Элементы комбинаторики.Разработка занятия.Тест. Тематическое планирование.
элективный курс по алгебре (8 класс) по теме
Курс: "Элементы комбинаторики" рассчитан на 18 часов.
Цель курса:
1) Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической культуры, развитие алгоритмического и научно- теоретического мышления.
2)Последовательное изучение основных понятийкомбинаторики, раскрытие прикладного значения биномиальных коэффициентов, связанных с исследованием специальных чисел.
3) Подготовка к изучению физики, знакомство с основными понятиямитеории вероятностей.
4) Курс позволяет ознакомить учащихся с логическим строением теории по комбинаторике, обеспечивает основу логического мышления школьников.
5) Важность курса заключается в его прикладной направленности, которая обеспечивается целенаправленным обращением к решению различных примеров и задач.
В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с базоыми понятиями комбинаторики (перестановками, размещениями, сочетаниями). Вводятся основные формулы комбинаторики, решаются задачи и примеры с использованием этих формул, рассматривается треугольник Паскаля, бином Ньютона, биномиальные коэффициенты, доказывается свойство биномиальных коэффициентов, формируются практические навыки работы с биномиальными коэффициентами, знакомятся со следствием формулы бинома Ньютона.Всё это способствует развитию мышления, умению пользоваться ранее полученными знаниями, вырабатываются навыки решения комбинаторных задач.Кроме всего перечисленного учащиеся знакомятся с основными формулами для чисел Фибоначи, Моргана, изучают числа Стирлинга 1 и 2 рода, с числами Бернулли и Эйлера, выводят основные соотношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_kombinatoriki.doc | 69.5 КБ |
elementy_kombinatoriki.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) Дорошенко Т.Б.
Задача 1: У Незнайки 2 конверта – обычный и авиа и 3 марки – прямоугольная, квадратная треугольная. Сколькими способами он может выбрать марку, чтобы отправить письмо?
Ответ: 6 способов.
Задача 2: У кролика 2 табуретки: красная и зеленая. К нему пришли в гости Винни -Пух и Пятачок. Сколькими способами можно рассадить гостей?
Ответ: 2 способами.
Задача 3: Сколько существует вариантов для того, чтобы разместить на подоконнике цветы – ромашку, фиалку, гвоздику в разной последовательности?
Ответ: 6 вариантов или перестановок.
Задача 4: Учащиеся изучают 3 предмета. В понедельник у них 2 урока и оба разные. Сколькими способами можно составить расписание?
Ответ: соединение из 3 элементов по 2, в независимости от порядка их размещения, т.е. 6 способами.
Задача 5: В городе проводится первенство по футболу между 6 командами. Сколько состоится матчей?
Ответ: соединение из 6 элементов по 2, но каждое соединение должно отличаться хотя бы одним элементом, т.е. состоится 16 матчей.
Задача 6: Сколько различных трехцветных флагов можно сделать, комбинируя синий, красный и белый цвета?
Ответ: перестановки, 6 способов.
Задача 7: Сколькими различными способами можно избрать из 15 человек делегацию в составе 3 человек?
Ответ: сочетания, 455 способами.
Задача 8: Из ящика, где находится 15 шаров, нумерованных последовательно от 1 до 15 требуется вынуть 3 шара. Определить число возможных комбинаций при этом?
Ответ: размещения, 2830 способами.
Задача 9: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, если каждая цифра входит в изображение числа только 1 раз?
Ответ: перестановки, 6 способов.
Задача 10: Сколькими способами можно разместить 6 пассажиров в четырехместной каюте?
Ответ: размещения из 6 элементов по 2, 360 способами.
Задача 11: Сколькими способами можно выбрать 2 детали из ящика, содержащего 10 деталей?
Ответ: сочетания из 10 элементов по 2, 45 способами.
Задача 12: Сколько различных соединений можно составить из букв слова «МИССИСИПИ»?
Ответ: перестановки, 2520 соединений.
Задача 13: Сколькими различными способами можно избрать из 15 человек делегацию в составе 3 человек?
Ответ: размещения из 15 по 3, 2730 способами.
