Интегрированный урок в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Ефимова Наталия Вячеславовна

Авторы: Ефимова Н.В., учитель математики МБОУ»СОШ №24» г.Чебоксары, Орлова А.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ Центр образования «Школа здоровья» №1858 г.Москва

В материале представлен конспект интегрированного урока, презентация и карта самодиагностики урока . 

Предметы: математика и русский язык

Форма урока: урок - сказочное путешествие

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (обобщающего повторения)

Цели  урока: 1) Повторить  умения выполнять арифметические действия с натуральными числами;

2)Научить связывать современные и устаревшие единицы измерения;

3)Способствовать развитию разговорной диалогической речи, расширению литературного и лингвистического кругозора и словарного запаса учащихся;

4)Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, находить межпредметные связи;

5)Развитие познавательного интереса учащихся;

6)Содействовать формированию  способностей учащихся к творческой художественно-эстетической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_5_klass.rar350.6 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Интегрированного  урока в 5 классе

по теме «Действия с натуральными числами»

Авторы: Ефимова Н.В., учитель математики МБОУ»СОШ т№24» г.Чебоксары

Орлова А.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ Центр образования «Школа         здоровья» №1858 г.Москва

Форма урока: урок - сказочное путешествие

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (обобщающего повторения)

Цели  урока: 1) Повторить  умения выполнять арифметические действия с натуральными числами;

2)Научить связывать современные и устаревшие единицы измерения;

3)Способствовать развитию разговорной диалогической речи, расширению литературного и лингвистического кругозора и словарного запаса учащихся;

4)Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, находить межпредметные связи;

5)Развитие познавательного интереса учащихся;

6)Содействовать формированию  способностей учащихся к творческой художественно-эстетической деятельности

Оборудование: ТСО, портреты сказочных героев, иллюстрации к сказке в мультимедийном сопровождении, карточки с заданиями, мольберт, листы ватмана, маркеры, пазлы.

Оформление кабинета: группировка рабочих мест, декорации 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учителя приветствуют учащихся, сообщают тему урока, место данного урока  в системе уроков по данной теме.

1.В одном сказочном городе жили малыши. Самым главным из них был Знайка. Его прозвали Знайкой потому, что знал он очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. В этом же городе жил известный, доктор Пилюлькин, который лечил малышей. Он всегда ходил в белом халате,  а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. А также две любознательные малышки: Гаечка и Мушка. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Привет, Мушка!

-Привет, Гаечка!

-Ты слышала, Мушка, Знайка изобрел машину времени!

-Как интересно! Как увлекательно! Как загадочно!

Их разговор подслушивает Незнайка, который стоит рядом.

-Еще чего! Машину времени! Подумаешь! А вот пойду и первый ее увижу.

Незнайка подходит к дому Знайки, заглядывает в окно и видит, что Незнайка спит. Открывает дверь, заходит в комнату, подходит к компьютеру.

-А, вот он, агрегат! Это, наверное, и есть машина времени. Ну-ка, посмотрим (подходит к компьютеру и нажимает на клавиши ). Слышен голос за сценой:

-Дорогой пользователь! Вас приветствует машина времени поколения АДХ-2006.При правильном выполнении команд, вы можете свободно путешествовать во времени и пространстве.

- Выполните команду 1:запишите три трехзначных числа. Ваша конечная станция-«Будущее».

Незнайка:

-Трехзначных? (чешет в затылке). Это я не помню.

Голос из машины:

-Выполните команду 2: Запишите 5 натуральных чисел. Ваша станция-«Прошлое».

Незнайка:

-Натуральных? Это я не знаю.

Голос из машины:

-Выполнения команд не требуется для посещения станции «Виртуальная реальность» нажмите кнопку «ПУСК».

           Незнайка выполняет команду, все коротышки переносятся в виртуальную реальность (слышен бой часов)

2.Все оглядываются, испуганно восклицают:

-Куда это мы попали?

Знайка:

- Похоже, мы попали в виртуальную реальность.(На экране слайд 1)

Незнайка:

- В виртуальную чего? А вообще-то ,есть очень хочется. А, вот тут и про вилочки написано- подходит к большому камню с надписью, читает : «До раз  вилки три версты»

Знайка:

-Да разве ж это про вилки? Здесь какой-то грамотей постарался.

Гаечка:

-Вилка-это столовый прибор.

Мушка:

-Вилка служит для того, чтобы включать электроприборы в розетку.

Знайка:

-Не спорьте, девочки. Каждый из вас по-своему прав, поскольку вилка-слово многозначное. Но здесь речь не про вилку. Развилка-это                                 

Винтик и Шпунтик хором:

-Ну, с развилкой мы поняли. А как туда добраться?

