Различные способы при разложении многочлена на множители
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Тип урока: урок-исследование.
На уроке используется групповая форма работы. Через поиск значения одного выражения школьники учатся применять комбинацию различных способов при разложении многочлена на множители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_sposoby_pri_razlozheniya_mnogochlena_na_mnozhiteli.doc | 103 КБ |
7b_1.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Различные способы при разложении многочлена на множители.
Учитель: Чайникова Татьяна Викторовна
МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»,
Г. Лысьва, Пермский край.
Тип урока: Урок-исследование.
Образовательная цель:
- создать условия для отработки умений и навыков разложения многочлена на множители с использованием различных способов.
Развивающие цели:
- развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез)
- развивать такие качества мышления, как убедительность, доказательность, гибкость, критичность.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство ценности интеллектуального труда, чувство удовлетворенности своей учебной работой, умение работать в группе.
- Орг.момент.
Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Надеюсь, сегодня на уроке, мы с вами отлично поработаем. Желаю вам в группах взаимопонимания, чёткости, гибкости, умения слышать друг друга!
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ:
1.Внимательно слушать задания.
2. Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.
3. Выберите выступающего.
4. Помните, что успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.
5. Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.
6. Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
Эпиграф «Первое условие, которое надлежит выполнить в математике,- это быть точным, второе – быть ясным и, насколько можно, простым»(Слайд 2)
Л. Карно.
2. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 26.04.12 и тему урока «Различные способы при разложении многочлена на множители».
Вы когда- нибудь слышали кто такие исследователи? Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. Исследовать – подвергнуть научному изучению. Сегодня мы будем учиться проводить исследование. Любая профессия предполагает постановки цели, выдвижения гипотез. Все учёные – исследователи работают по определенному плану. Итак:
Этапы исследования:(Слайд 3)
- Актуальность.
- История вопроса.
- Теоретическая база.
- Постановка гипотезы.
- Доказательство гипотезы.
- Вывод.
Исследование начинается с проблемы. Вспомним короля математики Карла Гаусса. Согласно легенде, школьный учитель математики, чтобы занять детей на долгое время, предложил им сосчитать сумму чисел от 1 до 100. Юный Гаусс ( а было ему 10 лет) заметил, что попарные суммы с противоположных концов одинаковы: 1+100=101, 2+99=101 и т. д., и мгновенно получил результат: . Математики народ особый, они ищут более рациональные (рациональный, значит разумный) пути решения проблем. Сегодня мы поступим как истинные математики.
3. 1) Актуальность.
На доске записано задание: Найти значение многочлена:(Слайд 4)
X6+2 X5+9 X4+16 X3 +24 X2+32 X+16, если X=2.
Получение ответа непосредственным счётом займёт слишком много времени.
Как нам выполнить это задание?
2) История вопроса. У любой проблемы есть своя история. Поэтому обязательным этапом является история вопроса. Чтобы решить эту проблему, мы используем наш опыт.
Какие способы вы знаете разложения многочлена на множители? В группах подумайте. Слушаю ваши ответы.(Слайд 5)
Способы разложения многочлена на множители
Вынесение общего множителя за скобки
Способ группировки
С помощью формул сокращенного умножения.
3) Теоретическая база. Как настоящие исследователи вспомним теорию. У вас на столах есть учебники, воспользуйтесь ими.
Подумайте и ответьте на следующие вопросы: 1)Что такое многочлен? 2)Что значит разложить многочлен на множители? 3) Формулы сокращенного умножения.
Ответ 1)Многочленом называется сумма одночленов. Ответ 2)Представить многочлен в виде произведения двух или нескольких многочленов или одночленов.
Ответ 3)Формулы сокращенного умножения.(Проговорите формулы).(Слайд 6)
a2+ 2аb + b2 = (a + b)2
a2 - 2аb + b2 = (a - b)2
a2 - b2 = (а – b)(а + b)
a3+ b3 = (а + b)( a2 - аb + b2)
a3- b3= (а - b)( a2+ аb + b2)
Теорию мы повторили, сейчас проверим ваши практические навыки разложения многочлена на множители. Следующее задание для группы: разложить на множители каждый многочлен, выбрать ответ и записать соответствующую букву, в итоге у вас получится слово. (Слайд 6)
1)6a3x-9a2y; =3a2(2ax-3y) Е
2) ac+ad+2bc+2bd; =(c+d)(a+2b) В
3) c2-4; =(c-2)(c+2) К
4)x2-2x+1; =(x-1)2 Л
5) 5a2-5ax-7a+7x; =(a-x)(5a-7) И
6)4b2+4b+1. = (2b+1)2 Д
В | Д | К | И | Л | Е |
(c+d)(a+2b) | (2b+1)2 | (c-2)(c+2) | (a-x)(5a-7) | (x-1)2 | 3a2(2ax-3y) |
«Евклид». На стр.206 прочитайте о формулах сокращённого умножения. (Слайд 8)
Некоторые правила сокращённого умножения были известны ещё около 4 тыс.лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили, на « a2», а «квадрат на отрезке a», не « ab», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками a и b». Например, тождество (a + b)2= a2+ 2аb + b2 во второй книге «Начала» Евклида(3 в.до н.э.) формулировалось так: «Если прямая линия ( имеется в виду отрезок) как- либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключённым между отрезками».
