График линейного уравнения с двумя переменными
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме
План - конспект урока с презентацией. Урок формирования умений и навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 475.5 КБ |
план - конспект урока | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Саратовский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Кафедра математического образования
График линейного уравнения
с двумя переменными
Творческая работа
слушателя курсов повышения квалификации
по ДПОП «Школьное математическое образование: организационные,
содержательные и методические аспекты развития»
учителя математики МОУ «СОШ с. Брыковка
Духовницкого района Саратовской области»
Шабановой Татьяны Александровны
Саратов 2011
Модель урока математики.
Учебный план 5 часов в неделю
Класс 7
Тема: График линейного уравнения с двумя переменными.
УМК: алгебра 7 класс, под редакцией С.А. Теляковского
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Характеристика класса: в классе 5 обучающихся, из них учебный настрой, мотивация на учебную деятельность, интерес к предмету прослеживается у всех обучающихся.
Успеваемость и качество знаний - 100%.
Цели урока: выработать у обучающихся умение строить графики линейного уравнения с двумя переменными, решать задачи, используя при составлении математической модели две переменные;
развивать познавательные навыки обучающихся, критическое и творческое мышление; воспитание познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе.
Этапы урока и их содержание | Время (мин) | Деятельность |
учителя | обучающегося |
I. Организационный этап. | 1-2 | Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие учебных принадлежностей) | Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку. Записывают число в тетрадях. |
II. Постановка цели | 1 | Сообщает цель урока |
III. Проверка домашнего задания | 1-2 | Проверка домашнего задания, используя слайды презентации. | Сообщают о выполнении домашнего задания. Проверяют правильность его выполнения. |
IV. Выполнение упражнений | 20 | Демонстрирует слайды с заданиями, задает вопросы. Оказывает помощь при необходимости. Оценивает качество и правильность выполнения решения. Следит за речью обучающихся. | Выполняют решение на доске с подробным объяснением. Записывают в тетрадь, отвечают на вопросы учителя. |
V. Контроль сформированности умений и навыков | 10-15 | Инструктаж по выполнению работы. С помощью мультимедийного проектора осуществляет проверку. | Выполняют задания самостоятельной работы. Выполняют проверку с экрана. |
VI. Домашнее задание | 1-2 | Сообщает домашнее задание. Отвечает на вопросы обучающихся. | Изучают содержание домашнего задания, задают вопросы по его выполнению. Записывают его в дневники. |
VII. Подведение итогов урока | 2-3 | Предлагает сделать анализ своей работы на уроке. Задает вопросы. | Обсуждают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о своих достижениях на уроке. |
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем улыбнуться друг другу, чтобы наше настроение на уроке было отличным. Садитесь. Откройте тетради и запишите число и классную работу.
- Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем строить графики линейного уравнения с двумя переменными,
решать задачи, используя при составлении математической модели две переменные.
Постарайтесь быть настойчивыми и целеустремленными при выполнении заданий.
- Проверка домашнего задания.
Разбор нерешенных заданий (если они имеются).
1045(б,в) точки В и С не принадлежат графику уравнения.
1048 (б,д,е) (слайд 2, 3,4)
- Выполнение упражнений.
Устные упражнения:
(слайд 5)
1) Из предложенных уравнений выбрать линейное уравнение с двумя переменными:
А) 3х – у = 14
Б) 5у + х² = 16
В) 7ху – 5у = 12
Г) 5х + 2у = 16
Ответ: а, г.
Дополнительный вопрос: Какое уравнение с двумя переменными называется линейным?
Ответ: ах + ву + с = 0
(слайд6 )
2) Выбрать точку, которая принадлежит графику уравнения 2х + 5у = 12
А(-1; -2), В(2; 1), С(4; -4), D(11; -2).
Ответ: D(11; -2).
Дополнительный вопрос: Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?
Ответ: прямая.
(слайд7)
3) Найдите абсциссу точки Р(х; -2), принадлежащей графику уравнения 12х – 9у = 30.
Ответ: х = 1.
Дополнительный вопрос: Что называется решением уравнения с двумя переменными?
Ответ: решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Работа у доски и в тетрадях.
1) Постройте график функции 3х + у – 7 = 0.
(1 обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях.)
Ответ обучающегося: выясним, что представляет собой график данного уравнения. Выразим переменную у через х: у = - 3х + 7. Формулой у = - 3х + 7 задается линейная функция, графиком которой является прямая. Так как уравнения 3х + у – 7 = 0 и
у = - 3х + 7 равносильны, то эта прямая является и графиком уравнения 3х + у – 7 = 0. прямая определяется двумя точками. Найдем координаты двух точек прямой: если х = 0, то у = 7; если х = 2, то у = 1. Отметим точки (0;7) и (2;1) на координатной плоскости и проведем через них прямую. Эта прямая и есть график функции 3х + у – 7 = 0.
2) Постройте график функции 2х – 5у + 1 = 0.
Ответ обучающегося аналогичен предыдущему.
3) Найдите значение коэффициентов а и с в уравнении ах – 3у +с = 0, если известно, что
каждая из пар чисел (-3;0) и (0;2) является решением уравнения.
(1 обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях.)
