Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ по математике
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ikt_pri_ege.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных технологий как средства повышения качества при сдаче ЕГЭ по математике.
Математика является не только очень важным учебным предметом общеобразовательной школы, но и весьма сложным, так как математическими способностями обладают не многие школьники, а обучать математической грамоте необходимо всех и единый экзамен сдают все. Кроме того, учащиеся 11 классов после окончания школы поступают в ВУЗы, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов и студентов.
Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а теперь и ГИА по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с системой применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике.
Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Одним из направлений моей работы является самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Считаю важным при подготовке к ЕГЭ:
Развитие вычислительных навыков. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю детям разные способы быстрого умножения чисел, возведения в степень и др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков с использованием компьютерной программы "Репетитор", в которую включён необходимый теоретический материал, образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ начинаю в 10 классе.
Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на двадцать крупных тем на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по математике.
№ задания в тесте | Проверяемая тема |
1 | Алгебра |
2 | Основы тригонометрии. |
3 | Логарифмы |
4 | Преобразование выражений. |
5 | Уравнения и неравенства |
6 | Рациональные и иррациональные уравнения. |
7 | Показательные и логарифмические уравнения. |
8 | Тригонометрические уравнения. |
9 | Методы решения содержательных задач. |
10 | Алгебраические неравенства и их системы. |
11 | Показательные неравенства и их системы. |
12 | Логарифмические неравенства и их системы. |
13 | Функции |
14 | Элементарное исследование функций. |
15 | Производная. |
16 | Исследование функций. |
17 | Первообразная и интеграл. |
18 | Геометрия |
19 | Стереометрия. Многогранники. Тела и поверхности вращения. |
20 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. |
Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по данным темам. Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками.
На пояснение каждой темы уходит 10-15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора,
Остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ЕГЭ. Предлагаю тест нескольким учащимся для индивидуальной работы. Этот тест тем хорош, что ученик сам может себя проверить.
Кроме этого предлагаю тесты для работы всего класса. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.
Делаю подборку заданий части В, представляю задания, используя презентацию или распечатку в виде документа. Учащимся предлагается задача, дается время на решение, а затем идет проверка по готовому решению.
Углубленное изучение тем происходит на спецкурсе “Готовимся к ЕГЭ” по программе дополнительного образования, 1 час в неделю, который посещает почти весь класс.
Учащиеся приобретают сборники по подготовке к ЕГЭ и занимаются по ним.
В сентябре одиннадцатиклассники выполняют диагностическую работу. Затем, в течение учебного года, тренировочные работы. В апреле проводим пробный экзамен. В мае последняя диагностическая работа проверяет уровень усвоения материала по данной теме.
Каждый учащийся имеет портфолио "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно мною совместно с учеником. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио имеются диагностические карты подготовки к итоговой аттестации, а также ведётся диагностика успешности учащегося.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.
С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример. Кроме этого веду Интернет-журнал оценок учащихся: выставляю оценки учащихся в журнал на сайте – значит информация всегда доступна ученику, его родителям.
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Помощниками в моей работе стали страницы сайта (http://www.alleng.ru): страницы "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия". Здесь размещены демоверсии прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Всё это позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.
Большое внимание уделяю диагностике пробелов в знаниях учащихся.
Обучаемые проходят тестирование, используя распечатанные тесты, либо в классе, либо дома. Номера ответов записываются на специальных бланках. Результаты тестирования каждого ученика сохраняются в виде файла Excel, в любое время можно вывести их на экран для сравнения с другими раннее пройденными испытаниями. Текущие результаты тестирования представляю в виде процентного отношения правильных ответов к числу испытаний по каждой ключевой теме курса математики в графическом исполнении. Результаты показываю и в цифрах.
Предлагаю образец анализа успеваемости по учебным темам ученика. Наглядно видно насколько освоена каждая тема.
Успеваемость ученика: Дифференцированное обучение организую, основываясь на данных диагностики. Таким образом, отслеживаю при подготовке к ЕГЭ, как усвоена каждая ключевая тема, в динамике и планирую свою дальнейшую работу на основе полученной информации.
Провожу диагностику всего класса по каждой теме. Например, по теме: «Показательные уравнения» видно на сколько каждый учащийся освоил данную тему.
Тема: «Показательные уравнения»
Информацию о пробелах в знаниях ученика по результатам его тестирования представляю и в другом виде (в виде таблицы). В таблице видно какие варианты тестов учащийся выполнял, на какие вопросы в каждом варианте ответил правильно (синие), а какие неправильно (красные).
Фамилия учащегося: ______________
Учебные темы | В-1 | В-2 | В-3 | В-4 |
Алгебра |
Основы тригонометрии. |
Логарифмы |
Преобразование выражений. |
Уравнения и неравенства |
Рациональные и иррациональные уравнения. |
Показательные и логарифмические уравнения. |
Тригонометрические уравнения. |
Методы решения содержательных задач. |
Алгебраические неравенства и их системы. |
Показательные неравенства и их системы. |
Логарифмические неравенства и их системы. |
Функции |
Элементарное исследование функций. |
Производная. |
Исследование функций. |
Первообразная и интеграл. |
Геометрия |
Стереометрия. Многогранники. Тела и поверхности вращения. |
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. |
Диагностика уровня обученности учащихся проводится на основе тестирования учащихся по контрольно – измерительным материалам. Нужно затем обязательно сохранить результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне обученности ученика. Накопленную информацию по каждому ученику можно в любое время вывести в формат Excel и распечатать.
В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ каждый месяц мы проводили диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования.
Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий.
Доступ к закрытым ресурсам системы осуществляется по логину и паролю, индивидуальным для каждого из пользователей. С помощью системы СтатГрад проводили контрольные мероприятия по математике (математика 9-11 класс, алгебра, геометрия, теория вероятностей). По окончании работ, заполнив специальную таблицу, получаем результат. Количество баллов программа определяет исходя из опубликованных критериях оценивания заданий.
Для каждого ученика я отслеживаю уровень его обученности в виде графика, на котором указываются сертификационные баллы, которые он набрал после выполнения каждого теста, и школьная оценка. Эта кривая более объективно и наглядно показывает динамику достижений того или иного ученика. Как показывает опыт работы, промежуточные результаты диагностики мало отличаются от результатов единого государственного экзамена. Поэтому, основываясь на полученную информацию, можно прогнозировать результаты ЕГЭ каждого ученика и класса.
В качестве вывода могу сказать, что средств ИКТ для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, как платных, так и бесплатных. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Диагностическая карта
выполнения тренировочных работ по математике
Ф. И.____________________________________________
дата | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 | В11 | В12 | С | балл | оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ при подготовке к ЕГЭ по математике
Данная работа содержит рекомендации по использованию интернет-сайтов для подготовки к ЕГЭ по математике, проведение диагностики детей. ...
Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке к ГИА по математике.
из опыта работы...
Подготовка к ЕГЭ по математике. Тест «Применение производной (прототипы задания В8)» в двух вариантах
Задания данного теста соответствуют теории по теме «Производная и ее применение». Тест предназначен для проверки знаний, умений и навыков учащихся 10 – 11 классов по теме "Применение производной". В т...
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках математики при использовании УМК «Математика» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир....
Применение новых образовательных технологий при подготовке к ЕГЭ по математике
В статье приводится краткий обзор используемых автором образовательных технология и приведены методические разработки уроков...
Особенности применения инновационных технологий при подготовке и проведении уроков математики
Статья позволит учителям, педагогам и родителям ознакомиться с применением инновационных технологий на уроках математики в школе....
План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки
План подготовки к главным стартам самбистов с применением трехмерной системы подготовки...