ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ" .5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Чернышев Эдуард Николаевич

СЦЕНАРИЙ  ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА МАТЕМАТИКИ в 5 классе

Тема : «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skorost_chernyshev_matematika_5_klass.docx63.02 КБ

Предварительный просмотр:

 СЦЕНАРИЙ  ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА МАТЕМАТИКИ в 5 классе

Тема : «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»

Автор : Чернышев Эдуард Николаевич,

 учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 3 г. Красный Сулин

 Ростовской области , 8(86367)52337,

 www.eduardlaw@yandex.ru

 Цели урока :

  1. Содействовать формированию у обучающихся целостного понимания темы «Скорость движения».
  2. Обеспечить  формирование навыков решения задач на  взаимосвязь скорости, пути и времени.
  3. Создать условия для  развития  у обучающихся навыков анализа и синтеза  информации, установления причинно-следственных связей и  выполнению  мыслительных операций ассоциации и установления аналогии.

Актуальность содержания урока :

Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач :

  1. работа по формулам;
  2. взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных дробными числами;
  3. взаимосвязь скорости , пути и времени при различных типах движения;
  4. использование математических знаний для решения жизненных  (наблюдаемых в жизни) задач.

Формируемые компетенции :

  1. способность выбрать и использовать  актуальные и адекватные ситуации методы решения проблем;
  2. способность  вести доказательные рассуждения, отвечать на проблемные вопросы;
  3. способность делать обобщения и общие выводы;
  4. способность  находить и исправлять ошибки и неэффективные приемы деятельности.

Обеспечение :

  1. материалы для индивидуальной работы обучающихся;
  2. тестовые задания;
  3. оверхед-проектор (документ-камера).

Критерии оценки обученности школьников:

За активнос ть   при выполнении заданий «устного счета» (при наличии не менее чем пяти правильных ответов)

Отметка «5»

За активность при обсуждении решений, действий… (при наличии не менее чем пяти правильных (обоснованных, аргументированных) ответов)

Отметка «5»

За выполнение заданий по изменению  единиц измерения (по образцу)

«2»

«3»

«4»

«5»

0-4 верных ответа

5-7 верных ответов

8 верных ответов

9 верных ответов

За  правильное выполнение тестовых заданий.

«2»

«3»

«4»

«5»

0-4 верных ответа

5-7 верных ответов

8-9 верных ответов

10 верных ответов

За выполнение заданий проверочной работы; за  самостоятельное выполнение заданий на карточках

Отметки «2», «3», «4» или «5» в зависимости от количества и качества выполненных решений

Содержание урока :

1.Устный счет.

Обсудим с обучающимися.

Задача на движение считается выполненной верно, если …

  1. Имеется правильный ответ.
  2. Имеется схема (или краткая запись); схема выполнена карандашом с использованием лдинейки.
  3. Приведены все действия; письменные вычисления (при необходимости) сделаны «в столбик».
  4. Имеются   пояснения к действиям, соответствующие требованиям задачи.
  5. В схеме, действиях и пояснениях нет ошибок.
  6. Запись решения выполнена аккуратно; необходимые исправления выполнены аккуратно.
  7. Что еще добавить ?

Выбери формулы и объясни их назначение :

Установи соответствие

Выполни вычисления и вставь пропущенные символы

Продолжи запись

S=V+t

Путь

дм

S=15∙4=____________(______)

1 км = _______________м

V=S÷t

км/ч

V=66÷3=_____(км/ч)

1 м = ______________см

t=V÷S

с

_______=23∙5=_______(км)

1 м = ______________дм

S=V∙t

км

t=270÷_____=3(ч)

1 км = _____________дм

t=V+S

Скорость

м/мин

S=45∙_____=____(км)

1дм =______________см

S=V÷t

ч

_______=54÷9=_____(км/ч

1 ч = _________мин

t=S÷V

м/ч

S=________∙______=72(км)

1 мин = _________с

V=t÷S

время

м/с

____=200÷_____=_____(ч)

1 ч = ___________с

t=S∙V

м

S=65∙3=______(_______)

V=S∙t

км/мин

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам необходимо было решить  задачу на движение. (Например : успею ли я на уроки (начинаются в  8 час 15 мин, а сейчас 7 час 55 мин), если расстояние от дома до школы 2 км, а моя скорость 5 км/ч) ?

