Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
методическая разработка на тему
Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса: «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Цель: участники освоят новый метапредметный способ работы с информацией – построение логико-смысловых моделей
Задачи: 1. Показать возможности использования метаспособов в реализации системно-деятельностного подхода.
2.Отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.
Добрый день, уважаемые гости, члены жюри и участники конкурса.
Представляю вам мастер-класс по теме «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»
Стандарты ориентируют нас, педагогов, на развитие современного образования. Требования к результатам обучения, заложенные в стандартах, предполагают 3 компонента: личностный, предметный и метапредметный. Достижение одного из результатов невозможно без двух других. Таким образом, взаимосвязь трех компонентов предполагает интеграцию, под которой понимается объединение отдельных частей в единое целое. А достижение целостности результата невозможно без организации системно-деятельностного подхода, который лег в основу стандартов второго поколения. Еще Конфуций говорил: «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял» и психологи утверждают, что в памяти откладывается лишь 10% услышанной информации, а научив другого, мы запоминаем 95%.
Современная структурная лингвистика утверждает, что 75% текстов обладают избыточностью, и только 25% несут основной смысл для конкретного читателя.
Все мы на уроках так или иначе работаем с информацией: видео -, аудио -,текстовой. Но большую часть времени мы конечно работаем с текстом и знания получаем в основном из текста.
А сейчас давайте проведем методический прием «Дождь мыслей»
Какие способы обработки текстовой информации вы знаете?(на доске)
А какие из этих приемов вы чаще всего используете на своих уроках? (на доске)
(обращение к учителю технологии) Почему вы на своих уроках не используете, например, графики?
(обращение к учителю математики)Почему вы на своих уроках не используете конспект?
Я хочу вам предложить целостное, системное средство обработки информации, которую можно использовать в каждом предмете. Это логико-смысловая трехмерная модель, автором которой является Штейнберг Валерий Эмануилович, (Г.Валькова, A. Зайнуллина,) смысл которой заключается в сжатии информации и в выделении логико - смысловых узлов.
Логико-смысловая модель строится по следующему алгоритму.
1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово
2 шаг – выделить координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Для удобства восприятия модели их должно быть от трех до восьми.
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами.
Предлагаю создать логико-смысловую модель по пониманию сущности современного урока.
Работать будем по вышеназванному алгоритму.
1 шаг – выделяем центральное ядро – ключевое слово
В нашем случае это современный урок.
2 шаг – выделяем координаты, это какие-либо характеристики модели по существенному признаку. Как уже говорилось, для удобства восприятия модели их должно быть от трех до восьми.
Что на ваш взгляд должно лежать в основе современного урока?
Какие?
Мы сформировали второй уровень. Любой учебный материал имеет смысл и логику, мы изобразили логику, теперь наполним ее смыслом, и тогда наша логическая модель превратится еще и в смысловую.
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е узлами.
Подумайте, какими смыслами мы можем их наполнить?
Итак, цели урока? Какие бывают?
Содержание урока. Что включает в себя?
Таким образом, у нас получилась логико-смысловая модель современного урока.
А теперь, я предлагаю вам построить ЛСМ по любой теме вашего предмета на выбор.
Защита.
Как мы увидели, построение ЛСМ можно использовать на разных уроках.
Давайте определим, какие преимущества имеет данная модель?
ЛСМ – это способ обработки информации. В основном, это средство организации самостоятельной работы над изучаемым материалом в микрогруппе.
Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на осях, располагая достоверные факты об изучаемых системах в логической последовательности.
Как вы считаете, когда можно использовать ЛСМ?
Действительно, ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по определенной теме.
Будете ли вы использовать данную модель на своих уроках?
Еще Иммануил Кант говорил: "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, ее нельзя дать, т.к. чтобы появилась мыслить надо размышлять. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
Сегодня вы овладели еще одним универсальным системным способом обработки информации - это построение логико-смысловой модели
Благодарю вас за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Воспитание ценностных качеств личности через содержание учебного материала на уроках математики"
Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие должно иметь большу...
Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики
Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни порождают новую парадигму в отношениях государства и гражданина.В нынешних условиях крайне важным явля...

Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"
В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....

Логико-смысловые модели – одна из эффективных педагогических технологий в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Современная молодежь характеризуется наличием клипового мышления. Данный тип мышления необходимо активно использовать при обучении. Помогут в обучении логико-смысловые модели. В данной работе дано опи...

Рефлексия содержания учебного материала. Приёмы
Методическая разработка "Рефлексия содержания учебного материала" содержит приёмы, которые можно использовать на уроке по любому предмету....

Содержание учебного материала по английскому языку для 5-9 классов, основная школа
Аннотация к рабочей программе по английскому языку для 5-9 классов, учебник "Spotlight".Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов, учебник "Spotlight"....

Приёмы групповой рефлексии содержания учебного материала. Корзина идей.
Методический материал для групповой рефлексии содержания учебного материала. Корзина идей....