Знайка морщит лоб и поправляет на носу очки:

-Жалко, что нет под рукой компьютера. Придется прибегнуть к подручным средствам (достает из огромного кармана энциклопедию). Т-а-ак, посмотрим, что тут у нас пишут:(читает вслух словарную статью.)Верста-

Винтик и Шпунтик:

-Ну, теперь все понятно. Значит три версты -это  

Незнайка удивленно глядит на всех по очереди.

Доктор Пилюлькин (Незнайке):

-А кому-то не помешает наверстать упущенное. (Незнайка краснеет и опускает голову).

Винтик и Шпунтик:

-Придется версты мерять шагами.

 Доходят до развилки(под музыку)

Мушка и Гаечка устало:

-А куда же дальше?

Знайка:

-Похоже, нас ждет новое испытание (подходит к указателю).(На экране выходит слайд2 с развилкой)

Доктор Пилюлькин:

-В болото мы точно не пойдем.

Винтик и Шпунтик:

-В пустыне мы точно пропадем.

Незнайка:

-Посмотрим третий указатель. К чему он приведет, нам предстоит выяснить, решив математический ребус: каждой букве алфавита соответствует результат соответствующего примера

На указателе написаны задания (Выходит слайд 3 с заданием )

249638-83554  

128-36

665247-629659

123∙0

23617+85086

166-(66+17)

(245+38)-145

(418-318)∙40

Ч (83305)

Л(92)

А (35588)

Х (0)

Я (108703) К (83)

Н (138)

М  (4000)

137-(37-18)

398+713+202

5∙19+10∙2

50∙121∙2

(24∙32):8

15:х=15∙х,    х=?

14∙5+20∙5

(40-23):(27:27)

О (118)

Г (1313)

Ф  (115)

С (12100)

У (96)

Ш  (1)

З (240)

Ы (17)

1

83

118

92

35588

ш

к

о

л

а

12100

83

35588

240

118

83305

138

17

0

с

к

а

з

о

ч

н

ы

х

138

35588

96

83

н

а

у

к

Ребята решают примеры и складывают надпись: «Школа сказочных наук».  (На экране выходит правильная надпись- слайд 4)

Путешественники подходят к дому в виде китайской пагоды с надписью: «Школа сказочных наук».(Слайд5) Навстречу выходят 2 человека в одеждах звездочета, которые идут к ним.

Знайка:

-Добрый день.

-Добрый день, молодые люди. Мы – магистры школы сказочных наук - Косинус и Грамматикус. Что привело вас к нам?

Знайка:

-Дело в том, что, как бы это сказать, мы попали сюда из другого времени.

Незнайка:

-Совершенно случайно.

Все хором:

-И очень бы хотели вернуться домой.

Знайка:

-Может быть, вы могли бы нам помочь?

Магистр Косинус:

- Задача трудная, но выполнимая. Для ее решения нужно применить все свои знания.

Магистр Грамматикус:

- Попав сюда из будущего, вы повредили пространственно-временное зеркало, которое украшало вход в нашу Школу и хранило тайны нашей мудрости. (Слайд6) Собрав его кусочки, вы прочтете на нем надпись. Она и будет вашим пропуском домой.

Магистр Косинус:

-Посмотрите, перед вами 7 дверей.(Слайд 7) Открыв каждую из них, вы получаете

кусочек разбитого зеркала. Чтобы его получить, необходимо решить задачу.

Магистр Грамматикус:

-Учтите: задания усложняются при переходе от одной двери к другой. Но последовательность открытия дверей подчиняется определенному принципу. Для того, чтобы открыть первую дверь - угадайте принцип. Принцип основан на фразе, в которой зашифрована  последовательность.

Ребята смотрят на двери и по очереди называют их цвета ( все цвета радуги).

Гаечка и Мушка вместе:

-Так это же цвета радуги!

Знайка:

-Существует фраза для запоминания цветов радуги: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Каждый –К(все хором) -красный, охотник-О-оранжевый, желает-Ж-желтый, знать-З-зеленый, где-Г-голубой, сидит-С-синий, фазан-Ф-фиолетовый. На экране появляется эта надпись. (Слайд8)

После этого открывается первая дверь.(музыка)(Слайд9)

Магистр Косинус:

-Молодцы! С первым заданием вы справились легко. А теперь перед вами второе. (задание появляется на экране-слайд10-11).

Гаечка с Мушкой (после обсуждения решения):

-Значит, арбуз стоит 18 рублей. На экране появляется верный ответ.(Слайды12, дверь открывается-слайд13)

Косинус вручает второй осколок зеркала, все радостно кричат.

