Логарифмические уравнения
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
В разработке дается классификация основных видов логарифмических уравнений с примерами и их решением. Молодым учителям будет, надеюсь, полезна эта работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_logarif._uravneniya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на уроках математики. Урок-проект по теме "Логарифмические уравнения и методы их решения"
Цели:
1. Способствовать:
- формированию умений:
- применять знания в новой ситуации;
- осуществлять исследовательскую деятельность;
- анализировать, делать выводы.
2. Развитию мыслительных операций:
- наблюдательности;
- обобщению;
- классификации.
3. Воспитанию коммуникативных качеств личности.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная и фронтальная.
Метод урока: поисково-исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в группах, презентация урока (Приложение 1).
Структура урока:
- Организационный момент
- Воспроизведение и актуализация опорных знаний через устную работу с классом.
- Постановка цели урока и определение темы
- Изучение методов решения логарифмических уравнений
- Первичное закрепление материала
- Подведение итогов учебной деятельности
Учитель.
Здравствуйте, друзья.
Я приглашаю вас к сотрудничеству.
Поработаем устно.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Вычислите устно: (слайд1) а) log28 б) lg 0,01; в) 2log232. - что использовали для выполнения данного задания? 2. Решите уравнения: (слайд2) а) 3х = 7; б) 2х = 32; в) 32х – 6•3х – 27 = 0. Учитель на доске фиксирует методы решения показательных уравнений. 3. Найдите х: (слайд3) - Как иначе сформулировать 3 задание? - А как вы думаете, какие это уравнения? Умеем мы решать логарифмические уравнения? И, следовательно, задачи? Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения и методы их решения» (слайд 4) -Можете сформулировать определение логарифмического уравнения? Корректирует и записывает на доске, поясняя logаf(x) = logag(x), где а - положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду. - Можно ли применить методы решения показательных уравнений к логарифмическим? (обращает внимание на методы, записанные на доске и задание №3) (вернуться к слайду 3) Предлагает оформить решение уравнения №3(в) предложите метод. Решение. 1) Потенцируя, получаем 7х – 9 = х 6х = 9 х = 1,5 - почему необходима проверка корней? 2) проверим найденные корни по условиям х = 1,5 удовлетворяет этой системе неравенств. Ответ: 1,5. -Объясните, пожалуйста, почему уравнение №3(г) не имеет решения? Вывод: данный метод основан на теореме (слайд 5) при этом поясняет. Предлагает работу в группах Соотнесите предложенные вам уравнения с методами их решения. - Все уравнения распределены? Может кто-то предложить метод решения оставшегося уравнения? (если предложений нет, то помогает учитель) Записывает уравнение на доске и предлагает его решить вместе. Вывод: мы получили ещё один метод - метод логарифмирования. Назовите, пожалуйста, методы, которые можно применить при решении логарифмических уравнений. Записывает на доску Задание: Проверить применение методов при решении логарифмических уравнений, выполнив самостоятельную работу на 2 варианта. (слайд 6, Приложение 3) Из предложенных 5 уравнений предлагаю вам решить любые 3. В результате, на доске должны быть решены 4 уравнения. Друзья, а кто решил 5 уравнение? - Что было трудно? - Почему не получилось? Друзья, я вам немножко подскажу: Для упрощения левой части уравнения используем красивую формулу: (слайд 7) и приглашает к доске ученика. Попробуйте назвать метод, который вы сейчас применили. Фиксирует на доске. Оцените свою работу: можете словесно; поставить оценку - решили 3 уравнения – «5», 2 уравнения – «4». Кто решил 3 уравнения? Молодцы! А сейчас я предлагаю вам задание на рецензирование (слайд 8) Найдите ошибку в решении уравнения: lg2x = lg (x – 15) 2x = x – 15 x = - 15. Так как х > 0, то уравнение решений не имеет. Ответ: решений нет. Вывод? Домашнее задание: п.51рекомендую прочитать, №№1151, 1153, 1155 (любые 2 уравнения из каждого номера обязательно). Для желающих на «5» красивое уравнение на доске: (слайд9) | вычисляют и объясняют определение логарифма. решают, объясняя метод. х = , объясняя х = 4 , объясняя х = 1,5, решения нет решить уравнения логарифмические да, (тогда методы?) Рассмотреть методы их