Логарифмические уравнения
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Чистикова Татьяна Александровна

В разработке дается классификация основных видов логарифмических уравнений с примерами и их решением. Молодым учителям будет, надеюсь, полезна эта работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_logarif._uravneniya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках математики. Урок-проект по теме "Логарифмические уравнения и методы их решения"

Цели:

1. Способствовать: 

  1. формированию умений:
  2. применять знания в новой ситуации;
  3. осуществлять исследовательскую деятельность;
  4. анализировать, делать выводы.

2. Развитию мыслительных операций:

  1. наблюдательности;
  2. обобщению;
  3. классификации.

3. Воспитанию коммуникативных качеств личности.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная и фронтальная.

Метод урока: поисково-исследовательский.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в группах, презентация урока (Приложение 1).

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Воспроизведение и актуализация опорных знаний через устную работу с классом.
  3. Постановка цели урока и определение темы
  4. Изучение методов решения логарифмических уравнений
  5. Первичное закрепление материала
  6. Подведение итогов учебной деятельности

Учитель.

Здравствуйте, друзья.

Я приглашаю вас к сотрудничеству.

Поработаем устно.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вычислите устно: (слайд1)

а) log28

б) lg 0,01;

в) 2log232.

- что использовали для выполнения данного задания?

2. Решите уравнения: (слайд2)

а) 3х = 7;

б) 2х = 32;

в) 3 – 6•3х – 27 = 0.

Учитель на доске фиксирует методы решения показательных уравнений.

3. Найдите х: (слайд3)

- Как иначе сформулировать 3 задание?

- А как вы думаете, какие это уравнения?

Умеем мы решать логарифмические уравнения?

И, следовательно, задачи?

Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения и методы их решения» (слайд 4)

-Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?

Корректирует и записывает на доске, поясняя

logаf(x) = logag(x), где а - положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.

- Можно ли применить методы решения показательных уравнений к логарифмическим? (обращает внимание на методы, записанные на доске и задание №3) (вернуться к слайду 3)

Предлагает оформить решение уравнения №3(в)

предложите метод.

Решение.

1) Потенцируя, получаем

7х – 9 = х

6х = 9

х = 1,5

- почему необходима проверка корней?

2) проверим найденные корни по условиям

х = 1,5 удовлетворяет этой системе неравенств.

Ответ: 1,5.

-Объясните, пожалуйста, почему уравнение №3(г) не имеет решения?

Вывод: данный метод основан на теореме (слайд 5) при этом поясняет.

Предлагает работу в группах

(Приложение 2)

Соотнесите предложенные вам уравнения с методами их решения.

- Все уравнения распределены?

Может кто-то предложить метод решения оставшегося уравнения?

(если предложений нет, то помогает учитель)

Записывает уравнение на доске и предлагает его решить вместе.

Вывод: мы получили ещё один метод - метод логарифмирования.

Назовите, пожалуйста, методы, которые можно применить при решении логарифмических уравнений.

Записывает на доску

Задание:

Проверить применение методов при решении логарифмических уравнений, выполнив самостоятельную работу на 2 варианта. (слайд 6, Приложение 3)

Из предложенных 5 уравнений предлагаю вам решить любые 3.

В результате, на доске должны быть решены 4 уравнения.

Друзья, а кто решил 5 уравнение?

- Что было трудно?

- Почему не получилось?

Друзья, я вам немножко подскажу:

Для упрощения левой части уравнения используем красивую формулу:

(слайд 7) и приглашает к доске ученика.

Попробуйте назвать метод, который вы сейчас применили.

Фиксирует на доске.

Оцените свою работу: можете словесно; поставить оценку - решили 3 уравнения – «5», 2 уравнения – «4».

Кто решил 3 уравнения?

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам задание на рецензирование (слайд 8)

Найдите ошибку в решении уравнения:

lg2x = lg (x – 15)

2x = x – 15

x = - 15.

Так как х > 0, то уравнение решений не имеет.

Ответ: решений нет.

Вывод?

Домашнее задание: п.51рекомендую прочитать, №№1151, 1153, 1155 (любые 2 уравнения из каждого номера обязательно). Для желающих на «5» красивое уравнение на доске:

(слайд9)

вычисляют и объясняют определение логарифма.

решают, объясняя метод.

х = , объясняя

х = 4 , объясняя

х = 1,5, решения нет

решить уравнения логарифмические

да, (тогда методы?)

Рассмотреть методы их решения.

записывают.

пробуют дать определение.

сравнивают и делают выводы.

да, возможно.

записывают в тетрадях.

возможно, предлагают.

сравнивают с методом уравнивания показателей при решении показательных уравнений.

применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения.

Найденное значение переменной не удовлетворяет условию х >0.