Некоторые термины подобного геометрического изложения алгебры сохранились до сих пор. Так, мы называем вторую степень числа квадратом, а третью степень – кубом.
Что поняли? Что запомнилось?
Евклид был учёным-одиночкой, ему приходилось работать одному. Вам должно быть легче работать в группах.
Первый пример был с использованием, какого способа? ( Вынесение общего множителя за скобки). А второй? (Способ группировки). Третий? С помощью формул сокращенного умножения. Четвёртый? (С помощью формул сокращенного умножения). Пятый? (Способ группировки). И шестой? (С помощью формул сокращенного умножения). Где возможно применить? (Слайд 9) 1. При решении уравнений:
х2 – 15х +56 =0;
- При доказательстве тождеств:
(а2 +3а)2 +2(а2 +3а)= а(а+1)(а+2)(а+3);
4) Постановка гипотезы. Возвращаемся к нашему заданию. Как настоящие учёные- исследователи, мы должны выдвинуть гипотезу: как выполнить задание? Я предлагаю разбить наше выражение на мелкие части. Ведь если есть одна большая проблема, решать её сложно, а разбив её на маленькие части, мы сможем постепенно, теми способами, которые мы знаем разрешить её.
Но для начала я предлагаю вам выполнить следующее задание. (Слайд10).Выполните разложение многочлена на множители, выбрав любой уровень, эта работа индивидуальная. Задание выполняет каждый, на карточке, их подпишите.
1 уровень
а) 3x2-12; б) 50b-2a2b.
а) 3 a2-6 ab+3 b2; б) ax2+4 ax +4a; в) 2x2- 4x+2. | 2 уровень
а) -3a3+3ab2; б) –abc-5ac-4ab-20a.
а) -5a2- 10ab-5 b2; б) -12x3-12x2 -3x. |
Давайте сверим ответы. Кто выполнял задания 1 уровня? Кто -2уровня?
Решение: (Слайд 11)
1 уровень
- Разложить на множители:
а) 3x2-12=3(x2-4)=3(x-2)(x+2);
б) 50b-2a2b=2b(25- a2)= 2b(5-a)(5+a).
- Представить в виде произведения:
а) 3 a2-6 ab+3 b2=3(a2-2ab+b2)=3(a-b)2;
б) ax2+4 ax +4a=a(x2+4x+4)=a(x+2)2;
в) 2x2- 4x+2=2(x2-2x+1)=2(x-1)2.
2 уровень
- Разложить на множители:
а) -3a3+3ab2=-3a(a2- b2)=-3(a-b)(a+b);
б) –abc-5ac-4ab-20a=-a(bc+5c+4b+20)=-a(c(b+5)+4(b+5))=-a(b+5)(c+4).
- Представить в виде произведения:
а) -5a2- 10ab-5 b2=-5(a2 +2 ab+ b2)= -5(a+b)2;
б) -12x3-12x2 -3x= -3 x(4 x2+4x+1)=-3х(2x+1)2.
Работа для группы. Возьмите карточку, на которой у вас одно выражение и разложите его на множители. По одному человеку от группы к доске, записать решение.
- X6+2 X5+ X4= X4(X2+2 X+1)= X4(X+1)2;
- 8X4+16 X3+8 X2=8 X2(X2+2 X+1)= 8 X2(X+1)2;
- 16 X2+32 X+16=16(X2+2 X+1)=16(X+1)2;
5)Доказательство гипотезы. Наша гипотеза, что выражение можно, разложить на множители, разбив его на мелкие части, может подтвердиться, а может, и нет. Давайте проверим. Кто может выйти к доске и собрать все части вместе?
X6+2 X5+9 X4+16 X3+24 X2+32 X+16= (X6+2 X5+ X4)+ (8X4+16 X3+8 X2)+ (16 X2+32 X+16)= =X4(X+1)2+8 X2(X+1)2+16(X+1)2=(X+1)2(X4+8 X2+16)= (X+1)2(X2+4).
Если X=2, то (2+1)2(22+4)2=32 * 82=9*64=576.
Когда легче найти значение многочлена, до его разложения на множители или после?
- После.
6) Вывод. Мы решили одно задание, а, сколько знаний мы при этом использовали! Какие способы мы применяли для разложения многочлена на множители?
- Вынесение общего множителя за скобки;
- Способ группировки;
- С помощью формул сокращенного умножения.
Составим алгоритм разложения многочлена на множители: (Слайд 18)
- Вынести общий множитель за скобку (если он есть).
- Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения.
- Попытаться применить способ группировки
(если предыдущие способы не привели к цели).
