рабочая программа по математике
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме
полная рабочая программа по математике для 5 класса по авт. Виленкин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.5kl.uh_.docx | 60.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования «Баргузинский район» МОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» Кафедра точных наук Утверждена на заседании кафедры точных наук от « » _______2009г Завуч по УВР__________Зверькова Е.А.
Рабочая программа По математике Класс 5 Ф.И.О. учителя Ухинова С.Б. Баргузин 2009
|
Пояснительная записка
Закон «Об образовании», ст. 32, определяет в п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа по курсу «Математика» 5 кл. составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике», примерных программ по математике для общеобразовательных учреждений, на основе стандарта I поколения, ФЗ РФ «Об образовании», с использованием проекта стандартов II поколения в соответствии Закона Р Ф «Об образовании» ст. 32.
Актуальность программы.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира – математическим методом.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительской вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграмм, графиков, понимать вероятный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы, и т.д.
В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики ( экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология, и т.д.)
Математическое образование вносит свой вклад в формировании общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Программа адресована учащимся 5 класса МОУ.
Цели и задачи.
Основной целью курса: показ значимости роли математики в развитии общества и формирование личности каждого человека.
Задачи:
Образовательная:
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Воспитательные:
Способствовать эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, воспитание усердии и воли в достижении поставленной цели, а также воспитанию общей культуры труда и общей культуры человека.
Развивающие:
- Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
- Формирование представлений о методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
Валеологические:
- Соблюдение надлежащей обстановки и гигиенических условий в классе
- Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся.
- Применять все в соответствии СанПиНом.
Характеристика предмета.
В ходе изучения курса учащиеся 5 класса развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Ведущие принципы.
- содержание и структура математики рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
- В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений;
- В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу учащимся определенной системы научных знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса;
- Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно-следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно-ориентированного образования (технология сотрудничества, метод проектов и т.д.) Переходим с репродуктивного образования на инновационное.
Условия реализации программы.
Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных информационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для математики средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.
Организация образовательного процесса.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения условий жизни под воздействием человека:
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 170 часов; занятия 5 раз в неделю.
В результате реализации программы учащиеся должны:
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное, отрицательное, смешанное, десятичная дробь, обыкновенная дробь, проценты, модуль и др.,
Переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной дроби), знать некоторые часто встречающиеся факты (например, что 13 нельзя представить в виде конечной десятичной дроби, что 14 - это 0,25, что 25% - это 14 и др.);
Сравнивать два числа, упорядочить в несложных случаях наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
Выполнять вычисления в типичных случаях, обеспечивающих практические потребности, в том числе с использованием калькулятора;
Решать основные задачи на проценты, на вычисление геометрических величин, текстовые задачи с помощью составления уравнений,
Округлять десятичные дроби, понимать смысл основных форм записи приближенных значений;
Составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в них числовую подстановку и выполнять соответствующие вычисления, применять основные формулы для несложных вычислений;
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры ( отрезки, прямую, луч, углы, круг, окружность, треугольник, и др.), изображать их;
Владеть навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.
Содержание курса требует тесной увязки гуманитарных и естественнонаучных знаний, реализации межпредметных связей с историей, биологией и физикой.
При изучении математики нужно подготовить учащихся и формировать умения и навыки для изучения других предметов, таких, как экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология, и т.д.
Ожидаемые результаты
Современное школьное математическое образование все больше приобретает практическую направленность. Формируемые математические знания становятся более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (комплекса умений и навыков) для выполнения самостоятельных работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями, такими как:
- Применять математические знания для объяснения и оценки явлений и процессов.
- Осознать, что развитие понятия числа , введение в математику новых чисел обусловлено потребностями практики, а также внутренними потребностями математики;
- Получить представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, геометрические инструменты для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов
приобрести опыт дедуктивных рассуждений, научиться доказывать.
Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно-деятельностный подход в обучении. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплексом умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Реализация компетентностного подхода позволяет по-новому осознать и понять значимость математики как школьной дисциплины. Поэтому формируемые математические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения – основой для формирования ключевых компетенций, т. е. готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для практических задач и жизненно значимых ситуаций. Для этого в комплексе всех видов учебной деятельности и форм обучения большое значение придается практическим работам, а основой процесса обучения становится понимание его целей, достижение которых возможно благодаря целесообразному использованию методов и приемов частично-поискового и творческого характера, побуждению учащихся к познавательной деятельности. Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
Для этого в курс введены виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной математики работа с учебником, дополнительной литературой, работа с инструментами, наблюдения, практикумы, учебные проекты.
В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции - компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
- Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Содержание курса становится средством подготовки личности к жизни, к поведению в окружающей среде, в обществе, вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию, «класть» ее на карту, вести наблюдения, правильно ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей среды.
Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наборов геометрических инструментов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных информационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для математики средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.
Формы текущего и итогового контроля.
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
Критерии и нормы оценок обучающихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии по математике, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий,
терминологии по математике, в рисунках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание учебного материала или не смог ответить на ряд поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в решении, выкладках, рисунках или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в решении, выкладках или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Использованная литература:
- Базисный учебный план общеобразовательной школы М.:2003.
- Учебные стандарты школ России. М., 1998
- Программа для общеобразовательных школ.
- Учебник. Математика 5кл.,Н.Виленкин.,Мнемозина, 2007
- Сборник нормативных документов. Математика. М., Дрофа, 2005г
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы. М., Дрофа, 2001г.
- Методические рекомендации. Жохов. 5-6кл. м., Аст – Пресс, 2004г
- Интерактивная математика. Электронное пособие. 5-6кл. 2003г.
- Практикум. Математика. Электронное пособие. Дрофа. 2004г
- Журнал «Математика в школе». Все с 1994г.
- Журнал «Первое сентября».2006г.
- Газета « Первое сентября» 2003, 2004г
- Тесты к школьному курсу. 5 кл. М., Аст - Пресс. 1999г
- Разноуровневые контрольные работы. Дидакт. разд. Материал
- Нестандартные уроки математики. 5-9кл. М., Просвещение
- Проверочные работы по математике. 5-8 кл. Дудницын. М., Просвещение,1999г
- Методические рекомендации по обучению математике. М., 2002г
- Информационные технологии на уроках. Волгоград, 2008г
- Дидактические игры на уроках математики. Коваленко В.Г., М. Просвещение, 1990г.
- Организация контроля знаний учащихся в обучении математике. М., Просвещение, 1980г
Литература для учащихся
- Учебник. Математика 5кл., Н.Виленкин.,Мнемозина, 2007г.
- Журнал « Математика для школьников».2007г
- Справочник школьника. Математика. М., Аст-Пресс, 2002г.
- 365 задач. Умникам и умницам. 4 видов. М., Аст-Пресс, 2004г.
- Школьные математические олимпиады. М., Дрофа, 2001г.
- За страницами учебника математики.Пичурин Л.В., М., Просвещение, 1990г.
- Смотри в корень. Маковецкий П.В.М., изд. «Наука», 1984г.
- Математика в ребусах. Худодатова Л.М.М., «Школьная Пресса», 2002г.
- Изучаем математику. Фридман Л.М.М., Просвещение, 1995г
Календарно – тематический план.
5класс. 5ч. в неделю, 170ч в год. Учебник Н. Виленкина.
1 четверть.
