Задачи на вычисление площадей и объемов
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
представлен паспорт учебного проекта, реализованного на межпредметном уроке истории и математики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molgacheva._proekt_istor.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
«Задачи на вычисление площадей и объемов»
Руководители (авторы) проекта | Светлана Валериановна Молгачева, учитель математики (1 кв. категория) Марина Александровна Десятникова, учитель истории (высшая кв. категория) |
Образовательное учреждение | МОУ Лаишевская СОШ г.Ульяновска |
Год разработки | Март 2011 г. |
Опыт использования | на уровне школы |
Консультанты проекта | Преподаватель МХК – Лисюкова Лариса Васильевна |
Учебные предметы | Математика, история Древнего мира, |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Изобразительное искусство |
Участники | 5 класс |
Режим работы учащихся | проект урочно-внеурочный |
Темы учебно-тематического плана предметов | математика— «Площади и объемы» и «Задачи на вычисление площадей и объемов » история Древнего мира - «Искусство Древнего Египта», «В городе богини Афины», «Семь чудес света». |
Каково место в учебном процессе | Является частью цикла уроков по математике: «Площади и объемы». Цикл представлен темами: -«Формулы» - «Площадь. Формула площади прямоугольника» - « Единицы измерения площадей» - «Прямоугольный параллелепипед» - «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда» Повторение и закрепление знаний по истории Древнего мира: архитектурные сооружения Древнего Египта и Древней Греции. |
Тип проекта | по характеру результата – информационно - исследовательский; по профилю знаний – межпредметный; по характеру координации – с открытой (явной) координацией; по числу участников – групповой; по уровню контактов – внутришкольный; по продолжительности – среднесрочный (2 -3 недели) |
Продукты проекта | Мультимедийные материалы к презентациям: «Математика- наука древняя», «Пирамиды Древнего Египта»,, «Храмы Древней Греции» , «Чудо света - Фаросский маяк» «Старинные меры длины, массы». Сборник: Задачник задач по теме «Площади и объемы» с использованием сюжетов из истории архитектуры Древней Греции и Древнего Египта |
Педагогическая цель проекта | Воспитание уважительного отношения к мировой истории и культуре |
Задачи | - развитие познавательной активности и предметной математической компетентности; - формирование целостного представления о достижениях древнегреческих архитекторов; - развитие интереса к истории возникновения и развития математики и архитектуры |
Какие компетентности формирует: | Коммуникативная компетентность: -совершенствование навыка работы в группе; - умение работать на результат; - умение доказывать собственное мнение; - умение вести диалог; Учебно-познавательная компетентность: - умение применять формулы, соответствующие единицы измерения при решении задач; - умения составления схемы решения задач; - развитие кругозора и математической речи на основе понятий; Речевая компетентность: - презентационные умения и навыки (уверенность в монологе) - умения использовать средства наглядности; - учиться высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение; Информационная компетентность: --умение добывать нужную информацию; --умение использовать доступные источники информации (справочники, учебники, словари, СМИ), - умение использовать ИКТ; - развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале; - формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия. Общекультурная компетентность - знакомство с памятниками культуры Древнего мира, с выдающими людьми того периода, старинными мерами длины, массы. |
Основополагающие и проблемные вопросы учебной темы | - Какими математическими знаниями обладали архитекторы и строители в странах Древнего мира? - Какие открытия и изобретения древних ученых используются в наше время? - Почему многие архитектурные памятники этого периода называют «чудесами света»? |
Виды презентации результатов | Демонстрация мультимедийных материалов; сообщения учащихся |
Материально-техническое обеспечение | Компьютер, доступ в Интернет, сканер, принтер, проекционная система. Бумага, папки с файлами и др. |
Учебно-методическое обеспечение | Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и другие. Математика: учебник для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2008г. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира.- М., Просвещение, 2010 |
Информационные источники | Интернет- ресурсы Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. – М.: Эксмо, 2009. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов/ Пер.. К.Мишиной, А. Зыковой. – М.: Эксмо, 2004. Коровкин В.Ф. Атлас по истории Древнего мира, М.: Просвещение, 1972 г. |
Роли в проектной группе | 5 групп по 4 человека. лидер—наиболее подготовленный ученик, способный анализировать и направлять работу группы; аналитики— 2 ученика, выполняющие обработку найденного материала, секретарь—ученик, обладающий навыками оформления результата в печатном варианте и выполнения презентации. |
Самостоятельные исследования учащихся | - подготовка презентаций «Математика- наука древняя», «Пирамиды Древнего Египта», «Храмы Древней Греции» , «Чудо света- Фаросский маяк» - выборка нужной информации из исторических источников и текстов; -составление задач на вычисление длин, площадей, объемов; -составление таблицы «Старинные меры длинны и массы»; - изготовление макетов (прямоугольного параллелепипеда, пирамиды) |
Аннотация проекта, значимость в учебном процессе | Актуальность: Составление и решение задач на вычисление площадей и объемов, в которых используются данные об архитектурных сооружениях Древнего мира, позволяет не только углубить знания пятиклассников по математике и истории , но и создать целостное представление об уникальности древних сооружений . Кроме того, при таком подходе вполне успешно формируется представление учащихся о практической направленности математики, что позволяет: -развивать умение анализировать исторические источники, делать выводы. - формировать навыки поиска различных способов и методов решения практических задач; - формировать умения и навыков решения задач на нахождения длины, площади, объема фигуры. Значимость на уровне школы, социума --возможность использования мультимедийных продуктов на уроках и внеклассных мероприятиях и в других классах (ИЗО, МХК). Личностная ориентация - развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности, - развитие у учащихся познавательного интереса, творческой активности - формирование навыков работы в группах. |
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
На уроке математике по теме «Единицы измерения площадей» учащиеся с помощью учителя определяют тему и цель исследования, сроки работы над темой, делятся на рабочие группы по 5 человек.