Вваывава

Авваыва

авыва

Магистр Грамматикус:

-Перед вами четвертая дверь. Тот ключ к заветной двери подберет, кто назовет пословиц верный ход. (появляется слайд с заданиями17 на экране, после верного ответа добавляется вторая часть каждой строчки-слайд 17)

1.Наука-это ствол баобаба, который…не обнять одному человеку.

2.Маленькое дело лучше большого безделья.

3. Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах  (Слайд 18).( Незнайка: « В очках»)

4. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

5. Одна голова хорошо, а две лучше.( Слайд19 ) .(Доктор Пилюлькин: «А без головы совсем плохо»).

6. Один за всех, и все за одного.

7. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Слайд 20).(Винтик и Шпунтик: «Ни одного не поймаешь! Сами на охоту ходили, знаем.)

8. Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Гаечка с Мушкой: « И пять раз примерь». Незнайка: « Нет, девочки, пословица советует к любому делу готовиться тщательно: один раз отрежь»).

9. Старый друг лучше новых двух.(Слайд 21)  (отвечает Незнайка).

10. Делаешь наспех-(хором: Сделаешь наспех).

Четвертая дверь открывается.(Слайд22) Грамматикус вручает третий осколок зеркала.

Магистр Косинус:

-Пятая вас ожидает дверь, найди ошибку, ход решения проверь(Слайд23)

40  │  8                                  проверка:    8

  1.   41                                                   ×41

  8                                                                8

  8                                                           + 32

  0                                                              40

Знайка отвечает:

-В делении допущена ошибка, т. к. остаток должен быть меньше делителя. А в примере он равен делителю. При умножении тоже допущена ошибка. При умножении на 4 результат должен быть записан под соответствующим разрядом. (Слайд24)

Открывается дверь пятая (слайд 25)

Магистр Грамматикус:

-Шестую дверь не торопясь открой, за нею каждого встречает насекомых рой.

На экране появляется задание (Слайд26):

Мальчик собрал в коробку пауков и жуков – всего 8 штук. Если пересчитать, сколько всех ног в коробке, то окажется 54 ноги. Сколько же в коробке пауков и сколько жуков?

Незнайка:

-А сколько же ног у паука и сколько у жука?

 Доктор Пилюлькин:

-Элементарно! У паука 6 ног, а у жука-8.

Коротышки долго совещались, перебирали решения и доктор Пилюлькин ответил:

-5 жуков и 3 паука!

Магистр Грамматикус:

-Молодцы, (появляется слайд 27 с верным ответом) и эта дверь открыта вами!

(слайд 28)- он отдает им шестой осколок магического зеркала.

Магистр Косинус:

-Прогулка по бульвару лип седьмую дверь вам отворит. (Слайд29 с заданием) 

…..

После того как коротышки произносят верный ответ, на экране появляется слайд30      

-Теперь и седьмая дверь открыта (слайд 31)

Магистр Грамматикус:

-Вы успешно преодолели все испытания.

Магистр Синус:

- И обнаружили отличные знания.Теперь дело за малым: соберите осколки разбитого зеркала, прочитайте магическую фразу-и вы уже дома.

После того как путешественники склеивают все осколки зеркала и переворачивают его, то на обратной стороне читают: Ствол ученья горек, а плод сладок.

Затем передают его магистрам, на экране появляется слайд32. Попрощавшись  с магистрами, взявшись за руки произносят магическую фразу (играет космическая музыка) и оказываются в настоящем времени.

Путешественники оглядываются кругом. Гаечка и Мушка:

-А хорошо все-таки в нашем городе.

Незнайка:

-А я навсегда запомню магическую фразу и больше никогда не буду пропускать школу.

  1. Задание на дом.

  1. Подведение итогов.

Учащимся выставляются оценки, предварительно комментируя каждую. Затем учащимся раздаются карточки самодиагностики, объясняются правила их заполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Все действия с натуральными числами"

Урок в малокомплектной сельской школе с применением информационно - коммуникативных , игровых и здоровьесберегающих технологий....

Урок математики в 5 классе" Все действия с натуральными числами".

Урок - закрепление знаний, посвященный 70-летию битвы за Москву. Урок с использованием презентации РР и маршрутного  листа....

Интегрированный урок математики в 5 классе. Тема «Действия с натуральными числами»

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучен...

Конспект урока математики 5 класс Все действия с натуральными числами

На уроке использовала ИК-технологии, здоровье сберегающие технологии. Содержит в качестве приложения презентацию.Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.Формы и приёмы работы по ...

Урок в 5 классе "Совместные действия с натуральными числами"

Открытый урок в 5 классе на все действия с натуральными числами. Обобщающий урок по теме с целью "Узнать на сколько усвоен материал"...

Конспект урока "Путешествие в сказку" (Действия с натуральными числами) 5 класс

Урок математики  в нетрадиционной форме с приложением тематической презентации....