Элективный курс "Основы теории множеств"
элективный курс (алгебра, 9 класс) по теме
Элективный курс для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов посвящен одному из фундаментальных понятий математики- множеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ « ВСОШ г. Бежецка»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПО МАТЕМАТИКЕ
НА ТЕМУ:
«ОСНОВЫ ТЕОРИИ
МНОЖЕСТВ»
Программу разработала
учитель математики
Уварова Т. В.
г. Бежецк.
Пояснительная записка
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х
классов посвящен одному из фундаментальных понятий математики -
МНОЖЕСТВУ. Множества могут состоять из объектов самой
различной природы. Их элементами могут быть буквы, атомы,
предметы, животные, числа, уравнения, точки, углы и т.д. Именно этим
объясняется чрезвычайная широта теории множеств, её приложимость
к самым разнообразным областям знаний ( математике , физике,
экономике , лингвистике, биологии, геометрии и т.д.), её
вездесущность.
Школьный курс математики теоретически не касается изучения теории
множеств, хотя практически теоретике - множественный подход
неразрывно связан с курсом математики, алгебры и геометрии.
Учащимся значительно легче манипулировать операциями с
множествами, если они будут представлены не смешанными
словесно-символическими записями, а чисто символическими
записями, которые четко формулируют необходимые , достаточные,
необходимые и достаточные условия теорем, дают конкретные
определения объединения множества корней уравнения, числовых
промежутков, решений системы уравнений, пересечения множеств
решения уравнений и неравенств в системах и т.п. Кроме этого
расширяется спектр задач о нахождении числа элементов множеств,
заданных несколькими условиями, где применяется алгебра множеств.
Цель курса:
повышение уровня математической подготовки выпускников основной
школы и расширение спектра задач, посильных для учащихся.
Задачи курса:
-обеспечить усвоение основных понятий теории множеств,
-развивать логическое мышление, познавательные интересы и
творческие способности учащихся.
1
-показать применение теоретико - множественного подхода в других
областях знаний.
-представить учащимся возможность проанализировать свои
способности к математической деятельности.
Методы работы:
объяснительно - иллюстративный, проблемный, и частично-поисковый.
Формы работы;
фронтальная, индивидуальная и групповая.
Планируемые результаты:
-усвоение основ теории множеств.
-развитие интереса к обучению.
-использование математических знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
-выбор профиля.
Список литературы:
1 .Калужнин Л.А. « Элементы теории множеств и математической
логики в школьные годы» М. Просвещение. 1978 г.
2.Факультативный курс « избранные вопросы математики» 7-8 классы.
М. Просвещение. 1978 г.
3.Сборник статей « Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в
средней школе» М. Просвещение. 1992 г.
4.Крамор В.С. « Повторяем и систематизируем школьный курс
алгебры» М. Просвещение. 1992 г.
5.Виленкин Н.Я. «Алгебра» для 9 класса, учебное пособие для учащихся
школ и классов с углубленным изучением математики. М. Просвещение
1998 г.
6.Энциклопедия для детей « Математика», том 11, М. «Аванта +».2002г.
Содержание курса:
Содержание курса реализуется на принципах последовательности и
системности. Данный курс включает 3 раздела:
-множества;
-операции над множествами;
2
-свойства операций над множествами;
которые отражают фундаментальность понятия множества.
Первый раздел формирует у учащихся понятие множества и его
элементов , дает определение конечного и бесконечного множества и
способов их задания .На основе существующих знаний и умений
систематизируется и расширяется теоретический и практический
материал, связанный с числовыми множествами и множествами точек
на плоскости.
Второй раздел кроме определений операций над множествами включает
рассмотрение чисто символических записей, на основе которых четко
формируются и определяется конкретность необходимых, достаточных,
необходимых и достаточных условий теорем, систематизируются ранее
изученные знания и умения из курса алгебры и геометрии, где особое
место уделяется графическому способу решения не линейных систем
уравнений и неравенств.
Третий раздел включает в свое содержание алгебру множеств и её
применение для решения задач о нахождении числа элементов
множеств, заданных несколькими условиями, где учащиеся знакомятся с
формулами включений и исключений. Данный материал в школьном
курсе не рассматривается.
Теория множеств доступна для разных областей знаний, поэтому
межпредметная направленность курса осуществляется не только в
подборе материала для практических задач, но и при объяснении
основных понятий и определении теории множеств. В следствии этого
математические задания соответствуют достаточному уровню
сложности.
На изучение трех разделов отводится 16 часов и 1 час на определение
успешности усвоения материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п | Наименование разделов и | кол-во | Форма контроля |
1 2 | Множества Множества и их элементы Характеристическое | 7 | практическая работа в группах |
3
3 | свойство множества | 2 | практическая работа в группах |
5 7 | Операции над | 6 1 | тестирование |
множествами | |||
Подмножества | |||
9 | Свойства операций над | 3 1 | деловая игра |
множествами. | |||
Алгебра множеств | |||
11 | Проверка усвоения знаний | 1 | защита проекта (реферат) |
Замечание:
Данный курс, с учетом возможностей учащихся (колония строгого
режима), не включает в планы занятий этапа выполнения и проверки
домашнего задания.
В следствие того, что на планирование уроков геометрии в вечерних
школах отводится 1 час в неделю, то в основном практические задания,
входящие в элективный курс, углубляют и систематизируют знания и
умения из курса алгебры, хотя теоретические вопросы посвящены и
интересным разделам из курса геометрии.
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа на тему «Элементы теории множеств»
Курс по выбору для учащихся 9 классов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Современные математики больше имеют дело с множествами и операциями над ними, поэтомунеобходимо изучать в школе множества и учить применять полученные знания на практике.Прежде всего надо...
Интегрированное занятие "Теория множеств, фонетика, систематика в биологии"
Интегрированное занятие по математике, русскому языку и биологии...
Практическая работа по разделу "Теория множеств"
Варианты заданий для практической работы по разделу "Теория множеств"...
Элективный курс «Элементы теории множеств»
Элективный курс для учащихся 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Применение элементов теории множеств при решении уравнений, неравенств и их систем, геометрических задач и заданий практиче...
Тест "Множества. Элементы теории множеств. Факториал."
Проверка основных понятий по теме "Множества"....
• Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математической теории. Теория множеств», 30.03.2021г,
Сертификат издательских домов «Просвещение», «Российский учебник», «Бином» об участии в вебинаре «Непрерывный курс математики: учись учиться. Развитие математ...
Комментарии
основы теории множеств