Ответ обучающегося: Если пары чисел являются решением уравнения, то они обращают
это уравнение в верное равенство. Следовательно а(-3) - 3·0 + с = 0 и а·0 - 3·2 + с = 0
решим данные уравнения
-3а + с =0 -6 + с = 0
с = 6
- 3 а + 6 = 0
а = 2 Ответ: а = 2, с = 6.
4) Решение задачи с помощью математической модели.
Иванов и Петров посадили на своих садовых участках яблони, причем Петров посадил яблонь в 2,5 раза больше, чем Иванов. На следующий год они увеличили число яблонь (подсадили новые саженцы), причем у Иванова стало яблонь в 3 раза больше, чем было, а у Петрова в 2 раза больше, чем было. В итоге у них вместе стало 16 яблонь. Сколько яблонь посадили Иванов и Петров в первый год?
Решение.
(задачу решает у доски обучающийся с необходимыми комментариями учителя)
Первый этап. Составление математической модели. Пусть х — число яблонь, посаженных в первый год Ивановым, а у — число яблонь, посаженных в первый год Петровым. По условию задачи у = 2,5х.
Здесь целесообразно умножить обе части уравнения на 2, получим: 2у = 5х. Это уравнение перепишем в виде:
5х-2у = 0. (1)
Далее, на второй год Иванов увеличил число саженцев на своем участке в 3 раза и, значит, у него стало Зx яблонь. Петров увеличил число саженцев на своем участке в 2 раза, т. е. у него стало 2у яблонь. По условию у обоих в сумме стало 16 яблонь, т. е. Зх + 2у= 16.
Перепишем это уравнение в виде
3x + 2у - 16 = 0. (2)
Математическая модель задачи готова, она состоит из двух линейных уравнений с двумя переменными х и у — из уравнений (1) и (2). Обычно в таких случаях уравнения записывают одно под другим и используют специальный символ — фигурную скобку:
Второй этап. Работа с составленной моделью. Интересующая нас пара чисел (х; у) должна удовлетворять и уравнению (1), и уравнению (2), т. е. интересующая нас точка (х; у) должна лежать как на прямой (1), так и на прямой (2). Для этого построим прямую (1), затем прямую (2) и найдем точку пересечения этих прямых.
(слайд 8)
1) строим график уравнения 5х - 2у = 0. Если х = 0, то у = 0; если х = 2, то у = 5. Проведем через точки (0; 0) и (2; 5) прямую I.
2) строим график уравнения Зx + 2у - 16 = 0. Если х = 0, то у = 8; если х = 2, то у = 5. Проведем через точки (0; 8) и (2; 5) прямую II.
3) прямые 1 и 2 пересекаются в точке (2; 5), т. е. х = 2, у = 5.
Третий этап. Ответ на вопрос задачи.
Спрашивается, сколько яблонь посадили в первый год Иванов и Петров, т. е. чему равны х и у?
Ответ: в первый год Иванов посадил 2 яблони, а Петров — 5 яблонь.
- Самостоятельная работа.
(с последующей проверкой слайд 9, проверка 10-14 )
Вариант 1.
1. Какие из пар чисел (1;1), (6;5), (9;11) являются решением уравнения 5х – 4у - 1 =0?
2. Постройте график функции 2х + у = 4.
3. Найдите точку пересечения двух прямых х – у =1 и х + 3у = 9.
Вариант 2.
- Какие из пар чисел (1;1), (1;2), (3;7) являются решением уравнения 7х – 3у - 1 =0?
- Постройте график функции 5х + у – 4 = 0.
- Найдите точку пересечения двух прямых х – 2у = 6 и 3х + 2у = -6.
- Домашнее задание.
№1049 (а,б) построить графики уравнения аналогично заданиям на уроке.
№ 1051 (для решения задания нужно выразить переменную у через х и найти ее значение.)
Решить задачу, составив математическую модель, выделив три этапа.
Разность двух чисел равна 3, а уменьшаемое больше вычитаемого в 4 раза. Найдите эти числа.
- Подведение итогов урока.
Ребята, я предлагаю вам сделать анализ своей работы на уроке. Для этого ответьте на вопросы:
Какую цель мы ставили для себя в начале урока?
Достигли ли вы этой цели?
Какие трудности возникали на уроке?
Оцените работу друг друга и свою.
Спасибо за урок! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по алгебре в 7 классе. "График линейного уравнения с двумя переменными"
Урок в 7 классе. Тип урока: объяснение новой темы....
Методическая разработка для урока алгебры в 7 классе по теме «Построение графика линейного уравнения с двумя переменными»
Методическая разработка для урока алгебры в 7 классепо теме «Построение графика линейного уравнения с двумя переменными» Федотова Е.А., учитель математики...
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"...
График линейного уравнения с двумя переменными
Обобщающий урок алгебры в 7-м классе с применением информационных технологий по теме "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с 2-мя переменными"Цели урока:проверить прочнос...
график линейного уравнения с двумя переменными
Урок изучение нового материала...
График линейного уравнения с двумя переменными.
Презентация из 12 слайдов по алгебре для 7 класса....
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика уравнения ах + ву = с, где а≠0 и в≠0."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о графике линейного уравнения с двумя переменными; научить строить такие графики.Задачи:Отрабатывать знания, умения, навыки у дете...