урок по математике 8 класс в рамках декады по предмету
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Шайдурова Надежда Михайловна

 

Существенной характеристикой изменений в организации образовательного процесса и внеклассной работы по предмету  является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетентностей: информационных, коммуникативных, организационных, личностных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Урок по математике проводится в 8 классе в рамках декады по предмету. Цели и задачи урока соответствуют теме методического объединения учителей математики «Развитие образовательных потребностей через формирование у учащихся надпредметных ключевых компетентностей».

Существенной характеристикой изменений в организации образовательного процесса и внеклассной работы по предмету  является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетентностей: информационных, коммуникативных, организационных, личностных.  

Для реализации в учебном процессе и внеклассной деятельности  этих компетенций учителю требуются совершенно иные умения (компетенции) и методы. Необходимо выработать новые ценности и принципы работы  общения с учащимися, культивировать качественно  иные профессиональные качества.

Предложенный опыт проведения урока отражает принципиально новый подход к обучению - включение учащихся в активную самостоятельную продуктивную деятельность, на основе интересов, способностей, особенностей интеллекта. Получения знаний в соответствующей деятельности. Изменяется и позиция учителя, который выступает в качестве организатора деятельности учащихся и принимает функции консультанта.

Для конструирования, планирования и проведения урока создана творческая группа:

Шайдурова Н.М. учитель математики

Турукина Светлана ученица 10 класса

Веденёва Наталья ученица 11 класса

Кондрашкина виктория  ученица 11 класса

Предполагаемая результативность выражается в следующих параметрах:

  1. базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ученика, сформулированных как ключевые компетенции: образовательная, коммуникативная, интеллектуальная, информационная.
  2. во время учебно-игрового  взаимодействия старших школьников с младшими наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику - ученика, учителю – ученика, структурировать речь, формулировать свою точку зрения на предложенную тему, умение согласовывать обязанности, выпускникам передать свой опыт подготовки к итоговой аттестации;
  3. успешно используется ситуация диалога между младшим школьником и старшим;
  4. устанавливаются дружеские взаимоотношения между школьниками разных параллелей
  5. во время проведения урока учащиеся учатся владеть  аудиторией, выбирать способы представления материала, определять цели совместной деятельности, обмениваться информацией,  старшеклассники получают опыт профессиональной ориентации;

                                                Разработка урока.

Образовательное учреждение: МБОУ «Баевская СОШ»

Учитель математики: Шайдурова Надежда Михайловна,

творческая группа учащихся старших классов:

Турукина Светлана ученица 10 класса

Веденёва Наталья ученица 11 класса

Кондрашкина виктория  ученица 11 класса

Предмет: математика

Краткая аннотация урока:

         Класс:  8 класс, общеобразовательный

         Место урока: урок проводится в рамках декады по математике 23.11.2012 года.

         Тема урока: «Решение задач и упражнений контрольно – измерительных материалов»

         Продолжительность урока: 40 минут

         Цели урока:

Образовательная 

  1. приобрести опыт решения заданий из банка данных по ГИА

Воспитательная

  1. формирование устойчивой положительной мотивации к изучению математики, созданием позитивной среды обучения;
  2. формировать познавательные, информационные, интеллектуальные,  информационные, социальные  компетентности.      

Развивающая

  1. способствовать формированию умения применять приёмы: анализа,  выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитие внимания и памяти.

Задачи урока:

  1. пропедевтическая - показать применение полученных знаний в итоговой аттестации в форме ГИА;
  2. способствовать снятию психологического напряжения при подготовке к итоговой аттестации;
  3. повторить изученный теоретический материал в 5 – 8 классе по темам «Арифметические действия с числами», «круговые диаграммы», «Решение задач на проценты»;
  4. выполнить практическую работу  по решению задач и упражнений с последующей самопроверкой, анализом ошибок, подвести итог урока.      

Формируемые умения:      

- овладение основными приёмами:

 - решение задач по действиям, составлением пропорции, табличным способом;

- преобразование выражений по правилам и формулам;

- выполнение арифметических действий с натуральными, дробными числами;

-  записи ответа в контрольно- измерительных материалах;

Тип урока: урок – практикум

Оснащение и оборудование урока: ИКТ - доска, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, школьная доска.

Методы обучения: беседа, устная работа, обучающая тестовая работа, самопроверка, анализ результатов и способов  решения заданий;

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Цель - формирование познавательной   компетентности.

