Применение математических функций в физике
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gvozdenko.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предлагаемый предпрофильный курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих научиться решать задачи по математике и физике, используя метод графических образов. Особенностью разработанного курса является проектирование образовательной среды, способствующей развитию творческого понимания ребенка. Курс проводится в первом полугодии 9 класса и рассчитан на 13 часов.
Данный курс расширяет содержания базисных курсов по алгебре и физике. Курс призван продемонстрировать интеграцию, взаимопроникновение алгебры и физик Учащиеся знакомятся с методами применения знаний по алгебре в другой науке естественно-математического цикла, приобретают общеучебные умения: освоение способов анализа информации, приемов конструирования, способов совместной деятельности.
стимулирование всех видов мышления: логического, образного; вооружение учащихся интеллектуальным инструментарием для решения большого числа предметных задач; формирования умения устанавливать связи между личностным опытом ученика и новым знанием; формирование умения кодировать информацию, выполнять преобразование из вербальной в наглядную, образную, символическую, графическую.
Обобщить материал, изученный в курсе алгебры, систематизировать сведения об основных функциях; сформировать умение применять алгебраические методы в решении физических задач; Показать возможность применения метода графических образов в решении задач на движение; Расширить математический и физический кругозор;
овладение основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и др.; овладение умением формирования графического образа и умения получать информацию с помощью графического образа; формирования стойкого состояния успешности в решении задач с использованием графического образа; Овладеют умением представления информации с помощью различных знаковых систем: текста, формул, графиков, таблиц, рисунков, схем; Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; понимание использования того или иного образа для выяснения физической сути явления, процесса, величины.
эвристические рисунки, диаграммы, графические образы, схемы, графики, диалог ( для активизации мыслительной деятельности учащихся при обучении учащихся извлекать информацию (числовую, главную, полную)) эмоциональные создание ситуаций успеха, игровые ситуации, презентации исследовательские конструирование графического образа (с целью обучения учащихся организации оптимального взаимодействия речевых и образных компонентов мышления, умению строить графики и диаграммы, производить вычисления, делать выводы).
Введение. Функция - поворотный пункт в математике.( 1 час) Методы математического моделирования ( 2 часа) Прямая и обратная пропорциональность . (4 часа). Линейная функция. (2 часа) Квадратичная функция. (2 часа) Заключительное занятие.(1 час).
Л.Ф. Пичурин., За страницами учебника алгебры.-М., Просвещение, 1990. М.С.Атаманская, Технология графических образов6 Методический сборник.- Ротсов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.- 48 с. Учебники. А.В.Перышкин, Физика-9,М., Дрофа,2007. А.В.Перышкин, Физика-8,М., Дрофа,2004. Н.С.Пурышева, Физика-,Дрофа,2008. Математика в школе,№5-2005.Графическое моделирование в задачах на движение.(стр.78) Приложение к газете 1 сентября «Математика», №14-2008, Интегрированный урок. Решаем задачи с физическим содержанием, З. Гамалиева, И.Ткачук.
«Выращивание готовности» V t 0 0 9,8 1 19,6 2 29,4 3 39,2 4 Проживание реальной ситуации+моделирование
Как менялось положение шарика с течением времени? Одинаковое ли расстояние проходил шарик за одни и те же промежутки времени? Как называется такое движение в физике? Как найти пройденный путь графически? Можно ли сказать, что путь менялся пропорционально времени? Какое физическое уравнение позволяет описать движение падающего шарика?
Вычислим пройденные пути как площади треугольников под графиком скорости: S 1 =1/2*1*9,8=4,9 м S 2 = 1/2*2*19,6=19,6 м S 3 =1/2*3*29,4=44,1 м S 4 =1/2*4*39,2=78,4 м
S t 0 0 5 1 20 2 45 3 80 4 физика математика s = gt 2 |2 =5* t 2 где g =10 м/с 2 s =5* t 2 Мы получили пример того, как из опыта, из наблюдений рождается закон, который удаётся записать на математическом языке. Описанный результат впервые был получен великим итальянским учёным Галилео Галилеем(1564-1642)
Водитель, двигаясь по улице, совершил наезд на пешехода. Согласно объяснениям водителя и показаниям свидетелей, пешеход (ребенок семи лет) выбежал из-за стоящего у обочины автофургона в тот момент, когда автомобиль, управляемый этим водителем, находился рядом со знаком, ограничивающим скорость движения до 40 км/ч. Водитель утверждает, что в момент наезда он двигался с предписанной знаком скоростью.
x S t V= ----- S t V Д ействительно ли скорость движения автомобиля была равна 40 км/ч?
