Особенности составления целей к учебному занятию в преподавании математики
статья по алгебре (11 класс) по теме
При организации учебного занятия крайне важно методически правильно
составить цели его проведения, продумать и осмыслить формы
осуществления этих целей. Как правило, цели к занятию формируются в
триедином контексте: образовательные, развивающие и воспитательные,
которые имеют некоторые особенности для уроков математике. В статье
представлены различные виды целей к учебному занятию с направлением к
преподаванию математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_celyah_obucheniya_matematike.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности составления целей к учебному занятию в преподавании математики
Гилярова
Марина
Геннадьевна
При составлении планов уроков преподаватель обязательно ставит перед собой определенные цели для освоения темы. Как правило, они являются триедиными: образовательные, развивающие и воспитательные, которые записываются для осмысления проведения урока и постановке конкретных требований учителя к учащимся, себе и учебному процессу в целом.
Образовательные цели можно составлять по следующей схеме, используя речевые клише, выбрав актуальные для конкретного учебного занятия:
- Дать знания о …
- Раскрыть метод …
- Формировать навыки …
- Дать представление о …
- Учить умению …
- Пояснить алгоритм …
- Обратить внимание на …
- Разъяснить понятие …
- Показать значение …
- Познакомить с особенностями …
- Подготовить к восприятию темы …
- Проверить знания …
- Проверить понимание …
- Повторить материал …
- Раскрыть перспективы …
- Разобрать особенности …
- Научить решать …
- Отработать навыки решения …
- Провести контроль …
- Научить систематизировать …
- Формировать умения анализировать …
- Обобщить материал по теме …
- Расширить знания по теме …
- Развивать навыки …
- Помогать в использовании метода …
- Закрепить знания …
- Составить характеристики …
- Анализировать решения …
- Совершенствовать умения …
- Отрабатывать умения …
- Способствовать развитию …
- Приобретать навыки …
- Изучить …
Образовательные цели составляются с использованием планирующей документации (рабочей программы, календарно – тематического плана). Воспитательные и развивающие цели, чаще всего, повторяются из урока в урок, потому как учитель постоянно воспитывает учащихся, это процесс непрерывный, и старается их развивать, учитывая, что обучение должно быть развивающим, а не отупляющим. Любые цели можно разнообразить. Рассмотрим возможные воспитательные цели урока, к ним относятся:
- формирование чувства ответственности,
- воспитание самостоятельности учащихся,
- увеличение степени дисциплинированности, организованности,
- привитие навыков нравственного воспитания,
- развитие нравственно – здоровой личности,
- развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира,
- соответствие этическим нормам культурного общества,
- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности,
- формирование личностных позитивных качеств школьников,
- создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся,
- воспитание трудолюбия, чувства коллективизма,
- привитие интереса к изучаемому предмету,
- воспитание сознательного усвоения дисциплины,
- развитие общественно – активной личности,
- воспитание обязательного отношения к обучению,
- использование положительных жизненных примеров,
- привитие навыков здорового образа жизни,
- воспитание отвращения к вредным привычкам (табакокурению, токсикомании, алкоголю, наркомании),
- использование здоровьесберегающих технологий,
- формирование положительного отношения к физкультуре и спорту,
- воспитание продуманности своих действий и поведения,
- проведение экологического воспитания,
- формирование ответственного отношения к природе во всех видах деятельности.
При проведении уроков математики, к воспитательным целям можно добавить следующие:
- формирование необходимости изучения математики для любой категории обучающихся,
- воспитание математической речевой культуры,
- использование вычислительных навыков: устных и с помощью калькулятора,
- формирование способностей выполнения различных рисунков и чертежей,
- воспитание осмысленной учебной деятельности.
Каждая составляющая имеет свое направление воздействия на учащихся, но они тесно переплетаются и, как правило, могут быть реализованы только в совокупности. Развивающие цели важны для обучения, ведь развитие должно прослеживаться на каждом шаге учебной деятельности.
К основным развивающим целям относятся:
- развитие памяти, внимательности, усидчивости,
- формирование умения выделять главное,
- увеличение степени развивающего воздействия на формирование личностных качеств обучаемых,
- формирование умений обобщать, сравнивать, оценивать, контролировать, анализировать, делать выводы,
- развитие познавательных возможностей, творческих способностей, креативности личностных качеств,
- организация способности общения (живого, виртуального, обоюдного, группового и т.д.),
- развитие самостоятельности, трудолюбия, специфичных способностей,
- развитие логического мышления,
- формирование эстетического восприятия окружающей действительности,
- развитие инициативы, познавательного интереса,
- обучение методам исследовательского поиска,
- развитие мыслительной деятельности,
- развитие практической направленности изучаемого материала,
- развитие интеграционных связей с другими дисциплинами,
- проведение анализа межпредметных связей,
- опора на морально-нравственные ценностные ориентиры,
- увеличение развивающих способностей,
- развитие нестандартного мышления,
- использование личностного и субъектного опыта,
- стимулирование «я – концепции»,
- внедрение ситуации «успеха» в образовательный процесс,
- развитие индивидуальных особенностей учащихся.
При проведении уроков математики, к развивающим целям можно добавить следующие:
- введение элементов опережающего обучения,
- развитие умений применять математические знания для решения практических задач,
- решение задач повышенной сложности,
- решение задачи разными способами,
- развитие математического мышления через методы активного обучения,
- развитие вычислительных навыков, кругозора школьников,
- формирование информационной культуры, овладение навыками поиска и анализа информации,
- развитие логического мышления, математической интуиции, умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,
- привитие любви к математике,
- развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в группах),
- обучение самостоятельной деятельности по овладению знаниями.
Рассмотренные виды целей (образовательные, воспитательные и развивающие) одинаково важны при планировании и организации учебной деятельности, поэтому могут быть составлены к конкретному учебному занятию только в совокупности. Они могут изменяться в зависимости от многих факторов, но для их реализации необходимо четкое осознание и осмысление планируемой ситуации самим преподавателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка
Материал содержит описание методики проведения урока по математики....
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...
Особенности преподавания математики в 5-6 классах по УМК "Сферы" (из опыта работы)
В статье рассказывается об особенностях работы в 5-6 классах, используя УМК " Сферы". Доклад был представлен на заседании методического объединения в рамках недели педагогического мастерства....
Особенности составления рабочей программы по математике (в контексте ФГОС)
Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, результаты изучения конкретного учебного предмета, входящего в учебный план образовательного учреждения, основанный н...
Особенности преподавания математики в рамках введения ФГОС ООО
Какие требования предъявляет ФГОС ООО к школьному курсу математики? Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго п...
Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.
выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...