Подготовка к ГИА по математике. Итоговое повторение в 9 классе.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Данный материал предназначен для использования на уроках математики в 9-х классах с целью повторения и обобщения изученного и подготовки выпускников основной школы к сдаче ГИА по математике в новой форме. В методической разработке присутсвует содержание материала, планирование уроков, конкретные поурочные планы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_gia._itogovoe_povtorenie_v_9_klasse..rar | 102.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кириллова Оксана Николаевна
Итоговое повторение. 9 класс.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка
городского округа Жуковский Московской области
Подготовка к ГИА по математике.
Итоговое повторение в 9 классе.
подготовила
учитель математики
высшей квалификационной категории
КИРИЛЛОВА Оксана Николаевна
г.о.Жуковский, 2011
Содержание
Планирование. 2
Урок по теме: Решение задач на проценты 3
Урок по теме: Квадратные уравнения и системы уравнений 8
Урок по теме: Подготовка к ГИА 12
Литература: 17
Планирование.
- Вычисления – 1ч.
- Задачи на проценты – 1ч.
- Тождественные преобразования – 1ч.
- Уравнения и системы уравнений – 2ч.
- Неравенства и системы неравенств – 3ч.
- Метод интервалов – 2ч.
- Функции – 2ч.
- Прогрессии – 2ч.
- Комбинаторика и начальные сведения из теории
вероятностей – 1ч. - Итоговая контрольная работа – 2ч.
- Подготовка к ГИА и репетиционная работа – 12ч.
Примеры проведения уроков по повторению.
Урок по теме: Решение задач на проценты
Цель урока:
- Обучающая– повторить определение процента и способы решения задач на проценты.
- Развивающая– формировать умение переносить известные приёмы и методы на решение более сложных, но типовых задач.
- Воспитывающая – вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке.
ХОД УРОКА.
I.Сообщение темы и цели урока.
II. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа):
Вариант 1.
1) Найти значение выражения:
а) 35-8∙53-6-3-11∙13-9;
б) 2+52∙45-9;
2) Упростить выражение:
a+4a-4-a-4a+4∙16-a232a3 ;
Вариант 2.
1) Найти значение выражения:
а) 2-1212-10+23-5∙32-3;
б)2-32∙11+ 62;
2) Упростить выражение:
a+3a-3+ a-3a+3:3a2+279-a2;
III. Повторение пройденного материала.
- Процентом называется одна сотая часть числа.
- Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100: (0,917=0,917∙100%=91,7%).
- Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число на 100: (35%=35:100=0,35).
При решении задач на проценты используют пропорциональность величин, нахождение дроби от числа и числа по его дроби:
- Пропорцией называется равенство отношений.
- Основное свойство пропорции: произведение крайних членов равно произведению средних членов.
- Чтобы найти дробь от числа надо это число умножить на эту дробь.
- Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на эту дробь.
IV. Задание на уроке
1. Устно (необязательно давать окончательный ответ, важно определить способ решения):
a) Бригаде поручили отремонтировать участок дороги длиной 700м. Сколько метров дорогиотремонтирует бригада, выполнив работу на 30%? (700м∙0,3=210м).
б) Ученик прочитал 130 страниц, что составляет 25% числа всех страниц книги. Сколько страниц в книге? (130стр:0,25=520стр. или 130∙4=520(м)).
в) Фрекен Бок испекла 80пирожков, и Карлсон тут же съел 10пирожков. Сколько процентов всех пирожков съел Карлсон? (10:80∙100=12,5(%) или18∙100=12,5(%)).
2. Письменное решение задач из учебника:№877(а), 878,967 с решением на доске.
877(а). Телевизор стоил 10 000 р. В апреле он подорожал на 30%, а в декабре подешевел на 40%. Сколько стал стоить телевизор в декабре?
Решение: 1) 10 000∙1,3=13 000 (р)-цена в апреле.
2)13 000∙(1-0,4)=7 800(р)-цена в декабре.
Ответ: 7 800р.
878. К 200 г 40% раствора соли долили 300 г воды. Какой стала концентрация раствора соли?
Решение: 1) 200 + 300 = 500 (г) –масса раствора соли.
