Десятичные дроби. 5 класс.v
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Конспект урока с презентацией по теме: «Час повторения «Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_povtoreniya.rar | 52.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Час повторения «Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные"»
Мещанинец Анжелика Анатольевна
преподаватель, МОУ "Лазурненская СОШ", п. Лазурный, Красноармейский р-н, Челябинская обл.
Девиз учителя: "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным. Блез Паскаль"
Цели:
- образовательная – расширение и углубление знаний, умений и навыков по программному материалу: повторение действий с десятичными дробями.
- развивающая – приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение математического кругозора и представлений о практической значимости математики.
- воспитательная – развитие у учащихся интереса к математике и ее приложениям,. Учащиеся получают небольшую информацию о значимости десятичных дробей и в игровой форме повторяют известные им действия.
Оборудование:
- карточки-задания (для каждого ученика);
- три таблицы (по одной для каждой команды);
- таблички с изображением цифр и запятой;
- цифра пять, разрезанная на 5 частей;
- фломастеры;
- призы для награждений.
Структура урока:
I. Организационный момент:
- Взаимное приветствие учителя и учеников.
- Сообщение темы и целей урока (2 мин).
II. Устная работа:
- Представление жюри и помощника (2 мин).
- Вступительное слово учителя. (3 мин).
III. Основная часть:
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (5 мин.).
- Отработка навыков выполнения действий с десятичными дробями в игровой форме ( 25 м).
IV. Подведение итогов урока (5 мин).
V. Постановка домашнего задания (3 мин).
Ход урока:
I. Организационный момент.
После взаимного приветствия учитель объявляет тему-девиз и цели урока. ( слайд №1)
II. Устная работа.
Учитель представляет жюри и помощника “Всезнайку” и обращается к учащимся с небольшим вступительным сообщением.
Учитель: “Уже в глубокой древности людям приходилось считать. В результате счета предметов появились числа 1, 2, 3 и т.д. – натуральные числа. Измерение расстояний, деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала люди пользовались простыми дробями – 1/2, 1/3,1/4 (половина, треть, четверть), а затем и более сложными.
Из множества дробных чисел они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000, т.е. записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.
Вы уже знаете, что десятичные дроби записываются не так, как обыкновенные. Например: .
Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем они заслужили такое большое внимание?
Попробуем ответить на эти вопросы?
III. Основная часть.
Вспомним, что в записи любого натурального числа значение цифры зависит от занимаемого ею места, от ее позиции. Вот натуральное число 2072. Цифра 2 в первом разряде справа означает 2 единицы, а цифра 2 в четвертом разряде – 2 единицы тысяч. Такую систему записи называют позиционной.
Если перемещаться по разрядам слева направо, то в записи чисел, которой мы пользуемся, единица каждого следующего разряда меньше в 10 раз единицы предыдущего разряда. По этому принципу записываются и десятичные дроби. Например: в дроби 2072,38 единица первого разряда после запятой в 10 раз меньше единицы, взятой из разряда единиц и т.д.
А теперь о значении десятичных дробей вам расскажет наш Всезнайка.
Всезнайка: “Десятичные дроби, записанные в позиционной системе, очень удобны в расчетах. Во-первых, величины, выраженные ими, можно записать с любой степенью точности, и, во-вторых, эти величины легко сравнивать. Например: что больше: 3/8 или 2/5? В такой форме записи трудно сравнить эти числа, а если их выразить десятичными дробями, то это сделать легко:
0,375 < 0,4.
Сравнение чисел очень важная операция. В медицине, например, известно, что “великан” среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший вирус имеет размер 16 миллимикрон, т.е. (0,1:1000:1000)•16=0,000016 (мм). Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание (микробом или вирусом), и узнают, какая болезнь.
А теперь и мы вспомним правило сравнения десятичных дробей. Игра так и называется – “Сравни дроби”.
На доске прикреплены три таблицы (по одной для каждой команды), на которых изображены квадраты, разбитые на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Дроби во всех клетках одинаковы, но расположены по-разному.
Учащимся предлагается в течение одной минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. Затем учащиеся в командах выстраиваются друг за другом. Первые получают по фломастеру. По знаку ребята, стоящие в командах первыми, бегут одновременно к таблицам и указывают на них самое маленькое число. Каждый следующий игрок указывает большее число (в квадратике пишут цифру). Он выбегает тогда, когда предыдущий возвратился и встал в конец строя. Побеждает та команда, которая первой и правильно укажет все числа.
