Подготовка к ГИА по алгебре
статья по алгебре (9 класс) по теме
Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник цикла «математика,
основы информатики и ВТ»
Н. Стаценко
“____ ” _________ 2011 года
«Подготовка к ГИА. Решение уравнений. Задания повышенного уровня сложности», 9 класс
Методическая разработка
преподавателя цикла (математика, основы информатики и ВТ)
Матвеевой Елены Юрьевны.
Москва
2010 - 2011 учебный год
Содержание
- Вступление. Уравнения старших степеней______________________3
- Различные способы решений__________________________________3
- Решение способом разложения на множители___________________ 3
- Решение способом введения новой переменной__________________5
- Особые случаи_______________________________________________6
- Дополнительные задания _____________________________________8
- Заключение__________________________________________________9
- Литература__________________________________________________10
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно, уравнения не только имеют важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям. Подавляющее большинство задач реального мира сводится к решению различных видов уравнений.
Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники.
Для уравнений 3 и 4 степени известны формулы корней, но они очень сложны и неудобны для практического применения так как содержат радикалы 2-ой и 3-ей степени. Что касается уравнений пятой и более высоких степеней, то общих формул корней не существует. Однако для уравнений высокого порядка частных видов существуют методы их решения. Стоит отметить, что навыки в решении таких уравнений совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться к ГИА и успешно выступать на математических конкурсах и олимпиадах.
В большинстве случаев решение уравнения стараются свести к решению квадратных и линейных уравнений. При этом наиболее часто употребляемыми преобразованиями для решения уравнений старших порядков являются:
- Метод разложения на множители;
- Метод введения новой переменной;
- Графический метод.
При решении уравнений мы наиболее часто применяем два из этих методов - метод разложения многочлена на множители и метод введения новой переменной.
Рассмотрим 1-ой способ: Метод разложения на множители. Основа данного метода не нова и заключается в группировке слагаемых таким образом, чтобы каждая группа содержала общий множитель. Для этого иногда приходится применять некоторые искусственные приемы.
Если в уравнении Р(х)=0 многочлен Р(х) разложить на множители методом группировки или другим равносильным преобразованием и затем приравнять каждый множитель к 0, то решив получившиеся уравнения, находим корни уравнения Р(х)=0.
Пример 1. Решить уравнение: 3x 4 + 6x 3 – 9x 2 = 0 .
Р е ш е н и е . Разложим левую часть этого уравнения на множители:
x 2 ( 3x 2 + 6x – 9 ) .
Решим уравнение: x 2 = 0; оно имеет два корня: x1 = x2 = 0 .
Теперь решим уравнение: 3x 2 + 6x – 9 = 0, и получим:
x3 = 1 и x4 = – 3 .
Таким образом, исходное уравнение имеет четыре корня:
x1 = x2 = 0 ; x3 = 1 ; x4 = – 3 .
Пример 2. Решить уравнение: x6-5x4-5x2+1=0
x6-5x4-5x2+1=0
(x6+1)-(5x4+5x2)=0
x6+1=(x2)3+1=(x2+1) (x4-x2+1)
(x2+1)(x4-x2+1)-5x2(x2+1)=0
(x2+1)(x4-x2+1-5x2)=0
(x2+1)(x4-6x2+1)=0
x2+1=0 или x4-6x2+1=0
нет корней x1=-1+21/2
x2=-1-21/2
x3=1+21/2
x4=1-21/2
Ответ: 1-21/2
Пример 3. Решить уравнение: x(x+1)(x+2)(x+3)=120
x(x+1)(x+2)(x+3)=120
x4+6x3+11x2+6x-120=0
x4+6x3+11x2+6x-120=(x4-2x3)+(8x3-16x2)+(27x2-54x)+(60x-120)=
=x3(x-2)+8x2(x-2)+27x(x-2)+60(x-2)=
(x-2)(x3+8x2+27x+60)=0
x1=2 и x3+8x2+27x+60=0
(x3+5x2)+(3x2+15x)+(12x+60)=x2(x+5)+3x(x+5)+12(x+5)=(x+5)(x2+3x+12)=0
x2=-5 и x2+3x+12=0
корней нет
Ответ: -5,2.
x(x+1)(x+2)(x+3)=120
x4+6x3+11x2+6x-120=0
Подбираем целый корень. х=2- корень
Делим уголком на x-2 и т.д.
