Разработки уроков и внеклассных мероприятий. Рабочие программы.
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Планирование составлено по блокам. Использую в работе первый год. Нравится.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ /Ревенкова Н.И./ Протокол № ____ от «___»___________2010г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ поселка Лопуховка Аткарского района Саратовской области ____________ /Лагунина В.А./ «___»____________2010г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ поселка Лопуховка Аткарского района Саратовской области ____________ /Лютикова М.И./ «___»___________2010г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Учитель: Лагунина Валентина Александровна
(высшая категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______ 2010 г.
2010 - 2011 учебный год
Календарно-тематическое планирование
уроков математики
Кол-во часов за год:
- Всего - 153 часа;
- В неделю - 4,5 часа (0,5 часа – региональный компонент).
Плановых контрольных работ: 12 .
Самостоятельных и практических работ: 15
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Программы составлены на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»; большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.
Урок-контрольная работа. Проводится на трех уровнях:
А – базовый уровень, В – повышенный уровень и С – высокий уровень.
Компьютерное обеспечение уроков.
В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.
Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Разделы математики. Сквозная линия
- Функции.
- Уравнения и неравенства.
- Вычисления и преобразования
- Числа и вычисления.
- Вычисления и преобразования.
- Уравнения и неравенства.
- Функции.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
- Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат.
- Определение синуса, косинуса и тангенса угла.
- Знаки синуса, косинуса и тангенса углов.
- Основные тригонометрические формулы.
- Тригонометрические тождества.
- Тригонометрические функции.
- Тригонометрические уравнения sinx=a, cosx=a, tgx=a, сtgx=a.
- Решение тригонометрических уравнений.
- Простейшие тригонометрические неравенства.
- Синус, косинус, тангенс и котангенс суммы и разности аргументов.
- Синус, косинус, тангенс и котангенс двойного угла.
- Сумма и разность синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов.
- Преобразования простейших тригонометрических выражений.
- Понятие о пределе и непрерывности функции.
- Понятие производной.
- Производная степенной функции.
- Производная суммы, произведения и частного двух функций.
- Производные тригонометрических функций.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц.
Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала
Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики.
Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения.
Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала.
Уметь находить значения тригонометрических выражений; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.
- Уметь вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы.
- Уметь исследовать в простейших случаях функции на монотонность.
- Уметь находить наибольшие и наименьшие значения функций.
Основные тригонометрические формулы.
Тригонометрические функции
Основные свойства функций.
Решение тригонометрических уравнений.
Простейшие тригонометрические неравенства.
- Понятие производной.
- Производная степенной функции.
- Правила дифференцирования.
- Производные тригонометрических функций.
- Понятие о пределе и непрерывности функции.
- Механический и геометрический смысл производной.
- Исследование функций, построение их графикой с помощью производной.
- Уметь производить вычисления с действительными числами.
- Уметь выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала
- Уметь решать несложные алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства.
- Знать основные свойства функций и уметь строить их графики.
- Уметь находить производные функций, пользуясь правилами дифференцирования .
- Понимать механический и геометрический смысл производной.
- Применять производные для исследования функций и построения их графиков в несложных случаях.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Уметь применять тригонометрические формулы в при решении практических задач
Знать свойства тригонометрических функций и уметь строить их графики. Уметь выполнять преобразования графиков.
Уметь решать тригонометрические уравнения.
Овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
Уметь находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц. Выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений.
Уметь применять тригонометрические формулы при решении практических задач.
- Овладеть понятием производной (возможно на наглядно - интуитивном уровне).
- Освоить технику дифференцирования.
- Уметь находить производную сложной функции.
- Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально – экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на прохождение скорости и ускорения.
- Уметь производить вычисления с действительными числами.
- Уметь выполнять преобразования тригонометрических выражений.
- Уметь решать алгебраические, тригонометрические уравнения, неравенства и их системы, применяя различные методы их решений.
- Знать основные свойства функций и уметь строить их графики. Уметь применять свойства функций при решении различных задач.
- Овладеть понятием непрерывности функций, понятием производной.
- Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.
- Освоить технику дифференцирования. Уметь находить производную сложной функции.
- Научиться применять дифференциальное исчисление для исследования элементарных и сложных функций и построения их графиков.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника
Литература
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2010.
- Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н. Тульчинская Е.Е. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 классы. Задачник для общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2010.
- А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа.10-11.Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2005.
- Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике. М., «Дрофа», 2002.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
- Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119.