Всезнайка: А вот о том, как важна точность в расчетах, послушайте отрывок из стихотворения “Три десятых” (читают ученики):
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…
Учитель: И нам, ребята, нужно уметь правильно и быстро выполнять действия с десятичными дробями.
Игра “Заполни клетку”.
Каждая команда получает карточку-задание. Например:
1 команда | 2 команда | 3 команда | ||
1,2 + 0,8 = - 1,7 =
• 1,2 = : 9 = + 0,96 = - 0,2 = • 0,05 = : 0,02 = |
1,2 + 0,8 = - 1,7 =
• 1,2 = : 9 = + 0,96 = - 0,2 = • 0,05 = : 0,02 = |
1,2 + 0,8 = - 1,7 =
• 1,2 = : 9 = + 0,96 = - 0,2 = • 0,05 = : 0,02 = |
Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Число баллов команде начисляется по числу правильных ответов в последней клетке.
Всезнайка: При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., а также при делении на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. запятая перемещается на 1, 2, 3 и т.д. цифры вправо.
При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д., а также при умножении на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. запятая перемещается влево на 1, 2, 3 и т.д. цифры.
Эти действия применяются очень часто, поэтому важно уметь быстро и правильно их выполнять.
Инсценированная игра “Вот такая запятая!”
Участники команд надевают на голову “корону” с изображением цифр и запятой. По команде они выстраиваются так, чтобы получилось число. Например: 7 4 0 , 5 9 1 6 . А теперь главную роль играет запятая, которая своим перемещением показывает числа, получаемые при умножении или делении данного числа на 10; 100; 100; 0,1; 0, 01 и т.д.
За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает балл. Выигрывает та команда, которая больше заданий выполнила быстрее и верно.
В заключительной части урока проводится соревнование “Думай и соображай на 5”.
Задачи предлагаются всему классу. Отвечает тот, кто первый поднял руку. Правильный ответ приносит 1 балл команде, а ученик получает фрагмент цифры 5. Из этих фрагментов складывается оценка “5”.
Задания:
- Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7 и меньше 8? (Запятая). ( слайд № 2,3)
- Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, большее 5,2 и меньшее 5,3. (Например, 5,23). (слайд № 4,5).
- Найдите среднее арифметическое дробей 21,7 и 28,3 (Ответ :25) (слайд № 6,7).
- Закончите предложение Один процент – это...(одна сотая часть). (слайд № 8,9).
- Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами входящими в множество ( 3,75; 6,19; 4,5; 2,74; 10; 1,85; 0,321). (Ответ: 10-0,321=9,679) (слайд № 10,11).
- Какое из чисел лежит на координатном луче правее; 23,547 или 23,5472? (Ответ; 23,5472) (слайд №12,13)
- Расставьте запятые так, чтобы равенство стало верным 124+51=634 (Ответ: 1,24+5,1=6,34) (слайд №14,15).
- Округлите дробь 56,783 до десятых. (Ответ: 56,8). (слайд №16,17)
- Найдите четвертое число в последовательности: 0,1; 0,5; 2,5; ? (12,5: умножаем каждое полученное число на 5). (слайд №18,19).
- При каких значениях * верно неравенство: 1,627>1,6*7 ? (Ответ: 0 или 1). (слайд №20,21).
- Найдите сумму чисел входящих в множество : (3,04; 1,2; 0,06; 5) (слайд №22,23).
- Каким одним действием можно уменьшить число в 10 раз? (Ответ: разделив на 10 или умножив на 0,1) (слайд №24,25).
IV. Подведение итогов урока:
Учитель и жюри подводят и объявляют итоги урока. Отмечают активных участников, которые поощряются оценкой “5”.
Можно выделить ребят, получивших хорошие оценки. Всех поблагодарить за участие и подготовку.
Награждение команд.
V. Постановка домашнего задания (слайд № 26):
- Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилась 1. ((0,3 + 7,7) *0,125).
- Творческое задание: придумать свою математическую игру.
Слайд № 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида
Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...
Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...
Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс
Технологическая карта урокаПредмет: МатематикаКласс: 5Тема урока: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...