  1. Дать представление о понятии  «Итоговая аттестация в форме ГИА»
  2. Показать электронную версию теста  ГИА по математике – демонстрационный вариант 2012 года.
  1. Мотивация учебной деятельности.

Цель – формирование информационной  компетентности.

Согласно действующему плану математической подготовки изучено большое количество различных  тем,  как в алгебре,  так и в геометрии с 5класса по 8 класс. Получены знания и умения выполнять арифметические действия, решать задачи на проценты,  проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществлять необходимые подстановки.

Целью нашего урока является формирование представления о месте изученных тем в  содержании контрольно измерительных материалов,  приобретение практических  умений и навыков при выполнении отдельных заданий.

3) Практикум по решению прототипов заданий контрольно измерительных материалов

Цель: формирование познавательной, информационной, коммуникативной компетентности.

Форма организации познавательной деятельности:

Старшеклассники организуют  работу по вариантам с последующей самопроверкой, статическую парную работу с последующей взаимопроверкой, фронтальную работу при анализе полученных результатов;

 Учитель выступает  в качестве  помощника старшеклассникам и организатора активной познавательной   деятельности учащихся и принимает функции консультанта.

Содержание учебных материалов урока:

прототипы заданий контрольно – измерительных материалов ГИА

Прототип задания 1

Вариант 1

1) Запишите в ответе номера верных равенств.

1)         2)           3)           4)  

2) Каждому выражению поставьте в соответствие его значение:

А.                Б.                                В.

1) 3,2    2) 1,75      3) 0,45

3) Запишите в ответе номера выражений, значения которых положительны.

1)            2)               3)                   4)

Вариант 2

1) Запишите в ответе номера верных равенств.

1)            2)              3)               4)    

2) Каждому выражению поставьте в соответствие его значение:

А.                      Б.                          В. 

1) 0,4 2) 0,45 3) 1,05

3) Запишите в ответе номера выражений, значения которых положительны.

1)             2)               3)                     4) 

Прототип задания 2

Вариант 1

  1. На рисунке показаны четыре круговые диаграммы, отражающие содержание питательных веществ в четырех разных продуктах. Определите, в каком из этих продуктов процентное содержание жира наименьшее?

Вариант 2

На диаграмме показано содержание питательных веществ в сливочных сухарях. Определите по диаграмме, содержание каких веществ преобладает.

*-к прочему относятся вода, витамины и минеральные вещества.

Прототип задания 4

Вариант 1

  1. Из объявления фирмы, проводящей обучающие семинары:

«Стоимость участия в семинаре — 3000 р. с человека. Группам от организаций предоставляются скидки: от 3 до 10 человек –– 5%; более 10 человек –– 8%».

Сколько должна заплатить организация, направившая на семинар группу из 8 человек?

  1. Товар на распродаже уценили на 20%, при этом он стал стоить 680 р. Сколько стоил товар до распродажи?

Варианты ответа

1.

136 р.

2.

816 р.

3.

700 р.

4.

850 р.

Вариант 2

1)     Из объявления фирмы, проводящей обучающие семинары:

«Стоимость участия в семинаре — 3000 р. с человека. Группам от организаций предоставляются скидки: от 3 до 10 человек –– 5%; более 10 человек –– 8%».

Сколько должна заплатить организация, направившая на семинар группу из 16 человек?

2)     Товар на распродаже уценили на 20 %, при этом он стал стоить 640 р.

Сколько стоил товар до распродажи?

Варианты ответа

1.

136 р.

2.

816 р.

3.

800 р.

4.

850 р.

Прототип задания 17

( задания для взаимопроверки)

График,   какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

Варианты ответа

1.

2.

3.

4.

Прототип задания 11.

( задания для взаимопроверки)

Вариант 1

Угол B трапеции ABCD (см. рис.) в четыре раза больше угла A. Найдите угол B. Ответ дайте в градусах.

Вариант 2

Один угол параллелограмма в два раза больше другого. Найдите меньший угол. Ответ дайте в градусах.

Прототип задания 14.

Вариант 1

Каким уравнением задается прямая,  проходящая через точки A 

и B?

Варианты ответа

1.

2.

3.

4.

Вариант 2

Каким уравнением задается прямая, проходящая через точки A и B?

Варианты ответа

1.

2.

3.

4.

Прототип задания 10

Вариант 1

(фронтальная работа, показ слайда, анализ решения)

В какое из следующих выражений можно преобразовать произведение ?