Задача 14: Бригадир должен отправить на работу бригаду из 4 человек. Сколько бригад по 4 человека в каждой можно составить из 13 человек?
Ответ: сочетания из 13 по 4, 715 бригад.
Задача 15: При встрече 16 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
Ответ: сочетания из 16 по 2, 120 рукопожатий.
Задача 16: Сколько нужно взять элементов, чтобы число размещений из них по 4 было в 12 раз больше, чем число размещений из них по 2.
Ответ: не подходит.
Задача 17: Группа учащихся в 30 человек пожелала обменяться своими фотокарточками. Сколько всего фотокарточек потребовалось для этого?
Ответ: сочетание из 30 по 2, 435 фотокарточек.
Задача18: Сколько различных плоскостей можно провести через 10 точек, если никакие три из них не лежат на одной прямой и никакие четыре точки не лежат в одной плоскости?
Ответ: сочетание из 10 по 3; 120 точек
Задача 19: Сколько существует различных семизначных телефонных номеров?
Ответ: 107.
Задача 20: Сколько существует различных семизначных телефонных номеров, если в каждом номере нет повторяющихся цифр?
Ответ: размещение из 10 по 7.
Задача 21: Сколько существует таких перестановок 7 учеников, при которых 3 определенных ученика находятся рядом друг с другом?Ответ: 720.
Задача 22: На книжной полке стоит собрание сочинений в 30 томах. Сколькими различными способами их можно переставить, чтобы: а) тома 1 и 2 стояли рядом; б) тома 3 и 4 рядом не стояли?
Ответ: а)2∙29!; б)28∙29!
Задача 23: Собрание из 40 человек избирает председателя, секретаря и 5 членов комиссии. Сколько различных комиссий может быть составлено?
Ответ: председатель и секретарь образуют выборку без повторений, состоящую из 2 элементов исходного множества, содержащего40 элементов. 5 членов комиссии образуют выборку без повторений некоторого состава из исходного множества, содержащего 38 членов. .
Задача 24: Из 10 роз и 8 георгинов нужно составить букет, содержащий 2 розы и 3 георгина. Сколько можно составить различных букетов?
Ответ: .
Задача 25: В колоде 36 карт из них 4 туза. Сколькими способами можно сдать 6 карт так, чтобы среди них было 2 туза?
Ответ: .
Задача 26: Строительная бригада состоит из 2 маляров, 3 штукатуров и 1 столяра. Сколько различных бригад можно создать из рабочего коллектива, в котором 15 маляров, 10 штукатуров и 5 столяров?
Ответ: .
Задача 27: Сколько окружностей можно провести через 10 точек, из которых никакие 4 не лежат на одной окружности и никакие 3 не лежат на одной прямой, если каждая окружность проходит через 3 точки?
Ответ: 120.
Задача 28: Сколькими способами из колоды в 52 кары можно вынуть 6 карт, содержащих туз и короля одной масти?
Ответ:
Задача 29: В теннисном турнире участвуют 10 мужчин и 6 женщин. Сколькими способами можно составить 4 смешанные пары?
Ответ: .
Задача 30: Сколько различных наборов по 8 пирожных в каждом можно составить, используя 4сорта пирожных?
Ответ: выбор заданным числом повторений объема 8 набирается из 4 групп однородных элементов, т.е. 165 наборов.
Задача 31: 12 ученикам выданы 2 варианта контрольной работы. Сколькими способами можно посадить учеников в 2 ряда так, чтобы у сидящих рядом не было одинаковых вариантов, а у сидящих друг за другом был один и тот же вариант?
Ответ: число перестановок левых мест ряда следует умножить на число перестановок правых мест. Учесть возможность смены левых мест на правые, т.е. 2 (6!)2.
Задача 32: Найти разложении биномов: а) (х+а)6;б) (х+2)5.
Решение: воспользоваться формулой бинома Ньютона для n=6:
Воспользоваться формул бинома Ньютона для n=5, получим
Задача 33: Найти: а) четвертый член разложения (а+3)7; б) средний член разложения ()8
Ответ: а) биномиальный коэффициент будет , тогда четвертый член разложения – ; б) всего в этом разложении содержится 9 слагаемых. Значит, средним будет пятое произведение – 70а2b2.