№/ урока | Название темы урока | пункты | Сроки | Основные понятия, термины | Цели и задачи обучения | Примечания. Диагностика. ИКТ |
Введение (аксиомы стереометрии и их следствия) (5часов) | ||||||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1,2 | Плоскость, аксиома | Изучить основные аксиомы плоскости | ||
2 | Некоторые следствия из аксиом | 3 | Умение доказывать некоторые следствия из аксиом | |||
3-5 | Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий | 1-3 | Выработать навыки применения аксиом стереометрии и их следствий при решении задач | Самостоятельная работа №1 | ||
Глава I. Параллельность прямых и плоскостей (19 часов) §1. Параллельность прямых, прямой и плоскости (5часов) | ||||||
6 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. | 4,5 | Скрещивающиеся прямые | Изучить взаимное расположение двух прямых в пространстве. Ввести понятие параллельных и скрещивающихся прямых | ||
7 | Параллельность прямой и плоскости. | 6 | Параллельность прямой и плоскости | Изучить возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве | ||
8-10 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости | 4-6 | Выработать навыки решения задач на параллельность прямой и плоскости | Домашняя контрольная работа |
§2. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми (5часов) | ||||||
11 | Скрещивающиеся прямые. | 7 | Изучить признак скрещивающихся прямых и теорему о проведении через одну из скрещивающихся прямых плоскости, параллельной другой прямой и применять их на практике | |||
12 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | 8, 9 | Изучить теорему об углах с сонаправленными сторонами и применять ее при решении задач | |||
13, 14 | Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости» | 4-9 | Повторить теорию, подготовить учащихся к контрольной работе. | Тест | ||
15 | Контрольная работа №1 на тему «Параллельность прямой и плоскости» | Контроль знаний учащихся |
№ урока | Наименование темы | № п\п | Кол-во часов | Дата | Примечание. Диагностика. ИКТ. |
Глава 1. Числовые функции. | 1 | 5 | |||
16-17 | Определение числовой функции и способы её задания. | 1 | 2 | ||
18-19 | Свойства функций. | 2 | 2 | ||
20 | Обратная функция. | 3 | 1 | ||
Глава 2. Тригонометрические функции | 24 | ||||
21-23 | Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости». | 4,5 | 3 | Задания для устного счета. Упр.1 «Числовая окружность» Демонстрационный материал «Числовая окружность на координатной плоскости». Самостоятельная работа №2 «Числовая окружность» | |
24-26 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс. | 6 | 3 | Задания для устного счета. Упр.2-3 «Синус и косинус». Самостоятельная работа №3 «Синус, косинус, тангенс и котангенс» | |
27-28 | Тригонометрические функции числового аргумента | 7 | 2 | Задания для устного счета. Упр.4 «Зависимость между синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом числового аргумента» | |
29 | Тригонометрические функции углового аргумента | 8 | 1 | Самостоятельная работа №4 «Тригонометрические функции числового и углового аргумента» | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Определение тригонометрических функций» | 1 | Контроль знаний учащихся |
§3. Параллельность плоскостей (2 часа) | ||||||
31-32 | Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости. Признак параллельности двух плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. | 10,11 | Ввести понятие параллельных плоскостей, уметь доказывать признак параллельности двух плоскостей, теорему существования и единств. плоскости, параллельной данной и проходящей через данную точку пространства, изучить св. параллельных плоскостей | работа та Домашняя контрольная работа | ||
33-34 | Тетраэдр. Параллелепипед. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда. | 12,13 | Тетраэдр, параллелепипед | Ввести понятие тетраэдра, параллелепипеда, рассмотреть свойства ребер, граней, диагоналей параллелепипеда. | Тест | |
35-36 | Задачи на построение сечений. | 14 | Сечение | Сформировать навык решения простейших задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда | ||
37 | Зачет по главе I «Параллельность прямых и плоскостей» | 1-14 | Повторить и обобщить знания учащихся | |||
38 | Решение задач по теме «Параллельность плоскостей, тетраэдр, параллелепипед» | 10-14 | Выработать навыки решения задач | |||
39 | Контрольная работа №3 «Параллельность плоскостей» | Контроль знаний учащихся | ||||
40-41 | Формулы приведения | 9 | 2 | Задания для устного счета. Упр.5 «Формулы приведения». Самостоятельная работа №5 «Формулы приведения». | ||
42-43 | Функция y=sinx, её свойства и график | 10 | 2 | |||
44-45 | Функция y=cosx, её свойства и график | 11 | 2 | Самостоятельная работа №6 «Функции y = sinx, y = cosx, их свойства и графики» | ||
46 | Периодичность функций y = sinx, y = cosx | 12 | 1 | Демонстрационный материал «Периодичность тригонометрических функций» | ||
47-48 | Преобразование графиков тригонометрических функций | 13 | 2 | |||
49-50 | Функции y = tgx, y = ctgx, их свойства и графики | 14 | 2 | Задания для устного счета. Упр.6 «Свойства и графики тригонометрических функций» | ||
51-52 | Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 2 | Тест 1 «Тригонометрические функции» | |||
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Свойства и графики тригонометрических функций» | 1 |
Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (20 часов) §1. Перпендикулярность прямой и плоскости ( 5часов) | ||||||