Варианты ответа

1

2

3

4

В какое из следующих выражений можно преобразовать произведение ?

Варианты ответа

1

2

3

4

4. Итог урока.

В ходе урока познакомились с содержанием некоторых прототипов заданий контрольно – измерительных материалов ГИА, приобрели  практические  умения и навыки  при выполнении отдельных заданий.

Старшеклассники делятся опытом подготовки к итоговой аттестации.



Предварительный просмотр:

Приложение.

Решение прототипа 1

Самопроверка.

Вариант 1

1) Запишите в ответе номера верных равенств.

1)                           1 *  =    

2)                    1   *  =  =

 3)                0,8 + 0,4 = 1,2

4)                 0,6 :

Ответ:     2), 3)

Вариант 2

1) Запишите в ответе номера верных равенств.

1)                          *   =

 2)                   *          

3)               0,4 + 0,3 = 0,7

4)                    0,4 :

Ответ:  3)

Вариант 1

2) Каждому выражению поставьте в соответствие его значение:

А.                Б.                                В.

1) 3,2    2) 1,75      3) 0,45

А.    =   5 – 1,8 = 3,2                        

Б.   = 0,45      

В.  = 2,5 – 0,75 = 1,75                      

 

А

Б

В

1

3

2

Вариант 2

  2) Каждому выражению поставьте в соответствие его значение:

А.                      Б.                          В. 

1) 0,4 2) 0,45 3) 1,05

   А.     = 2,8 – 1, 75 =1,05

Б.   = 0,4  

  В.  = 3,2 – 2,75 = 0,45

А

Б

В

3

1

2

Вариант 1

     3) Запишите в ответе номера выражений, значения которых положительны.

1)     =      

2)   = 0,6 (- 0,5) = - 0,3          

 3)   =                

4)  = 0,09 – 0,3 = - 0,21

Ответ:  3)

Вариант 2

3) Запишите в ответе номера выражений, значения которых положительны.

1)   =          

 2)   = 0,2 * (-0,9) =- 0,18            

3)      =              

 4)  = 0,64 – 0,8 = - 0,16

Ответ: 1),  3)

Решение прототипа задания 2

Фронтально с анализом и обоснованием ответа по слайду.

Вариант 1

На рисунке показаны четыре круговые диаграммы, отражающие содержание питательных веществ в четырех разных продуктах. Определите, в каком из этих продуктов процентное содержание жира наименьшее?

Вариант 2

На диаграмме показано содержание питательных веществ в сливочных сухарях. Определите по диаграмме, содержание каких веществ преобладает.

*-к прочему относятся вода, витамины и минеральные вещества.

Решение прототипа задания 4

1) На обороте доски от каждого из вариантов учащиеся решают задачу 1 (при необходимости старшеклассники помогают), другие выполняют решение в рабочих тетрадях.

2) После выполнения, учащиеся класса осуществляют взаимопроверку решения в статических парах.

3) Анализируем способы решения, ошибки.

 Задачу вторую решают самостоятельно. Фронтально обсуждается решение  задач по вариантам.

Решение  прототипа задания 17.

Выполняем самостоятельно. Взаимопроверка. Слушаем полное обоснованное решение одного ученика.

 График,   какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

Решение прототипа задания 11

От каждого из вариантов ученики решают задачи у доски.

Проверка задач каждого варианта с комментированием.

Решение прототипа задания 14

1) Дать теоретическое обоснование:

Если прямая проходит через точку с заданными координатами. То координаты точки удовлетворяют уравнению прямой.

Вопрос учащимся: Что значит,  координаты точки удовлетворяют уравнению прямой?

От каждого из вариантов  учащиеся оформляют решение на доске. Самопроверка.

Анализ ошибок.

Решение прототипа задания 10

Фронтальная работа, поиск и анализ решения.

             



Предварительный просмотр:

                                                          Отзыв

на урок-практикум  по  математике, проведённого 24 ноября в 8а, б, в  классах учителем математики  Шайдуровой Н.М. и творческой группой учащихся  Турукиной Светой, Кондрашкиной Викой, Веденёвой Наташей.

Урок-практикум  «Решение прототипов заданий контрольно – измерительных

материалов » проводился в рамках декады по математике.

Образовательной целью урока явилось:

  1.  формирование представления о месте изученных тем в  содержании контрольно измерительных материалов,  приобретение практических  умений и навыков при выполнении отдельных заданий.