Задача распадается на две: зная расстояние от автофургона до места ДТП и возможную скорость движения ребёнка, найти время движения ребёнка от автофургона до места ДТП учитывая найденное время и расстояние от дорожного знака до места ДТП, найти скорость автомобиля
Прямолинейным равномерным движением называется движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает равные перемещения. S 1 S 2 S 3 S 4 S 5 S 6 S 7 t 1 t 2 t 3 t 4 t 5 t 6 t 7 = = = = = = = = = = = =
x S a = 0 , S=V*t V Считаем, что скорость ребенка с течением времени не изменяется, поэтому
Из уравнения равномерного прямолинейного движения следует, что t = s / v Вычислим возможное время движения ребенка: если v = 9,3 км/ч = 2,6 м/с. Тогда t = 5,5 м : 2,6 м/с — 2,1 с; если v = 15,6 км/ч = 4,3 м/с, тогда t = 5,5 м : 4,3 м/с = 1,3 с. Итак, возможное время движения ребенка от автофургона до места ДТП находится в интервале от 1,3 до 2,1 с.
x S t S = V v x t Найдем возможную скорость движения автомобиля, учитывая, что расстояние, которое он преодолел, от знака до места ДТП составляет 29 м
0 x 0 x x X= X 0 + S x S x = V x t S x S V x t S V x t V x t V x t V x t X=X 0 +V x t V если t = 2,1 с, то v = 13,8 м/с = 49,7 км/ч; если t = 1,3 с, то v = 22,3 м/с = 80,3 км/ч. Ответ на вопрос задачи, с точки зрения физики, звучит так: «Скорость автомобиля (с учетом возможных значений скорости ребенка) лежит в интервале от 49,7 км/ч до 80,3 км/ч». Ответ с точки зрения эксперта-криминалиста: «Скорость автомобиля, управляемого водителем, превышала 40 км/ч».
S t h t0 V4 t = V-Vo a ребенок автомобиль График — прямая, проходящая через две точки: начало координат и точку с координатами ( t 0 , 29), где 29 м расстояние от дорожного знака до места ДТП. По графику находим значение расстояния при t = 1. Это и есть численное значение скорости автомобиля в момент наезда (=14 м/с = 50,4км/ч) .
V Vo a Аналогично получим скорость автомобиля в случае, если скорость ребенка составляет 15,6 км/ч = = 4,3 м/с (рис. 3, б). Скорость автомобиля в момент ДТП равна приблизительно 22 м/с = 79,2 км/ч.
«Скорость автомобиля, управляемого водителем N , превышала 40 км/ч».
Пешеход, велосипедист и мотоциклист двигались по шоссе в одну сторону каждый со своей постоянной скоростью. В момент, когда пешеход и велосипедист находились в одной точке, мотоциклист отставал от них на 6 км. Когда мотоциклист догнал велосипедиста, пешеход отставал от них на 3 км. На сколько километров велосипедист обогнал пешехода в тот момент, когда пешехода настиг мотоциклист?
Велосипедист отправляется из А в В и после 15-минутного отдыха в пункте В возвращается в пункт А. На пути из А в В велосипедист догоняет в 11 часов пешехода, который движется из А в В со скоростью, в 4 раза меньшей, чем у велосипедиста. В 12 часов происходит вторая встреча пешехода и велосипедиста. Определить время отправления велосипедиста из пункта А, если известно, что велосипедист возвращается в пункт А одновременно с прибытием пешехода в пункт В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач». Разработали: учитель...
Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».
Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....
Урок в 9 классе по теме «Математические функции. Свойства функций».
Урок проведен в 9 классе при повторении материала по подготовке учащихся к итоговой аттестации....
Применение математического моделирования в решении задач по физике.
Создание графических и математических моделей при решении задач по физике поможет приобрести более глубокое понимание физических законов и устройства окружающего мира. Станет отличным подспорьем для п...
Интегрированный урок по математике, физике "Применение графиков функций к решению физических задач
Интегрированный урок по математике+физике "Применение графиков функций к решению физических задач" 9 класс...
Методические особенности применения модельного конструктора «Живая физика» (на примере модели «Математический маятник»)
Рассмотрены особенности применения на уроке одной из моделей конструктора "Живая физика"....
Интегрированный урок в 9 классе Математика + физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».
Цели урока:Обучающая: Сформировать у учащихся умение использовать математические методы решения квадратного уравнения, системы уравнений в решении физических задач, умение находить искомую величину из...