Сценарий урока-праздника "Как у нас было на Волге" в 3 классе
методическая разработка по музыке на тему

данилова-зинаида-фёдоровна

 

Сценарий урока-праздника адресован руководителям фольклорных коллективов и учителям музыки общеобразовательных школ. Здесь выделена главная задача: развитие творческих способностей детей через фольклор. Уроки, связанные с народным искусством позволяют  сохранить в детях присущую им жизнерадостность. А жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел. Разучивание народных песен  предполагает овладение навыками импровизации несложных мелодий, движений, элементами актёрского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_scenariy.doc494 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» города Энгельса Саратовской области

Урок-праздник «Как у нас было на Волге», посвящённый музыкально-поэтическому творчеству русского народа

(сценарий  урока в 3 классе по теме «Музыка моего народа»)

Данилова    Зинаида Фёдоровна                                                                                           учитель музыки и МХК

МБОУ «СОШ №21»  г. Энгельса

Саратовской области

                                                                                         

г. Энгельс

 2009 г.

Цель:

    расширить представление детей о народной культуре;

    познакомить учащихся с исполнителями народной музыки;

    закрепить знания о народных традициях и обрядах.

Оформление зала:

название праздника «Как у нас было на Волге»;

выставка прикладного искусства, приготовленная классными руководителями 3-х классов, учащимися и их родителями.

Гости праздника:

школьный фольклорный коллектив «Лад»;

ансамбль народных инструментов школы искусств.

Сценарий урока-праздника.

       

Учитель:

-Добрый день, дорогие ребята, учителя, уважаемые гости!

Я очень рада видеть всех в нашем красивом и уютном зале.

 И сегодня мой наряд особенный. Ребята, как называется мой костюм?

 

(Ответ: «Русский народный»)

-Правильно,  ведь наш праздник посвящён музыкально-поэтическому творчеству русского народа, живущему на Волге, в нашей Саратовской области.

На уроках музыки, изобразительного искусства, чтения вы многое узнали о жизни наших прадедушек и прабабушек, об их традициях и обрядах. Я думаю,  что вы  с удовольствием поделитесь тем, о чём узнали, чему научились. А какой же праздник без гостей?

Я с удовольствием приглашаю на сцену ансамбль народных инструментов школы искусств, в которой  занимаются ребята из нашей школы, они откроют наш праздник!

(Звучат народные наигрыши в исполнении ансамбля народных инструментов)

Учитель:

-Давайте дружно похлопаем нашим музыкантам!

Сегодня очень важно говорить о народной культуре. Ведь это наш быт, одежда, архитектура, прикладное искусство-это история  нашего народа. Но лучше всех рассказывает о жизни человека – народная песня. Я хочу, чтобы мы начали  своё исполнение песней, которая пришла к нам из глубины веков «Вниз по матушке по Волге».

(Исполнение русской народной песни «Вниз по матушке по Волге»)

Учитель.

-Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни человека, крестьянина, живущего на Волге?

(Ответ: «Вырастить урожай, хлеб-главное богатство, без хлеба человеку трудно прожить».)

-Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это было главным в жизни крестьянина. В связи с этим у  крестьянина возникают свои праздники и обряды. У крестьянина был свой календарь. Назовите  основные народные праздники и обряды, связанные с ними.

Ученики.

- Зимние святки, а обряд-колядование.

- Масленица. Обряд сжигания чучела зимы.

-Летние святки. Обряд «Завивание берёзки», поклонение первой зелени.

Учитель. 

 Когда же начинались праздники?

Ученики.

-Зимой.

Учитель.

 -Почему?

Ученики.

-Зимой нужно было готовить всё для посева.

 В это время  молодые люди  ходили  по дворам с песнями, желали добра друг другу и хорошего урожая в новом году.

Учитель.

-Молодцы. И так, представим себе тёплый зимний вечер, ярко светит луна и издалека  доносится песня. Смотрите – это весёлые колядники! Встречайте!

В зале появляются участники фольклорного коллектива школы с песней:

                   Ку-ры      ря  - бы - е  не пой–тя      ра  но  ….  и т.д.

                                         

Колядники.

-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

-Дома ли хозяин с хозяюшкой?

Хозяин первого дома.

-Нету, нету хозяина дома, уехал в поле пшеницу сеять.

(Не хочет угощать колядников, жадный.)

Колядники его дразнят:

                 

                  Тешен, потешен, хозяин от повешен

                   за  задний желоб,  за  тонкий волос,

                   волос от сорвался,   хозяин  оборвался

                   о тын головой, о  щипицу   бородой.

-Ну, спасибо этому дому, поехали к другому.

(Снова поют «Куры рябые»)

Колядники.

-Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.

-Дома ли хозяин с хозяюшкой?

-Не дашь ножку – выбьем окошко!

-Не дашь пирога – мы корову за рога!

Хозяйка второго дома.

-Проходите, гости дорогие, угощу вас пирогами, сладкими блинами. Но сначала угадайте мои загадки:

1. Один льёт, другой пьёт, третий растёт (дождь, земля, трава).

2. Чёрненькая собачка, свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).

3. Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок и сел в уголок (веник).

-Молодцы! Проходите  попеть с нами весёлые песни.

Исполняют песню:

«Жил я у пана» - шуточная.

Учитель.

-Внимание, внимание! Начинаем состязание. Закрывайте, пожалуйста, ушки, выступают любители частушки!

(Выходят желающие принять участие в исполнении частушек.)

Начинают участники фольклорного коллектива:

-Мы ребята озорные с двадцать первой школы.

