Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. 9 класс.
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Урок изучения нового материала с использованием видеороликов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подумай и ответь! 1. Какое движение называется равномерным? 2. Что называется скоростью равномерного движения? 3. Какое движение называется равноускоренным? 4. Что такое ускорение тела? 5. Что такое перемещение? Что такое траектория?

Слайд 2

Тема урока: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Слайд 3

Механические движения Прямолинейное Криволинейное Движение по эллипсу Движение по параболе Движение по гиперболе Движение по окружности

Слайд 4

Цели урока: 1. Знать основные характеристики криволинейного движения и связь между ними. 2. Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач.

Слайд 5

План изучения темы Изучение нового материала Условие прямолинейного и криволинейного движения Направление скорости тела при криволинейном движении Центростремительное ускорение Период обращения Частота обращения Центростремительная сила Выполнение фронтальных экспериментальных заданий Самостоятельная работа в форме тестов Подведение итогов

Слайд 6

По виду траектории движение бывает: Криволинейное Прямолинейное

Слайд 7

Условия прямолинейного и криволинейного движения тел (Опыт с шариком)

Слайд 8

стр.67 Запомнить! Работа с учебником

Слайд 9

Движение по окружности – частный случай криволинейного движения

Слайд 10

Характеристики движения – линейная скорость криволинейного движения ( ) – центростремительное ускорение ( ) – период обращения ( ) – частота обращения ( )

Слайд 11

Запомнить. Направления движения частиц совпадает с касательной к окружности

Слайд 12

При криволинейном движении скорость тела направлена по касательной к окружности Запомнить.

Слайд 13

При криволинейном движении ускорение направлено к центру окружности Запомнить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристики движения – линейная скорость криволинейного движения ( ) – центростремительное ускорение ( ) – период обращения ( ) – частота обращения ( )

Слайд 2

Запомнить. Направления движения частиц совпадает с касательной к окружности

Слайд 3

При криволинейном движении скорость тела направлена по касательной к окружности Запомнить.

Слайд 4

При криволинейном движении ускорение направлено к центру окружности Запомнить.

Слайд 5

Почему ускорение направлено к центру окружности?

Слайд 6

Определение скорости - скорость - период обращения r - радиус окружности

Слайд 7

При движении тела по окружности модуль вектора скорости может меняться или оставаться постоянным, но направление вектора скорости обязательно меняется. Поэтому вектор скорости является величиной переменной. Значит движение по окружности всегда происходит с ускорением. Запомнить!



Предварительный просмотр:

Тема: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Цели:     Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности.

            Ввести понятие     центростремительного ускорения и центростремительной силы.

   Продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении на окружности.

   Воспитывать самостоятельность, учить детей сотрудничеству, воспитывать уважение к мнению других, пробуждать любознательность и наблюдательность.

Оборудование урока:  компьютер, мультемедийный проектор, экран, шарик на резинке, шарик на нити, линейка, метроном, юла.

Оформление: «Мы истинно свободны, когда сохранили способность рассуждать самостоятельно».  Цецерон.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Организационный момент:

- Постановка проблемы: Какие виды движений мы изучили?

(Ответ: Прямолинейное равномерное, прямолинейное равноускоренное.)

План урока:

  1. Актуализация опорных знаний (физическая разминка) (5 мин)
  1. Какое движение называется равномерным?
  2. Что называется скоростью равномерного движения?
  3. Какое движение называется равноускоренным?
  4. Что такое ускорение тела?
  5. Что такое перемещение? Что такое траектория?
  1. Основная часть. Изучение нового материала. (11 мин)
  1. Постановка проблемы:

Задание учащимся: Рассмотрим вращение юлы, вращение шарика на нити (демонстрация опыта). Как можно охарактеризовать их движения? Что общего в их движении?

 Учитель: Значит, наша задача на сегодняшнем уроке ввести понятие прямолинейного и криволинейного движения. Движения тела по окружности.

(запись темы урока в тетрадях).

  1.  Тема урока.

Слайд № 2.

 Учитель: Для постановки целей я предлагаю проанализировать схему механического движения. (виды движения, научность)

Слайд № 3.

  1. Какие цели к нашей теме поставим?

Слайд № 4.

  1. Я предлагаю изучить эту тему по следующему плану. (Выделить основное)

Вы согласны? 

