Математический курс 8 класс
элективный курс по алгебре (8 класс) по теме

Евланова Нина Григорьевна

Математический курс 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_el_kurs.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                                                 УТВЕРЖДАЮ                           Начальник управления образования                           Директор МОУ СОШ № 3

____________ М.В. Баранова                                   ___________ Н.А. Володина

«____»_________2011г.                                               «____»__________2011г.

Управление образования

Аткарского муниципального района Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3

Рабочая программа

элективного курса

 «Теория вероятностей и статистика» 

 по математике

(для предпрофильной подготовки)

в 8  классе

1 ч в неделю,  всего 34 ч.


                                                                                                   Разработана учителем

                                                                                                           математики  МОУ СОШ №3

                                                                                                                 Евлановой Н.Г.

Рассмотрено                                                            Рассмотрено                                      экспертной группой                                               на заседании педагогического

управления образования Аткарского                   совета протокол № ___ от _____________ муниципального района                                                                                             _________________ председатель                        секретарь _______________

2012-2013 уч. год

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи курса.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание тем учебного курса.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся.

6. Основные методические особенности курса.

7. Формы организации учебных занятий.

8. Планируемый результат курса.

9. Календарно-тематическое планирование.

10. Система оценивания достижений учащихся.

11. Литература.

Пояснительная записка

        Элективный курс «Теория вероятностей и статистика» разработан для предпрофильной подготовки учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы. В программу включаются элементы теории вероятностей и статистики, которые относятся к числу основных принципов, присущих современной естественно-научной картине мира. Вероятностные законы в той или иной степени определяют ход почти всех природных процессов и лежат в основе многих явлений, с которыми мы встречаемся в нашей жизни. Вероятностное поведение характерно для молекулярно-кинетических явлений в физике, с вероятностью тесно связаны законы генетики и т.д. Случайность играет значительную роль не только в природных, но и общественных, социальных и экономических процессах. Теория вероятностей неразрывно связана с нашей повседневной жизнью. Это дает нам замечательную возможность установить многие вероятностные законы опытным путем, многократно повторяя случайные эксперименты. Материалами для этих экспериментов могут быть обыкновенная монета, игральный кубик, набор домино, рулетка и т.д. Каждый из этих предметов, так или иначе, связан с играми. Дело в том, что случай здесь предстает в наиболее чистом виде. Конечно, современная теория вероятностей ушла от азартных игр, поупражняться с этими предметами можно, чтобы научиться вычислять вероятность случайных событий в реальных жизненных ситуациях, что позволит учащимся оценивать свои шансы на успех, проверять гипотезы, принимать оптимальные решения не только в играх и лотереях. При решении задач, следует обратить  внимание на точность и внимательность, на обоснованность каждого шага, ибо никакая другая область математики не содержит такое количество парадоксов, как теория вероятностей, и главное объяснение этому – ее связь с реальным миром, в котором мы живем. В школьном курсе математики предусмотрены разделы теории вероятности и статистики, но для закрепления этого материала нет времени, поэтому актуальность разработки элективного курса, посвященного вопросам случайности несомненна. Материал элективного курса предусмотрен для современной российской школы. Согласно планированию предполагается изучение: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайная изменчивость; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. В программе курса по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений рекомендуется проведение самостоятельных работ учащихся. Видом самостоятельной работы по данной учебной дисциплине может быть самостоятельное решение учащимися задач и упражнений. В программе курса «Теория вероятностей и статистики» приведён перечень самостоятельных  и контрольных работ учащихся. В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя. Для каждой темы дано количество часов, в пределах которой разумно располагать время, отводимое на ее изучение, и указано одно из возможных распределение часов. Применение компьютерных технологий в процессе изучения курса поможет определиться с выбором профессии в этом направлении. Элективный курс призван развивать  интерес учащихся к предмету, любознательность, смекалку, логическое мышление. Задачи, связанные с теорией вероятностей и статистикой  встречаются на математических олимпиада и ГИА.  Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные теорией вероятностей и статистикой, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих эти понятия, научиться решать разнообразные задачи различной сложности. Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам и сдаче ГИА.

Планирование рассчитано на  1 час, всего 34 часов.

Цели и задачи курса

Цель данного курса – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи. Подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами.

Цели:  

повышение математической культуры учеников;

научить учащихся рассматривать случайные события через призму достоверности;

помочь учащимся осознать реальность происходящих вокруг событий при работе

с экспериментами со случаем;

способствовать формированию собственного представления учащегося о теории

вероятности, о ее роли в жизни отдельного человека и общества в целом.

Задачи курса:

-         расширить кругозор учащихся;

-         дать представление о комбинаторных задачах;

-         показать возможность использования математических методов и технологии    статистической обработки в различных исследованиях;

-         сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;

-         сформировать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

-         помочь овладеть умениями и навыками исследовательской работы;

-         способствовать формированию познавательного интереса учащихся в изучении данной темы.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов в неделю

1.

Математическое описание случайных явлений.

9

2.

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

16

3.

Элементы комбинаторики.

9

Итого

34

Содержание тем учебного курса

Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.

 Элементы комбинаторики. Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.

Требования к уровню подготовки обучающихся .   

    Учащиеся должны знать и понимать:      

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры случайных событий;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности             математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

правила сложения и умножения вероятностей;

определение фокториала.

формулы размещения и сочетания.
Учащиеся должны уметь:

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета условий;

 проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;

находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

распознавания логически некорректных рассуждений;

записи математических утверждений, доказательств;

решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

понимания статистических утверждений.

Основные методические особенности курса

Подготовка по принципу от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

Работа с тренировочными тестами;

Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся самостоятельные и контрольные работы для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным раннее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Планируемый результат курса

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий.

Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Выработают умения:

самоконтроль времени выполнения заданий;

оценка объективной и субъективной трудности заданий и разумный выбор этих заданий;

прикидка границ результатов.

тема раздела (количество часов)

номер урока

Планируемые результаты обучения  по окончанию изучения раздела

тема урока

знать и понимать

уметь (владеть способами познавательной деятельности)

Математическое описание случайных явлений     (9 ч)

1

Математическое описание случайных явлений. Случайные опыты

Иметь представление об элементарном событии как о простейшем событии, которое нельзя составить из более простых событий;

Знать, что любой случайный опыт оканчивается одним и только одним элементарным событием;

Знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице;

Уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта;

Уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;

Распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными;

Вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями.

2

Элементарные события.  С.р. №1 по теме «Элементарные события»

3

Равновозможные элементарные события

4

Вероятности элементарных событий

5

Вероятности элементарных событий

6

Благоприятствующие элементарные события

7

Вероятности событий  С.р.№2 по теме «Вероятность событий»

8

Опыты с равновозможными элементарными событиями

9

Опыты с равновозможными элементарными событиями

Вероятности            случайных событий.(16 ч) Сложение и умножение вероятностей (16 ч)

10

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

Знать, что такое противоположные события;

Понимать, что такое объединение и пересечение событий;

Понимать, что такое несовместные события;

Знать формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);

Знание формулы сложения для произвольных событий;

Знать, что такое независимые события (и не путать их с несовместными);

Уметь находить вероятность одного из  противоположных событий по вероятности другого;

Уметь применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);

Уметь применять формулу умножения вероятностей независимых событий.

11

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

12

Объединение событий

13

Объединение событий

14

Пересечение событий

15

Пересечение событий

16

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

17

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

18

Формула сложения вероятностей.

19

Формула сложения вероятностей.  С.р.№3 по теме « Независимые события»

20

Случайный выбор. Практическое задание

21

Случайный выбор. Практическое задание

22

Независимые события. Умножение вероятностей

23

Независимые события. Умножение вероятностей

24

Независимые события. Умножение вероятностей

25

Независимые события. Умножение вероятностей

Элементы комбинаторики    (9 ч)

26

Элементы комбинаторики. Правило умножения

Знать факториалы натуральных чисел до 5!;

Знать различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта;

Понимать правило умножения и число сочетаний;

Уметь методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;

Уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;

Уметь вычислять n!;

Уметь пользоваться таблицей факториалов до 10!;

Уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества;

Уметь вычислять , пользуясь формулой

Уметь решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний .

27

Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа»

28

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

29

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

30

Сочетания

31

Сочетания

32

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

33

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

34

Итоговая контрольная работа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

   

Класс  8

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 1 , самостоятельных работ 5  .


п/п

Наименование

разделов, тем, контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ

Всего

часов

Дата проведения

Повторение

изученного

Практическая, самостоятельная работа учащихся

Проектная, исследовательская и творческая деятельность учащихся

Использование ИКТ

План

Факт

1

Математическое описание случайных явлений. Случайные опыты

1

2

Элементарные события.  С.р. №1 по теме «Элементарные события»

1

С.р. № 1

3

Равновозможные элементарные события

1

4

Вероятности элементарных событий

1

5

Вероятности элементарных событий

1

+

6

Благоприятствующие элементарные события

1

7

Вероятности событий  С.р.№2 по теме «Вероятность событий»

1

С.р. № 2

8

Опыты с равновозможными элементарными событиями

1

презентация

9

Опыты с равновозможными элементарными событиями

1

Повторение

+

10

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

1

11

Противоположное событие. Диаграммы Эйлера

1

12

Объединение событий

1

13

Объединение событий

1

презентация

14

Пересечение событий

1

+

15

Пересечение событий

1

презентация

16

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

1

17

Несовместные события. Правило сложения вероятностей

1

+

18

Формула сложения вероятностей.

1

19

Формула сложения вероятностей.  С.р.№3 по теме « Независимые события»

1

С.р. № 3

20

Случайный выбор. Практическое задание

1

21

Случайный выбор. Практическое задание

1

22

Независимые события. Умножение вероятностей

1

+

23

Независимые события. Умножение вероятностей

1

24

Независимые события. Умножение вероятностей

1

презентация

25

Независимые события. Умножение вероятностей

1

Повторение

26

Элементы комбинаторики Правило умножения

1

27

Перестановки. Факториал. С.р.№4 по теме «Перестановки и факториал числа»

1

С.р. № 4

28

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

1

29

Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей  

1

30

Сочетания

1

31

Сочетания

1

презентация

32

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей

1

Повторение

+

33

Сочетания в задачах на вычисление вероятностей С.р.№5 по теме «Сочетания»

1

С.р. № 5

34

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа.

Система оценивания достижений учащихся

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных и контрольных работ. Итоговый контроль реализуется в традиционной форме: зачета по теории и контрольной работы.

Литература

Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика –М.: МЦНМО, 2008

Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк  Элементы статистики и теории вероятностей –                       М: Просвещение, 2006

Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. М.:Дрофа- 2005г.

Заболотнева Н.В. 500 нестандартных задач. Волгоград-2005г.

Ткаличесва М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятности. М.: Просвещение-2005г.

Огурэ Л.Б. Московский интеллектуальный марафон. М.: Интеллект-Центр-2002г.

Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10-11 кл.- М: Просвещение, 1989

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

Математический курс 5 класс

Математический курс 5 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Математический курс "В мире чисел"

Курс для учащихся 5-7 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...

Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса

В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...