 К вам приехали сюда – будемте знакомы и т.д.

(Подключаются  и другие исполнители из зала.)

 

Учитель.

-Молодцы. Замечательно спели частушки.

-Но наиболее ярко ум и смекалка народа проявилась в пословицах и поговорках.

Какие вы знаете? (Дети готовились заранее, поэтому с удовольствием отвечают)

-труд человека кормит;

-тише едешь, дальше будешь;

-с умным - найти, с дураком - потерять и т.д.

-Замечательно. Хорошо подготовились.

 Знаете, ребята, зима была холодная, долгая, все запасы заканчивались. Нужно было скорее посадить  и вырастить новый урожай.

Что для этого делали крестьяне?

Ученики.

-Зазывали весну. Выходили за околицу, становились на самое высокое место и закликали весну песнями.

Учитель.

-Правильно. Как называются такие песни? Вы их знаете?

 (на уроках музыки исполнялись календарные песни)

Ученики.

-Заклички или веснянки:

         Ай, жа  во  ро    -      на   -      чки…..и т.д.

Учитель.

-Молодцы.

 В самый тёплый день семена бросали в землю, и  как только появлялась первая зелень, девушки шли в лес водить хороводы, завивать берёзку. И я приглашаю всех в наш весёлый хоровод!

(Все  встают в хоровод и поют хороводную песню, в исполнении принимает участие ансамбль народных инструментов).

 

Учитель.

-Ну вот, какой же праздник был бы без народных инструментов?

- Скажите, какие вы знаете? (называют).

- Какой инструмент появился у нас в Саратове? (саратовская гармошка)

-А вам хотелось бы сыграть сегодня вместе с нашими музыкантами?

(выходят желающие, учитель раздаёт трещётки, ложки, бубен и т.д.)

-Сейчас прозвучит мелодия плясовой песни, и каждый инструмент сыграет её по-своему, немного изменяя характер, ритм. Как называется такое произведение?

Ученики.

-Вариации.

Учитель.

-Молодцы.

(исполнение вариаций на тему песни «Светит месяц» вместе с ансамблем народных инструментов и саратовской гармошкой).

Учитель.

-Дорогие ребята, на сегодняшнем празднике мы объявляем победителя конкурса на лучшую презентацию о народном костюме. Ею стала ученица 3б класса Дерябина Яна! (Грамота вручается на фоне слайдов презентации)

   

Учитель.

-Дорогие ребята, уважаемые гости, наш праздник подходит к концу, но встречи с народным искусством не заканчиваются. Ведь народной песне жить, народному искусству быть!

(Все участники встают и исполняют песню «Вспомним, братцы, Русь и славу» вместе с фольклорным коллективом школы «Лад»).

Список источников информации и иллюстраций

Литература:

  1. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». «Поют

     дети» №10 - сост. Е.А.Краснопевцева  - М., Советская Россия, 1989г.

  1. Русские народные песни и игры для детей школьного возраста – сост.

     П.А.Сорокин, издательство «Музыка», Москва, Неглинская, 14.

  1. Русские народные песни выпуск №4 - сост. Ю.А.Зацарский,

всесоюзное издательство «Советский композитор», Москва, к-6,    Садовая-Триумфальная ул.,14-12.

  1. Сказки, пословицы, загадки. Из «Книги для чтения» и «Азбуки»

     Л.Н.Толстого.- М., Дет. лит., 1989г.

  1. Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1996
  2. Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., «Мысль», I999
  3. Древняя Русь. Быт и культура. Археология. М.,"Наука",1997
  4. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА в рисунках B. Гордеевой. М., 1974

Сайты в Интернете:

  1. http://schools.keldysh.ru/sch311/costume/
  2. http://dress-history.sage-way.info/russian-dress.html

Иллюстрации:

  1. http://www.slavlibrary.ru/forum/4-537-1
  2. http://www.rakpu18.narod.ru/narodniy_koctum.htm
  3. фотографии из личного архива.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий ко Дню космонавтики "Они были первыми"

Цели: создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию; расширить кругозор учащихся, помочь учащимся проследить путь развития теоретического и практического изучения...

Сценарий выпускного вечера «Как это было…» для 9 и 11 классов

Торжественная часть выпускного вечера по данному сценарию прошёл 20 июня 2014 года в МБОУ "Шерекинская СОШ".Это праздник для всего села. Здесь присутствовали и бывшие выпускники, и родители, и приглаш...

Урок английского языка по теме "Это было здорово" (5 класс)

Урок английского языка по теме "Это было здорово" (5 класс).Обучение написанию личной открытки....

Сценарий вечера (внеклассного мероприятия) «Они были первыми»

Пояснительная записка:сценарий данного мероприятия предназначен для учащихся среднего и старшего возраста, имеющих представления об освоении околоземного космического пространства. Сценарий не предусм...

Сценарий к 9 мая "Завтра была Война..."

Литературно-музыкальный спектакль, поставлен со старшеклассниками. Необходимый минимум 8 человек (больше можно)...

Сценарий линейки «Афганистан. Как это было», посвященной дню памяти о россиянах, исполнявших свой воинский долг за пределами отечества.

Пожалуй, на Земле никогда не наступит такое время, когда слово солдат станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен и до наших дней. Одной из них стала война в ...

Сценарий музыкального спектакля " Когда мы были на войне", посвященного героям Великой Отечественной войны.

В основе сюжета спектакля «Когда мы были на войне» стали  истории реальных  людей, которые жили и воевали в годы Великой Отечественной войны.Спектакль «Когда мы были на вой...