элективный курс
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме
Элективный курс "Избранные вопросы по математике", 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_algebre_10_klass_dokument_microsoft_office_word_5.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ронгинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
заместитель директора по НМР директор МОУ РСОШ
/ Жданова Л.В. / / Шабалина Н.М./
Утверждено на заседании педагогического совета (№ 1 от 31 августа 2012г.)
Программа
предметно - ориентированного элективного курса
Избранные вопросы
математики
10 класс
Составила: Липина Зинаида Илларионовна,
учитель математики
I квалификационной категории
С.Ронга
2012
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов.
Курс предназначен для учащихся 10 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.
Материал курса разделён на главы:
Модуль.
Многочлены.
Планиметрия.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач , самостоятельную работу.
Предлагаемые на элективном курсе задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.
Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.
Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.
В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.
Задачи курса:
рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Критерии оценивания учащихся:
3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Контроль уровня обученности
Уровень достижений учащихся определяется в результате:
наблюдения активности на практикумах;
беседы с учащимися;
анализа творческих, исследовательских работ;
самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Лек ции | Прак тикум | Форма контроля |
Раздел 1. Модуль | |||||
Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Графики функций, содержащих модуль. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Графический метод решения уравнений с модулем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Решение неравенств, содержащих модуль. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Самостоятельная работа по теме: «Модуль» | 1 | - | - | ||
Раздел II. Многочлены(7ч) | |||||
Понятие многочлена. Равенство многочленов. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Разложение на множители. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия. | 2 | 0,2 | 1,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Схема Горнера. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Рациональные корни многочлена. Решение уравнений высших степеней. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Самостоятельная работа по теме: «Многочлены» | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
Раздел III Планиметрия (18ч) | |||||
Тема 1: «Треугольники» Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Тема 2: «Четырёхугольники» Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. | 1 | 0,3 | 0,7 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Тема 3: «Окружности» Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Свойства касательных, хорд и секущих. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Тема 4: «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник. | 1 | 0,1 | 0,9 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Окружность, описанная около треугольника. | 1 | 0,1 | 0,9 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Тема 5: «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» | 1 | - | 1 | ||
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Решение задач по темам курса. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | |
Создание проекта. Основные этапы. | 1 | 1 | - | Выбор темы проекта. | |
Работа над проектом. Сбор и отбор материала. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ собранного материала по теме проекта | |
Работа над проектом. Оформление проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ собранного материала по теме проекта | |
Работа над проектом. Защита проекта. | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ продукта проекта. | |
Защита проекта. | 1 | - | 1 | Анализ продукта проекта |
Всего 34 часа.
Основная литература
Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2009
О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2004
И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 1989
А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...