Методика решения тригонометрических уравнений
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
Слово «тригонометрия» греческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «измерение треугольников». Как и все разделы математики, зародившиеся в глубокой древности, тригонометрия возникла в результате попыток решить те задачи, с которыми человеку приходилось сталкиваться на практике. Среди таких задач следует прежде всего назвать задачи землемерия и астрономии.
В настоящее время тригонометрические функции лежат в основе специального математического аппарата, так называемого гармонического анализа, при помощи которого изучаются различного рода периодические процессы: колебательные движения, распространение волн, некоторые атмосферные явления и прочее.
Основы тригонометрии, как и основы алгебры и начал анализа закладываются в школе. Тригонометрические функции начинают изучать в 8 классе на уроках геометрии и продолжают в 10-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_resheniya_trigonometricheskih_uravneniy.doc | 895 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения тригонометрических уравнений
Учитель математики МОБУ СОШ № 19
МО КОреновский район
Выскребец Татьяна Владимировна
Слово «тригонометрия» греческого происхождения. В переводе на русский язык оно означает «измерение треугольников». Как и все разделы математики, зародившиеся в глубокой древности, тригонометрия возникла в результате попыток решить те задачи, с которыми человеку приходилось сталкиваться на практике. Среди таких задач следует прежде всего назвать задачи землемерия и астрономии.
В настоящее время тригонометрические функции лежат в основе специального математического аппарата, так называемого гармонического анализа, при помощи которого изучаются различного рода периодические процессы: колебательные движения, распространение волн, некоторые атмосферные явления и прочее.
Основы тригонометрии, как и основы алгебры и начал анализа закладываются в школе. Тригонометрические функции начинают изучать в 8 классе на уроках геометрии и продолжают в 10-11 классах.
Тригонометрические уравнения слишком разнообразны для того, чтобы попытаться дать их общую классификацию или общий метод решения. Мы можем указать лишь способы решения некоторых типов таких уравнений.
- Простейшие тригонометрические уравнения
- Решение тригонометрических уравнений разложением на множители.
- Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным.
- Решение однородных уравнений.
- Решение уравнений с помощью введения вспомогательного аргумента.
- Решение уравнений с применением формул понижения степени.
- Решение уравнений с применением формул тройного аргумента.
- Решение уравнений методом универсальной подстановки.
- Решение тригонометрических уравнений, содержащих знак модуля или знак корня.
- Использование ограниченности функций при решении тригонометрических уравнений.
- Функциональные методы решения тригонометрических и комбинированных уравнений.
12. Справочник
13. Примеры для самостоятельного решения
Простейшие тригонометрические уравнения
Формулы для решения простейших тригонометрических уравнений:
Особо отметим некоторые частные случаи простейших тригонометрических уравнений, когда решение может быть записано без применения общих формул:
,
,
;
,
,
.
Каждая из функций и определена на отрезке [-1; 1] и
Функция является нечетной, то есть . Функция не является ни четной, ни нечетной: .
Функции и определены на всей числовой прямой и
Функция является нечетной, то есть . Функция не является ни четной, ни нечетной: .
При решении тригонометрического уравнения, не являющегося простейшим, его сводят тем или иным способом к одному или нескольким простейшим.
Пример 1. Решить уравнение
(1) |
Решение.
Исходное уравнение равносильно совокупности
Решением первого уравнения этой совокупности является семейство , а второго – семейство . Объединение этих двух множеств и есть решение уравнения(1). Эти решения можно для краткости записать в виде .
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
(2) |
Решение.
Грубая ошибка, которую допускают при решении этого уравнения состоит в следующем: абитуриенты записывают решение , однако они не учитывают, что , следовательно, уравнение (2) решений не имеет.
Ответ: Æ
Пример 3. Решить уравнение
(3) |
Решение.
Применив формулу решения простейшего тригонометрического уравнения, получим
(4) |
Далее многие абитуриенты для нахождения хвозводят левую и правую часть уравнения (4) в квадрат, не учитывая, что , а это влечет за собой . Так как последнему неравенству удовлетворяют только , то
Ответ:
Методы решения тригонометрических уравнений
Решение тригонометрических уравнений разложением на множители.
