Особенности составления целей к учебному занятию в преподавании математики
статья по алгебре (11 класс) по теме

Гилярова Марина Геннадьевна

При организации учебного занятия крайне важно методически правильно

составить цели его проведения, продумать и осмыслить формы

осуществления этих целей. Как правило, цели к занятию формируются в

триедином контексте: образовательные, развивающие и воспитательные,

которые имеют некоторые особенности для уроков математике. В статье

представлены различные виды целей к учебному занятию с направлением к

преподаванию математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_celyah_obucheniya_matematike.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности составления целей к учебному занятию  в преподавании математики

Гилярова

Марина

Геннадьевна

При составлении планов уроков преподаватель обязательно ставит перед собой определенные цели для освоения темы. Как правило, они являются триедиными: образовательные, развивающие и воспитательные, которые записываются для осмысления проведения урока и постановке конкретных требований учителя к учащимся, себе и учебному процессу в целом.

Образовательные цели можно составлять по следующей схеме, используя речевые клише, выбрав актуальные для конкретного учебного занятия:

  1. Дать знания о …
  2. Раскрыть метод …
  3. Формировать навыки …
  4. Дать представление о …
  5. Учить умению …
  6. Пояснить алгоритм …
  7. Обратить внимание на …
  8. Разъяснить понятие …
  9. Показать значение …
  10. Познакомить с особенностями …
  11. Подготовить к восприятию темы …
  12. Проверить знания …
  13. Проверить понимание …
  14. Повторить материал …
  15. Раскрыть перспективы …
  16. Разобрать особенности …
  17. Научить решать …
  18. Отработать навыки решения …
  19. Провести контроль …
  20. Научить систематизировать …
  21. Формировать умения анализировать …
  22. Обобщить материал по теме …
  23. Расширить знания по теме …
  24. Развивать навыки …
  25. Помогать в использовании метода …
  26. Закрепить знания …
  27. Составить характеристики …
  28. Анализировать решения …
  29. Совершенствовать умения …
  30. Отрабатывать умения …
  31. Способствовать развитию …
  32. Приобретать навыки …
  33. Изучить …

Образовательные цели составляются с использованием планирующей документации (рабочей программы, календарно – тематического плана). Воспитательные и развивающие цели, чаще всего, повторяются из урока в урок, потому как учитель постоянно воспитывает учащихся, это процесс непрерывный, и старается их развивать, учитывая, что обучение должно быть развивающим, а не отупляющим. Любые цели можно разнообразить. Рассмотрим возможные воспитательные цели урока, к ним относятся:

- формирование чувства ответственности,

- воспитание самостоятельности учащихся,

- увеличение степени дисциплинированности, организованности,

- привитие навыков нравственного воспитания,

- развитие нравственно – здоровой личности,

- развитие культуры эстетического восприятия окружающего мира,

- соответствие этическим нормам культурного общества,

- воспитание аккуратности, усидчивости, прилежности,

- формирование личностных позитивных качеств школьников,

- создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся,

- воспитание трудолюбия, чувства коллективизма,

- привитие интереса к изучаемому предмету,

- воспитание сознательного усвоения дисциплины,

- развитие общественно – активной личности,

- воспитание обязательного отношения к обучению,

- использование положительных жизненных примеров,

- привитие навыков здорового образа жизни,

- воспитание отвращения к вредным привычкам (табакокурению, токсикомании, алкоголю, наркомании),

- использование здоровьесберегающих технологий,

- формирование положительного отношения к физкультуре и спорту,

- воспитание продуманности своих действий и поведения,

- проведение экологического воспитания,

- формирование ответственного отношения к природе во всех видах деятельности.

При проведении уроков математики, к воспитательным целям можно добавить следующие:

- формирование необходимости изучения математики для любой категории обучающихся,

- воспитание математической речевой культуры,

- использование вычислительных навыков: устных и с помощью калькулятора,

- формирование способностей выполнения различных рисунков и чертежей,

- воспитание осмысленной учебной деятельности.

Каждая составляющая имеет свое направление воздействия на учащихся, но они тесно переплетаются и, как правило, могут быть реализованы только в совокупности. Развивающие цели важны для обучения, ведь развитие должно прослеживаться на каждом шаге учебной деятельности.

К основным развивающим целям относятся:

- развитие памяти, внимательности, усидчивости,

- формирование умения выделять главное,

- увеличение степени развивающего воздействия на формирование личностных качеств обучаемых,

- формирование умений обобщать, сравнивать, оценивать, контролировать, анализировать, делать выводы,

- развитие познавательных возможностей, творческих способностей, креативности личностных качеств,

- организация способности общения (живого, виртуального, обоюдного, группового и т.д.),

- развитие самостоятельности, трудолюбия, специфичных способностей,

- развитие логического мышления,

- формирование эстетического восприятия окружающей действительности,

- развитие инициативы, познавательного интереса,

- обучение методам исследовательского поиска,

- развитие мыслительной деятельности,

- развитие практической направленности изучаемого материала,

- развитие интеграционных связей с другими дисциплинами,

- проведение анализа межпредметных связей,

- опора на морально-нравственные ценностные ориентиры,

- увеличение развивающих способностей,

- развитие нестандартного мышления,

- использование личностного и субъектного опыта,

- стимулирование «я – концепции»,

- внедрение ситуации «успеха» в образовательный процесс,

- развитие индивидуальных особенностей учащихся.

При проведении уроков математики, к развивающим целям можно добавить следующие:

- введение элементов опережающего обучения,

- развитие умений применять математические знания для решения практических задач,

- решение задач повышенной сложности,

- решение задачи разными способами,

- развитие математического мышления через методы активного обучения,

- развитие вычислительных навыков, кругозора школьников,

- формирование информационной культуры, овладение навыками поиска и анализа информации,

- развитие логического мышления, математической интуиции, умения анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях,

- привитие любви к математике,

- развитие у учащихся коммуникативных компетентностей (культуры общения, умения работать в группах),

- обучение самостоятельной деятельности по овладению знаниями.

Рассмотренные виды целей (образовательные, воспитательные и развивающие) одинаково важны при планировании и организации учебной деятельности, поэтому могут быть составлены к конкретному учебному занятию только в совокупности. Они могут изменяться в зависимости от многих факторов, но для их реализации необходимо четкое осознание и осмысление планируемой ситуации самим преподавателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания математики в школе с углубленным изучением иностранного языка

Материал содержит описание методики проведения  урока по математики....

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

   Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее ...

Особенности преподавания математики в 5-6 классах по УМК "Сферы" (из опыта работы)

В статье рассказывается об особенностях работы в 5-6 классах, используя УМК " Сферы". Доклад был представлен на заседании  методического объединения в рамках недели педагогического мастерства....

Особенности составления рабочей программы по математике (в контексте ФГОС)

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание, результаты изучения конкретного учебного предмета, входящего в учебный план образовательного учреждения, основанный н...

Особенности преподавания математики в рамках введения ФГОС ООО

Какие требования предъявляет  ФГОС ООО к школьному курсу математики? Следствием внешних и внутренних тенденций в развитии общества и образования явилась разработка стандартов второго п...

Использование современных форм и методов преподавания математики с целью повышения качества знаний учащихся при различных формах итоговой аттестации учащихся.

выступление из опыта работы о современных методах преподавания математики, позволяющих повысить качество знаний учащихся...