Активизация познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Материал содержит психолого-педагогические основы методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150 КБ |
![]() | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Введение 3-4
- Актуальность данной темы
- Личная заинтересованность автора в ее исследовании
- Практическая значимость изучения данного вопроса
- Основная часть
Психолого-педагогические основы для развития познавательной деятельности 5- 12
- Определение понятия деятельности, факторы, влияющие на интенсивность деятельности, виды и направления деятельности, структура деятельности. 5-7
- Процессы познавательной деятельности 7-9
- Этапы
- Определение и структура активности, определение активизации, ее главная цель, методы и средства, стимулирующие активность, уровни познавательной активности, принципы активизации познавательной активности, факторы, побуждающие к активности 10-12
- Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики. 12
Примеры практического применения 12-17
- Разработка урока по теме: «Решение задач с помощью линейных уравнений» ( проводила в 7 классе, 11.10.2010 год) 13-17
- Приложения к конспекту урока. Приложение 1, приложение 2.
- Заключение 17
- Список литературы 18
Реферат
на тему:
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
Учителя математики
МОУ ОШ №1
им. М. Ю. Лермонтова
г. Пятигорска
Митрофановой
Светланы Александровны
ВВЕДЕНИЕ
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
Сухомлинский В. А.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативных технологиий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество” образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных:
– ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
– самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
– четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
– грамотно работать с информацией : собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем ;
– быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
– самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Психолого-педагогические основы
для развития познавательной деятельности
Рассмотрим составляющие процесса обучения в аспекте активизации познавательной деятельности. Из курса педагогики определим понятие деятельности:
Деятельность - динамическая система активного взаимодействия субъекта с внешним миром на основе своих потребностей, все многообразие занятий человека, все, что он делает.
Результат развития напрямую связан с интенсивностью деятельности.
Закономерность: чем больше человек работает в данной области, тем выше его уровень развития в этой области.
Факторы:
- Способности
- Возраст
- Интенсивность
- Организация
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, так как в действительности задействуются все ее сущностные силы: интеллект, эмоции, воля, духовность, способность к творчеству, вера и т.д.
Различают виды деятельности:
- Игра
- Учение
- Труд
- Творчество
Направления деятельности:
- Познавательная
- Общественная
- Спортивная
- Художественная
- Техническая, ремесла
- Гедоническая
Деятельность может быть активной и пассивной.
Активность человека – непременное условие его адекватного развития, как развития его способностей, дарований, то есть вех сущностных сил, достижения успеха, это предпосылка и результат развития.
Структура деятельности:
- Мотивы
- Цели
- Операции
Деятельность организуется на базе общения. Принцип единства деятельности и общения раскрывает их связь таким образом, что посредством общения деятельность и организуется, и обогащается, в ней возникают новые межличностные связи и отношения.
Рассмотрим, процессы познавательной деятельности. Эту структуру удобно изобразить в виде схемы.
процессы познавательной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Наглядно- образное
- Словесно- логическое
- Наглядно- действенное
- Анализ и синтез
- Обобщение
- Абстракция
- Сравнение
- Классификация
- Систематизация
- Конкретизация
Операции
Форма
вид
-Суждение
-Умозаключение
- индуктивное (от части к общему)
- дедуктивное (от общего к частному)
- традукция(от частного к частному, от общего к общему)
Основные этапы овладения знаниями
Вводно- мотивационный
Операционно- познавательный
(освоение содержания и способов действий с ним)
Рефлексивно-оценочный
(лаборатория мысли, анализ собственной деятельности)
Дидакты выделяют в процессе движения учащихся от незнания к знанию следующие этапы:
- Постановка познавательной задачи (стимулирование)
- Восприятие нового материала в различных формах
- Осмысление воспринимаемого материала (понимание)
- Закрепление и совершенствование приобретенных знаний
- Применение знаний в новой ситуации
- Анализ результатов обучения (оценка, рефлексия и саморефлексия)
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в
которых, учащиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и учителям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· заниматься обучением отстающих;
· объяснять более слабым учащимся непонятные места;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Уровни познавательной активности
Первый уровень - воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося; требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно- познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Принцип проблемности.
Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.
Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности по характеру практических задач.
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Принцип взаимообучения.
Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
· состав класса,
· адаптация к учебному процессу,
· способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Принцип самообучения.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:
Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход- это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения учащегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из важнейших факторов развития интереса к учению- понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой- либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. Поэтому стараюсь на уроках придерживаться различных форм проведения занятий:
Учебные занятия.
Выявление индивидуальных особенностей учащихся.
Дифференцированно-групповая форма учебной работы.
Уроки-зачеты.
Комплексно-творческие уроки.
Уроки-конкурсы.
Уроки с использованием рабочих тетрадей, составленных мною.
Уроки-тесты.
Уроки лабораторно-практические.
Творческие домашние задания.
Уроки с карточками-инструкторами.
Внеурочные занятия.
Математические викторины.
Олимпиада.
Математический бой.
КВН.
Примеры практического применения
Привожу свои методические наработки по этой теме.
Очень актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю».
Разработка урока по теме:
«Решение задач с помощью линейных уравнений»
( приложение 1 )
Дата проведения: 11. 10.10 год
Основная цель:
Сформировать умение составлять уравнения к задаче, организовать деятельность по самостоятельному применению знаний при решении задач.
Развивать
умения анализировать, выявлять закономерности, развивать навыки самоконтроля; создать условия для развития познавательной активности
Воспитывать
волю и настойчивость для достижения конечного результата, чувство ответственности за собственную деятельность и деятельность всего класса.
Оборудование: таблицы, презентация, индивидуальные листы с текстом- заготовкой,
В ходе урока учащиеся смогут:
- находить связи между данными в задаче;
- использовать виды сравнения при составлении задач;
- решать линейные уравнения;
- составлять уравнения по тексту задачи;
- составлять задачу по схеме;
- оценить результат своей работы и результат работы групп;
- работать в группе.
Этапы урока:
- Оргмомент
- Актуализация ранее изученного
- Изучение нового материала
- Закрепление в решении задач с опорой
- Решение задачи с региональным компонентом
- д/з
- итог урока.
Этапы урока
Мотивация Актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации самоконтроль и контроль коррекция рефлексия.
Ход урока:
Постановка цели урока (2 мин.): Мы продолжим знакомство с уравнениями. Сегодня урок посвящен решению задач с помощью линейных уравнений с одной переменной. Наша цель научиться составлять и решать задачи. Для этого весь класс разбивается на 3 команды ( по рядам). За каждый правильный ответ команда получает жетон. При подведении итога урока выясним, какая команда сегодня работала лучше других. Но сначала вспомним, что нам вообще известно об уравнении.
Подготовка к изучению нового материала (5 мин.):
Что такое уравнение?
Что значит решить уравнение?
Что называется корнем уравнения?
Какие уравнения называются равносильными?
Решая уравнения, используют какие-то свойства уравнений. Назовите
их.
(Работа по распечатке.)
Изучение нового материала (12 мин.). Ещё Джанни Родари говорил, что чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Эти слова можно перефразировать так: «Для того чтобы научиться решать задачи, надо научиться их составлять».
По предложенной краткой модели составьте условие задачи:
1-? 1- ? в 5 раз больше
2- ? на 12 кг больше 2-?
- ?
- ? на 160 км короче
(каждая команда предлагает текст одной задачи)
Распечатки слайдов об истории решений задач с помощью уравнений.
Существует много приемов составления уравнений по условиям задач. Эти приемы разрабатывали в разные времена знаменитые математики. Рассмотрим один из них.
- Обозначить некоторое неизвестное число буквой, и ,используя условие задачи, составить уравнение.
- Решить это уравнение.
- Истолковать результат в соответствии с условием задачи.
№ 157 – решаем у доски.
/ физминутка. По распечатке.
№ 160 решаем по тестам- опорам. Индивидуально.
Составлять задачи так же интересно, как и решать их. Недавно наш город отметил 230- летие. И я предлагаю вам задачу, связанную с замечательными архитектурными шедеврами нашего города.
Три здания и краткое повествование о них.
На таблице данные:
Известно, что строительство Грота Дианы началось на 4 года позже, чем здания Ресторации, а здание мужской прогимназии начали строить спустя 72 года, чем здание Ресторации. Так же известно, что если сложить вместе все годы, в которых начиналась постройка, это число составит 5548.
Задание
Определить год постройки:
1 ряд – грота Дианы
2 ряд- здания Ресторации
3 ряд- здания прогимназии/ нашей школы
х+4+х+х+72=5548
3х=5548-76
3х=5472
Х=1824
1824- год постройки Ресторации
1824+4=1828 год постройки грота Дианы
1824+72= 1896 год постройки здания школы.
А сколько лет зданию, если строительство началось 23 апреля 1896 года? (114 лет было в апреле,5 месяцев, 18 дней)
д/з:
№159, Составить задачу, связанную с городом Пятигорском, используя различную справочную литературу, решить логические карточки.
Итог урока: подвести счет по количеству жетонов - определить лучших.. Выставить оценки.
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Целью моей работы чаще всего является повышение успеваемости и улучшение отношения учащихся к данному предмету. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, лабораторно-практическая работа, тесты, зачеты). В своей работе также использую элементы метода проектов. (Приложение 2.
Этап урока по составлению и решению задач на проценты)
Такая работа нравится и мне и учащимся: сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию, слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к предмету.
Заключение
Сейчас все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития любой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, культура, образованность, профессиональная компетентность.
«Все прогрессы реакционны, если рушится человек…» Эти строки А. Вознесенского очень актуальны сегодня.
В новую эпоху образование должно измениться больше, чем за все триста лишним лет, прошедших с момента возникновения, в результате книгопечатания, школы современного типа. Сейчас та страна имеет шансы выйти вперед, которая создаст совершенного учителя и совершенную школу, отвечающих требованиям времени и жизненным реалиям. Уже сейчас все чаще вместо понятия «профессионализм» используются понятия «образованность», «компетентность», «уровень компетентности».
Литература
- В. И. Волынкин «Педагогика в схемах и таблицах» изд. «Феникс» 2008г.
- Интернет-реурсы:
http://festival.1september.ru/articles/559342/
http://www.openclass.ru/lessons/68616
http://festival.1september.ru/articles/212564/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.
Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"
Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...
Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...