Метод разложения на множители заключается в следующем: если
То всякое решение уравнения
(1) |
Является решением совокупности уравнений
(2) |
Обратное утверждение, неверно: не всякое решение совокупности уравнений (2) является решением уравнения (1). Это объясняется тем, что решения отдельных уравнений (2) могут не входить в область определения функции .
Поэтому, если при решении тригонометрического уравнения методом разложения на множители, функции, входящие в уравнение, определены не для всех значений аргумента, после нахождения решения должна быть сделана проверка, чтобы исключить лишние корни. Можно поступать другим способом: находить область допустимых значений исходного уравнения и выбирать только те корни, которые входят в найденную область допустимых значений.
Пример 1. Решить уравнение
(3) |
Решение.
Используя основное тригонометрическое тождество, уравнение представим в виде
↔
↔ | (4) |
Грубой ошибкой, которую часто допускают при решении, является сокращение левой и правой части уравнения (4) на , так как при этом теряются корни. При правильном подходе к решению данного уравнения следует перенести все слагаемые в правую часть и вынести общий множитель за скобки, получая равносильное уравнение
↔
↔
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
(5) |
Решение.
Преобразуем правую часть уравнения (5) следующим образом
Затем перенесем все слагаемые в левую часть и получим
(6) |
ОДЗ уравнения (6) являются все , за исключением . На данной ОДЗ уравнение (6) равносильно совокупности двух уравнений
Первое уравнение имеет решение , а второе . Однако ОДЗ принадлежат лишь , которые и являются решением исходного уравнения (5).
Ответ:
Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- При всех значениях а решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
при
при
- При всех значениях а решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
при
при
Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным.
При решении уравнений указанного типа в основном применяются следующие тригонометрические тождества:
Пример 1. Решить уравнение
(1) |
Решение.
Используя основное тригонометрическое тождество, осуществим замену , тогда уравнение (1) примет вид
Введем подстановку , тогда получим квадратное уравнение
Решая его, находим корни . Затем осуществляя обратную подстановку или , получаем решение исходного уравнения.
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
(2) |
Решение.
Введем подстановку , тогда уравнение (2) примет вид
откуда . Так как , то корень не подходит. Следовательно,
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
Решение однородных уравнений.
Уравнение вида
(1) |
где – действительные числа, называются однородными уравнениями степени относительно функций и .
К квадратичным уравнениям вида (1) приводятся уравнения вида
(2) |
при этом следует применить формулы синуса и косинуса двойного угла
,
а также тождество
Общий подход к решению однородных уравнений основан на том, что корни уравнений или не являются корнями уравнения (1), так как, если, например, , то из уравнения (1) следует, что и , что противоречит основному тригонометрическому тождеству . Следовательно, левую и правую части уравнения (1) можно разделить на и ввести подстановку
Пример 1. Решить уравнение
(3) |
Решение.
Уравнение (3) является однородным уравнением первой степени. Разделив обе части на , получим равносильное уравнение . Откуда находим семейство , представляющее собой решение исходного уравнения (3).
Ответ: .
Пример 1. Решить уравнение
(4) |
Решение.
Уравнение (4) не является однородным, однако его можно преобразовать к однородному, если представить единицу следующим образом
Тогда уравнение (4) примет вид
которое равносильно совокупности трех уравнений
Решая их, найдем
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
при
при
при
Решение уравнений с помощью введения вспомогательного аргумента.
Рассмотрим уравнение
(1) |
Разделим левую и правую часть уравнения (1) на :
Так как
то существует угол φ такой, что
при этом
Тогда уравнение (1) примет вид
Отметим, что к выбору угла φ в задачах с параметрами нужно относиться внимательно: выбор и выбор будут не всегда равносильны.
Пример 1. Решить уравнение
(2) |
Решение.
