ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ "СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ" .5 классе
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
СЦЕНАРИЙ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА МАТЕМАТИКИ в 5 классе
Тема : «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skorost_chernyshev_matematika_5_klass.docx | 63.02 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА МАТЕМАТИКИ в 5 классе
Тема : «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ»
Автор : Чернышев Эдуард Николаевич,
учитель высшей категории
МБОУ СОШ № 3 г. Красный Сулин
Ростовской области , 8(86367)52337,
Цели урока :
- Содействовать формированию у обучающихся целостного понимания темы «Скорость движения».
- Обеспечить формирование навыков решения задач на взаимосвязь скорости, пути и времени.
- Создать условия для развития у обучающихся навыков анализа и синтеза информации, установления причинно-следственных связей и выполнению мыслительных операций ассоциации и установления аналогии.
Актуальность содержания урока :
Предлагаемый урок призван обеспечить пропедевтику математических компетенций, необходимых для решения следующих типов задач :
- работа по формулам;
- взаимосвязь скорости, пути и времени, выраженных дробными числами;
- взаимосвязь скорости , пути и времени при различных типах движения;
- использование математических знаний для решения жизненных (наблюдаемых в жизни) задач.
Формируемые компетенции :
- способность выбрать и использовать актуальные и адекватные ситуации методы решения проблем;
- способность вести доказательные рассуждения, отвечать на проблемные вопросы;
- способность делать обобщения и общие выводы;
- способность находить и исправлять ошибки и неэффективные приемы деятельности.
Обеспечение :
- материалы для индивидуальной работы обучающихся;
- тестовые задания;
- оверхед-проектор (документ-камера).
Критерии оценки обученности школьников:
За активнос ть при выполнении заданий «устного счета» (при наличии не менее чем пяти правильных ответов) | Отметка «5» | ||||||||
За активность при обсуждении решений, действий… (при наличии не менее чем пяти правильных (обоснованных, аргументированных) ответов) | Отметка «5» | ||||||||
За выполнение заданий по изменению единиц измерения (по образцу) |
| ||||||||
За правильное выполнение тестовых заданий. |
| ||||||||
За выполнение заданий проверочной работы; за самостоятельное выполнение заданий на карточках | Отметки «2», «3», «4» или «5» в зависимости от количества и качества выполненных решений |
Содержание урока :
1.Устный счет.
Обсудим с обучающимися.
Задача на движение считается выполненной верно, если …
- Имеется правильный ответ.
- Имеется схема (или краткая запись); схема выполнена карандашом с использованием лдинейки.
- Приведены все действия; письменные вычисления (при необходимости) сделаны «в столбик».
- Имеются пояснения к действиям, соответствующие требованиям задачи.
- В схеме, действиях и пояснениях нет ошибок.
- Запись решения выполнена аккуратно; необходимые исправления выполнены аккуратно.
- Что еще добавить ?
Выбери формулы и объясни их назначение : | Установи соответствие | Выполни вычисления и вставь пропущенные символы | Продолжи запись | ||
S=V+t | Путь | дм | S=15∙4=____________(______) | 1 км = _______________м | |
V=S÷t | км/ч | V=66÷3=_____(км/ч) | 1 м = ______________см | ||
t=V÷S | с | _______=23∙5=_______(км) | 1 м = ______________дм | ||
S=V∙t | км | t=270÷_____=3(ч) | 1 км = _____________дм | ||
t=V+S | Скорость | м/мин | S=45∙_____=____(км) | 1дм =______________см | |
S=V÷t | ч | _______=54÷9=_____(км/ч | 1 ч = _________мин | ||
t=S÷V | м/ч | S=________∙______=72(км) | 1 мин = _________с | ||
V=t÷S | время | м/с | ____=200÷_____=_____(ч) | 1 ч = ___________с | |
t=S∙V | м | S=65∙3=______(_______) | |||
V=S∙t | км/мин |
Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам необходимо было решить задачу на движение. (Например : успею ли я на уроки (начинаются в 8 час 15 мин, а сейчас 7 час 55 мин), если расстояние от дома до школы 2 км, а моя скорость 5 км/ч) ?