2.Выполнить  (в тетради)   задания по образцу :

25 м/мин = 25·60м/ч=1500м/ч

1800 м/ч=1800:60м/мин=30м/мин

2 км/мин=2·60км/ч=120км/ч

65 м/мин=

2400 м/ч =

1 км/мин=

100 м/мин=

30000 м/ч=

7 км/мин=

460 м/мин =

42000 м/ч =

3 км/мин=

Задания, выполненные отдельными обучающимися, демонстрируются через оверхед-проектор и обсуждаются со всем классом.

3.Тестовое задание (самостоятельно, на бланках)

Задание

Ответ А

Ответ В

Ответ С

1

Для нахождения пути используют формулу

V=S:t

S=V∙t

t=S:V

2

Для нахождения скорости  используют формулу

t=S:V

V=S:t

S=V∙t

3

Для нахождения времени движения используют формулу

S=V∙t

t=S:V

V=S:t

4

Запиши 8 км/мин   в км/час

68 км/ч

480 км/ч

592 км/ч

5

Запиши 300 км/мин  в км/час

5 км/ч

3600 км/ч

18000 км/ч

6

Скорость не измеряют в …

км/ч

км

м/с

7

Запиши  120 км/ч в  км/мин

7200 км/мин

12 м/мин

2 км/мин

8

Найти  скорость пешехода, который за 3 часа прошел 18 км.

6 км/ч

6 км/мин

54 км/ч

9

Найти время, за которое  пешеход пройдет 42 км, двигаясь со скоростью  6км/ч.

252 ч

7 км

7 ч

10

Какое расстояние пройдет пешеход, двигаясь со скоростью 5 км/ч в течение  шести часов ?

11 км

30 км

18 км

4.Обсуждение схем :

При обсуждении схем ответить на вопросы :

1.В каких направлениях движутся объекты ?

2.Объекты удаляются друг от друга ?

3.Объекты сближаются ?

4.В какой момент времени объекты начали движение ?

5.В какой момент времени объекты завершили движение ?

Предложить обучающимся сосставить сюжетную задачу по каждой  схеме.

СХЕМА  1

СХЕМА   2

СХЕМА  3

СХЕМА  4

4.По тексту задачи выбери  соответствующую схему :

Задача

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Схема 4

1

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 60 км/ч, а другого- 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 4 часа ?

2

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии  друг от друга будут находиться грузовик и автобус через 2 часа после начала движения ?

3

Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ?

4

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой   – со   скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ?

5

Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость  первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ?

6

Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч  меньше ?

7

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ?

8

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 60км/ч. Поезда встретились на середине пути.  Найти скорость второго поезда. ?

9

Лена живет  от школы дальше, чем  Катя. Девочки одновременно вышли из дома. Догонит ли Лена Катю, если :

а) скорость Лены 5 км/ч, а скорость Кати 6 км/ч;

б) скорость Лены 5 км/ч, а скорость Кати 5 км/ч;

в) скорость Лены 6 км/ч, а скорость Кати 5 км/ч;

10

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ?

5. Решение задач.

Объясни действия в  решении задач  (добавь комментарии, пояснения; предлдожи другой вариант действий при решении задачи):

Задача

Действия

1

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов ?

  1. 50+80=130
  2. 130·5=650

2

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии  друг от друга будут находиться грузовик и автобус через 2 часа после начала движения ?

  1. 12·2=24

3

Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ?

  1. 40·2=80
  2. 40+16=56
  3. 56·2=112
  4. 80+112=192
  5. 192+38=230

4

Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой   – со   скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ?