2) 200∙0,4 = 80 (г) –чистой соли в 200г раствора соли.
3)80500∙100=16 (%).
Ответ: 16%.
967. Легковой автомобиль проехал за 2 ч на 10 км больше, чем грузовой за 3 ч. Если уменьшить скорость легкового автомобиля на 25%. а грузового на 20%, то грузовой автомобиль проедет за 5 ч на 20 км больше, чем легковой за 3 ч. Найдите скорость каждого автомобиля.
Решение: Пусть xкмч -скорость легкового автомобиля, yкмч - скорость грузового автомобиля, 2x км проехал легковой автомобиль за 2 ч и 3yкм проехал грузовой автомобиль за 3 ч. По условию задачи легковой автомобиль проехал на 10 км больше, чем грузовой автомобиль. Составляем уравнение: 2x=3y+10.
Скорость легкового автомобиля уменьшили на 25%, и она стала0,75xкмч.Скорость грузового автомобиля уменьшили на 20%, и она стала0,8xкмч. Путь, пройденный грузовым автомобилем за 5 ч -4y км- на 20 км больше, чем путь, пройденный легковым автомобилем за 3 ч -2,25x км.Составляем второе уравнение: 4y=2,25x+20.
Получили систему уравнений:
4y=2,25x+202x=3y+10 ⇒ 4y-2,25x=20 2x-3y=10 ⇒ 12y-6,75x=60 8x-12y=40
Складывая уравнения, получаем:
1,25x=100, x=80; 160-3y=10, y=50.
Ответ: 80 и 50 кмч
Для сильных учащихся можно дать задачу №971: Смешали два раствора соли. Концентрация первого составляет 40%, а концентрация второго – 48%. В результате получился раствор концентрацией 42%. В каком отношении взяты первый и второй растворы?
Решение:xг – масса первого раствора соли, y г – масса второго раствора соли, x+yг – общая масса.
0,4x г – масса чистой соли в первом растворе, 0,48y г – масса чистой соли во втором растворе, 0,42x+y г масса чистой соли в смешанном растворе. Составляем уравнение: 0,4x+0,48y=0,42x+y.
Получаем: 0,06y=0,02x, откуда x∶y=3∶1.
Ответ:3∶1.
V. Подведение итогов урока.
VI.Домашнее задание: №881(а), 930, 966, 925(а,г), 940(б).
Урок по теме: Квадратные уравнения и системы уравнений
Цель урока:
- Обучающая-систематизировать знания о квадратном уравнении, способах его решения и применения этих знаний к решению задач. Проверить степень усвоения учащихся изученного материала.
- Развивающая – активизировать мыслительный процесс учащихся.
- Воспитывающая – продолжить развивать личностные качества учащихся. Воспитывать чувство уважения друг к другу.
ХОД УРОКА.
I.Сообщить тему и цель урока.
II.Контроль усвоения материала:
1) Фронтальный опрос по теории, данной на предыдущем уроке:
а) Определение уравнения, корня уравнения.
б) Что значит решить уравнение?
в) Какие уравнения называются равносильными?
2) Самостоятельная работа.
Вариант 1.
- Решить уравнения:
а) 8x+12x-3-4x-22=1
б)6x-14-3x+13=14
- Решить систему уравнений:
а) 10y-x=-213x+5y=-7
б)4x+3y=94x-y=1
Вариант 2.
1) Решить уравнения:
а)12x+13x-1-6x+22=6
б) 2x-15-x+12=1
2) Решить систему уравнений:
а) 15y+x=292x-3y=-8
б) 3x+2y=23x-y=4
III.Повторение пройденного материала.
- Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a≠0,называется квадратным.
- Если b=0 или с=0,уравнение называется неполным квадратным уравнением и решается разложением его левой части на множители.
- Дискриминантом квадратного уравнения называется выражение:D=b2-4ac.
- Если D>0,тоx=-b±b2-4ac2a;
- Если D=0,то x=-b2a;
- Если D<0, уравнение корней не имеет.