2.Выполнить (в тетради) задания по образцу :
25 м/мин = 25·60м/ч=1500м/ч | 1800 м/ч=1800:60м/мин=30м/мин | 2 км/мин=2·60км/ч=120км/ч |
65 м/мин= | 2400 м/ч = | 1 км/мин= |
100 м/мин= | 30000 м/ч= | 7 км/мин= |
460 м/мин = | 42000 м/ч = | 3 км/мин= |
Задания, выполненные отдельными обучающимися, демонстрируются через оверхед-проектор и обсуждаются со всем классом.
3.Тестовое задание (самостоятельно, на бланках)
№ | Задание | Ответ А | Ответ В | Ответ С |
1 | Для нахождения пути используют формулу | V=S:t | S=V∙t | t=S:V |
2 | Для нахождения скорости используют формулу | t=S:V | V=S:t | S=V∙t |
3 | Для нахождения времени движения используют формулу | S=V∙t | t=S:V | V=S:t |
4 | Запиши 8 км/мин в км/час | 68 км/ч | 480 км/ч | 592 км/ч |
5 | Запиши 300 км/мин в км/час | 5 км/ч | 3600 км/ч | 18000 км/ч |
6 | Скорость не измеряют в … | км/ч | км | м/с |
7 | Запиши 120 км/ч в км/мин | 7200 км/мин | 12 м/мин | 2 км/мин |
8 | Найти скорость пешехода, который за 3 часа прошел 18 км. | 6 км/ч | 6 км/мин | 54 км/ч |
9 | Найти время, за которое пешеход пройдет 42 км, двигаясь со скоростью 6км/ч. | 252 ч | 7 км | 7 ч |
10 | Какое расстояние пройдет пешеход, двигаясь со скоростью 5 км/ч в течение шести часов ? | 11 км | 30 км | 18 км |
4.Обсуждение схем :
При обсуждении схем ответить на вопросы :
1.В каких направлениях движутся объекты ?
2.Объекты удаляются друг от друга ?
3.Объекты сближаются ?
4.В какой момент времени объекты начали движение ?
5.В какой момент времени объекты завершили движение ?
Предложить обучающимся сосставить сюжетную задачу по каждой схеме.
СХЕМА 1
СХЕМА 2
СХЕМА 3
СХЕМА 4
4.По тексту задачи выбери соответствующую схему :
№ | Задача | Схема 1 | Схема 2 | Схема 3 | Схема 4 |
1 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 60 км/ч, а другого- 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 4 часа ? | ||||
2 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться грузовик и автобус через 2 часа после начала движения ? | ||||
3 | Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ? | ||||
4 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ? | ||||
5 | Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ? | ||||
6 | Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч меньше ? | ||||
7 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ? | ||||
8 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость первого поезда 60км/ч. Поезда встретились на середине пути. Найти скорость второго поезда. ? | ||||
9 | Лена живет от школы дальше, чем Катя. Девочки одновременно вышли из дома. Догонит ли Лена Катю, если : а) скорость Лены 5 км/ч, а скорость Кати 6 км/ч; б) скорость Лены 5 км/ч, а скорость Кати 5 км/ч; в) скорость Лены 6 км/ч, а скорость Кати 5 км/ч; | ||||
10 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ? |
5. Решение задач.
Объясни действия в решении задач (добавь комментарии, пояснения; предлдожи другой вариант действий при решении задачи):
№ | Задача | Действия |
1 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 5 часов ? |
|
2 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 57км/ч, а грузовика – на 12 км/ч меньше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться грузовик и автобус через 2 часа после начала движения ? |
|
3 | Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 40 км/ч, а скорость мотоциклиста на 16 км/ч больше ? |
|
4 | Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 70 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 5 часов ? |
|
5 | Из двух городов, расстояние между которыми 12 км, одновременно в одном направлении выехали два автобуса. Скорость первого автобуса 40 км/ч, а скорость второго – 50 км/ч. Рассмотри все возможные варианты. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 2 часа после начала движения ? |
|
6 | Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 42 км/ч, а скорость грузовика на 9 км/ч меньше ? |
|
7 | От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 50 км/ч, а другого- 70 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 360 км ? |
|
8 | Из города А в город В одновременно отправились грузовик и автобус. Скорость автобуса 60км/ч, а грузовика – на 17 км/ч меньше. Через какое время автобус будет находиться на расстоянии 51км от грузовика ? |
|
5.1.Карточки для самостоятельного решения задач отдельными обучающимися (при решении каждой задачи составь схему) :
- Туристы в первый день проехали на велосипедах 36 км со скоростью 6 км/4, а во второй день – 40 км со скоростью 8 км/ч. Сколько времени туристы ехали на велосипедах ?