Внимательно слушают

Работают в группах. (устно)

Отвечают: 1гр.,2гр., …

Нет, для пятого уравнения не подходит ни один из известных нам методов

думают.

Записывают и решают

Называют:

1)функционально-графический;

2)метод потенцирования;

3)метод введения новой переменной;

4)метод логарифмирования.

Решают (первый решивший уравнение оформляет решение на доске и т.д.)

Проверяют, задают вопросы.

Не похожее уравнение на другие;

Не смогли упростить.

записывают.

тогда уравнение примет вид:

log10x + 2log10x + 3 log10x + … +

+10log10x = 5,5

(1 + 2 + 3 + … +10) log10x = 5,5

Сумма членов арифметической прогрессии равна:

Метод сведения к одному основанию.

Ребята поднимают руку.

Вспоминают свойства и пытаются найти ошибку

У доски ученик.

Ошибка. Неверно использована формула

х 15, 2х = х – 15, решений нет;

х < 15, 2х = - х + 15
3х = 15
х = 5.

Ответ: 5.

Знание свойств логарифмов позволяет избегать ошибок.

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов учебной деятельности.

- Считаете ли вы, что задачи урока решены?

- Какие затруднения вы испытывали?

- Ваши пожелания.

Вы молодцы!

Определив проблему, выдвинули гипотезу (проверить известные методы при решении новых уравнений), доказали (обосновав использование теоремы), получили результат, т.е. мы создали с вами мини проект, а продуктом нашего проекта является подсказка. (Приложение 4) Вы получаете её в память о нашем сотрудничестве.

Огромное спасибо за урок.

Высказываются, составляя картину деятельности на уроке и её успешности:

«Мы узнали…», «Мы смогли…»,

«У нас не получилось, потому что…»

и т. д

                                                                                                                         


Приложение 2

                              Задание по группам

Группа 1                                                        Группа 4    

1.log2(3x-6)=log2(2x-3);                                 1.log4(x + 3) = 4;

2.logx=-1;                                                   2.2log32x – 5log3x = 7;

3.log22x – 4log2x + 3 = 0;                               3.lg(x2 – 6) = lg(8 + 5x);

4.log2x = log23 + log25;                                  4.log4 + logx = log18;

5.xlog3x = 81.                                                    5. .xlog3x = 81.

Группа 2.                                                       Группа 5

1.log0,52x + 3log0,5x + 2 = 0;                           1.log0,2(12x + 8) = log0,2(11x + 7);

2.log74 = log7x – log79;                                  2.log5x = 2;

3.log6(14 – 4x) = log6(2x + 2);                       3.3log42x – 7log4x + 2 = 0;

4.log3x = ;                                                   4.log2x = log23 + log25;

5.xlog3x = 81.                                                    5.xlog3x = 81.

Группа 3

1.lg2x2 + lgx2 = 6;

2.log3(x2 + 6) = log35x;

3.log2x = -0,5;

4.log= 1;

5. .xlog3x = 81.

                                                                                                                         


    Приложение 3

Самостоятельная работа

Вариант 1

  Решите уравнения:

  1. log 3 (2x – 1) = 2;
  2. log0,2(12x + 8) = log0,2(11x + 7);
  3. lg2x2 + lgx2 – 6 = 0;
  4. Xlog0,5x = ;
  5. log10x + logx + log x + … + log x = 5,5.

Ответы: 1. 5;

                2. решений нет;

                3. ;10;

                4. 0,25; 4;

                5.  

Вариант 2

Решите уравнения:

1. ln(3x – 5 ) = 0;

2. log 6 (2x2 – x) = 1 – log 6 2;

3. Xlog2x  = 16;

4. 3log22x + 2log2x = 5;

5. log10x + logx + log x + … + log x = 5,5.

Ответы: 1. 2;             3. 0,25; 4;

                2. 1,5; - 1;    4. 2; ;   5.  

                                                                                                                 


  Приложение 4

                                     

                                       

Логарифмическими уравнениями называют уравнения вида logaf(x) = logag(x),

Где а- положительное число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.

        Методы решения логарифмических уравнений:

                                                              1.Функционально-графический метод.

                                                                 Он основан на использовании графических 

                                                                  иллюстраций или каких-либо свойств функций      

                                                             

                                                              2.Метод потенцирования.

                                                              3.Метод введения новой переменной.

                                                              4.Метод логарифмирования.

                                                              5.Метод сведения к одному основанию.

logax = b – простейшее логарифмическое уравнение

x = ab – его решения

logaxn = nloga, xn >0

logab =  - формула перехода к другому основанию

logab =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...

Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на тему :"Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства."Цель урока: - обобщение и систематизация знаний, на...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...

«Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений»

В  презентации рассматриваются свойства логарифмов.  Методы решения логарифмических уравнений.  Тест на решение уравнений....