Разработка урока по теме «Тригонометрические тождества»
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Летучева Марина Анатольевна

Целью урока является совершенствование навыков упрощения выражений и доказательства тригонометрических тождеств. В ходе урока рассматриваются рациональные приёмы и методы решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trigonometrieskie_tozhdestva.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Летучева Марина Анатольевна

Класс: 10 класс

Тема: тригонометрические тождества.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Цели урока:

         дидактическая: научить применять полученные ранее знания, умения и навыки для упрощения выражений и доказательства тригонометрических тождеств.

        развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать и сравнивать.

        воспитательная: показать, что математические понятия не изолированы друг от друга, а представляют определенную систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи, продолжить формирование эстетических навыков при оформлении записей, навыков контроля и самоконтроля.

 Средства наглядности: : макеты единичной окружности, сборники открытых текстов для проведения письменного экзамена за курс средней школы,  индивидуальные карточки, и  карточки с текстом домашнего задания.

 

Структура урока:

  1. Организационный этап:(1мин.)

               •Приветствие

               •Запись отсутствующих

  1. Постановка цели:(2мин.)

               •Сообщение темы урока

               •Цели: вспомнить основные тождества тригонометрии, способы  доказательства тождеств, научиться применять их для упрощения выражений, доказательства тригонометрических тождеств.

  1. Проверка домашнего задания:(7мин.)

                •   2 учащихся работают у доски:

  № 463 (3)-учебник

Известно, что . Найти значение выражения.

, №464(2) -учебник

Известно, что . Найти .

               •  9 учащихся  работают по индивидуальным карточкам,

                       два уровня сложности (приложение№1).

               •  Параллельно проводится фронтальный опрос

  1. сформулировать определение  sinα и cosα
  2. сформулировать определение tgα , для каких значений α определен   tgα?
  3. сформулировать определение ctgα, для каких значений α определен   ctgα?
  4. назвать  основное тригонометрическое  тождество и следствия из него

Выставляется оценка за д/з у доски.

  1. Выполнение стандартных упражнений:(12мин.)

        • устная фронтальная работа:

(задания заранее выписаны на боковой доске)

Упростить выражения:

  1. (1-cos)(1+cos)                                

Учащиеся комментируют выполнение задания.

Результат упрощения записывается учителем.

        • письменная работа (у доски 2 учащихся,остальные- в тетрадях)

Вариант-1

№466(1,3) -учебник

Упростить выражение:

        

№467(2) -учебник

Упростить выражение и найти его значение:

, при .

Вариант-2

№466(2,4) -учебник

Упростить выражение:

        

       

№467(4) -учебник

Упростить выражение и найти его значение:

          , при

Для детей работающих с опережением заранее сообщается вариативное задание №470(5,8)-учебник

Выставляется оценка за работу у доски.

  1. Выполнение вариативных заданий:(13мин.)

          •  письменная работа (у доски 2 учащихся, остальные -в тетрадях)

Параллельно проводится фронтальная беседа:

  1. для каких значений α имеет смысл исходное равенство?
  2. какая часть тождества более громоздкая?

№470(5) -учебник

Доказать тождество:

Решение:

Приведем левую часть тождества к виду правой:

Тождество доказано.

№470(8): -учебник

Доказать тождество:

Параллельно проводится фронтальная беседа:

  1. для каких значений α имеет смысл исходное равенство?
  2. какая часть тождества более громоздкая?
  3. какие способы доказательства тождеств здесь следует применить и почему?

Решение:

       1способ:

           Составим разность левой и правой частей тождества и докажем, что эта разность

            равна нулю:

Исходное тождество доказано.

       2способ:(1учащийся у доски)

Преобразуем обе части тождества к одному и тому же виду:

Тождество доказано.

Выставляется оценки за работу у доски.

  1. Домашнее задание:(2мин.)

Заранее напечатано на карточках и роздано учащимся (приложение №2)

     7.  Итоги урока:(3мин.)

Итак, подведем итоги урока:

                • Какова была тема урока?

                • Какие способы доказательства тождеств вам известны?

1.Преобразование левой части к правой или правой к левой

2.Преобразование левой и правой части к одному и тому же выражению

3.Составление разности левой и правой частей и доказательство равенства этой разности нулю

• Какие формулы при этом используются?

1.Формулы сокращенного умножения

2.6 тригонометрических тождеств

Сегодня вы активно поработали. Оценки получили 7 человек, еще 9-и учащимся оценки за индивидуальную работу с карточками будут обьявлены на следующем уроке. Молодцы ребята!

Приложение№1

К-1

  1. какие значения может принимать cosα, если sinα=
  2. известно, что  sinα+cosα=1/2, найти sinα·cosα.

К-2

  1. какие значения может принимать sinα, если cosα=
  2. известно, что  sinα-cosα=0,6, найти sinα·cosα.

К-3

      Найти значение выражения , если

К-4

      Дано: tgα=3. Вычислить:

К-5

      Могут ли одновременно выполняться равенства: ctgα= и cosα=

К-6

      Экзаменационный сборник, вариант-20, задание№3.

        Найдите sinx, если cosx=8/17,  -π/2<х<0.

К-7

      Экзаменационный сборник, вариант-75, задание№3.

       Найдите sinx, если cosx=-3/5, π/2<х<π.

К-8

      Экзаменационный сборник, вариант-30, задание№3.

Найдите cosx, если sinx=12/13, 0<х<π/2.

К-9

      Экзаменационный сборник, вариант-73, задание№3.

Найдите cosx, если sinx=-0,8, -π/2<х<0.

Приложение№2

Домашнее задание:

1)Дано: tg

Вычислить:

2)Упростить выражение

  ;   где   π/2<α<π.

  1. Экзаменационный сборник, задание№3.

вариант-60

вариант-63

вариант-81

вариант-88

вариант-96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...