Урок-презентация "Признак делимости на 3"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Урок-презентация "Признак делимости на 3" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_priznak_delimosti_na_3..doc74 КБ
Office presentation icon priznak_delimosti_na_3.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.         Признак делимости на 3.  (6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Характеристика темы урока: теоретическая часть темы небольшая по объему, фактически один признак: делимость на 3. Учитывая возрастные особенности и уровень математической подготовки учащихся, перед ознакомлением с новым материалом рассматриваются конкретные задачи, иллюстрирующие целесообразность его использования.

Цели урока:  

1. Ввести признак делимости на 3.

2. Научить применять признак делимости на 3, в том числе в случаях неоднократного применения.

3. Продолжить формирование математической культуры в части  доказательности в рассуждениях отрицательного высказывания.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (для самостоятельной работы), карточки синего и красного цвета.

Методы обучения: в качестве ведущего избирается метод проблемной беседы (частично-поисковый), так как учащиеся всей предыдущей работой подготовлены к такой беседе.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (устный  счет) (8 минут)
  2. Постановка цели урока (2 мин)
  3. Ознакомление с новым материалом и его закрепление. (30 мин)

а) постановка учебной проблемы и ее решение – «отыскание признака делимости на 3» (частично-поисковая беседа),

б) применение полученного правила на уже знакомом материале (проверка устного счета).

в) первоначальная работа по усвоению правила (упражнения)

г) индивидуальная работа с проверкой.

д) применение на практике, в реальной жизни (сюжетная задача)

е) самостоятельная работа обучающего характера (репродуктивного типа).

  1.  Подведение итогов основной работы на уроке (3 мин).
  2. Задание на дом (2 мин).

Ход урока.

I  Актуализация знаний:

Сегодня на уроке мы продолжим работу с простейшими понятиями, связанными с делимостью чисел. А вот с  какими  именно понятиями мы с вами поймем после разминки.

Итак, устный счет:

Установите: делится ли предложенное вам число на 3, если делится, то назовите частное [На доске должны быть только числа] записываю примеры заранее и затем  ответы на доске:

На доске-слайде

Ответ

45

15

51

17

54

18

49

Не делится нацело

62

Не делится нацело

101

Не делится нацело

243

81

354

118

347

Не делится нацело

649

Не делится нацело

525

175

Посмотрите, пожалуйста,  на решенные примеры, что интересного вы заметили? Мы делили все числа только на 3. И что получали? Какие-то числа делятся на 3 нацело, какие-то нет.

П.  Постановка целей урока.

А вы знаете, что существует способ, помогающий определить: делится ли натуральное число на 3 или нет, не выполняя деление? Хотите узнать? Давайте попробуем догадаться вместе,  как это сделать и сформулируем с вами: признак делимости на 3. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Записываем в тетрадях тему урока: Признак делимости на 3.

Ш.  Ознакомление с новым материалом:

а) Задача: Выяснить, можно ли разложить 225 яблок в 3 ящика поровну?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить: делится ли число 225 на 3 без остатка.  (Если дети предложили делить 225 на 3, то: «Замечательно, только давайте вспомним что мы решили найти способ ответить на этот вопрос НЕ выполняя деление, с помощью других рассуждений. Давайте попробуем это сделать.»)

Рассуждения вместе с классом:

Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе?  2 сотни,  2 десятка и 5 единиц.

Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? 1 яблоко. Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? 1 яблоко с каждого десятка. Т.е. с наших 2 десятков - 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: 225 яблок можно разложить в 3 корзины.

На доске при этом будут только следующие записи:

225 яблок в 3 ящика поровну

2+2+5=9

Т.е. 225 делится на 3, разложить можно.

Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили?  Какой вывод можно сделать?

Формулируем признак: Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3. Если сумма цифр числа не делится на 3, то и само число не делится на 3.   (слайд можно включить с правилом )

б) Давайте проверим,  наше правило на примерах, которые мы делали в начале урока: проверяем устный счет (на доске он остался), убеждаемся в  быстроте получения ответа с помощью правила.

в) Первоначальная работа по усвоению правила (один у доски, остальные в тетрадях, обсуждаем-корректируем вместе):

№1.

Делятся ли на 3 следующие числа:

а)  643  

6+4+3=13,  13 не делится на 3, значит и 643 не делится на 3.   нет

б)  926    (17)  нет

в)  3 453   (15)  да

г)  7 464    (21)  да

д)  75 998  (38) еще раз применяем признак (11)  нет [нужен устный комментарий к тому, что в задаче нужно дважды установить делимость числа на 3]

е) 9 779 898  (57)  еще раз применяем признак  (12)  да

г) Устная работа индивидуальная + сразу проверка.

Учащиеся берут в руки две карточки: синего и красного цвета.  Презентация с заданиями.

Задача учеников: если число делится на 3 поднимаем синюю карточку, если не делится на 3 – красную.

По ходу решения учитель спрашивает каждого ученика объяснить свой ответ.

Цель упражнения заключается в фронтальной проверке уровня первоначального усвоения материала.

 

Число для учащихся

Сумма для учителя

Вывод (карточка вверх)

720

9

Да

123

6

Да

321

6

Да

235

10

Нет

744

15

Да

2003

5

Нет

5050

10

Нет

8016

15

Да

101010

3

Да

2841

15

Да

35048

20

нет

д) Сюжетная задача на подарки (применение полученных знаний в жизни):

Давайте поучаствуем в разборе практической ситуации

Мама принесла детям 3 одинаковых подарка. Может ли быть, что во всех подарках было 25 конфет? 75 конфет? 63 конфеты?