Слайд № 5.

  1. Взгляните на рисунок. Рассмотрите примеры видов траекторий, встречающихся в природе и технике.

Слайд № 6.

  1. Действие на тело силы в одних случаях может привести только к  изменению модуля вектора скорости этого тела, а в других – к изменению направления скорости. Покажем это на опытах.

(Проведение опытов с шариком на резинке)

Слайд № 7

  1. Сделайте вывод от чего зависит вид траектории движения.

(Ответ)

А теперь сравним данное определение с тем, которое дается в вашем учебнике на стр. 67

Слайд № 8.

  1. Рассмотрим рисунок. Как можно связать  криволинейное движение с движением по окружности.

(Ответ)

То есть кривую линию можно переставить в виде совокупности дуг окружностей разных диаметров.

 Сделаем вывод:…            

(Записать в тетрадь)

Слайд № 9.

  1. Рассмотрим какие физические величины характеризуют движение по окружности.

Слайд № 10.  

  1. Рассмотрим пример движения автомобиля. Что вылетает из под колес? Как она движется? Как направлены частицы? Чем защищаются от действия этих частиц?

(Ответ)

Сделаем вывод: …( о характере движения частиц)

Слайд № 11

  1. Давайте рассмотрим как направлена скорость при движении тела по окружности. (Анимация с лошадкой.)

Сделаем вывод: …(как направлена скорость.)

Слайд № 12.

  1. Выясним, как направлено ускорение при криволинейно движении, которое появляется здесь в связи с тем, что происходит изменение скорости по направлению.

(Анимация с мотоциклистом.)

Сделаем вывод: …(как направлено ускорение)

Запишем формулу в тетрадь.

(Учитель пишет на доске, учащиеся делают запись в тетрадях)

Слайд № 13.

  1. Рассмотрите рисунок. Сейчас мы выясним почему ускорение направлено к центру окружности.

(объяснение учителя)

Слайд № 14.

  1. На рисунке изображенном на доске показать направление скорости и ускорения в точках А и В.

Какие выводы можно сделать о направлении скорости и ускорения?

  1. Существуют и другие характеристики криволинейного движения. К ним относятся период и частота обращения тела по окружности. Скорость и период связаны соотношением, которую установим математически:

 (Учитель пишет на доске, учащиеся делают запись в тетрадях)

Известно    ,   а путь     ,   то    .  

Так как  , то  

Слайд № 15.

  1. Какой же общий вывод моно сделать о характере движения по окружности?

(Ответ)

Слайд № 16.  ,

  1. По II закону Ньютона ускорение всегда сонаправлено с силой, в результате действия которой оно возникает. Это справедливо и для центростремительного ускорения.

Давайте сделаем вывод : Как же направлена сила в каждой точке траектории?

(ответ)

Такая сила называется центростремительной.

Запишем формулу в тетрадь.

(Учитель пишет на доске, учащиеся делают запись в тетрадях)

Центростремительная сила создается всеми силами природы.

Приведите примеры действия центростремительных сил по их природе:

  • сила упругости (камень на веревке);
  • сила тяготения (планеты вокруг солнца);
  • сила трения (движение на поворотах).

Слайд № 17  .

  1. Для закрепления я предлагаю провести эксперимент. Для этого создадим три группы.  

I группа установит зависимость скорости от радиуса окружности.  

II группа измерит ускорение при движении по окружности.

III группа установит зависимость центростремительного ускорения от числа оборотов в единицу времени.

Слайд № 18.

Подведение итогов. Как зависит скорость и ускорение от радиуса окружности?

  1. Проведем тестирование для первичного закрепления. (7 мин)

Слайд № 19.

  1. Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложения на листочках.  

(Рефлексия. Отдельные ответы учащиеся озвучивают вслух.)

Слайд № 20.

  1. Домашнее задание: §18-19,

                      упр. 18 (1, 2)

                      Дополнительно упр. 18 (5)

(Учитель комментирует)

Слайд № 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной скоростью.

Представление о криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, формулы для нахождения этих величин и единицами измерения....

Презентация "Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью."

Опорный конспект по теме "Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью."...

Урок по теме: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

Изучить особенности криволинейного движения и, в частности, движения по окружности....

Конспект учебного занятия по теме: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности».

Занятие для обучающихся 9 класса с использованием образовательной робототехники....