  1. 70+80=150
  2. 150·5=750

5

Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость  первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ?

  1. 50-40=10
  2. 10·2=20
  3. 20+12=32

6

Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч  меньше ?

  1. 42-9=33
  2. 42+33=75
  3. 75·3=225
  4. 225+40=265

7

От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ?

  1. 50+70=120
  2. 360:120=3

8

Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ?

  1. 51:17=3

5.1.Карточки для  самостоятельного решения задач отдельными обучающимися (при решении каждой задачи составь схему) :

  1. Туристы в первый день проехали на велосипедах  36 км со скоростью 6 км/4, а во второй день – 40 км со скоростью 8 км/ч.  Сколько времени туристы ехали на велосипедах ?
  2. Скорость  поезда  70 км/ч. Это в 5 раз меньше скорости самолета. За сколько часов самолет может пролететь 700 км ?
  3. Скорость катера в 4 раза больше скорости лодки. За какое время катер  пройдет 48 км, если лодка проходит это расстояние за 12 ч ?
  4. Первые два часа лыжник шел со скоростью 19 км/ч, потом 3 часа со скоростью 17 км/ч. Какое расстояние прошел лыжник ?

Карточка №1 (на «4»)

  1. Найти время, за которое автомобиль преодолеет  расстояние в 210 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.
  2. Какой  путь пройдет поезд за 5 часов, если его скорость 80 км/ч  ?
  3. С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 32  км  он проехал за 2 часа ?
  4. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 75 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 4 часа ?
  5. От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 45 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 6 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 5 часов ?
  6. Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?

Карточка № 2   (на «5»)

5.2.Задачи для решения со всем классом (на доске выполняют ученики; с обсуждением; при решении каждой задачи составь схему):

  1. Найти время, за которое автомобиль преодолеет  расстояние в 237 км, двигаясь со скоростью 79 км/ч.
  2. Какой  путь пройдет поезд за 7 часов, если его скорость 64 км/ч  ?
  3. С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 33  км  он проехал за 2 часа ?
  4. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 65 км/ч, другой   – со   скоростью 73 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 3 часа ?
  5. От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 40 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 7 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 3 часа ?
  6. Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?

6.Проверочная работа (выполняется самостоятельно каждым обучающимся):

  1. Найти время, за которое автомобиль преодолеет  расстояние в 144 км, двигаясь со скоростью 36 км/ч.
  2. Какой  путь пройдет поезд за 3 часа, если его скорость 56 км/ч  ?
  3. С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 24  км  он проехал за 4 часа ?
  4. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 72 км/ч, другой   – со   скоростью 67 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через  4  часа ?

7.Домашнее задание (достаточно решить три любых задачи; к каждой задаче построить схему).

  1. Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ?
  2. Из города  в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 19км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 38 км/ч, а скорость мотоциклиста на 18 км/ч больше ?
  3. От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 55 км/ч, а другого- 75 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 390 км ?
  4. Из города  в поселок отправился  автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость  автобуса 47 км/ч, а скорость грузовика на 8 км/ч  меньше ?

8.Рефлексия обучающегося.

Утверждение

Да

Не могу ответить

Нет

1

Я  знаю все необходимые определения и формулы

2

Я  понимаю решения задач на движение

3

Я могу сам почти всегда решать задачи на движение

4

Я умею составлять схемы к задачам на движение

5

Я знаю  , - какие ошибки я  допускаю в решении задач на движение

6

Я  справлюсь с контрольной работой по теме «Скорость движения»

7

Я исправляю все свои ошибки и разбираюсь в решении всех заданных задач на движение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...

Урок-путешествие «Движение - жизнь» на тему: «Движение и взаимодействие тел», 7 класс.

За основу этого урока взят «Урок-путешествие "Движение и взаимодействие тел"» учителя физики Дидерле Г. Н., опубликованный на сайте  Фестиваль педагогических идей Открытый урокURL: http://festiva...

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. 9 класс.

Урок изучения нового материала с использованием видеороликов....