Дидактическая игра «Математический поединок».
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство стимулирования учащихся к математической деятельности.
Эта дидактическая игра можно использоваться в процессе усвоения формул сокращенного умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_matematicheskiy_poedinok.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Романенко Елена Леонидовна
Учитель математики МБОУ СОШ № 33
г.Архангельск
Дидактическая игра «Математический поединок».
«Игра – творчество, игра – труд»
(В.А. Сухомлинский).
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство стимулирования учащихся к математической деятельности.
Эта дидактическая игра можно использоваться в процессе усвоения формул сокращенного умножения.
Тема: « Разность квадратов».
Цель игры:
- усвоение учащимися формул сокращенного умножения;
- совершенствование вычислительных умений и навыков ;
- применение полученных знаний к решению комбинированных знаний.
Задачи игры:
- повторить , систематизировать и закрепить основные знания , умения и навыки по теме «Произведение разности и суммы двух выражений»;
- развивать умение анализировать, обобщать материал;
- развивать интеллектуальные, творческие способности, активизировать интерес к учебному предмету.
План игры:
- Организационный момент.
- Введение. Правила проведения игры.
- Основная часть. Изучение нового материала и закрепление.
- Завершение игры. Релаксация.
Оборудование: доска, раздаточные материалы, высказывание великих людей.
- Организационный момент.
- Ведение.
Для проведения игры класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в команде и сами участвуют в игре. Ассистенты ( одаренные дети ) при необходимости дают консультации. Разрешаются консультации между учениками одной команды. Работа с ассистентами весьма эффективна, она позволяет организовать на уроке индивидуальные подход к учащимся; кроме того, ассистенты стремятся к тому, чтобы их работа в роли учителя и помощника капитана приносила успех команде. Ассистенты не освобождаются от общей работы класса и от ответов на вопросы.
При проведении игры должны соблюдаться следующие правила игры:
- За правильны ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам, снятию определенного количества очков со счета команды.
- Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются
- Вопросы и задания дает учитель. Счет соревнования записывается на доске жюри.
- После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команды.
- Все необходимые записи по указанию учителя заносятся в тетрадь.
- На определенном этапе игры сначала одна команда является «первопроходцем». Деятельность второй и третьей команд состоит в том, чтобы внимательно следить за правильностью ответов, выполнять записи в тетрадях, а после завершения изучения некоторой части материала ответить на вопросы, предложенные учителем и выполнять задания, аналогичные рассмотренным. Затем роли команд меняются.
- За правильные аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждый может получить дополнительно 2 очка.
Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, следить за правильностью ответов своих товарищей из своей и другой команды , решать примеры и задачи у доски, во время объявленной консультации консультировать соседей или при необходимости самому брать консультацию, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.
Основная часть:
Познавательное содержание состоит в том, чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (a - b)(a + b)=a2-b2 и могли применять ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.
I этап:
Задание I команде.
- Выполните устно умножение:
2512; ; 2512; 496125; - Найти числовое значение выражения:
Объяснить использование правила умножения
Задания II команде . (аналогичны)
- Выполните устно умножение:
341 2; 6; 25 14; 2296;
- Найдите значение числового выражения:
15
Задание III команде.
- Выполните устно умножение:
2; 9; 25 18; 24 94;
2)Найдите значение числового выражения:
21
II этап:
Задания III команде
- Упростить выражение:
(c+d)(m+n)
- Прочесть выражения:
(a+b)(a-b); m(c-d).
Задание II команде. (аналогичны.)
- Упростить выражение: (x + У ) (a + с)
- Прочесть выражения: (с + d) (c – d ) ; m( a – b ).
Задание I команде
1) Упростить выражений: (a + b) (c + l )
2) Прочесть выражения: (l+ h) (l – h ) ; y( m + n )
Выполнение приведенных данных заданий заставляет мыслить учащихся.
III этап:
Предлагается задание всем командам одновременно найти устно
произведения: 201 199; 298 302
Создается проблемная ситуация, связанная с желанием научиться устно, находить произведение двух чисел. На помощь может прийти ассистент учителя (учащийся этого класс – одаренный ребенок )
Используя правило умножения двучлена на двучлен, найти произведение: 1) 5961;
2) 38 42. Ассистент записывает процесс решения данного задание на доске, а все остальные в тетрадях:
5961=(60-1) (60+1)=3600+60-60-1=3599;
второй пример по формуле 38 42 = (40 – 2) (40 + 2)= – = 1600 – 4 =1596 ;
Основным моментом мышления в поисковой деятельности есть переход от конкретного примера 5961 к общей формуле: (a-b)(a+b)=a2- b2
Выполняются записи для примера: 199201; 499 501.
Аналогичные примеры выполняют учащиеся всех команд.
Задания II команде:
1) Вычислить: 48 52 ; 157 163 .
2)Найти произведение двучлена: (а- b)(a+b)
3)Записать произведение суммы двух выражений на их разность, опустив промежуточные действия: (3a- b)(3a+ b)
Задание I команде (аналогичные) :
- Вычислите: 68 72; 204 196 .
- Найти произведение двучленов: (c – d )(c +d)
- Записать произведение суммы двух выражений на их разность, опустив промежуточные действия: (x – 3y)(x +3y)
Задания III команде (аналогичные):
- Вычислите: 77 ·83; 168 · 172 .
- Найти произведение двучленов: (m – n )(m +n )
- Записать произведение суммы двух выражений на их разность, опустив промежуточные действия:(5a – b )(5a +b)
Подводятся итоги третьего этапа игры. Поощряются те ученики, которые дополняли ответы членов других команд.
Закрепления знаний.
Задание I команде:
- Выполнить устно умножение: 2317; (x+3)(x-3); (m-n) (m+n).
- Записать произведение в виде разности квадратов двух одночленов:
(2x-1)(2x+1); (12y+5z)(12y-5z); (m2+y3)(m2-y3)
Задание II команде.
- Выполнить устно умножение: 3129; (y+5) (y+5); (c-d) (c+d).
- Записать произведение в виде разности квадратов двух одночленов (10а-3b)(10a+3b); (a2-3)(a2+3); (a3+x2)(a3-x2)
Задание III команде.
- Выполнить устно умножение: 33 27; (a -2)(a + 2); (x +y )(x – y )
- Записать произведение в виде разности квадратов двух одночленов:
(3y +1)(3y – 1); (11m – 6b) (11m + 6b); + - )
4 ЭТАП: Подводятся итоги игры. Заключительное слово учителя.
Надеюсь, что вы обогатились знаниями и умениями применять формулу сокращенного умножения для умножения чисел и двучленов. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры вы в значительной мере самостоятельно приобретаете новые знания, активно помогаете друг другу в этом.
Активно на игре работали … Старались …. Спасибо за работу всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра-урок Математический поединок
Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...
Дидактический материал для проведения игры "Математическое лото" Алгебра 7 класс
Дидактический материал можно использовать при проведении итогового повторения в форме игры "Математическое лото"...
Дидактический материал для проведения игры "Математическое лото" Алгебра 7 класс
Дидактический материал можно использовать при проведении итоговых уроков в форме игры "Математическое лото"...
Методическая разработка по теме: Дидактические игры на уроках математики. «Математическое домино».
Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» обучением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс интересным и занимательным, созда...
Разработка дидактической игры "Математическая карусель"
o Способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»...
Дидактическая игра "Математические тяжеловесы"
Дидактическая игра по теме " Тригонометрические формулы и уравнения" для 10 класса...
Игра: " Математический поединок"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение уравнений"....