- Квадратное уравнение вида ax2+2kx+c=0 удобнее решать так: D1=k2-ac, x=-k±D1a
- Для квадратного уравнения выполняется теорема Виета: если x1 и x2 –корни квадратного уравнения, тоx1∙x2= caи x1+x2=-ba
- Для решения систем двух нелинейных уравнений используют способы сложения, подстановки, замены переменных, а так же графический способ.
IV. Задание на уроке (по учебнику 9 кл.): №973(а), 974(в), 944.
973(а).Решить систему уравнений: x2+y+8=xyy-2x=0
Решение:x2+2x+8=2x2y=2x ⟹ -x2+2x+8=0y=2x
Решаем первое уравнение, умножив на -1 и применяя теорему Виета, получаем: x1=4 , x2=-2 , тогда y1=8 , y2=-4.
Ответ: 4;8;-2;-4.
974(в). Решить систему уравненийx2+y2=34xy=15
Решение:умножив второе уравнение на два и складывая с первым уравнением, получаем уравнениеx2+2xy+y2=64. Тогда система принимает видx+y2=64xy=15.Получившаяся система уравнений распадается на две системы x+y=8xy=15 или x+y=-8xy=15 Получившиеся системы уравнений можно решить способом подстановки или применить теорему Виета. С обучающимися полезно обсудить оба способа.
Ответ: 3;5, 5;3, -3;-5,-5;-3.
944. Моторная лодка прошла 18 км по течению реки и 14 км против течения, затратив на весь путь 3 ч 15 мин. Найдите скорость течения, если собственная скорость лодки 10кмч.
Решение: Пусть x кмч – скорость течения реки.
s(км) | v(кмч | t(ч) | |
По течению | 18 | 10+x | 1810+x |
Против течения | 14 | 10-x | 1410-x |
По условию задачи лодка затратила на весь путь 3 ч 15 мин. Составляем уравнение:
1810+x+1410-x=314;
ОДЗ: x≠10 и x≠-10. Умножив обе части уравнения на наименьший общий знаменатель410+x10-x, получаем уравнение 7210-x+5610+x=13100-x2; после упрощения, имеем 13x2-16x-20=0, находим корни уравнения, используя вторую формулу нахождения корней квадратного уравнения: x1=2 x2=-1013.
Скорость не может быть отрицательной, поэтому второй корень не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 2кмч.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание: №951(г), 279(б,в), 972(а), 1002(а), 1004(а), 1007(в).
Урок по теме:Подготовка к ГИА
Цель урока:
- Обучающая- повторение, обобщение знаний по изученным темам. Проверить степень усвоения обучающимися изученного материала;
- Развивающая - развитие умения обобщать изучаемый материал;
- Воспитывающая – развивать личностные качества обучающихся,как-то волю и упорство в достижении цели
ХОД УРОКА.
I.Сообщить темуи цель урока.
II. Проверка домашнего задания.
Домашней работой была тренировочная работа (вариант №37) из пособия по подготовке к ГИА (автор Е. В. Неискашова).К доске вызываются трое обучающихся с решением отдельных заданий.
Первый обучающийся решает задание №7 и №3, второй обучающийся - №5 и №18, третий обучающийся - №22.
№7.Упростить выражение 1x-3∶2xx-3-2 при x≠3. (Ответ: 16)
№3.Расположить в порядке возрастания числа 316; 16; 319. (Ответ: 319;16; 316)
№5.Составьте выражение для вычисления стоимости (в руб.) bкг орехов, если известно, что 100 г этих орехов стоят a руб. (Ответ: 10ab).
№18.В ряду чисел 3, 7, 17, _, 23 пропущено одно число. Найдите это число, если известно, что среднее арифметическое этого ряда чисел равно 14. (Ответ: 20).
№22.Двое рабочих, работая вместе, выполнили бы всю работу за 6 дней. Если бы первый рабочий работал в три раза быстрее, а второй – в два раза медленнее, то они, работая вместе, выполнили бы всю работу за 4 дня. За сколько дней выполнил бы всю работу первый рабочий, работая один с первоначальной производительностью?
Решение: Пусть x дней работал бы первый рабочий один иy дней работал бы второй рабочий один.