Этап планирования
Учащиеся конкретизируют задачи исследования, определяют источники информации из курса истории Древнего мира (Древняя Греция, Древний Египет) и определяют темы будущих презентаций: «Математика – наука древняя», «Пирамиды Древнего Египта»,,
«Храмы и пирамиды Древней Греции» , «Чудо света - Фаросский маяк».
Ученики распределяют роли и обязанности в группах, каждый ученик обозначает свой будущий вклад в исследование. Учителя дают рекомендации по подбору специальной литературы и по алгоритму работы с источниками.
Организация и проведение исследования
Каждая группа готовит по своей теме презентацию, составляет задачи на вычисление длин, площадей, объемов с использованием информации из истории архитектуры Древней Греции и Древнего Египта, подбирает информацию для составления таблицы «Старинные меры длины и массы», изготавливает макеты прямоугольного параллелепипеда или пирамиды (по теме исследования).
Эта работа проходит во внеурочное время: работа в библиотеке с учебной и справочной литературой, использование информационного пространства в Интернете, консультации учителей-предметников.
Представление результатов проекта
Проходит в марте на уроке математике по теме «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда».
После вводного слова учителя о значении математических знаний для развития мировой материальной культуры группы 1 выступает с презентацией «Математика- наука древняя», всему классу предлагается решить 1-2 задачи, составленные этой группой для сборника задач по теме «Площади и объемы».
Учитель ставит проблемный вопрос «Почему многие архитектурные памятники этого периода называют «чудесами света»?».
Участники групп выступают перед классом с презентациями (делают сообщения и демонстрируют мультимедийные материалы): «Пирамиды Древнего Египта», «Храмы Древней Греции», «Чудо света - Фаросский маяк».
По плану урока также предусматривается решение 2-3 задач по теме каждой презентации. Этот этап урока завершается ответами учащихся на поставленный ранее проблемный вопрос.
На этапе закрепления полученных знаний на уроке предполагается работа со справочником «Старинные меры длины, массы», собранным в результате совместной работы всех групп и составление задач с использованием материалов справочника. Учитель оценивает содержание задач и правильность выполнения решений.
В конце урока, подводя итог, учащиеся отвечают на вопросы «Какие открытия и изобретения древних ученых используются в наше время?»; «Какие изменения произошли в мерах измерения длины и веса?»
Рефлексия результатов работы над проектом
Оценка деятельности учащихся (определение индивидуального и группового вклада в решение проблемы)
По математике:
- лидеры творческих групп ставят предварительные оценки за участие в исследовательском процессе,
- учитель выставляет окончательные оценки за активность и качество представления результатов работы.
По истории:
- учитель оценивает качество представленной информации в презентациях и поощряет членов групп, которые наиболее успешно работали с историческими источниками.
Рефлексия: в конце урока учащимся предлагается определить свое отношение к участию в проекте цветными жетонами, которые прикрепляются к специально подготовленному изображению египетской пирамиды:
Красный - «мне было все понятно, я чувствовал себя успешным»;
Оранжевый - «иногда я испытывал затруднения, но все же было интересно работать»;
Желтый - «мне было трудно работать в группе и на уроке, но я старался выполнять свои задания»;
Белый – «мне не был интересен урок, и мне не хотелось работать в группе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Решение задач на вычисление площади прямоугольника"
Урок "Решение задач на вычисление площади прямоугольника", рассчитан на учащихся 5 класса....
Урок математики в 8 классе по теме "Решение текстовых задач, требующих вычисления площади".
«Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит, прежде всего в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явл...
Презентация. Решение задач на вычисление площадей четырехугольников.
Данная презентация содержит задачи на вычисление площадей многоугольников: прямоугольника, параллелограмма, а также треугольника, трапеции с применением свойств площадей многоугольников, свойств...
Решение задач на вычисление площадей фигур.
Вашему вниманию представлена презентация к уроку геометрии по теме " Решение задач на вычисление площадей фигур". Материал можно использовать на уроках обобщения и повторения главы " Площа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Математика» открытого урока Тема: «Вычисление площадей и объемов многогранников и тел вращения»
В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования практического занятия по математике, показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение раз...
Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР" 5 класс
Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР", 5 класс...
Материалы для проведения текущего контроля по теме «Применение интеграла для вычисления площадей и объемов» 20
Предлагаемые материалы для проведения текущего контроля по теме: «Применение интеграла для нахождения площадей и объемов» предназначено для студентов 1-го года обучения по специально...