Задача 34: Найти член разложения (a+b)9, содержащий a3.
Ответ: Это будет 4 элемент разложения бинома Ньютона, он равен 84a3b3.
Задача 35: Найти сумму биномиальных коэффициентов, если степень бинома равна 10.
Ответ: 1024; разложить по формуле бинома выражение (1+1)10.
Задача 36: Найти номер члена разложения (x+x-2)12, не содержащего x.
Ответ: Номер 4.
Задача 37: Найти номер наибольшего члена разложения (0,9+0,1)100.
Ответ: Наибольшим членом разложения является десятый.
Задача 38: Найти член разложения ()8, который содержит x2 .
Ответ: 28x2 a-4.
Задача 39: Найти наибольший член разложения ()20.
Ответ: 314925∙105 .
Задача 40: Найти члены, не содержащие иррациональности в разложении
( )24.
Ответ: .
Литература
- Выгодский М.Я., Справочник по элементарной математике; М.: «Наука», 1965г., 424с., с илл.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И., Справочное пособие по методам решения задач по математике (для средней школы) М.: «Наука», 1983г.,416с.
- Шарыгин И.Ф., Факультативный курс по математике (решение задач); М.: «Просвещение», 1989г.; 252с., с илл.
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л., Внеклассная работа по математике в школе (книга для учителя) М.: «просвещение», 1984г.;286с., с илл.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя математики СОШ №15 Дорошенко Т. Б.
Оглавление:
Курс: «Элементы комбинаторики»(18часов)
Разработка по теме: «Основные формулы комбинаторики»
Тест по теме: «Основные формулы комбинаторики».
Курс: «Элементы комбинаторики»(18часов)
Цель:
- Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической культуры, развитие алгоритмического и научно теоретического мышления.
- Последовательное изучение основных понятий комбинаторики, раскрытие прикладного значения биномиальных коэффициентов, связанных с исследованием специальных чисел.
- Подготовка к изучению физики, знакомство с основными понятиями теории вероятностей.
- Курс позволяет ознакомить учащихся с логическим строением теории по комбинаторике, обеспечивает основу логического мышления школьников.
- Важность курса заключается в его прикладной направленности, которая обеспечивается целенаправленным обращением к решению различных примеров и задач.
При подготовке сложного теоретического материала курса сочетались такие принципы, как принцип научности и доступности, принцип активности и сознательности, принцип прочности и наглядности. Эти принципы реализовались через такие методы обучения, как объяснительно – иллюстративный, словесный и практический. Для усвоения материала выбраны занятия в форме – лекции, математического практикума; различные формы работы: групповая, самостоятельная, игровая, что заинтересовало ребят. Учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. При получении результата по овладению учениками материалом использован опросо – ответный метод, предлагались тесты и анкеты.
Важным для достижения успеха при проведения занятий является стиль работы, который установится в классе. Желательно чтобы этот стиль можно было охарактеризовать как «доброжелательное обсуждение. Надо убедительно показать, почему ответ не верен, если допущена ошибка. Необходимо учитывать принцип воспитывающего обучения, когда отношения учитель – ученик складываются на уроке как доверительные.
Данный материал может быть использован для факультативов, так как материал предназначен не только для общего развития, но и для подготовки будущих специалистов, для раскрытия сложных научных понятий, идей. На занятиях необходимо привить интерес к математике, сделать его четким и устойчивым, занятия должны быть занимательными.
Тематическое планирование
П/н | Тема занятия | Кол-во часов | Цель занятия |
1. | Введение в комбинаторику. Базовые понятия комбинаторики. | 1ч. | Ознакомить с разделом математики – комбинаторикой; базовыми понятиями комбинаторики (перестановками, размещениями, сочетаниями) |
2. | Основные формулы комбинаторики.