№ | Содержание материала | Кол-во уроков | сроки | Цели и задачи | Основные понятия | Виды контроля | ||
1 | Натуральные числа. Введение. Диагностический контроль. Обозначение натуральных чисел. | 18. 2 2 | . 1-14.09. | Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе | Натуральное число, цифра, десятичная запись числа, разряд, класс | По конечному результату (сверка результатов выполнения задания на доске, в тетради у друга, с образцом решения), самост. работа | ||
2 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 3 | Формирование навыков измерения отрезков и построения при помощи линейки, | Отрезок, равные отрезки, длина отрезка, расстояние между точками, треугольник, вершина и стороны треугольника, многоугольник | Пошаговый ( научение приемам построения, измерения отрезков), внешний контроль, Работа у доски под контролем учителя. | |||
ознакомление с элементами треугольника, многоугольника | ||||||||
3 | Плоскость и прямая Луч. | 3 | Формирование понятия плоскости, луча, дополнительных лучей, умения находить и называть прямую, луч строить их, формулировать определения | Плоскость, прямая, луч, дополнительные лучи, | Пошаговый ( научение приемам построения координатного луча, внешний контроль), Работа у доски под контролем учителя | |||
4 | Шкалы и координаты. | 3 | Знакомство со шкалой и развитие умений читать шкалы, формирование умений чертить координатный луч, отмечать на нем заданные числа | Штрих, деление, шкала, единичный отрезок, координатный луч, координата точки | Пошаговый ( научение приемам нахождения координат точек, умения читать шкалы), внешний контроль, Работа у доски под контролем учителя | |||
5 | Меньше и больше. | 3 | 15-29.09. | Формирование умений сравнивать числа с одинаковым количеством цифр и с разным количеством цифр | Неравенство, двойное неравенство | Взаимоконтроль, самоконтроль | ||
6 | Контрольная работа №1. Анализ. | 2 | ||||||
7 | Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение натуральных чисел и его свойства. | 20. 3 | Развить навыки сложения чисел | Слагаемое, сумма, перем. и сочет. свойства, свойство нуля, периметр многоугольника | Взаимоконтроль, самоконтроль | |||
8 | Вычитание. | 3 | 30.09.-14.10. | Развить навыки вычитания чисел | Уменьшаемое, вычитаемое, разность, свойства вычитания суммы из числа, числа из суммы | Взаимоконтроль, самоконтроль | ||
9 | Контрольная работа №2. Анализ. | 2 | ||||||
10 | Числовые и буквенные выражения. | 3 | Формирование умений составлять числ. и букв. выражения | Числовое и буквенное выражения, значения выражения | внешний
Работа у доски под контролем учителя Работа с тестами | |||
11 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. | 3 | 15.10.-03.11 | Формирование умений записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв | самоконтроль | |||
12 | Уравнение. | 4 | Выработка навыков нахождения компонентов сложения и вычитания, решения задач с помощью составления уравнения | Уравнение, корень уравнения, | Контроль по известным условиям или параметрам деятельности | |||
13 | Контрольная работа№3. Анализ. | 2 | ||||||
14. | Умножение и деление натуральных чисел. Умножение натуральных чисел и его свойства. | 21. 3 | Закрепление развитие навыков умножения нат. чисел | Произведение, множитель | Взаимоконтроль, самоконтроль |
2 четверть.
№ | Содержание материала | Кол-во уроков | сроки | Цели и задачи | Основные понятия | Виды контроля |
1 | Деление | 2 | 11.11-25.11 | Научить формулировать, что такое деление, называть компоненты деления, выработать навык деления нат. чисел и применения свойств деления,, находить неизвестные компоненты деления | Деление, делимое, делитель, частное | Пров.с.р., обуч.с.р., логич. тесты |
2 | Деление с остатком | 3 | Объяснить, что деление нацело не всегда возможно, научить называть компоненты деления с остатком и выполнять деление, решать задачи, используя деление | Неполное частное, остаток,,делится без остатка | Тест, задания на билетах | |
3 | Контрольная работа №4 | 1 | ||||
4 | Анализ контрольной работы | 1 | ||||
5 | Упрощение выражений | 4 | 26.11.-11.12. | Научить применять свойства умножения при упрощении выражений, решении уравнений и выработать навык в применении | Тест, с.р. | |
6 | Порядок выполнения действий | 2 | Научить различать действия первой ступени и действия второй ступени, правильно выполнять порядок действий | Обуч. с.р., тест | ||
7 | Квадрат и куб числа | 3 | Научить возводить числа в квадрат куб, находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень нат. числа | Квадрат числа, куб | Пров.с.р. тест | |
8 | Контрольная работа №5 | 1 | 13.12.-14.12. | |||
9 | Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Площади и объёмы | 15 | |||||
10 | Формулы | 2 | 14.12.-28.12. | Научить определять, что такое формула, закрепить формулу пути, учить вычислять по формуле | Формула пути, формула | Опрос, с.р., |
11 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 3 | Сформировать понятия кв.см., площади фигуры, научить находить площадь прямоугольника, сложной фигуры, научить определять равные фигуры | Кв.см., площадь, площадь прямоугольника, равные фигуры, площадь треугольника, площадь квадрата | Опрос, работа по карточкам | |
12 | Единица измерения площадей | 2 | Знать, какие единицы измерения площадей существуют, переводить одни единицы измерения площадей в другие, использовать знания при решении задач | Гектар, ар | Практ. раб., обуч и пров. с.р. | |
13 | Прямоугольный параллелепипед | 2 | Сформировать понятие прям. Параллелепипеда, куба, находить ребре, грани, вычислять площадь поверхности пр. пар. | Грань, ребро, вершина параллелепипеда, куб | Письм.опрос,тест | |
14 | Объёмы. Объём параллелепипеда | 4 | Сформировать понятие «большой объём», «меньший объём», вычислять объём пр. пар. и куба, научить переводить одни единицы объёма в другие | Объём, см3, литр, объём прям. Пар., объём куба | Обуч. с. р. | |
15 | Контрольная работа №11 | 1 | ||||
16 | Анализ контрольной работы | 1 |
3 четверть.
