Конспект урока по математике для 5 класса
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

Конспект урока по математике для  5 класса по теме: "Доли и дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doli._obyknovennye_drobi.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: «Доли и дроби»

Учитель: Ермак Е.М.

Цели:  

  1. познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом; сформировать   умение читать и записывать дробь;
  2. развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
  3. воспитание чувства самоуважением и взаимоуважения

Формы проведения урока: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор; индивидуальные карточки для самостоятельной работы, презентация урока

Ход урока:

  1. Орг. класса.
  2. Устная работа.

Слайд 1.

52:2 = 26

   72:24 = 3

       95:5 = 19 

        96:3 =32 

 84:28=3 

+24 = 50

    •12= 36 

       +56 = 75

         +28 = 60

 •18 =54

:25 = 2

   +34 = 70

        :3  = 25

           : 4 = 15

+46=100 

•36 = 72

    :5 = 14

        -8 = 17

           •5 = 75

:20 = 5

:18 = 4

  + 56 = 70 

       •3 = 51

            :25 = 3

•3 =15

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

«Мама купила торт и разрезала его на четыре равные части: папе, двум детям и себе. Сколько частей съел каждый?».

Слайд 3-4.

  1. Изучение нового материала.

Эти равные части называют  доли.  Так как торт разделили на 4 равные доли, то каждый получил « одну четвёртую долю торта».  

Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки и т.д.  Назовите ещё несколько слов с этой приставкой.

Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая.

- Когда образуются доли? Тогда,  когда один предмет (торт, плитка шоколада) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (работа по слайду 5).

Доля или сумма долей образуют дробь. (слайды 6).

-На сколько равных долей разделили первый прямоугольник? Второй прямоугольник? Какую долю составляет закрашенная часть?

Обозначение и запись. (Слайд 7).

Что показывает числитель и знаменатель дроби?

-Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Числитель пишут над чертой, а знаменатель – под чертой.

Такие дроби называют обыкновенными.

  1. Физминутка.
  2. Первичная проверка понимания, закрепление знаний.

1. Фронтальная работа ( слайд 8)

Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

Ответ ученика: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры.

Слайд 9. Прочитайте обыкновенные дроби, назовите числитель и знаменатель.

Запишите дроби:

а) одна восьмая;

б) три десятых;

в) две пятых;

г) пять шестых;

д) семь девятых;

е) одиннадцать сотых.

2. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Слайд 10).

3.  Работа с учебником.

3. Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)

(Слайд 11)

Вариант А

1. Какая часть фигуры закрашена?         

Вариант B

1. Какая часть фигуры закрашена?

Дополнительные задания. (Слайд 12).

1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.

2. Запишите дробь, у которой

а) числитель равен значению выражения 5883: 37 – 2852: 46, а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21;

б) числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше.

3. Целое разделено на 20 равных частей. Как называются 1, 3, 7, 10 таких частей.

  1. Итог урока.

(Слайд 13).

  1. Домашнее задание. П.   , №

Сведения из истории математики о возникновении дробей.

В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах - встречаются не только целые числа, но и дроби. Дроби были нужны для измерения различных величин в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первыми названиями дробей. В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие учёные считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Впервые в привычном для нас виде дроби стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали употреблять только с XVI века.

  1. Комментирование оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 6 класс "Деление обыкновенных дробей"

Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться играя,Но если с учёбой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!  Урок по математике в 6 классе с применением информационны...

План-конспект урока по математике (5 класс) .Урок обобщения по теме: "Умножение десятичных дробей"

План конспект обобщающего урока по математике в 5 классе по теме " Умножение десятичных дробей". Урок направлен на развитие функциональных умений и навыков примененять математические знания в реальной...

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...