| 1ч. | Ввести основные формулы комбинаторики. Решение примеров и задач с использованием этих формул. |
3. | Решение задач. | 1ч. | Закрепление изученного, повторение основных понятий и формулы. Отработать навыки решения комбинаторных задач. |
4. | Тестирование. | 1ч. | Выявить эффективность усвоения темы. |
5. | Треугольник Паскаля. Бином Ньютона. | 2ч. | Продолжить знакомство с разделом математики – комбинаторикой. (Треугольник Паскаля. Бином Ньютона. Биномиальные коэффициенты). |
6. | Свойство биномиальных коэффициентов. | 2ч. | Доказательство свойств биномиальных коэффициентов. Сформировать практические навыки работы с биномиальными коэффициентами. |
7. | Следствие формулы бинома Ньютона. | 1ч. | Знакомство со следствием формулы бинома Ньютона. Развитие мышления, умение пользоваться ранее полученными знаниями. |
8. | Решение задач. | 2ч. | Выработать навыки решения комбинаторных задач. Закрепить полученные знания о биномиальных коэффициентах. |
9. | Тестирование. | 1ч. | Закрепить пройденный материал. Устранить пробелы в знаниях учащихся. Выявить эффективность усвоения данной темы. |
10. | Числа Фиббоначи, Моргана. | 2ч. | Ознакомить с числовой последовательностью Фиббоначи. Вывести основные формулы для чисел Фиббоначи, Моргана. |
11. | Числа Стирлинга. | 2ч. | Изучение чисел Стирлинга 1 и 2 рода. |
12. | Числа Бернулли и Эйлера. | 2ч. | Знакомство с числами Бернулли и Эйлера. Вывод основных соотношений. |
13. | Повторение. | 2ч. | Обобщение и систематизация знаний по всем вопросам курса. |
При решении многих практических задач приходится выбирать из некоторой совокупности объектов элементы, обладающие тем или иным свойством, располагать эти элементы в определенном порядке. Поскольку в таких задачах речь идет о тех или иных комбинациях объектов, их называют комбинаторными задачами.
Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называют комбинаторикой.
Комбинаторика изучает соединения, треугольник Паскаля, число Фиббоначи, Бернулли и Эйлера, а так же имеет широкое применение во многих других науках. Это очень интересный и познавательный раздел математики.
Итак,
- Перестановки - это соединения, отличающиеся порядком элементов Pn-число всевозможных перестановок из n элементов. Pn=n!
- Размещения - это такие соединения, которые отличаются или количеством элементов, или самими элементами.
- число размещений, составленных из n элементов по m.
Amn=n (n-1) (n-2) … (n-m+1)
- Сочетания – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются хотя бы одним элементом.
– число сочетаний из n элементов по m.
Всякая совокупность предметов называется в математике множеством.
Множества бывают конечные и бесконечные.
Конечные множества составляют предмет изучения комбинаторики.
- Треугольник Паскаля – Это бесконечная числовая таблица «треугольной формы», в которой по боковым сторонам стоят единицы и всякое число, кроме этих боковых единиц, получается как сумма двух предшествующих чисел.
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
1 6 15 20 15 6 1
1 7 21 35 35 21 7 1
1 8 28 56 70 56 28 8 1
- Формула бинома Ньютона – для всех действительных чисел a,b и для всех натуральных чисел n имеет следующий вид:
, где и где коэффициенты называют биномиальными коэффициентами, а так же числом сочетаний и n элементов по k.
Существует связь между числами сочетаний и треугольником Паскаля:
Например:
(a+b)0=1
(a+b)1=a+b
(a+b)2=a2+2ab+b2
(a+b)3=a3+3a2b+3ab2+b3
(a+b)4=a4+4a3b+6a2b2+4ab3+b4
Вывод: строки биноминальных коэффициентов, совпадают с 0 – й, 1 – й, 2 – й, 3 – й, 4 –й и т. д. строками треугольника Паскаля.
- Свойства биномиальных коэффициентов.
Биномиальный коэффициент – коэффициент при смежных Z в разложении бинома Ньютона. (a+b)n, где Z=akbn-k.
1 свойство: свойство симметрии:
2 свойство: свойство сложения:
3 свойство:
4 свойство:
5 свойство: – это равенство формулы бинома Ньютона.
6 свойство:
7 свойство:
8 свойство:
9 свойство:
10 свойство: – теорема сложения.