Решение:

Раз подарки одинаковые, то общее кол-во конфет должно делиться на кол-во подарков, а значит:

25 не делится на 3, не может быть

75 делится на 3, может быть

63 делится на 3, может быть

Ответ: нет, да, да

Е)  Самостоятельная работа: (каждому ученику раздается индивидуальная карточка с напечатанным на ней заданием и местом для решения):

Самостоятельная работа.

Вариант I.

ФИ: ___________________________

Класс: 6 «  __  »

Самостоятельная работа.

Вариант П.

ФИ: __________________________

Класс: 6 «  __  »

  1. Из перечисленных чисел выберите те, которые делятся на 3:  

4866, 3035, 50047, 2106.

Ответ: _____________________________

  1. Из перечисленных чисел выберите те, которые делятся на 3:

5418, 3125, 28026, 3204.

Ответ: _____________________________

  1. Из перечисленных чисел выберите те, которые не делятся на 3:  7160,  55074, 4870.

Ответ:  ____________________________

  1. Из перечисленных чисел выберите те, которые не делятся на 3:  6071, 75045, 3722.

Ответ: _____________________________

  1. Найдите значения числовых выражений и запишите в ответ только те результаты, которые делятся на 3:

256 + 34=

625 + 123 =

704 – 425 =

Ответ: __________________________

  1. Найдите значения числовых выражений и запишите в ответ только те результаты, которые делятся на 3:

364 + 26 =

425 + 126 =

635 – 356 =

Ответ: _________________________

  1. В магазин привезли три одинаковых коробки с елочными игрушками. Может ли быть, что во всех коробках 241 игрушка?

Ответ: _________________________

  1. Для учеников 6-ых классов привезли три  одинаковых коробки с атласами по географии. Может ли быть, что всего привезли 78 атласов?

Ответ: _____________________

Дети сдали работу, затем ответы и комментарии с помощью презентации.

IV   Итоги  урока:

что нового мы сегодня узнали на уроке?

Признак делимости на 3.

Tto раз напомните мне в чем он заключается?

Молодцы, все отлично поработали, самые активные 3-4 оценки за урок можно поставить или всем за самостоятельную работу.

  1.   Домашнее задание:

Постараться найти признаки делимости на 9 и на 11.

Где будете искать? учебник, интернет, родители..

Из учебника: № 86, 87 – на признаки делимости на 3 и на 9 (он есть в учебнике)

№ 68 сюжетная задача аналогичная классным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признак делимости на 3

Слайд 2

Если сумма цифр числа длится на 3, то и число делится на 3; если сумма цифр числа не делится на 3, то и число не делится на 3

Слайд 3

720

Слайд 4

123

Слайд 5

321

Слайд 6

235

Слайд 7

744

Слайд 8

2003

Слайд 9

5050

Слайд 10

8016

Слайд 11

101010

Слайд 12

2841

Слайд 13

35048

Слайд 14

Мама принесла детям три одинаковых подарка. Может ли быть, что.. 4 1 2 3 ВЕРНО! Не верно Во всех подарках было 75 конфет. Во всех подарках было 25 конфет. Во всех подарках было 63 конфеты. Во всех подарках было 53 конфеты. ВЕРНО! ПОДАРОК ПОДАРОК ПОДАРОК Не верно

Слайд 15

Задание № 1. Вариант I Ответ Вариант II Ответ Из перечисленных чисел выберите те, которые делятся на 3: 4866, 3035, 50047, 2106 4866 2106 Из перечисленных чисел выберите те, которые делятся на 3: 5418, 3125, 28026, 3204 5418 28026 3204

Слайд 16

Задание № 2. Вариант I Ответ Вариант II Ответ Из перечисленных чисел выберите те, которые не делятся на 3: 7160, 55074, 4870 7160 4870 Из перечисленных чисел выберите те, которые не делятся на 3: 6071, 75045, 3722 6071 3722

Слайд 17

Задание № 3. Вариант I Ответ Вариант II Ответ Найдите значения числовых выражений и запишите в ответ только те результаты, которые делятся на 3: 256 + 34 = 625 + 123 = 704 – 425 = 256 + 34=290 625 + 123=748 704 – 425=279 ОТВЕТ: 279 Найдите значения числовых выражений и запишите в ответ только те результаты, которые делятся на 3: 364 + 26 = 425 + 126 = 635 – 356 = 364+26=390 425+126=551 635–356=279 ОТВЕТ: 279

Слайд 18

Задание № 4. Вариант I Ответ Вариант II Ответ В магазин привезли три одинаковых коробки с елочными игрушками. Может ли быть, что во всех коробках оказалась 241 игрушка? ОТВЕТ: нет Для учеников 6-ых классов привезли три одинаковых коробки с атласами по географии. Может ли быть, что всего привезли 78 атласов? ОТВЕТ: да

Слайд 19

Домашнее задание Постараться найти признаки делимости на 9 и на 11. Из учебника: №86, № 87, № 68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки делимости

презентация учеников 6 класса...

ЦОР "Делимость. Признаки делимости"

Презентация по теме "Делимость. Признаки делимости"...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел.

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...