1 рабочий | 2 рабочий | Вместе | |
Первоначальная производительность | 1x | 1y | 16 |
Изменённая производительность | 3x | 12x | 14 |
Составляем и решаем систему уравнений1x+1y=163x+12y=14⟹6x+y=xy46y+x=2xy⇒6x+y=xy6x+y=26y+x⟹6∙2,5y=1,5y2x=1,5y
Решая систему, получаем:y1=0, y2=10 и x1=0, x2=15, но первое решение системы не удовлетворяет условию задачи, так как количество дней не может быть отрицательным.
Ответ: 15 дней.
Первым двум обучающимся полезно задать дополнительные вопросы:
1. Что называется допустимыми значениями переменных?
2.Правило округления чисел.
3.Определение пропорции и формулировка основного свойства пропорции.
Пока готовятся ответы у доски, проводится фронтальный опрос ответов к остальным заданиям домашней работы.
III. Задание на уроке.
- Устно (тематическая рабочая тетрадь):
а) Прямая y=kx-11 проходит через точку 1;-3.Чему равно k? (Ответ: 8).
б) Из формулы площади треугольника S=12aha выразите высоту ha. Ответ: ha=2sa.
в) Население Аргентины составляет 3,95∙107человек. Чему равно население Аргентины в миллионах человек? (Ответ: 39,5 млн.)
г) Вася и Коля по очереди кидают игральный кубик. Какова вероятность, что Коля выкинет больше очков, чем,
Вася, если у Васи выпало 3? (Ответ: 12).
- Письменно (на каждое задание к доске вызывается ученик):
а) Решить неравенстваx2-11x>0 и 3x+1≤24-x
Решая первое неравенство, показать два способа(метод интервалов (рис. 1) и использование свойств квадратичной функции (рис. 2)).
Рис. 1. Метод интервалов.
Рис. 2. Использование свойств квадратичной функции.
Ответ:-∞;0∪11; ∞
При решении второго неравенства после упрощения получим 10-5xx+14-x≤0. Применяя метод интервалов (рис. 3), получаем ответ -∞;-1∪2;4.
Рис. 3. Метод интервалов.
б) Геометрическая прогрессияbn задана условием: bn=162∙13n. Найти b4-b3
Решение: b4-b3=162∙133-162∙132=162∙132∙13-1=-12.
Дополнительные вопросы: 1) Определение геометрической прогрессии и каким должен быть номер члена геометрической прогрессии.
в) Упростите выражение 5x2+3x25x2+30x+9, если известно, что x<-5.
Решение: 5x2+3x25x2+30x+9=x5x+35x+32=x5x+35x+3=x5x+3-5x+3=-x.
Дополнительный вопрос: Определение модуля числа.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: Из рабочей тетради диагностическая работа №5.
Литература:
- Макарычев Ю.Н.,Миндюк Н.Г., Нешков К.И. Алгебра: Учебник для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009г. – 271 с.
- Рурукин А.Н., Полякова С.А. Поурочные разработки по алгебре. – М.: ВАКО, 2010г. – 288 с.
- Ященко И.В., Семёнов А.В., Захаров П.И. Тематическая рабочая тетрадь. – М.: Экзамен, 2011г. – 192 с.
- Неискашова Е.В. Математика. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. – М.:Астрель,2011г. – 288 с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.,Крайнева Л.Б. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009г. – 160 с.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ для 8 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1999г. – 128 с.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Учебник математики для 5 класса. – М.: Мнемозина,2008г. – 280 с.
Содержание
Планирование
Решение задач на проценты
Квадратные уравнения и системы уравнений
Подготовка к ГИА
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 5 классе (по учебнику Виленкина)
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5910069","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","style":"width: 50px; height: 50px;","width":"150"}}]]Материалы для повторени...
Задания для организации итогового повторения и подготовки к итоговому тестированию по математике в 6 классе (по учебнику Виленкина)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-size: 12px; widt...
Особенности тестирования по математике. Итоговый тест для 6 класса.
В материале представлена теоретическая часть, спецификация теста и итоговый тест....
Урок в 6 классе по математике. Итоговое повторение.
Систематизация и коррекция знаний учащихся за курс 6 класса....
Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в 9-м классе.
Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в 9-м классе....