11 свойство:
12 свойство: , где (n/2 – целая часть числа n/2)
13 свойство:
14 свойство: при x>-1/4 справедливо , где (n/2) целая часть числа n/2, при x=-1/4 по правилу Лопиталя
Разработка по теме: «Основные формулы комбинаторики»
Цель: ввести основные формулы комбинаторики. Уметь решать примеры и задачи с использованием этих формул.
Метод проведения занятия: Лекция, с элементами самостоятельной работы учащихся.
План занятия:
- Орг. Момент;
- Актуализация опорных знаний (повторение);
- Объяснение;
- Закрепление (решение примеров, использование ранее изученных формул).
- Дом. задание.
Ход урока:
- Комбинаторика изучает, количества комбинаций, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы, заданного конечного множества. При решении комбинаторных задач часто используют формулы комбинаторики. Рассмотрим наиболее употребительные из них.
Вопрос: Вспомните базовые понятия комбинаторики, с которыми вы познакомились на прошлом занятии.
Ответы:
- Перестановка.
- Размещение.
- Сочетание.
- Перейдем к решению задач:
- Сколько трехзначных чисел можно составить из чисел 1, 2, 3, если каждая цифра входит в изображение только один раз? (P3=6)
- Сколькими способами можно разместить пассажиров в, четырехместной каюте?
- Сколькими способами можно выбрать 2 детали из ящика, содержащего 10 деталей?
- Закрепление формул с помощью следующих примеров:
Вычислить:
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- проверить равенство ;
- Решение уравнений с использованием формул комбинаторики.
При решении не забывать, что x – положительное число.
Задачи:
- Сколько нужно взять элементов, чтобы число размещений из них по четыре было в 12 раз больше, чем, число размещений из них по 2?
- Определить , если дано, что ?
- Итог урока:
Закрепили изученные формулы комбинаторики.
Дома:
- Вычислить:
- При встрече 16 человек обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? [ответ: ]
- Группа учащихся в 30 человек пожелала поменяться своими фотокарточками. Сколько всего карточек потребовалось для этого? [ответ: ]
- Сколько различных плоскостей можно провести через 10точек. Если никакие три из них не лежат на одной прямой, и никакие четыре не лежат в одной плоскости? [ответ: ]
Вопросы к ребятам:
- С каким разделом математики вы познакомились?
- Что изучает комбинаторика?
- Какие базовые понятия комбинаторики вы узнали?
- Понравилось ли вам изучение этой темы?
Тест по теме: «Основные формулы комбинаторики».
Цель: Выявить эффективность усвоения изученной темы.
- Комбинаторика изучает количества комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов:
- *безразлично какой природы, заданного конечного множества
- оговоренной природы бесконечного множества
- Перестановки – комбинации, составленные из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся,
- *только порядком их расположения
- хотя бы одним элементом
- Размещение – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются:
- и составом элементов, и их порядком
- *либо составом, либо их порядком
- Сочетание – комбинации, составленные из n различных элементов по m элементов, которые отличаются:
- *хотя бы одним элементом
- порядком их расположения
- Число всех возможных перестановок имеет обозначение и формулу для вычисления:
- *
- *
- Число всех возможных размещений вычисляется по формуле:
- *
- Для того, чтобы найти число сочетаний надо воспользоваться формулой:
- *
- Число размещений, перестановок и сочетаний связаны равенством:
- *
- Число размещений из 10 элементов по 3 равно:
- 360
- *720
- 5040
- Число сочетаний из 12 элементов по 6 имеет следующее значение:
- 720
- 1024
- *924
«Звездочкой (*) отмечены верные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок«ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» с презентацией.
Урок «ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ПО КИСЛОТНО-ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ ЕГО СОЕДИНЕНИЙ. АМФОТЕРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ» разработан для учащихся 9 класса. На этом уроке повторяются основные знания ...
Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий....
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.
Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для активизации и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по техноло...
«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Железо – химический элемент побочной подгруппы периодической системы химических элементов.
Комбинированный урок с применением ЭОР....
Множество. Элементы множества. Число элементов множества.
Задания для интерактивной доски SmartBoard, которые познакомят учащихся с понятиями "множество", "элемент множества"; научат определять число элементов множества и принадлежность элементов заданному м...