Для решения любой проблемы нужна большая теоретическая база и навыки практического применения алгоритмов. Давайте ещё раз повторим, какие этапы пути мы прошли с вами как исследователи.
4. Вы сегодня поработали в командах. Оцените свою работу. Было ли вам комфортно работать? Какие у вас возникли проблемы?
5. Дом. задание: Я приготовила для вас карточку с заданиями 3 уровня, пожалуйста, выполните их.
3 уровень
- Разложить на множители:
а) x2(x-3)-2x(x-3)+(x-3);
б) 4a2-4 b2-4a+4b;
- Какой многочлен надо записать вместо знака #, чтобы выполнялось равенство:
(x+1)* #=x2+3x+2.
С каким настроением вы уходите с урока? Вы сегодня хорошо потрудились! Молодцы! Всем спасибо! Урок закончен!
Для урока нужно:
Детям – 1. Иметь приличный вид. 2. Знать теорию. 3. Уметь применять её на практике. 4. Учебники. 5. Тетради, ручки.
Учителю – 1. Следующие карточки для групп:
1)6a3x-9a2y= 2) ac+ad+2bc+2bd= 3) c2-4 = 4) x2-2x+1= 5) 5a2-5ax-7a+7x= 6)4b2+4b+1=
|
|
| 3) 16 X2+32 X+16 |
1 уровень 1) Разложить на множители: а) 3x2-12= б) 50b-2a2b= 2) Представить в виде произведения: а) 3 a2-6 ab+3 b2= б) ax2+4 ax +4a= в) 2x2- 4x+2= | 2 уровень 1)Разложить на множители: а) -3a3+3ab2= б) –abc-5ac-4ab-20a= 2)Представить в виде произведения: а) -5a2- 10ab-5 b2= б) -12x3-12x2 -3x= |
3 уровень 1) Разложить на множители: а) x2(x-3)-2x(x-3)+(x-3); б) 4a2-4 b2-4a+4b; 2) Какой многочлен надо записать вместо знака #, чтобы выполнялось равенство: (x+1)* #=x2+3x+2? |
3 уровень 1) Разложить на множители: а) x2(x-3)-2x(x-3)+(x-3); б) 4a2-4 b2-4a+4b; 2)Какой многочлен надо записать вместо знака #, чтобы выполнялось равенство: (x+1)* #=x2+3x+2? |
- Карточку с решением.
Решение:
1 уровень
1) Разложить на множители:
а) 3x2-12=3(x2-4)=3(x-2)(x+2);
б) 50b-2a2b=2b(25- a2)= 2b(5-a)(5+a).
2)Представить в виде произведения:
а) 3 a2-6 ab+3 b2=3(a2-2ab+b2)=3(a-b)2;
б) ax2+4 ax +4a=a(x2+4x+4)=a(x+2)2;
в) 2x2- 4x+2=2(x2-2x+1)=2(x-1)2.
2 уровень
1)Разложить на множители:
а) -3a3+3ab2=-3a(a2- b2)=-3(a-b)(a+b);
б) –abc-5ac-4ab-20a=-a(bc+5c+4b+20)=-a(c(b+5)+4(b+5))=-a(b+5)(c+4).
2)Представить в виде произведения:
а) -5a2- 10ab-5 b2=-5(a2 +2 ab+ b2)= -5(a+b)2;
б) -12x3-12x2 -3x= -3 x(4 x2+4x+1)=-3х(2x+1)2.
3. 4 файла, в которые нужно сложить1) Карточку с Евклидом. 2) Одно задание .3) По шесть карточек 1 и 2 уровень. 4) Шесть карточек 3 уровень. 5) Чистый лист бумаги (на котором будут фиксировать теоретические вопросы). 6) Демо.вариант.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 7 класс "Применение различных способов разложения многочлена на множители"
- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители; - воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать са...
"Применение различных способов для разложения многочлена на множители"
Урок по алгебре для 7 класса "Применение различных способов для разложения многочлена на множители"...
Различные способы разложения многочлена на множители
- Совершенствовать умение применять формулы сокращенного умножения при рассмотрении различных способов разложения на множители; - воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение работать са...
“Применение различных способов разложения многочлена на множители”. План-конспект урока для 7 класса
План-конспект урока для 7 класса создан с целью систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение при...
«Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных способов». 7 класс (А.Г.Мордкович)
Цель: 1.Систематизировать, расширить и углубить знания, умения применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации.2.Способствовать развитию наблюдательности, умения анализи...
Применение различных способов разложения многочлена на множители
Предлагаю вниманию коллег первый из шести уроков по данной теме в 7 классе. Автор курса - А.Г. Мерзляк (учебник входит в систему "Алгоритм успеха). Урок был разработан в январе 2013г.(первый год апроб...
Применение различных способов для разложения многочлена на множители
Повторить формулы сокращенного умножения; формировать умение применять различные способы разложения многочлена на множители.Формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания...