Геометрический смысл производной.
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Полноценная разработка для проведения урока по алгебре и началам анализа в 10 классе на тему "Геометрический смысл производной", которая включает в себя конспект урока и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 класс «А» ГБОУ СОШ №717 учитель: Чернецова Карина Игоревна Уравнение касательной к графику функции I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 2

Верно ли определение? Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку.

Слайд 3

Пусть дана и две прямые и , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1).

Слайд 4

На данном уроке: выясним, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной ; рассмотрим основные задачи на составление уравнения касательной. Для этого: вспомним общий вид уравнения прямой условия параллельности прямых определение производной правила дифференцирования Формулы дифференцирования

Слайд 5

Определение производной Пусть функция определена в некотором интервале, содержащем внутри себя точку . Дадим аргументу приращение такое, чтобы не выйти из этого интервала. Найдем соответствующее приращение функции и составим отношение .Если существует предел отношения при , то указанный предел называют производной функции в точке и обозначают .

Слайд 6

Правила дифференцирования Производная суммы равна сумме производных. Постоянный множитель можно вынести за знак производной. Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции. Производная частного

Слайд 7

Основные формулы дифференцирования С

Слайд 8

Две прямые параллельны тогда и только тогда, когда их угловые коэффициенты равны Параллельны ли прямые:

Слайд 9

Пусть дан график функции y=f(x) . На нем выбрана точка M(a;f(a)) , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.

Слайд 10

Геометрический смысл производной Если к графику функции y = f (x) в точке можно провести касательную, непараллельную оси у, то выражает угловой коэффициент касательной

Слайд 11

Геометрический смысл производной Производная в точке равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке. Т.е. Причем, если : .

Слайд 12

Вывод уравнения касательной Пусть прямая задана уравнением : уравнение касательной к графику функции

Слайд 13

Составить уравнение касательной: к графику функции в точке

Слайд 14

Составить уравнение касательной: к графику функции в точке

Слайд 15

Алгоритм нахождения уравнения касательной к графику функции y=f(x) . Обозначим абсциссу точки касания буквой x=a . Вычислим . Найдем и . Подставим найденные числа a , в формулу

Слайд 16

Составить уравнение касательной к графику функции в точке . Ответ:

Слайд 17

К графику функции провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . . , , , , .

Слайд 19

Самостоятельная работа

Слайд 20

Номера из учебника № 29.3 (а,в) № 29.12 (б,г) № 29.18 № 29.23 (а)

Слайд 21

Ответьте на вопросы: Что называется касательной к графику функции в точке? В чем заключается геометрический смысл производной? Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?

Слайд 22

Домашняя работа № 29.3 (б,г) № 29.12 (а,в) № 29.19 № 29.23 (б)

Слайд 23

Литература Алгебра и начала математического анализа: Учеб. Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала математического анализа: Задачник, Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные работы для 10-11 классов. / Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2010 ЕГЭ 2010. Математика. Задача В8. Рабочая тетрадь / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко – M .: Издательство МЦНМО, 2010



Предварительный просмотр:

10 класс «А» ГБОУ СОШ № 717

учитель: Чернецова Карина Игоревна

Уравнение касательной к графику функции.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы обучения:  наглядный, частично поисковый.

Цель урока:

  1. Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить в чем состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
  2. Развивать логическое мышление, математическую речь.
  3. Воспитывать волю и упорство для достижения конечных результатов.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

План урока

I Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей.

II Актуализация знаний.

      (Вспомнить с учащимися геометрическое определение касательной к графику функции. Привести примеры, показывающие, что данное утверждение не полно.)

     Вспомним, что же такое касательная?

 «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку».  (Слайд № 2)

     Обсуждение правильности данного определения. (После обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что данное определение неверно.) Для наглядного доказательства их умозаключения приводим следующий пример.

     Рассмотрим пример. (Слайд № 3)

     Пусть дана парабола  и две прямые , имеющая с данной параболой одну общую точку М (1;1). Проводится обсуждение, почему первая прямая не является к данной параболе касательной (Рис. 1), а вторая является (Рис.2).

   

                           

     На  данном уроке, мы с вами должны выяснить, что же такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?

     Рассмотреть основные задачи на составление уравнения касательной.

     Для этого, вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной и правила дифференцирования. (Слайд № 4)

III Подготовительная работа к изучению нового материала.

  1. Сформулировать определение производной. (Слайд № 5)
  2. Заполнить таблицу произвольных элементарных функций. (Слайд № 6)
  3. Вспомнить правила дифференцирования. (Слайд № 7)
  4. Какие из указанных прямых параллельны и почему? (Убедиться наглядно)

      (Слайд №8)

IV Изучение нового материала.

     Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать угловой коэффициент и координаты одной точки.

     Пусть дан график функции . На нем выбрана точка , в этой точке к графику функции проведена касательная (мы предполагаем, что она существует). Найти угловой коэффициент касательной.

     Дадим  аргументу приращение  и рассмотрим на графике (Рис. 3) точку P с абциссой  . Угловой коэффициент секущей MP, т.е. тангенс угла между секущей и осью x, вычисляется по формуле  .

     Если мы теперь устремим  к нулю, то точка Р начнет приближаться по кривой к точке М. Касательную мы охарактеризовали как предельное положение секущей при этом приближении. Значит, естественно считать, что угловой коэффициент касательной   будет вычисляться по формуле .

     Следовательно,  .

     Если к графику функции y = f (x) в точке х = а можно провести касательную, непараллельную оси у, то   выражает угловой коэффициент касательной. (Слайд №  10)

     Или по другому. Производная в точке х = а  равна угловому коэффициенту касательной к графику функции y = f(x) в этой точке  .

     Это и есть геометрический смысл производной. (Слайд № 11)

Причем, если :

  1. .

     Выясним общий вид уравнения касательной.

     Пусть, прямая задана уравнением . Мы знаем, что .  Для вычисления m воспользуемся тем, что прямая проходит через точку .   Подставим в уравнение. Получим , т.е. . Подставим найденные значения k и m  в уравнение прямой:

– уравнение касательной к графику функции. (Слайд № 12)

     Рассмотрим примеры:

     Составим уравнение касательной:

  1. к параболе  в точке (Слайд № 13)
  2. к графику функции  в точке (Слайд № 14)

     Решая эти примеры мы воспользовались очень простым алгоритмом, который заключается в следующем: (Слайд № 15)

  1. Обозначим абсциссу точки касания буквой a.
  2. Вычислим .
  3. Найдем  и .
  4. Подставим найденные числа , в формулу

     Рассмотрим типичные задания и их решение.

№1 Составить уравнение касательной к графику функции  в точке .

       (Слайд № 16)

Решение.  Воспользуемся алгоритмом, учитывая, что в данном примере .

1)

2)

3) ;

4) Подставим найденные числа,,  в формулу.

Получим:

, т.е.

Ответ: 

№2  К графику функции  провести касательную так, чтобы она была параллельна прямой . (Слайд № 17)

Решение. Уточним формулировку задачи. Требование «провести касательную» обычно означает «составить уравнение касательной». Воспользуемся алгоритмом составления касательной, учитывая, что в данном примере .

     Искомая касательная должна быть параллельна прямой . Две прямые параллельны, тогда и только тогда, когда равны их угловые коэффициенты. Значит угловой коэффициент касательной должен быть равен угловому коэффициенту заданной прямой: .Но . Следовательно: ; .

     Из уравнения ,т.е. , находим, что  и . Значит, имеются две касательные, удовлетворяющие условию задачи: одна в точке с абсциссой 2, другая в точке с абсциссой -2.

     Действуем по алгоритму.

1) ,

2) ,

3)

4) Подставив значения ,, , получим , т.е. .

Подставив значения ,, , получим , т.е.

Ответ: , .

V Решение задач.

  1. Решение задач на готовых чертежах (Слайд № 18 и Слайд № 19)

  1. Решение задач из учебника:  №  29.3 (а,в), №  29.12 (б,г), №  29.18, №  29.23 (а) (Слайд № 20)

VI Подведение итогов.

1. Ответьте на вопросы:

  1. Что называется касательной к графику функции в точке?
  2. В чем заключается геометрический смысл производной?
  3. Сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной?

2. В чем были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?

3. Выставление отметок.

VII Комментарии к домашней работе

№  29.3 (б,г), №  29.12 (а,в), №  29.19, №  29.23 (б) (Слайд №22)

Литература (Слайд 23)

  1. Алгебра и начала математического анализа: Учеб. Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией  А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. Алгебра и начала математического анализа: Задачник, Для 10-11 кл. для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / Под редакцией  А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
  3. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные и контрольные работы для 10-11 классов. / Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2010
  4. ЕГЭ 2010. Математика. Задача В8. Рабочая тетрадь / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко – M.: Издательство МЦНМО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....

Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций

В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...

Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»

Урок по теме: «Производная, геометрический смысл производной»...

Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."

Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ,  профильный уровень....

Открытый урок по математике «Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»

laquo;Определение производной. Механический и геометрический смысл производной. Правила вычисления производной»...