Разделим левую и правую часть уравнения на . Тогда получим
Ответ можно записать в другом виде. Для этого положив получим
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
(3) |
Решение.
Разделим левую часть на 2 и положим . Тогда уравнение (3) примет вид
Применив формулу , получим
откуда
Следовательно,
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- При всех значениях а решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
при
при
Решение уравнений с применением формул понижения степени.
При решении широкого круга тригонометрических уравнений ключевую роль играют формулы понижения степени
Решение.
Применив формулы и , приведем уравнение к виду
Далее осуществим ряд простых преобразований:
Последнее уравнение равносильно совокупности трех уравнений
Решение первого из них есть , второго – , третьего –
Решением исходного уравнения является объединение полученных множеств.
Ответ: ; ;
Примеры для самостоятельного решения:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- При всех значениях а и b решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ: при при
- При всех значениях а решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ: при Ø при
Решение уравнений с применением формул тройного аргумента.
При решении ряда уравнений наряду с другими существенную роль играют формулы
(1) | |
(2) |
Пример 1. Решить уравнение
Решение.
Применив формулу (2), получим
Последнее уравнение равносильно совокупности двух уравнений и . Откуда и
Ответ: ;
(3) |
Решение.
Применив формулы понижения степени, уравнение (3) приведем к виду:
В соответствие с формулой (2), получаем равносильное уравнение
откуда имеем совокупность трех уравнений
Следовательно,
Объединив два последних множества решений, получим
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ:
- При всех значениях a решить уравнение .
[свериться с ответом]
Ответ: при при
Решение уравнений методом универсальной подстановки.
Тригонометрическое уравнение вида
(1) |
где R – рациональная функция, , с помощью тригонометрических формул двойного и тройного аргумента, а также формул сложения можно свести к рациональному уравнению относительно аргументов после чего уравнение (1) может быть сведено к рациональному уравнению относительно с помощью формул универсальной тригонометрической подстановки
(2) |
Следует отметить, что применение формул может приводить к сужению ОДЗ исходного уравнения, поскольку не определен в точках , поэтому в таких случаях нужно проверять, являются ли углы корнями исходного уравнения.
Решение.
По условию задачи . Используем формулы (2) и заменим , тогда получим
откуда . Следовательно, .
Заметим, что в данном случае применение подстановки не сужает ОДЗ исходного уравнения.
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
Решение тригонометрических уравнений, содержащих знак модуля или знак корня.
Специфика тригонометрических уравнений, содержащих знак модуля или знак корня, состоит в том, что они сводятся к смешанным системам, где кроме уравнений нужно решать тригонометрические неравенства и из решений уравнений выбирать лишь те, которые удовлетворяют неравенствам.
Пример 1. Решить уравнение
(1) |
Решение.
Уравнение (1) равносильно совокупности двух систем
(2) |
Уравнение равносильно совокупности двух уравнений и , откуда и . Промежутку [-3;+∞) принадлежат и .
Уравнение равносильно совокупности двух уравнений и , откуда и . Множеству (-∞;-3) принадлежат .
Ответ: ; ;
Пример 2. Решить уравнение
(3) |
Решение.
Преобразуем уравнение (3) к виду
(4) |
Так как , то уравнение (4) на ОДЗ равносильно совокупности двух систем
(5) |
Уравнение из первой системы равносильно совокупности двух уравнений , а решением неравенства является множество . Из решений указанному множеству принадлежат .
Во второй системе совокупности (5) уравнение имеет решения , множеству (решение неравенства ) принадлежат , .
Ответ: ; , .
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Найти все решения уравнения
[свериться с ответом]
Ответ: , , , , ,
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ: при при при
Использование ограниченности функций при решении тригонометрических уравнений.
При решении некоторых тригонометрических уравнений часто используется свойство ограниченности функций и , то есть следующие неравенства: , , .
Пример 1. Решить уравнение
(1) |
Решение.
Проведем равносильные преобразования:
(2) |
Так как , а , то ;
так как , а , то .
Сумма вдух неположительных слагаемых в (2) равна нулю тогда и только тогда, когда каждое из слагаемых равно нулю. Значит, уравнение (2) равносильно системе
(3) |
Решением первой совокупности системы (3) являются углы , а решением второй - . Общими являются углы .
Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение
(4) |
Решение.
Используя прием, изложенный в примере 1, сведем уравнение (4) к равносильной системе:
(5) |
Находя решение каждой совокупности системы (5), нетрудно установить, что общими будут углы .
Ответ:
Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- Решить уравнение
[свериться с ответом]
Ответ:
- При каких значениях a уравнение имеет единственное решение?
[свериться с ответом]
Ответ:
Функциональные методы решения тригонометрических и комбинированных уравнений.
Не всякое уравнение f(x)=g(x) в результате преобразований может быть сведено к уравнению того или иного стандартного вида, для которого существует определенный метод решения. В таких случаях оказывается полезным использовать такие свойства функций f(x) и g(x), как монотонность, ограниченность, четность, периодичность и др. Так, если одна из функций убывает, а вторая возрастает на промежутке X, то при наличии у уравнения f(x)=g(x) корня на этом промежутке, этот корень единственный, и тогда его, например, можно найти подбором. Если, далее, функция f(x) на промежутке X ограничена сверху, причем , а функция g(x) ограничена снизу, причем , то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе уравнении . Иногда для решения уравнения f(x)=g(x) можно построить графики функции y=f(x), y=g(x) и определить абсциссы точек пересечения. В этом параграфе также рассматривается применение производной для исследования тригонометрических уравнений.
Пример 1. Решить уравнение
(1) |
Преобразуем уравнение (1) к виду
Так как , а , то последнее уравнение равносильно системе
(2) |
Второе уравнение системы (2) имеет единственный ко рень х=2, подставляя его в первое уравнение, убеждаемся, что он удовлетворяет ему. Следовательно, х=2 - корень системы (2), а значит, и уравнения (1).
Ответ: х=2
Пример 2. Решить уравнение
(3) |
Воспользовавшись основным тригонометрическим тождеством, запишем исходное уравнение в равносильном виде
Последнее уравнение равносильно системе
решением которой является
Ответ:
Справочник
Числовая окружность
Таблица значений тригонометрических функций некоторых углов
Знаки тригонометрических функций
Основные тригонометрические формулы
Формулы сложения и вычитания тригонометрических функций | |
Формулы двойного угла | |
Формулы понижения степени |
Простейшие тригонометрические уравнения
Тригонометрическими уравнением называется равенство тригонометрических выражений, содержащее неизвестное (переменную) только под знаком тригонометрических функций.
Решить тригонометрическое уравнение - значит найти все его корни - все значения переменной, удовлетворяющее уравнению. Решение тригонометрических уравнений сводятся к решению простейших тригонометрических уравнений, нахождение корней которых приведено в таблице:
Вид уравнения | Формулы решений тригонометрических уравнений | Частные случаи |
Если , то | , | |
Если , то | , | |
а- любое число |
| |
а-любое число |
|
Тестирование
Вариант №1
Начало формы
А-1 | ||||
| ||||
А-2 | ||||
| ||||
А-3 | ||||
| ||||
А-4 | ||||
| ||||
А-5 | ||||
| ||||
А-6 | ||||
| ||||
А-7 | ||||
| ||||
А-8 | ||||
| ||||
Вариант №2
Начало формы
А-1 | ||||||
| ||||||
А-2 | ||||||
| ||||||
А-3 | ||||||
| ||||||
А-4 | ||||||
| ||||||
А-5 | ||||||
| ||||||
А-6 | ||||||
| ||||||
А-7 | ||||||
| ||||||
А-8 | ||||||
| ||||||
Конец формы
Конец формы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...
Карта урока по теме:Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.
Карта урока по теме:"Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений."Образовательная цель: Коррекция и тренинг изученных понятий, формул, приемов и ...
Методика совместного решения тригонометрических уравнений и неравенст
В работе приводится методика совместного решения тригонометрических уравнений и неравенст...