№ | Содержание материала | Кол-во уроков | сроки | Цели и задачи | Основные понятия | Виды контроля | |
1 | Обыкновенные дроби. Окружность и круг. | 26 2 | 11.01.-21.01. | Научить учащихся понимать, что такое окружность, круг, давать определения, строить радиус, диаметр, полукруг, полуокружность | Окружность, круг, центр окружности, радиус, диаметр, полукруг, полуокружность, дуга | Обзорный опрос по билетам | |
2 | Доли. Обыкновенные дроби. | 3 | Научить понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать дроби на координатном луче | Половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби | Тренировочные и закрепляющие с.р., работа по карточкам | ||
3 | Сравнение дроби. | 3 | Научить сравнивать дроби, выработать навык в сравнении | Тест обучающий, закреп. с.р. | |||
4 | Правильные и неправильные дроби | 3 | Научить определять прав. и неправ.дроби, сравнивать с единицей | Прав., неправ. дробь | Тренировочные упр., устный опрос | ||
5-6 | Контрольная работа№6. Анализ. | 2 | Проверить уровень обучения, | ||||
7 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | 22.01.-04.02. | Научить формулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять это правило при выполнении действий | Тест обуч., повторительная сам. р. | ||
8 | Деление и дроби | 2 | Научить записывать результат деления в виде дроби, нат. число в виде дроби, делить сумму на число | Обуч. и закреп. с.р. | |||
9 | Смешанные числа | 3 | Научить определять, что такое смеш. число, выделять целую часть из неправ. дроби, смеш. Представлять в виде неправ. дроби | Целая часть, дробная часть, смешанное число | Тест тренир., тест контр. | ||
10 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 | Научить объяснять и выполнять сложение и вычитание смешанных чисел | Провер. с.р., обуч. с. р. | |||
11-12 | Контрольная работа №7. Анализ. | 2 | 05.02.-12.02. | Проверить уровень обучения | |||
13 | Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. | 13 2 | Научить читать и записывать дес. дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10,100,1000 и т.д. в дес. и наоборот | Десятичная дробь | Устный опрос, матем. диктант | ||
14 | Сравнение десятичных дробей | 2 | Научить определять, находить равные дроби, сравнивать десят. дроби | Обуч. тест, развив. с.р. | |||
15 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 5 | 13.02.-27.02. | Научить складывать и вычитать дес. дроби | Сложение, вычитание дес. дробей, разложение числа по разрядам | Обзорн. и обуч. с.р. | |
16 | Приближенные значения чисел. Округление. | 2 | Научить округлять числа, записывать приближенные значения чисел с недостатком и с убытком | Прибл. значение числа, округление до… | Провер. с.р. | ||
17-18 | Контрольная работа №8. Анализ. | 2 | |||||
19 | Умножение и деление десятичных дробей Умножение дес. дробей на нат. число | 25 5 | 28.02.-09.03 | Научить давать определение произведения дес. дроби на нат. число, умножать дес. дробь на нат. число, в том числе на 10, 100, 1000 и т.д. | Умножение на нат. число, умножение на 10, 100, 1000 и т.д. | Тест провер., опрос, трен. с.р. | |
20 | Деление дес. дробей на нат. число | 3 | Научить уч-ся делить дес. дробь на нат. число, обращать обыкн. дробь в дес. | Деление на нат. число, деление на 10, 100, и т.д. | Матем. перестрелка (вопросы, опрос), развив. с.р. | ||
21 | Контрольная работа №9.Анализ. | 2 | |||||
22 | Умножение десят. дробей | 5 | 10.03.-22.03. | Научить формулировать правило и умножать дес. дроби | Умножение на 0,1; 0,01; 0,001; и умножение дес. дробей | Развив., тренир., провер. с.р. | |
23 | Деление на дес. дробь | 5 | Научить формулировать правило деления на десятичную дробь, на 0,1; 0.01;… выполнять деление на десят. дробь, на 0,1; 0,01; 0,001… | Деление на дес. дробь, деление на 0,1; 0,01; 0,001… | Развив., тренир., провер. с.р. |
4 четверть.