Воспитательная цель заключалась в:

  1. формирование устойчивой положительной мотивации к изучению математики, созданием позитивной среды обучения;
  2. формирование познавательных, информационных, интеллектуальных,  информационных, социальных  компетентностей.      

Формы организации познавательной деятельности прослеживались через

организацию старшеклассниками  работы по вариантам с последующей самопроверкой, статическую парную работу с последующей взаимопроверкой, фронтальную работу при анализе полученных результатов;

 

Учитель и творческая группа учащихся  предложили активную форму организации познавательной деятельности. Содержание урока представлено в форме презентации, что обеспечило наглядность и доступность заданий. Положительную роль сыграл, продуманно подготовленный раздаточный материал. Чёткость в организации практикума.

Предложенные задания, носили поисковый характер, выявляли нестандартные способы записи ответа. Задания логического плана с интересом принимались ребятами.

 

Вывод:

*  во время учебно-игрового  взаимодействия старших школьников с младшими наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику - ученика, учителю – ученика, старшеклассники получают первый опыт  по профориентации;

* успешно используется ситуация диалога между младшим школьником и старшим;

*  устанавливаются дружеские взаимоотношения между школьниками разных параллелей.

*  успешно реализованы следующие задачи урока:

 

  1. пропедевтическая - показать применение полученных знаний в итоговой аттестации в форме ГИА;
  2. способствовать снятию психологического напряжения при подготовке к итоговой аттестации;
  3. повторить изученный теоретический материал в 5 – 8 классе по темам «Арифметические действия с числами», «круговые диаграммы», «Решение задач на проценты»;
  4. выполнить практическую работу  по решению задач и упражнений с последующей самопроверкой, анализом ошибок, подвести итог урока.      

Руководитель ШМО

учителей  математики _____________/ Эккерт Е.А../                     24 ноября 2011г.

                                                          Отзыв  об уроке

                                                                                                       от 29.04.2010 г.

Учитель: Эккерт Е.А.

Класс: 6 а

Предмет: математика

Цель посещения: знакомство с методикой использования ИКТ на уроке математики в рамках школьной методической недели «Открытый урок»

Тема урока: «Координатная плоскость»

Тип урока: изучение нового материала

Краткая характеристика методических приёмов, используемых на уроке:

Учитель владеет методикой ведения урока объяснения нового материала. Целенаправленно реализуется цель по формированию умений и навыков построения точки по заданным координатам и  определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости. Этапы урока логичны. Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока. Дидактические программные продукты, разработанные к уроку,  позволяют организовать индивидуальную и фронтальную работу с учащимися,  управлять познавательной деятельностью учащихся при изучении нового материала и его закреплении.

Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли осознать и понять  математические понятия: координатная плоскость, координаты точки.

В течение урока наблюдается хорошее учебное сотрудничество, способствующее развитию умения слышать и слушать ученику - ученика, учителю – ученика.

Урок посетили:

1. /……………/ Шайдурова Н. М. учитель математики

2./……………/ Первышина Л.В. учитель математики

3 /……………/ Гаусс С.Г. учитель математики

4. / ………..... /  Горбоносова Т.В. зам. директора по УВР

5./ …………../  Стешина А.Н.  учитель иностранного языка

6./ …………../  Санникова Е.П. зам. директора по ВР

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

Открытый урок в 6 классе в рамках региональной педагогической ассамблеи по теме: Делимость чисел.

Конспект урока, презентация и тесты по теме: "Делимость натуральных чисел 6 класс"...

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина ( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, разду...

Самоанализ урока алгебры 9 класс В рамках методического дня м/о естественно-математического цикла «Мыслитель» «Бенефис учителя математики»

Самоанализ урока алгебры 9 классВ рамках методического дня м/о естественно-математического цикла «Мыслитель»«Бенефис учителя математики»Учитель математики Верховская Е.А.  Краткая...

Мастер-класс в рамках Декады дополнительного образования 18.05.2012 г.

Цель мастер-класса по теме: "Изготовление элементов модели одежды из нетрадиционных материалов" - развитие творческой инициативы ребенка, мотивации к занятиям посредством освоения приемов изготовления...

Урок-представление работ учащихся 8"В" класса в рамках декады гуманитарных наук по теме: "Музыка и танец".

В начале 3 триместра прошла декада гуманитарных наук в нашей школе. Она носила название "В мире прекрасного". Каждый день был посвящен определенной теме: день литературы, день кино, день теа...