Материал о логике
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Материал о формах познания, абстрактного мышления, функциях языка и речи, видах суждения, три аспекта логики, логические ляпы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_logike_tekst.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1). О логике.
Желание обладать истиной продвигает всех нас вперёд на нелёгком пути познания. Люди хотят познать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал телескоп и микроскоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, которые позволили ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Чтобы эффективно пользоваться всеми методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Специфическим приёмом развития мышления является решение логических задач. Так американский математик Р. Смаллиан – автор множества остроумных задач – предлагает такую: «Одного человека судили за участие в ограблении. Обвинитель и защитник в ходе судебного заседания заявили следующее. Обвинитель: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник.
Защитник : Неверно!
Ничего хуже защитник сказать не мог. Почему?»
Ответив на этот вопрос, мы ешё раз убеждаемся в необходимости для повседневной жизни правильной, оформленной в соответствии с логическими законами мышления словесной формулировки мысли. Логика как наука зародилась в связи с риторикой (учение о красноречии) в Древнеё Греции и Древней Индии. Там были популярны состязания ораторов при большом стечении народа.
2).Формы познания.
Формы чувственного познания.
1. Ощущение. 2.Восприятие. 3. Представление.
3).Формы абстрактного мышления.
1. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельным словом или группой слов (словосочетанием). Например. «Самая северная в мире АЭС»
2. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждения бывают истинными или ложными. В языке суждения выражаются повествовательными предложениями. Суждения бывают простыми («Молния сверкнула») или сложными («Наступила весна, и солнце стало светить ярче, и деревья зазеленели»). В этом сложном суждении три простых.
3.Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определённым правилам вывода получаем заключение.
Например. а). Все цветы – растения.
Все розы - цветы. Значит все розы – растения.
б).Удобрения делятся на минеральные и органические.
Данное удобрение органическое. Данное удобрение не является минеральным.
в). В отрывке из поэмы А.С.Пушкина «Сказка о царе «Салтане» посчитайте и назовите все понятия, все простые суждения.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Замечание: понятия пишутся в единственном числе, именительном падеже, заключаются в кавычки и пишутся с большой буквы.
Примеры из юридической практики.
Понятия: «Гражданский кодекс РВ», «трудовое законодательство», «уголовное право», «форма сделок», «прокурор», «подсудимый» и др.
Суждения. «Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между её участниками по соглашению между ними», «Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или наториальной)», «Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане».
4).Функции языка и речи. Виды речи.
- Основная функция языка и речи – коммуникативная: речь служит для сообщения и сохранения информации, как средство связи поколений.
- Вторая функция – функция выражения мысли (рисунком, чертежом, формулами, моделями, музыкальными звуками, красками, жестами).Однако универсальным средством оформления и материализации мысли служит язык.
- Третья функция языка и речи – познавательная. Все человеческие знания прошлых веков и настоящего заключены в произведениях речи, в текстах: это книги, журналы, рукописи, звукозаписи докладов, спектаклей и пр.
- Следующие две функции присущи только речи. Это функции выражения эмоций (эмотивная), потому-то и говорят о воздействии автора на читателя и слушателя и регулятивная и планирующая: человек устно. Письменно или мысленно проектирует свои действия, анализирует, критикует, оценивает свои поступки и поступки других людей.
5). Понятие как форма мышления.
- Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания – ощущений, восприятий, представлений.
- Например, в конкретной, единичной дыне мы ощущаем её свойства –продолговатая или круглая, гладкая или шероховатая, сладкая, ароматная.
- Восприятие это целостное отражение материального предмета. В понятии же отражаются существенные признаки предмета.
- Признаки – это то, в чём предметы сходны или различны. Признаки бывают существенными и несущественными. Привести примеры.
- Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Например: «Пифагор», «Эвклид», «М.В.Ломоносов», «Софья Ковалевская» - единые понятия, а «четное число», «квадратное уравнение»,»равносторонний треугольник», «математический факультет» - общие понятия.
6). СУЖДЕНИЕ.
- Суждение – это форма мышления, в которой что – либо утверждается или отрицается.
- S – обозначается субъект суждения, буквой Р обозначается предикат суждения, то есть понятие о признаке того предмета , о котором говорится в суждении. Например: «Все акулы являются хищными рыбами».
S – акулы; Р – хищные рыбы.
- Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения образуются из простых суждений с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
- Конъюнкция – наличие союза «и» между двумя предложениями и поэтому предполагается совместное рассмотрение двух условий. Например: если для параллелограмма существуют вписанная и описанная окружности, то он является квадратом.
- Союз «или» между предложениями трактуется как дизъюнкция:
а)- нестрогая, если допускается выполнение одновременно двух условий.
Например: около треугольника или правильного многоугольника можно описать окружность;
б)- строгая, если выполняется только одно из условий. Говорим «либо» .
Например: данные прямые параллельны либо скрещиваются.
- Импликация двух суждений имеет вид «если р, то g». Она ложна только в одном случае: когда первое истинно, а второе ложно, и истинна в остальных случаях.
- Равносильности в математике соответствует союз «если и только если» ( но он не прижился, обычно говорят «тогда и только тогда»).
- Отрицанию соответствует союз «не».
7). Логику можно воспринимать в трёх аспектах.
- Есть практическая логика, используемая в повседневной жизни. В ней существенен так называемый здравый смысл, личный опыт, контекст. Даже эмоциональная окраска и интонация имеют значение – они могут изменить смысл сказанного на противоположный. Как, к примеру, воспринимать ответ «да» на вопрос «не хочешь ли ты поесть?».
- Есть формальная логика, в которой изучают только формы мышления, полностью отвлекаясь от содержания. Именно здесь можно рассуждать о «чёрном снеге», способности верблюда пролезать сквозь игольное ушко и др.
- Есть математическая логика – серьёзная наука, традиционно – раздел математики. В ней достаточно силён момент формализации, но нет места бессодержательным предложениям.
8) Логические ляпы.
- Несмотря на разговоры о важности формирования логической культуры школьников и попытки реализации этого в обучении математике, можно заметить, что на выходе не получается так, как хотелось бы. Логических ляпов даже в обычной речи предостаточно. Приведём несколько примеров.
1. В одном из современных сериалов идёт обмен репликами между двумя дамами. Первая дама: «Если мне понравится мужчина, так он обязательно негодяй»
Вторая дама: «Не хочешь ли ты сказать, что если мужчина тебе не нравится, то он хороший человек».
Первая: «Вот именно».
2. Если покопаться в древних источниках, то вот что можно прочитать у Лао Цзы: «Истинные слова неприятны, приятные слова не истинны».
3. Много изречений такого рода есть в сборниках законов Мерфи:
«Если у вас есть ручка, то нет бумаги. Если у вас есть бумага, то нет ручки. Если есть то и другое, то нет информации».
«В технике и технологии преобладают лица двух типов: люди, которые разбираются в том, чем они не руководят, и люди, которые руководят тем, в чем они не разбираются.
«Если у вас есть время, то не будет денег. Если у вас есть деньги, то нет времени».
- Мы видим, что смешиваются прямые утверждения и противоположные, обратные и им противоположные. В литературном жанре это, может быть, приемлемо, но в житейской практике хотелось бы большей точности.
ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕР (из Мерфи). «Негативные ожидания порождают негативные результаты. Позитивные ожидания порождают негативные результаты»
Второе предложение равносильно такому - «Позитивные результаты порождены негативными ожиданиями».Но согласно первому предложению негативные ожидания порождают негативные результаты».
Вариации этого примера.
- Всем детям полезны витамины.
- Всем взрослым полезны витамины. Второе предложение равносильно следующему:
- если кому-то не полезны витамины, то это не взрослый. Выходит это ребёнок? А согласно первому предложению детям витамины полезны. И получается, что если кому-то полезны витамины, то они ему же и не полезны. Что здесь не так?
- Шуточный пример. Известному изречению «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское» равносильно такое «Кто пьёт шампанское, тот рискует».
- Школьный пример. Есть ли смысловая разница в предложениях: «Лиза гуляет тогда, когда ей разрешает мама» и «Лиза гуляет только тогда, когда ей разрешает мама». А если разница есть, то в чём она? Если мы видим гуляющую Лизу, то какое из этих предложений соответствует её гулянию? Будет ли единое мнение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы логики в 8 классе. Задания по логике
Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....
Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»...
презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"
Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...
Урок изучения нового материала по теме "Основы логики" 10 класс
Основы логики...
Материал для печати по занятию на логику
Задания...
Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"
Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...
Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева
В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...