ИКТ на уроках математики
статья по алгебре (8 класс) по теме
Даётся систематизированный и обобщённый материал по использованию информационно-коммуникативной технологии на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_na_urokah_.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Введение.
Процессы информатизации и компьютеризации коснулись и образования.
Существует объективная тенденция перехода от бумажных носителей информации к электронным. Такая форма намного компактнее, гораздо дольше и проще хранится. В информационном обществе происходит стремительное накопление информации, причем темп ее обновления существенно выше, чем 50 и даже 10 лет назад. Современному человеку в повседневной жизни приходится обрабатывать огромное количество информации, и с этой нелегкой задачей помогают справиться информационно-коммуникационные технологии.
Применение компьютеров в процессе обучения математике помогает решить множество педагогических и психологических проблем: наглядность в обучении, заинтересованность в знаниях, интерес к предмету, смена учителя, как объекта обучения; один из способов контроля (избежания субъективности оценки); использования принципа «выращивания знаний»; межпредметные связи; компьютер-инструмент реализации рефлексии в обучение.
Проблема индивидуализации обучения связана с повышением эффективности обучения. Индивидуализация обучения математике предполагает и обязательную его дифференциацию, т.е. всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого из них в отдельности.
Одной из основных целей индивидуализации обучения математике – развитие у школьника навыков самостоятельной учебной деятельности. Компьютер позволяет развивать эти навыки.
Необходимость включения информационных технологий в процесс обучения математики обусловлена несколькими причинами.
Одна из них состоит в том, что применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования.
Другая - для снятия следующих противоречий:
- как заменить педагогическое руководство - на активную деятельность обучающихся;
- коллективную работу учащихся - на индивидуальную;
- обучение - на самообразование;
- контроль - на самоконтроль;
- традиционную систему обучения - на более эффективную систему.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных стереотипов.
Анализируя опыт решения сходных проблем, положительных результатов удавалось достичь только при постоянном применении компьютеров на уроках. Одни учителя отмечали недостаточность методических материалов, другие – ограничитель времени при работе с компьютером.
Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новее инструменты деятельности, но и новое видение мира.
Концепция деятельности.
Новые информационные технологии должны стать основой обучения математике, так как они позволяют:
- приобрести и развить у обучающихся навыки использования современных технических средств при выполнении различных видов работ с информацией;
- повысить уровень математического образования.
Цели:
- формирование потребности и способности к непрерывному самообразованию на основе полученного уровня образования в условиях быстро изменяющейся информатизации социума;
- обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Задачи:
- развитие у школьников навыков применения компьютеров в своей деятельности для ее автоматизации и повышения эффективности;
- развитие познавательных интересов;
- формирование мотивации успеха;
- создание условий для самоутверждения и самореализации.
Принципы:
- Динамичность-активность действия ученика;
- Гибкость – управление деятельностью ученика, переходящее в самоуправление;
- Действенность и оперативность знаний;
- Разносторонние методические консультации;
- Принцип обратной связи (контроль, анализ, коррекция);
- Принцип сотрудничества.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ | ПАРНАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ |
2 | ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ | 20 МИН (РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ) |
3 | ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | ВСЕ |
4 | ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ | КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, МУЛЬТЕМИДИЙНЫЕ УЧЕБНИКИ, БАЗЫ ДАННЫХ |
5 | ФОРМЫ КОНТРОЛЯ | ИНДИВИДУАЦИЯ, ГРУППОВАЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ |
6 | МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | АНКЕТИРОВАНИЕ (РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД), ТЕСТИРОВАНИЕ |
Для применения в процессе обучения компьютерной технологии необходимо:
- Знание основных понятий информатики и вычислительной техники информатики и вычислительной техники;
- Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
- Знание современных операционных систем и владение их основными командами;
- Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владения их функциями;
- Владение хотя бы одним текстовым редактором;
- Первоначальный опыт использования прикладных программ.
- Локальная сеть, глобальная сеть, наличие компьютерной техники и средства ввода и вывода информации, прикладные программы по предметам.
Наша школа имеет в наличии 15 компьютеров, объединенных в локальную и глобальную сети; учителей, владеющих компьютерами. Создана медиатека. Поэтому есть все возможности для применения компьютерной технологии в процессе обучения.
Так как сеть INTERNET не всегда работает, то возможны сбои в учебном процессе. Так же любая техника выходит из строя и, если сервер не будет работать, то возникнут затруднения применения локальной сети.
Применение ИКТ в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект - субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В системе такого обучения различают два типа деятельности - обучающий и учебный.
Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных ошибок и затраченного времени; данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели одного учащегося за определённый промежуток времени. Он также может давать рекомендации о цели сообразности применения конкретных обучающих воздействий тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т. д.
В преподавании компьютер может быть использован на всех этапах урока - при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.
I. Объяснение нового материала.
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики выполняют устные упражнения, затем выполняют в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд – фильма; сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд - фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
II. Закрепление изученного материала.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Применяются различные программы. Программы могут содержать задания различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к заданиям могут вводиться как в числовом, так и в общем видах при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
III. Контроль знаний.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых вариантов» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно только нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Кроме этого, используя компьютерные технологи, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Вывод: использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.
Литература
- Г.Д. Глейзер «Повышение эффективности обучения математики в школе. Книга для учителя: из опыта работы. - М: Просвещение 1989 год.
- Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии». Москва, 2000
- В.Ю. Питюков «Основы педагогической технологии». Москва, 1999.
- Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Москва «Народное образование», 1998г.
- Т.И. Шамова, П.И. Третьяков «Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе». Монография. Москва-Тюмень.
1994г.
- Еженедельная учебно-методическая газета «Математика».
- Журнал «Математика в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...