№ | Содержание материала | Кол-во уроков | сроки | Цели и задачи | Основные понятия | Виды контроля |
1 | Среднее арифметическое | 3 | 01.04.-13.04. | Научить давать определение среднего арифметического, находить среднее арифметическое, сформировать понятие средней скорости движения научить находить её, | Среднее арифметическое, средняя скорость | Развивающая сам. работа,опрос,тест, обуч.самост.работа |
2 | Контрольная работа №10 | 1 | ||||
3 | Анализ контрольной работы | 1 | ||||
Инструменты для вычислений и измерений | 15 | |||||
4 | Микрокалькулятор | 2 | Научить правилам вычисления на микрокалькуляторе, вычислять с помощью МК и составлять программу | Опрос, обуч. сам. работа | ||
5 | Проценты | 5 | 14.04.-27.04. | Научить давать определение процента, обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, научить решать задачи на проценты, находить процентное отношение величин | процент | Тест, опрос, обуч. сам. работа, провер. сам. работа |
6 | Контрольная работа №12. Анализ. | 1 | ||||
7 | Угол. | 2 | Научить давать определение угла, развернутого, острого, тупого и прямого углов, находить вершины угла, стороны угла, обозначать углы, определять углы, | Угол, стороны и вершина угла, развернутый угол, прямой угол, острый и тупой угол | Викторина, тест, письм. опрос, | |
9 | Измерение углов | 2 | 28.04.-04.05. | Научить давать определение биссектрисы угла, строить и измерять углы с помощью инструментов, | Транспортир, градус, биссектриса угла | Сам. работа, беседа, тест |
10 | Круговые диаграммы | 2 | Сформировать понятие диаграммы, научить читать и строить диаграммы | Круговая диаграмма, минута, секунда | Обуч. сам. работа | |
11 | Контрольная работа №13. | 1 | 05.05.-30.05. | |||
12 | Анализ контрольной работы | 1 | ||||
13 | Повторение | 15 | Повторить изученный материал и ликвидировать пробелы | Ответы на вопросы по билетам, тесты, сам. работы, диктанты | ||
14 | Контрольная работа №14 | 1 |
5. Требования к математической подготовке учащихся.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Числа и вычисления:
- Осознать, что развитие понятия числа, введение в математику новых чисел обусловлено потребностями практики, а также внутренними потребностями математики; ознакомиться с историческими сведениями о возникновении и развитии чисел.
- Бегло и уверенно выполнять арифм. действия с числами, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени, научиться рационализировать вычисления, эффективно сочетать устные, письменные значения и применение калькулятора, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
- Овладеть кругом практически важных понятий и умений, связанных с процентами, свободно применять эти умения в ходе решения математических и практических задач, задач из смежных предметов.
- Овладеть понятиями и умениями, связанными с приближенными вычислениями.
- Правильно употреблять термины, связанные с видами чисел и способами их записи.
- Сравнивать два числа, упорядочивать в несложных случаях наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой, изображать числа точками на координатной прямой.
Уравнения:
- Получить представление об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
- Освоить основные приемы решения уравнений, научиться решать задачи с помощью уравнения.
- Правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте, вречи учителя, понимать формулировку заданий: «решить уравнение».
Геометрические фигуры:
- Распознавать на чертежах и моделях геом. Фигуры, изображать их.
- Владеть практическими навыками использования геом. Инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.
- Уметь решать несложные задачи на вычисление геом. Величин, применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....