Рабочая программа по математике 5-6 кл.
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование уроков математики 5-6 класса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно- методического обеспечения, критерии оценки знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6.docx | 45.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Усть-Пинежская средняя общеобразовательная школа»
МО «Холмогорский муниципальный район»
Архангельской области
«Утверждаю»
Директор школы
_________________/ Е.Б. Везирова/
«_____» __________________ 2012г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________________ /И.Н. Орехова/
«_____» __________________2012г.
Рабочая программа
по математике в 5-6 классах
учителя первой квалификационной категории
Хошевой Эльвиры Юрьевны
п. Усть-Пинега
2011г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета математики для 5-6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования. Основой построения курса математики 5-6 классов являются идеи и принципы развивающего обучения. В качестве главных принципов развивающего обучения становится обучение на высоком уровне трудности, а также ведущая роль теоретических знаний в обучении. Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии.
При изучении учебного курса 5-6 классов уделяется внимание задачам, направленным на развитие естественно - научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю в каждом классе, всего 340 часов (170 часов-5класс и 170 часов -6 класс). Изучение учебного курса в 5 и 6 классах заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Изучение математики в 5-6-х классах направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей;
развитие навыков вычислений с натуральными числами;
освоение навыков действий с десятичными дробями;
формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символьным языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание тем учебного курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во к/р | Содержание раздела |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение и деление натуральных чисел. Делимость чисел. Площади и объемы. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление обыкновенных дробей. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Инструменты для вычислений и измерений. Отношения и пропорции. Положительные и отрицательные числа. Решение уравнений. Координаты на плоскости. | 18 21 27 20 12 25 22 32 13 26 17 19 36 15 13 | 1 2 2 1 1 2 2 3 1 2 2 2 3 2 1 | Цель: Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, закрепить навыки построения и измерения отрезков. Цель: закрепить и развивать навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для изучения действий с обыкновенными дробями Цель: расширить представления учащихся об изменении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения. Цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей. Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби. Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание дес.дробей. Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. Цель: сформировать умение решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов. Цель: сформировать понятие пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин. Цель: выработать прочные навыки арифметических действий с полож. и отриц.числами. Цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений. Цель: познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости.. |
Итого: 340 ч.
Учебно-тематическое планирование.
5 класс.
№ | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. | Натуральные числа и шкалы. Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. Контрольная работа №1. Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Контрольная работа №2. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Контрольная работа №3. Умножение и деление натуральных чисел. Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Контрольная работа №4. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа. Контрольная работа № 5. Площади и объемы. Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа № 6. Обыкновенные дроби. Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Контрольная работа № 7. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа № 8. Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. Контрольная работа №9. Умножение и деление десятичных дробей. Умножение десятич.дробей на натуральные числа. Деление десятич. дробей на натуральные числа. Контрольная работа № 10. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Контрольная работа № 11. Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Контрольная работа № 12. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы. Контрольная работа № 13. Повторение. | 3 3 2 3 3 4 5 3 3 4 5 7 3 5 3 2 2 2 3 1 3 2 5 3 3 3 2 2 3 2 3 5 2 3 5 5 7 4 2 5 3 3 2 14 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого: 170ч.
Учебно - тематическое планирование
6 класс
№ | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов | Кол-во к/р |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. | Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Контрольная работа № 1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Контрольная работа №2. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа № 3. Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Контрольная работа № 4. Взаимно обратные числа. Деление. Контрольная работа № 5. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения. Контрольная работа № 6. Отношения и пропорции. Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональная зависимости. Контрольная работа № 7. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар. Контрольная работа № 8. Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин. Контрольная работа № 9. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание. Контрольная работа № 10. Умножение и деление положительных и отрицат.чисел. Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами. Контрольная работа № 11. Решение уравнений. Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Контрольная работа № 12. Решение уравнений. Контрольная работа № 13. Координаты на плоскости. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики. Контрольная работа № 14. Повторение. | 3 3 2 2 2 3 4 2 3 3 6 6 4 4 5 2 5 5 3 3 4 3 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 3 3 3 2 3 3 2 3 4 2 2 3 2 3 12 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 1 1 1 |
Итого: 170 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
решать линейные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами
Геометрия
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
Перечень учебно – методического обеспечения.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
Основной учебник:
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений , Н.Я. Виленкин и др., 23-е изд., испр., -М.,"Мнемозина", 2008г
Математика. Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений , Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд , 20-е изд., стер.-М., "Мнемозина", 2007г
Дополнительные пособия:
Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы, В.И.Жохов, М., Мнемозина,2010 г.
Поурочные разработки по математике. 5 кл., А.П.Попова, М., «Вако», 2011г.
Поурочные разработки по математике. 6 кл., В.В.Выговская, М., «Вако», 2011г.
Математика. Поурочные планы. 5 кл., З.С.Стромова, О.В.Пожарская, Волгоград, «Учитель»,2006 г.
Математика. Поурочные планы. 6 кл., Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева, Волгоград, «Учитель»,2006 г.
Математические диктанты. 5 класс. В.И. Жохов, И.М. Митяева. "Росмэн".
Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5. М.А.Попов, Изд-во «Экзамен», М 2007г.
Математический тренажер. 5 кл. В.И.Жохов, В.Н.Погодин. «Росмэн - пресс», М., 2005г.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Тесты
«5» - 90-100%
«4» - 75-80%
«3» - 60-70%
«2» - 50% и менее.
Устно (по карточкам)
«5» - правильные ответы на все вопросы.
«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку.
«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.
«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....