Урок-путешествие в 5 классе по теме "Действия с обыкновенными дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Супрун Марина Анатольевна

 

Тип урока:

-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;

- по способу проведения: урок с применением ИКТ.

Форма урока: урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 г. ТОМСКА

pic_436290_4_460x346.jpg

                 

                                   

Урок математики

в 5-ом классе

по теме «Действия с обыкновенными дробями».

                                                                                          Учитель: Супрун М.А.

Томск-2011 год

  • Урок - Космическое путешествие, 5 класс

            по теме «Действия с обыкновенными дробями».

            По программе Л.П.Петерсон

Тип урока:

-по дидактическим целям: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;

- по способу проведения: урок с применением ИКТ.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели:

  1. Обобщение знаний,  закрепление умений и навыков выполнения действий с обыкновенными дробями.
  2. Развитие вычислительных навыков устного и письменного счета, а также умений применять знания на практике в новых условиях- показать учащимся прикладной аспект математики (применение её в космонавтике, астрономии, в жизни), формировать интерес к этой науке.
  3. Развивать культуру коллективного умственного труда, пробуждать творческую фантазию, воспитывать волевые качества


Ход урока.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

   «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели» Маркушевич А.И.

    Давайте же проверим сегодня на нашем уроке как развито у нас внимание, как натренированы наши  мозг и воля, а так же покажем, чему мы научились на наших уроках.

      Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в галактику «Обыкновенных дробей».  И совершим мы это удивительное путешествие  в космос, по солнечной системе, на трёх кораблях (по количеству рядов), которые изготовили наши конструкторы. Каждая команда представляет свой корабль (модель), название его, командира корабля, учитель представляет экипажи.

     Я буду руководить полётом, а помогать мне будут 3 космические стюардессы.

Впереди нас ждут трудности, проблемы. Удачи вам в их преодолении!

Звучит музыка звёздного неба.

  1.  

I  этап –подготовительный

(Проверка готовности всех членов экипажей к полёту)

 Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди.

Ведь каждый космонавт должен иметь высокую культуру вычислений, должна быть развита логика и мышление.

Прочитайте утверждения. Какие из них истинные, а какие ложные?

Итак, с подготовительным этапом вы справились отлично, в путь!!!

 Песня «Земля в иллюминаторе»

                          II  этап –Стартовый

      А пока корабли набирают скорость, руководитель полёта предлагает получить командирам кораблей планшеты с заданиями (кратко сообщая задания).

Задание командиру: 1.Ракета, имеющая скорость 8км/с, становится искусственным путником Земли. При увеличении её скорости в раза она навсегда покинет нашу солнечную систему. Найдите эту скорость. [23 км/с]

   2.Который сейчас час, если прошедшая часть суток в три раза меньше оставшейся? [6ч]

Задание штурману: 

построить по координатам точек ракету

(5;21),(3;18),(3;7),(1;2),(3;4),(4;1),(5;4),(6;1),

(7;4),(9;2),(7;7),(7;18),(5;21).

Врачу экипажа: 

Для лечения ран применяют смесь оливкового масла, жёлтого воска, сосновой смолы, сливочного масла в отношении 100:8:5:20:40. Сколько граммов каждого из компонентов нужно взять, чтобы приготовить 346г. мази? [200г. оливкового масла, 16г. жёлтого воска, 10г. белого, 40г. сосновой смолы, 80г. сливочного масла.]

Задание для инженера-исследователя:

  1. Некоторые числа, кратные трем, делятся на 5. Укажите свойства этих чисел.
  2. Чему равно частное М:3, если М:6=С?
  3. Число А кратно 7. Служит ли 7 делителем числа А; 2А; 15:А; nА, где n, АN.

Задание для дешифровальщиков: 

И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужно расшифровать  послание. Решив примеры, необходимо расположить буквы из таблицы в соответствии с номерами примеров и прочитать полученное высказывание. (Каждому выдаётся карточка с двумя заданиями)

Мчится спутник мимо нас,

техника та - высший класс!

Нам ты, спутник, помоги,

Шифр особый подскажи!

Т

М

Е

И

К

П

Л

О

Э

А

5

56

1/12

299

139

14 3/4

1/10

1

500

2

ОТВЕТ: (на доске ребята приклеивают клейкую бумагу с буквами)

П

О

Л

Е

Т

-

Э

Т

О

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

1

2

3

4

5

-

6

5

2

7

8

5

4

7

8

5

9

10

8

IIIэтап - Метеоритный дождь

(звучит тревожная музыка)

Внимание! Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение, у кораблей могут возникнуть проблемы, объявляем тревогу! Метеоритный дождь! Прекрасное знание теории – вот главное ваше оружие! (по 2-3 человека из команды фронтально- по 3 очка за правильный ответ)

  1. В чём заключается основное свойство дроби?
  2. Что значит сократить дробь?
  3. Как выделить целую часть из неправильной дроби?
  4. Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
  5. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
  6. Как сравнить две дроби с разными знаменателями?
  7. Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
  8. Как умножить две дроби?
  9. Как умножить дробь на натуральное число?
  10. Как умножить смешанные числа?
  11. Как возвести в степень дробь?
  12. Как возвести в степень натуральное число?

Молодцы! Вы прекрасно справились с задачей, отразили метеоритный дождь! Опасность миновала!

     (На обратной стороне доски высказывание Л.Н.Толстого)

IVэтап – “Незнайка на Луне”  ( муз.«Спейс»)

Пролетая мимо Луны, тем, кто выглядывал из люка корабля, можно было увидеть знаменитого Незнайку. Итак, его сообщение с Луны.

