-54 | Контрольная работа № 3 «Объемы тел» Зачёт №3 | 1 1 |
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (14ч) |
55-56 | Треугольники | 1 | Виды треугольников. Соотношение углов и сторон в треугольнике. Площадь треугольника. | Знать: виды треугольников, метрические соотношения в них. УМЕТЬ: применять свойства медиан, биссектрис, высот, соотношения, связанные с окружностью. |
57 | Четырёхугольники | 1 | Прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, трапеция. Метрические соотношения в них. | ЗНАТЬ: метрические соотношения в параллелограмме, трапеции. УМЕТЬ: применять их при решении задач. |
58 | Окружность | 1 | Окружность. Свойства касательных и хорд. Вписанные и центральные углы | Знать: свойства касательных, проведённых к окружности; свойство хорд; углов вписанных, центральных. Уметь: применять их при решении задач |
59 | Взаимное расположение прямых и плоскостей | 1 | Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве | Уметь: решать задачи и анализировать |
60 | Векторы. Метод координат | 1 | Действия над векторами. Координаты вектора. | решать задачи координатным и векторно-координатным способами |
61-64 | Многогранники | 4 | Параллелепипед призма, пирамида | Понятие многогранника, формулы площадей поверхности и объёмов. |
65-68 | Тела вращения | 4 | Цилиндр, конус, сфера, шар. площадь поверхности и объём. | Использовать приобретённые навыки в практической деятельности |
69-70 | резерв |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень),
- примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень),
- программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классов (базовый уровень) автор А.Г.Мордкович,
- программы по геометрии (базовый уровень) авторов Л.С.Атанасян и др.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, основные требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование учебных часов, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: "Алгебра", "Функции", "Уравнения и неравенства", "Геометрия", "Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики", вводится линия "Начала математического анализа".
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
? систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
? расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
? изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
? развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
? знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
? формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
? развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
? овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
? воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета "Математика" в 11 классе отводится 102 часа из расчета 4 часа в неделю . При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
? построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
? выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
? самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
? проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
? самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: "знать/понимать", "уметь", "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни". При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
\
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Алгебра и начала математического анализа
Степени и корни. Степенные функции (18 часов).
Понятие корня n-ой степени из действительного числа. Функции y = , их свойства и графики. Свойства корня n-ой степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
Степенные функции, их свойства и графики.
Показательная и логарифмическая функции (29 часа)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения.
Показательные неравенства. Понятие логарифма. Логарифмическая функция, её свойства и график. Свойства логарифма. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования. Логарифмические уравнения.
Логарифмические неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл (8 часов).
Первообразная и неопределенный интеграл. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (15 часов).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20 часов)
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
ГЕОМЕТРИЯ
Метод координат в пространстве (15 часов)
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками.
Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Цилиндр, конус, шар (17 часов)
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Объемы тел (22 часов)
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Заключительное повторение (14 часов)
СИСТЕМА УРОКОВ:
Урок - лекция. Для решения обшей познавательной задачи предполагаются совместные усилия учителя и учеников. На таком уроке используются демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты (слайды). Применение анимации при создании слайдов позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся к предмету.
Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть разнообразными: решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, письменные исследования. Компьютер на таких уроках используется как тренажер устного счета, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок - тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.
Урок самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая - уровень обязательной подготовки - "3", уровень возможной подготовки - "4" и "5"; многоуровневые - список заданий, из которого учащийся решает задание по своему выбору.
Урок - контрольная работа проводится на двух уровнях: обязательной и возможной подготовки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
? значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
? значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
? универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
? вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Уметь:
? выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
? проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
? вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь:
? определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
? строить графики изученных функций;
? описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
? решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
Уметь:
? вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
? исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
? вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Уметь:
? решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
? составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
? использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
? изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
Уметь:
? решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
? вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
? анализа информации статистического характера.
Геометрия
Уметь:
? распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
? описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
? анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
? изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
? строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
? решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
? использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
? проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
? для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
? вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Литература
1. А. Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы.Учебник - М.: Мнемозина2010 г.;
2. А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Задачник - М: Мнемозина 2010 г.;
3. А. Г. Мордкович Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2010 г.;
4. В. И. Глизбург Алгебра и начала анализа 10 класс. Контрольные работы. Базовый уровень - М.: Мнемозина 2009 г.;
5. В. И. Глизбург Алгебра и начала анализа 11 класс. Контрольные работы. Базовый уровень - М.: Мнемозина 2009 г.;
6. Л. А. Александрова. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы- М.: Мнемозина 2009 г.
7. Шабунин М.И. и др. Алгебра начала анализа: Дидактические материалы для 10 - 11 кл. - М.: Мнемозина, 2000
8. Денищева Л.О. Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10 -11 класс.: Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Г. Мордковича.-
М.: Мнемозина, 2009
9. Ершов А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. - М.:Илекса, 2009
10. Студенецкая В.Н., (Авт.-сост). Решение задач по статистике, комбинаторике, теории вероятности Волгоград: Учитель, 2005
11. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия. 10-11 классы. Учебник- М.: « Просвещение» 2012г.
Электронные средства обучения:
1. "Открытая математика. Функции и графики " - "Физикон";
2. "Открытая математика. Стереометрия" - "Физикон";
3. "Генератор заданий по математике" - "Просвещение";
4. "Новые возможности для усвоения курса математики 5-11" - "Дрофа";
5. "Алгебра 10-11" - "Просвещение";
6. "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия", алгебра, геометрия 11 класс.
7. "Стереометрия 10-11" - ООО "1С-Паблишинг", 2005
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:
8. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
9. Тестирование online: 5 - 11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
10. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
11. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
12. Путеводитель "В мире науки" для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
13. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
14. сайты "Энциклопедий энциклопедий", например: http://www.rubricon.ru/ ; http://www.encyclopedia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....