«Не думай о минутах с высока…»
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Скафтымова Кристина Владимировна

Хочу поделиться своим опытом подготовки девятиклассников к ГИА.Данный метод работы подходит для факультатива.

Ключевые идеи опыта:

·         Работа на «скорость»

·         Поиск оптимального решения

·         Высокая концентрация внимания

·         Повышение интереса к изучению математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rosatom.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Скафтымова Кристина Владимировна.

«Не думай о минутах с высока…»

Цель программы:

самоконтроль времени (работа на скорость выполнения заданий),

формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск наиболее оптимальных решений (для сокращения времени решения) алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса;

формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников.

Задачи:

систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах;

развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;

формирование процессуальных черт их творческой деятельности;

продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; метод эвристических вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

развитие логического мышления и интуиции учащихся;

расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.

развитие чувства самоконтроля времени.

Ключевые идеи опыта:

Работа на «скорость»

Поиск оптимального решения

Высокая концентрация внимания

Повышение интереса к изучению математики

Современный мир – скоростной мир. Мир, который требует от нас глобальных, быстрых решений.

Одним из первых кто ведет детей в жизнь - учитель. Работа учителя заключается не только в обучении своему предмету, но и в том, чтобы эти знания ребенок мог затем применять, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить ключевые моменты, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования. Умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы, способность самостоятельно организовывать свой труд, способность к использованию современных информационных и иных технологий. 

Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства ребенка. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным, позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. В этом случае мы получаем хорошо подготовленных детей и как следствие – специалистов.

Данный метод помогает определить детей, желающих изучать математику и связать свое дальнейшее обучение в классах  естественно-математического профиля.

Работа с тренировочными заданиями проводится в режиме « скорости», т.е. отрабатываются задания с регистрацией времени. Например: необходимо отработать навык нахождения корней квадратного уравнения по формуле: .Я записываю на доске ряд уравнений. Задания подобраны таким образом, что через некоторое время мы доходим до уравнений, которые можно решать не только с помощью данной формулы. Анализ решенных уравнений приводит учащихся к необходимости дополнительных знаний, потребности облегчить громоздкую формулу, заменив её  более легкой. Таким образом, мы выводим формулу, когда средний коэффициент b– четное число, то , а если старший коэффициент равен 1,то мы выходим на теорему Виета. Данные знания добыты учащимися практически самостоятельно, так как роль учителя заключалась только в том, что бы направить ребят в «нужное русло».

Начинаем решать сначала медленно, затем скорость решения увеличиваем. Скорость решения увеличивается за счет отработки и доведения до автоматизма знания формулы. Ближе к концу занятияна доску вывешиваю  заранее заготовленный список детей. Я постепенно втягиваю детей в своеобразные соревнования: кто быстрее решит уравнение. У первой  пятерки учеников, закончивших задание, регистрирую время на доске. Затем  быстро проверяю их решения и если все решено правильно, то время записанное на доске оставляю, в противном случае – зачеркиваю и рекомендую найти ошибку в своем решении. Ребята, которые быстро и правильно справились с заданием, помогают с решением остальным.Затем «соревнование» повторяется. Постепенно задания усложняются, однако, как показывает опыт, время практически остается неизменным, т.к.  в процессе усложнения заданий на основании полученных результатов делаем вывод новых формул, которые способствуют сокращению времени решения. В конце занятия ученикам с наилучшими показателями времени и правильностью выполнения заданий выставляются оценки.

Данный вид работы заставляет «расшевелить» класс. Здоровый дух соперничества помогает всем ребятам включиться в работу. Кроме того, такой вид деятельности помогает при подготовке к ГИА в новой форме, так как время на решение модулей ограничено.

Данная методика развивает быструю концентрацию внимания, сосредоточение на выполнении задания, нахождения наиболее простого приема решения поставленных задач. Достижение цели: быстрого и компактного решения заставляет ребят искать, анализировать, находить и применять новые методы решения. Все это углубляет и укрепляет знания, т.к. ничего так хорошо не запоминается, как знания добытые самим учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Там, где думают одинаково - никто не думает слишком много..."

        В данной статье, я раскрываю свой опыт работы на уроках истории, обществознания с помощью одной из интересных технолий - критическое мышление....

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Логопедический проект "Думаю - говорю, говорю - думаю"

Логопедический проект«Думаю-говорю, говорю-думаю»Цели проекта- совершенствовать традиционные методы и приемы работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической ра...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...