Тригонометрические формулы
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме
Данный урок направлен на формирование у учащихся умений применять формулы сложения и формулы двойного угла в вычислениях, тождественных преобразованиях выражений и при решении уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trig_formuly.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕРЕМЕЕВА МАРИНА ЛЕОНИДОВНА
Учитель математики МБОУ «Гимназия №4» ЕМР
ТЕМА: «СИНУС, КОСИНУС И ТАНГЕНС СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ УГЛОВ. СИНУС И КОСИНУС ДВОЙНОГО УГЛА»
Учебные задачи: формирование умений применять формулы сложения и формулы двойного угла в вычислениях и тождественных преобразованиях выражений и при решении уравнений.
Ход урока:
Часто при преобразовании тригонометрических выражений и решении уравнений применяются формулы, выражающие тригонометрические функции суммы и разности двух углов через тригонометрические функции этих углов.
cos(–β)= cos α cos β + sin α sin β (1) – формула косинуса разности.
cos(+β)= cos α cos β – sin α sin β (2) – формула косинуса суммы.
sin(+β)= sin α cos β + cos α sin β (3) – формула синуса суммы.
sin(–β)= sin α cos β – cos α sin β (4) – формула синуса разности.
Формулы (1)-(4) – формулы сложения для косинуса и синуса.
(5) – формула тангенса суммы.
(6) – формула тангенса разности.
Формулы сложения позволяют получить формулы двойного угла.
Положим β = α, получим тождества:
sin 2 α= 2 sin α cos α (7)
cos 2 α= sin2 α – cos2 α (8)
(9)
Рассмотрим примеры их использования при выполнении заданий ЕГЭ части В.
Пример 1) Упростить выражение
sin 3α cos 2α+ cos 3α sin 2α– cos (2π–α).
Решение. По формуле (3) получим
sin 3α cos 2α+ cos 3α sin 2α– cos (2π–α) = sin 5α – cos α.
Ответ. sin 5α – cos α.
Пример 2) Упростить выражение
4sin2 α +5 –4 cos2 α.
Решение.
4sin2 α +5 –4 cos2 α=4sin2 α–4 cos2 α+5=4(sin2 α– cos2 α) + 5= 4 cos2 α +5. Применили формулу (8).
Ответ. 4 cos2 α +5.
Пример 3) Найти значение выражения
(sin2 х – cos2 х), если .
Решение.
( sin2 х – cos2 х)= – cos 2 α.
Найдем cos 2 α.
cos 2 α=–= –.
Значит,
( sin2 х – cos2 х)= –·=2.
Ответ. 2.
Пример 4) Решить уравнение sin2 х —sin 2х = 0.
После замены sin 2х на 2 sin х cos х по формуле (7) уравнение приводится к виду
sin2 х –2 sin х cos х = 0.
Разложим левую часть на множители
sin х (sin х – 2 cos х) = 0,
откуда
sin x=0, т. е. х=πn, nZ,
или
sin х –2 cos х = 0,
откуда
tg х=2 и x = arctg 2 +πk, kZ.
Можно было разделить обе части уравнения на cos2 х и получить уравнение
tg2x-2tgx = 0.
Если же делить на sin2 х, то нужно учесть, что те х, при которых sin х = 0,– также решения данного уравнения. Поэтому к корням полученного после деления на sin2 х уравнения ctg х–=0 надо добавить корни уравнения sinx = 0.
Ответ. πn, nZ, arctg 2 +πk, kZ.
Пример 5. Найти произведение целых значений функции
.
Запишем функцию в виде
.
Т.к. выполняется равенство , то применим метод вспомогательного аргумента. Положим sin φ= , cos φ= . Тогда
= 3+ sin φ cos x– cos φ sin x= 3+ sin(φ–x).
Имеем,
.
Найдем произведение целых чисел из промежутка [2;4].
Получаем 2·3·4=24.
Ответ. 24.
Перед выполнением самостоятельных заданий и тестов, повторите пройденный материал с помощью http://www.openclass.ru/node/25459, http://www.openclass.ru/dig-resource/44994
Литература.
- Лаппо, Л.Д. ЕГЭ. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов.– М.: Издательство «Экзамен», 2008. –93 с.
- Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания / Под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008. – 400 с.
- Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 270 с.
- Кочагин В.В. ЕГЭ – 2009. Математика: сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина – М.: Эксмо, 2008.– 208 с.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Математика / авт.-сост. В.И. Ишина, В.В. Кочагин, Л.О. Денищева и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009.– 124 с. – (ФИПИ)
- Сергеев, И.Н. ЕГЭ. Математика. Задания типа С / И.Н. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. –318 с.
- Самые новые реальные задания: ЕГЭ – 2009: Математика / авт.-сост. В.И. Ишина, Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009.– 125 с. – (ФИПИ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по алгебре на тему "Тригонометрические формулы" 10 класс
Презентация разноуровневых заданий по алгебре по теме "Тригонометрические формулы" для учащихся 10 классов...
Повторение и закрепление знаний по теме «Тригонометрические формулы» , 10 класс.
Презентация урока повторения и закрепления тригонометрических формул...
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме "Тригонометрические формулы"
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Тригонометрические формулы" в 10 классе представлен в форме турнира. В урок включены занимательные упражнения, дифференцированные зад...
Математический диктант "Тригонометрические формулы"
Математический диктант...
ОБОБЩЕНИЕ . "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ" .10 КЛАСС.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОГАЕТ ПОВТОРИТЬ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ "ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ" ....
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
«Тригонометрические формулы сложения и следствия из них. Формулы двойного аргумента».
Урок по теме "Тригонометрические формулы сложения и следствия из них предназначен для учителей, работающих в старшей школе....