решения. записывают. пробуют дать определение. сравнивают и делают выводы. да, возможно. записывают в тетрадях. возможно, предлагают. сравнивают с методом уравнивания показателей при решении показательных уравнений. применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Найденное значение переменной не удовлетворяет условию х >0. Внимательно слушают Работают в группах. (устно) Отвечают: 1гр.,2гр., … Нет, для пятого уравнения не подходит ни один из известных нам методов думают. Записывают и решают Называют: 1)функционально-графический; 2)метод потенцирования; 3)метод введения новой переменной; 4)метод логарифмирования. Решают (первый решивший уравнение оформляет решение на доске и т.д.) Проверяют, задают вопросы. Не похожее уравнение на другие; Не смогли упростить. записывают. тогда уравнение примет вид: log10x + 2log10x + 3 log10x + … + +10log10x = 5,5 (1 + 2 + 3 + … +10) log10x = 5,5 Сумма членов арифметической прогрессии равна: Метод сведения к одному основанию. Ребята поднимают руку. Вспоминают свойства и пытаются найти ошибку У доски ученик. Ошибка. Неверно использована формула х 15, 2х = х – 15, решений нет; х < 15, 2х = - х + 15 Ответ: 5. Знание свойств логарифмов позволяет избегать ошибок. Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов учебной деятельности. - Считаете ли вы, что задачи урока решены? - Какие затруднения вы испытывали? - Ваши пожелания. Вы молодцы! Определив проблему, выдвинули гипотезу (проверить известные методы при решении новых уравнений), доказали (обосновав использование теоремы), получили результат, т.е. мы создали с вами мини проект, а продуктом нашего проекта является подсказка. (Приложение 4) Вы получаете её в память о нашем сотрудничестве. Огромное спасибо за урок. | Высказываются, составляя картину деятельности на уроке и её успешности: «Мы узнали…», «Мы смогли…», «У нас не получилось, потому что…» и т. д |
Приложение 2
Задание по группам
Группа 1 Группа 4
1.log2(3x-6)=log2(2x-3); 1.log4(x + 3) = 4;
2.logx=-1; 2.2log32x – 5log3x = 7;
3.log22x – 4log2x + 3 = 0; 3.lg(x2 – 6) = lg(8 + 5x);
4.log2x = log23 + log25; 4.log4 + logx = log18;
5.xlog3x = 81. 5. .xlog3x = 81.
Группа 2. Группа 5
1.log0,52x + 3log0,5x + 2 = 0; 1.log0,2(12x + 8) = log0,2(11x + 7);
2.log74 = log7x – log79; 2.log5x = 2;
3.log6(14 – 4x) = log6(2x + 2); 3.3log42x – 7log4x + 2 = 0;
4.log3x = ; 4.log2x = log23 + log25;
5.xlog3x = 81. 5.xlog3x = 81.
Группа 3
1.lg2x2 + lgx2 = 6;
2.log3(x2 + 6) = log35x;
3.log2x = -0,5;
4.log= 1;
5. .xlog3x = 81.
Приложение 3
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решите уравнения:
- log 3 (2x – 1) = 2;
- log0,2(12x + 8) = log0,2(11x + 7);
- lg2x2 + lgx2 – 6 = 0;
- Xlog0,5x = ;
- log10x + logx + log x + … + log x = 5,5.
Ответы: 1. 5;
2. решений нет;
3. ;10;
4. 0,25; 4;
5.
Вариант 2
Решите уравнения:
1. ln(3x – 5 ) = 0;
2. log 6 (2x2 – x) = 1 – log 6 2;
3. Xlog2x = 16;
4. 3log22x + 2log2x = 5;
5. log10x + logx + log x + … + log x = 5,5.
Ответы: 1. 2; 3. 0,25; 4;
2. 1,5; - 1; 4. 2; ; 5.
Приложение 4
Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида logaf(x) = logag(x),
Где а- положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Методы решения логарифмических уравнений:
1.Функционально-графический метод.
Он основан на использовании графических
иллюстраций или каких-либо свойств функций
2.Метод потенцирования.
3.Метод введения новой переменной.
4.Метод логарифмирования.
5.Метод сведения к одному основанию.
logax = b – простейшее логарифмическое уравнение
x = ab – его решения
logaxn = nloga, xn >0
logab = - формула перехода к другому основанию
logab =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок-игра «Логарифмическая функция, логарифмические уравнения и неравенства».
Методическая разработка+ презентация...
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.
Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...
Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...
Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.
Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на тему :"Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства."Цель урока: - обобщение и систематизация знаний, на...
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...
«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»
В презентации рассматриваются свойства логарифмов. Методы решения логарифмических уравнений. Тест на решение уравнений....