«Здравствуйте дорогие космонавты-математики! Здесь на Луне меня часто посещают умные мысли. Здесь я открыл новый способ сокращения дробей, который гораздо проще способа, изучаемого вами в школе; его легко понять и использовать.

Например, чтобы сократить дробь 16/64 нужно в числителе и знаменателе зачеркнуть одинаковую цифру 6 и получим 1/4. Аналогично 49/98=4/8=1/2.»

Как вы считаете, можно ли это утверждение считать открытием?

(Работа в группах. Используем  способы доказательства ложности утверждения: контрпример – пример, опровергающий общее утверждение, метод перебора,  метод проб и ошибок.

               

V этап – Отклонение от курса

Учитель: Очень важно уметь определять ложно или истинно данное утверждение, точно выполнять вычисления. Ведь небрежно проделанные расчеты порой являются источником смехотворных выводов. Вот один из них. Слово старшекласснице.

В 1960 году радиолокационными  станциями США над территорией своей страны был обнаружен молчащий спутник Земли. Американские газеты поспешили опубликовать результаты расчётов своих инженеров, согласно которым вес обнаруженного спутника составлял 15 тонн. Всем было известно, что тяжёлые спутники Земли могли запускаться только в СССР. На страницах газет появились заголовки: «В небе – русский  спутник – шпион». Однако вскоре датские инженеры обнаружили в вычислениях американцев элементарные ошибки: на самом деле масса спутника была сравнима с массой фляги для молока. Американцы попали в неловкое положение, - они узнали в «молчаливом спутнике» свой «Дисковер –9», неудачно запущенный в феврале 1960 года». Итак, точных вам вычислений и расчетов. Но всякое бывает:

«Умеешь ошибиться, умей и повиниться!»

Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение:

Наши корабли отклонились от курса, значит, в расчётах есть ошибки, отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление! Найти ошибки!

Графическая работа

 (проверяя вычисления, необходимо проставить знаки «–»верно, «/\» неверно; получается /\ -  -  - /\ -  -  - )

1 вариант    – -верно ,   ^ -неверно            

 

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там.  (физкультминутка

Возвращение домой. В Космосе время идёт стремительно. На Земле мы потратили всего 40 минут.

II вариант   – - верно,   ^ - неверно

  

         Задание. Давным-давно, когда мир был совсем другим, на четырех планетах солнечной системы - на Марсе, Уране, Плутоне и Сатурне жили разумные существа. Жители Меркурия были очень умны и сообразительны, жители Венеры отличались неотразимой красотой и обаянием,  жители Земли были очень чувствительные и романтичные, Марса смелые и целеустремленные, Юпитера стойкие и сильные, Сатурна мудрые и спокойные, Урана творческие, жители Нептуна отличались способностью отражать чужую силу.  

Как называют жителей планет: Меркурий (меркурианцы), Венера (венерианцы), Земля  (земляне),  Марс (марсианцы, марсиане), Юпитер (юпитерцы, юпитерианцы), Сатурн (сатурнианцы) Уран (уранианцы), Нептун (нептунцы, нептунианцы)

С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна – на ней есть жизнь!

      Итак, мы благополучно преодолели намеченное расстояние, проявили себя с лучшей стороны. Мне было приятно управлять такими экипажами. А пока подведём итоги.

О, математика, земная!

Гордись, прекрасная, собой,

Ты всем наукам - мать родная,

И дорожат они тобой.

Твои расчеты величаво

Ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы,

А ради гордости Земли!

И, чтобы мысль людская  в поколенье

Несла бесценные дары

Великих гениев творенья,

Полёты в дальние миры!

В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил,

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,

Стройна в полёте, как стрела,

Твоя не меркнувшая слава

В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!!!

Вручение дипломов, сообщение отметок, стюардессы угощают конфетами «Взлётные».

К уроку: бейджики, магнитофон, таблица итогов, высказывания учёных, каждая команда дома готовит рисунок своего корабля, рисунок солнечной системы, папки – планшеты, портрет Л.Н.Толстого, таблицы по темам: «Действия с дробями», «Выделение целой части», «Основное свойство дроби», фломастеры, линейки, цветные мелки, раздаточный материал, липкая бумага, изображение Незнайки на Луне.

Таблица итогов

ко

манды

Название корабля

1 этап «Подгото

ви

тельный»

2 этап «Старто-

вый»

3 этап «Метео-

ритный дождь»

4 этап «Незнай

ка на Луне»

5этап «Отклонение от

курса»

Итоги

1

«Созвездие»

2

«Беркун»

3

«Андромеда»

  1. Географический атлас “Мир и человек”. – М., 1987.
  2. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. – М.: Академия Развития, 2004.

http://festival.1september.ru/articles/505246/

P.S. Идея данного урока взята на сайте http://festival.1september.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике в 5 классе по теме: "Доли.Обыкновенные дроби"

Цели: 1.Обучение решению примеров и задач с применением обыкновенной дроби. Введение основных понятий: доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. Проверить навык вычислительной техники. 2. Ра...

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».

Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....

Урок путешествие «Полет на планету МиФ» Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»

Урок путешествие «Полет на планету МиФ Тема: «Доли. Обыкновенные дроби»...

Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»

Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная  работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....

Урок - путешествие в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Урок - путешествие в 5 классе "Обыкновенные дроби"...

Интегрированный урок-путешествие в 6 классе (математика-география) по теме "Деление обыкновенных дробей"

Данный интегрированный урок был проведен в 6 классе сельской школы. Тема по математике "Деление обыкновенных дробей", по географии "Природа Урала". Конспект этого урока принимал уч...