- Скорость поезда 70 км/ч. Это в 5 раз меньше скорости самолета. За сколько часов самолет может пролететь 700 км ?
- Скорость катера в 4 раза больше скорости лодки. За какое время катер пройдет 48 км, если лодка проходит это расстояние за 12 ч ?
- Первые два часа лыжник шел со скоростью 19 км/ч, потом 3 часа со скоростью 17 км/ч. Какое расстояние прошел лыжник ?
Карточка №1 (на «4»)
- Найти время, за которое автомобиль преодолеет расстояние в 210 км, двигаясь со скоростью 70 км/ч.
- Какой путь пройдет поезд за 5 часов, если его скорость 80 км/ч ?
- С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 32 км он проехал за 2 часа ?
- Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 75 км/ч, другой – со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 4 часа ?
- От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 45 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 6 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 5 часов ?
- Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?
Карточка № 2 (на «5»)
5.2.Задачи для решения со всем классом (на доске выполняют ученики; с обсуждением; при решении каждой задачи составь схему):
- Найти время, за которое автомобиль преодолеет расстояние в 237 км, двигаясь со скоростью 79 км/ч.
- Какой путь пройдет поезд за 7 часов, если его скорость 64 км/ч ?
- С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 33 км он проехал за 2 часа ?
- Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 65 км/ч, другой – со скоростью 73 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 3 часа ?
- От автовокзала одновременно выехали два автобуса в противоположных направлениях. Скорость одного автобуса 40 км/ч, а второй автобус в час проезжает на 7 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут автобусы через 3 часа ?
- Расстояние в 135 м гусеница проползла со скоростью 15 м/мин, делая в пути три остановки : первый раз на 3 минуты, второй раз на 2 минуты, третий раз на 5 минут. Сколько времени затратила гусеница на весь путь ?
6.Проверочная работа (выполняется самостоятельно каждым обучающимся):
- Найти время, за которое автомобиль преодолеет расстояние в 144 км, двигаясь со скоростью 36 км/ч.
- Какой путь пройдет поезд за 3 часа, если его скорость 56 км/ч ?
- С какой скоростью двигался велосипедист, если расстояние между поселками, равное 24 км он проехал за 4 часа ?
- Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 72 км/ч, другой – со скоростью 67 км/ч. На каком расстоянии находятся друг от друга города, если поезда встретились через 4 часа ?
7.Домашнее задание (достаточно решить три любых задачи; к каждой задаче построить схему).
- Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 3 часа расстояние между ними было равно 38км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 50 км/ч, а скорость мотоциклиста на 6 км/ч больше ?
- Из города в поселок отправился мотоциклист. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 19км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость грузовика 38 км/ч, а скорость мотоциклиста на 18 км/ч больше ?
- От вокзала в противоположных направлениях одновременно отправились два поезда. Скорость одного из них 55 км/ч, а другого- 75 км/ч. Через какое время расстояние между поездами будет равно 390 км ?
- Из города в поселок отправился автобус. Одновременно с ним из поселка в город отправился грузовик. Через 2 часа расстояние между ними было равно 40км. Найти расстояние между городом и поселком, если скорость автобуса 47 км/ч, а скорость грузовика на 8 км/ч меньше ?
8.Рефлексия обучающегося.
№ | Утверждение | Да | Не могу ответить | Нет |
1 | Я знаю все необходимые определения и формулы | |||
2 | Я понимаю решения задач на движение | |||
3 | Я могу сам почти всегда решать задачи на движение | |||
4 | Я умею составлять схемы к задачам на движение | |||
5 | Я знаю , - какие ошибки я допускаю в решении задач на движение | |||
6 | Я справлюсь с контрольной работой по теме «Скорость движения» | |||
7 | Я исправляю все свои ошибки и разбираюсь в решении всех заданных задач на движение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"
Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...
Урок изучения нового материала по теме "Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности." 9 класс
Урок изучения новой темы с использованием призентации, видеоролики....
ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...
Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"
Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
Урок-путешествие «Движение - жизнь» на тему: «Движение и взаимодействие тел», 7 класс.
За основу этого урока взят «Урок-путешествие "Движение и взаимодействие тел"» учителя физики Дидерле Г. Н., опубликованный на сайте Фестиваль педагогических идей Открытый урокURL: http://festiva...
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. 9 класс.
Урок изучения нового материала с использованием видеороликов....