Рассмотрим 2-ой способ: Введение новой переменной.
Метод введения новой переменной уже знаком на примере биквадратных уравнений. Он заключается в том, что для решения уравнения f(x) = 0 вводят новую переменную (подстановку) t = xn или t = g(х) и выражают f(x) через t, получая новое уравнение r(t). Решая затем уравнение r(t), находят корни:
(t1, t2, …, tn). После этого получают совокупность n уравнений q(x) = t1, q(x) = t2, … , q(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения.
Пример 1: x(x+1)(x+2)(x+3)=120
Перемножим 1-ый и 4-ый множитель и 2-ой и 3-ий:
( x2+3x)(x2+3x+2)=120
t= x2+3x
t*(t+2)=120
t2+2t-120=0
t1=-12 t2=10
x2+3x +12=0 x2+3x-10=0
нет корней x1=2 x2=-5
Ответ:-5,2.
Пример 2: (x2-6x)2-2(x-3)2=17
(x2-6x)2-2(x2-6x+9)=17
t=x2-6x
t2-2t-35=0
t1=-5 t2=7
x2 - 6x+5=0 x2-6x-7=0
x1=1 x2=5 x3=-1 x4=7
Ответ:-1;1;5;7.
Рассмотрим особый случай, когда при решении применяют несколько способов.
Комбинированный способ:
Пример 1: Решите уравнение и запишите в ответ сумму корней:
а) (5х + 1)2 + 2(5х + 1)(х2 + 1) + (х2 + 1)2 = 4.
Выполним замену: (5х + 1) = a и (х2 + 1) = b
Получим уравнение:
Отсюда: или
Обратная замена:
Найдем сумму корней:
Ответ: - 10.
Пример 2: а) Прямая 2х + 3у = с, где с – некоторое число, касается гиперболы у=6/х в точке с отрицательными координатами. Найдите с.
Рассмотрим функции: 2х+3у=с – линейная функция, ограничений на переменную х нет. у=6/х – обратная пропорциональность.
Накладываем условие на переменную: х ≠ 0.
Подставим выражение вместо у в первое уравнение
Получим уравнение: . Умножим обе части уравнения на х ≠ 0.
Получим уравнение:
Графики функций имеют единственную точку в том и только том случае, когда уравнение имеет единственный корень.
Т.к. точка касания имеет отрицательные координаты, то с < 0. Поэтому условию задачи удовлетворяет только с = -12.
В этом случае получаем прямую, которая касается ветви гиперболы, расположенной в 3 четверти, т.е. в точке с отрицательными корд-ми. Ответ: с = - 12.
Пример 3: а) Прямая у = 2х + b касается окружности х2+у2=5 в точке с положительной абсциссой. Определите координаты точки касания.
Выполним подстановку и найдем значения b при которых уравнение имеет единственное решение:
Полученное уравнение имеет единственное решение, если D=0.
Решив уравнение , получим b = ±5.
Т.о. получили уравнения двух прямых, касающихся окружности: и
Найдем абсциссы точек касания, подставив найденные значения b в уравнение
При b = 5 получим уравнение:
Этот корень не удовлетворяет условию задачи.
При b = - 5 получим уравнение:
Найдем соответствующее значение у = 2·2 - 5 = -1. Координаты точки касания (2; - 1).
Ответ: (2; - 1)
Дополнительные задания:
- Задания для самостоятельного решения:
Решите уравнения:
1 уровень:
а) х4 + 2х2 – 8 = 0;
б) х3+ 2х2 – х – 2 = 0.
2 уровень:
а) х – 2 – 15 = 0
б) (х – 2)2(х – 3) = 12(х – 2).
3 уровень:
а) (1 – х)4 + (1 – х)2 = 20;
б) х5 – 3х4 + 2х3 – 6х2 – 3х + 9 = 0.
- Задания для самостоятельного решения:
Уровень 1. Решите уравнение и запишите в ответ сумму корней:
б) (2х2 + 1)2 –2(2х2 + 1)(х + 4) + (х + 4)2 = 0.
