Математический поединок
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
I. Разминка.
- Какой угол опишет минутная стрелка за 15 минут? [900]
- Наименьшее натуральное число? [1]
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше нуля? [Действительных корней нет]
- Отрезок, соединяющий две точки окружности? [Хорда]
- Какая цифра в переводе с латинского обозначает «никакая»? [Нуль]
- К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? [В 1000 раз]
- Площадь квадрата равна 100 см2. Чему равен его периметр? [40 cм]
- Найдите корень уравнения х2 = - 4. [Нет корней.]
- Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? [1800]
- Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше сумма их или произведение? [Сумма]
(Каждый по 1 баллу)
II. «Задачи – заморочки»
Заморочка 1. Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? [Нет будет темно]
Заморочка 2. 60 листов книги имеют толщину 1см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? [2 см]
Заморочка 3. Почему парикмахеру выгодней постричь двух французов, чем оного немца? [Заплатят больше]
Заморочка 4. Почему крышки уличного люка делают круглыми, а не квадратными? [Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк]
Заморочка 5. Какая собачка получится из 16 кг. и хвойного дерева? [Пудель]
Заморочка 6. Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил постричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно острижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец без укоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд поведения математика? [Т. к. в городе два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента.]
Заморочка 7. Чем кончаются день и ночь? [Мягким знаком]
Заморочка 8. Что это за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю. Олеша, автор «Трёх толстяков», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодные и сверкающие, у него тяжёлая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретён в Древней Греции. [Циркуль]
(Каждый вопрос по 1 баллу, если первая команда ответила не правильно, то вторая команда, отвечая правильно на этот вопрос, зарабатывает 0,5 баллов)
III. Конкурс художников.
Задание первой паре:
Соединяя последовательно координаты изобразить рисунок на доске. [Груша]
(-1; 11), (0;8), (-1; 8), (-2;7), (-2; 4), (-3; 3), (-3; 0), (-2; -2), (0; -3), (2; -2), (4; 0), (4; 2),
(2; 4), (2; 7), (1; 8), (0; 8), (2; 9), (3; 10), (3; 12), (0; 8), (0; 11), (-1; 11) [5 баллов]
Задание второй паре:
На счёт 1, 2, 3 одновременно нарисовать: левой рукой цифру 9, а правой – цифру 6. [3 балла]
Задание третей паре:
Не отрывая мела от доски, нарисовать лебедя. [2 балла]
IV. Решаем практические задачи.
Задача 1. Как отмерить от метра электрического кабеля пол метра, не имея под рукой рулетки или линейки? (:2 = : 2 = ∙ 3 = )
[5 баллов]
Задача 2. Сколько понадобится рулонов обоев, для того чтобы обклеить комнату размерами 3х4 м и высотой потолков 2,5 м, если длина одного рулона обоев 10,1 м, а ширина рулона 50 см? Проём окон, проём дверей и подгон рисунка не учитывать. (7 рулонов)
[6 баллов]
3адача 3. Сколько понадобится банок краски, ёмкостью 2 кг, чтобы покрыть пол в комнате размерами 3х4 м, если на 1 кв. м. подготовленной поверхности для получения непрозрачного покрытия достаточно 200 г краски? (2 банки)
[4 балла]
V. Конкурс капитанов.
Вопросы к капитану первой команды:
1. Что легче: 1 кг ваты или 1кг железа? [Равны]
2. Чему равна одна четвертая часть часа? [15 минут]
3. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром? [Радиус]
4. Чему равен объём куба с ребром 2? [8]
5. Что больше 5 или √28? [√28]
6. Шла старуха в Москву. Навстречу ей два старика. Сколько человек шло в Москву? [1]
7. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны. [Трапеция]
8. Чему равен sin 300? []
9. Луч, делящий угол пополам. [Биссектриса]
10. Наименьшее чётное число. [Два]
11. Французский математик, который ввёл координатную плоскость. [Декарт]
12. Три в квадрате равно 9, четыре в квадрате равно 16. А чему равен угол в квадрате? [900]
Вопросы к капитану второй команды:
1. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит стоя на двух ногах? [3 кг]
2. Чему равно произведение 13 ∙ 25 ∙ 0 ∙ 0,1? [0]
3. Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называются … [Целыми числами]
4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения. [Виет.]
5. Сколько вершин у куба? [8]
6. Как называется направленный отрезок? [Вектор]
7. Инструмент для измерения углов на плоскости. [Циркуль]
8. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик? [5 км]
9. Как назвать одним словом, сумму длин всех сторон многоугольника? [Периметр]
10. Сумма углов в треугольнике равна … [1800]
11. Как называется расстояние между концами отрезка? [Длина]
12. Какая дробь меньше единицы? [Правильная]
(Каждый правильно названый капитаном ответ оценивается в 1 балл, если правильный ответ даёт команда своя команда или команда соперников, то ответ оценивается 0,5 баллов)
В программе:
- Разминка.
- Задачи-заморочки.
- Конкурс художников.
- Решаем практические задачи.
- Конкурс капитанов.
Составил: учитель математики МОУ «Москаленская СОШ»
Маркель Вера Леонидовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический поединок - алгебра 7 класс
Урок посвящен закреплению знаний по формулам сокращенного умножения. Учащиеся класса разбиты на команды и каждой команде дается право выбора тактики ответов на полученные ими карточки. Перед началом р...
Дидактическая игра-урок Математический поединок
Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...
Математический поединок «Долой скуку!»
Сценарий математического вечера для 9-11 классов...
Дидактическая игра «Математический поединок».
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автомат...
Математический поединок "Долой скуку!"
Математический поединок "Долой скуку!"...
Внеклассное мероприятие "Математический поединок".
Мероприятие рассчитано на учашихся 5-6 классов. Проводится в форме соревнования двух команд. Предварительная подготовка: изготовление эмблем команды. разучивание девиза для представления команд. Предп...
математический поединок по теме "Одночлены и многочлены"
урок алгебры в 7 классе по теме : "одночлены и многочлены"...