Уровень 2.
б) Прямая х + 4у = с, где с – некоторое число, касается гиперболы у=4/х в точке с положительными координатами. Найдите с и координаты точки касания.
Уровень 3.
б) Прямая у = х + b касается окружности х2+у2=8 в точке с отрицательной абсциссой. Определите координаты точки касания.
- Задания для самостоятельного решения:
- Очевидная замена II. Неочевидная замена
- 2х⁴+х²-1=0 1) (х²-6х)²-2(х-3)²=81
2) (х²+3х+1)( х²+3х+3)+1=0 2) (8х²-3х+1)²=32х²-12х+1
3) (х+3)⁴-3(х+3)²+2=0 3) (х²+х+1)²-3х²-3х-1=0
4) + +4 =0 4) (х²+2х)²- (х+1)²=55
5) - +1=0 5) (х²-5х+7)(х-2)(х-3)=2
- Задания для самостоятельного решения:
- (х+1)⁴+(х+5)⁴=32
- (х+3)⁴+(х+5)⁴=16
- (х-1)⁵+(х+3)⁵=242(х+1)
- (х-2)⁶+(х-4)⁶=64
- (х+3)⁴+(х+1)⁴=20
Заключение
Истоки алгебры восходят к глубокой древности. Уже около 4000 лет
назад вавилонские ученые владели решением квадратного уравнения и
решали системы двух уравнений, из которых одно – второй степени. С
помощью таких уравнения решались разнообразные задачи землемерия,
архитектуры и военного дела. Точный язык математики позволяет просто
выразить факты и соотношения, которые, будучи изложенными обычным
языком, могут показаться запутанными и сложными. Неизвестные величины,
обозначаемые в задаче символами, например x, можно найти, сформулировав
задачу на математическом языке в виде уравнений. Методы решения
уравнений составляют в основном предмет того раздела математики,
который называется алгеброй и теорией чисел.
Рассмотренные примеры показывают основные способы решения
алгебраических уравнений степени n= 3: разложение многочлена на
множители, деление на одно и тоже выражение, введение новой переменной.
Все указанные способы позволяют понизить степень уравнения и свести
решение данного уравнения к решению квадратного или линейного уравнения.
Универсальной формулы для нахождения корней алгебраического уравнения n – ой степени нет. В данной работе на конкретных примерах рассмотрели различные способы понижения степени уравнения.
Литература:
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 5-е изд.— М.: Просвещение, 2010.— 239 с.
- Сычева, Г. В. Алгебра: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Уравнения», «Системы уравнений»: 9 кл. / Г.В. Сычева, Н.Б. Гусева, В.А. Гусев. - М: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 126 с.
- ГИА. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Тематические тренировочные задания. Повышенный уровень. /Е.А. Семенко, Е.Н. Белай, Г.Н. Ларкин, В.Н. Сукманюк; под ред. Е.А. Семенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 77 с.
- Авторы: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б.
5. Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.В. Дорофеева. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. — 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к ГИА по алгебре
решение текстовых задач различных видов....
Подготовка к зачету по алгебре по теме: "Показательная функция", 11 класс
Предложенный материал содержит теоретические вопросы и примерные задания для подготовки к зачетному занятию по теме: "Показательная функция"...
Подготовка к зачету по алгебре по теме: "Рациональные дроби. Функция у = k/х", 8 класс
Данный материал содержит теоретические вопросы, тренировочные упражнения и критерии оценки зачетной работы...
Подготовка к зачету по алгебре по теме: "Рациональные дроби", 8 класс
Материал содержит теоретические вопросы по теме, тренировочные упражнения и критерии оценки зачетного занятия...
Подготовка к зачету по алгебре по теме: "Рациональные дроби", 8 класс
Материал содержит теоретические вопросы, тренировочные упражнения и критерии оценки зачетной работы...
Тематические тесты по подготовке к ГИА по алгебре
Тесты предполагают подготовку учащихся к ГИА и повторение курса алгебры 7-9 классов. Бланки тестов с таблицей ответов помогут сократить время проверки этих тестов. Итоговая работа ...
Подготовка к ОГЭ блок "Алгебра."
10 вариантов для подготовки к блоку алгебра....