54 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 15-16 | Доказать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Дать определение прямой, перпендикулярной к плоскости. | |||
55 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 17 | Доказать признак перпендикулярности прямой и плоскости и уметь применять его при решении задач | |||
56 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 18 | Доказать теоремы существования и единственности прямой, перпендикулярной к плоскости | |||
57-59 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости | 15-18 | Сформировать навык применения изученных теорем к решению задач | Тест | ||
§2. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью (6 часов) | ||||||
60 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах | 19-20 | Наклонная, проекция наклонной | Ввести понятие расстояния от точки до плоскости, перпендикуляра к плоскости из точки, наклонной, проведенной из точки к плоскости, основания наклонной, проекции наклонной. Рассмотреть связь между наклонной, ее проекцией и перпендикуляром. Доказать теорему о трех перпендикулярах | ||
61 | Угол между прямой и плоскостью. | 21 | Прямоугольная проекция фигуры | Ввести понятие прямоугольной проекции фигуры. Дать определение угла между прямой и плоскостью | ||
62-64 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью | 19-21 | Сформировать навык применения изученного материала к решению задач | Тест | ||
65 | Лабораторно-практическая работа №1 | Сформировать конструктивный навык нахождения угла между прямой и плоскостью; расстояния от точки до прямой. Научить обосновывать или опровергать выдвигаемые предположения | ||||
§3. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей (8 часов) | ||||||
66-67 | Двугранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 22-23 | Ввести определение двугранного угла, изучить свойства двугранного угла | Самостоятельная работа№7 | ||
68-69 | Прямоугольный параллелепипед | 24 | Ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, доказать свойства диагоналей прямоугольного параллелепипеда | |||
70 | Решение задач по тепе «Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей» | 22-24 | Сформировать навык решения задач по изученной теме | |||
71 | Зачет по главе II «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | 15-24 | Закрепить и обобщить полученные знания | |||
72 | Подготовка к контрольной работе | 15-24 | Подготовить учащихся к контрольной работе | |||
73 | Контрольная работа №5 «Перпендикулярность прямых и плоскостей» | Контроль знаний учащихся |
Глава 3. Тригонометрические уравнения | 10 | ||||
74-75 | Арккосинус и решение уравнения cos t = a | 15 | 2 | Демонстрационный материал «Арккосинус» | |
76-77 | Арксинус и решение уравнения sin t = a | 16 | 2 | Демонстрационный материал «Арксинус» Самостоятельная работа №8 «Арксинус и арккосинус. Решение уравнений» | |
78 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнения tgt = a, ctgt = a | 17 | 1 | Задания для устного счета. Упр.7 «Арксинус, арккосинус арктангенс и арккотангенс» | |
79-81 | Тригонометрические уравнения | 18 | 3 | Задания для устного счета. Упр.8 «Простейшие тригонометрические уравнения» | |
82 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | Тест 2 «Тригонометрические уравнения» | ||
83 | Контрольная работа № 6 по теме «Решение тригонометрических уравнений» | 1 |
Глава III. Многогранники (12 часов) §1. Понятие многогранника. Призма (4 часа) | ||||||
84-85 | Понятие многогранника. Призма, площадь поверхности призма | 25-31 | Многогранник, призма, геометрическое тело, теорема Эйлера, пространственная теорема Пифагора | Ввести понятие многогранника, призмы и их элементов. Рассмотреть виды призм, ввести понятие площади поверхности призмы | Тест, доклад «Геометрическое тело», «Биография Эйлера», «Биография Пифагора» | |
§2. Пирамида (5 часов) | ||||||
86-89 | Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Площадь поверхности пирамиды | 32-34 | Пирамида | Ввести понятие пирамиды, правильной пирамиды, усеченной пирамиды, площади поверхности пирамиды | Математический диктант | |
§3. Правильные многогранники (3 часа) | ||||||
90-92 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника, элементы симметрии правильных многогранников | 35-37 | Тетраэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр | Ввести понятие правильного многогранника | Проектная работа «Многогранники» | |
93 | Контрольная работа №7 «Многогранники» | Контроль знаний учащихся |
Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений | 10 | ||||
94-95 | Синус и косинус суммы и разности аргументов. | 19 | 2 | ||
96 | Тангенс суммы и разности аргументов. | 20 | 1 | Самостоятельная работа №9 «Тригонометрические формулы суммы и разности аргументов» | |
97-98 | Формулы двойного аргумента. | 21 | 2 | Самостоятельная работа №10 «Формулы двойного аргумента» | |
99-100 | Преобразования сумм тригонометрических функций в произведения | 22 | 2 | Тест 3 «Преобразование тригонометрических выражений» | |
101 | Преобразования произведений тригонометрических функций в сумму | 23 | 1 | Задания для устного счета. Упр.9 «Тригонометрические формулы» | |
102 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | Самостоятельная работа №11 «Тригонометрические преобразования» | ||
103 | Контрольная работа № 8 по теме «Преобразование тригонометрических выражений» | 1 |
Глава IV. Векторы в пространстве (6 часов) §1. Понятие вектора в пространстве (1 час) | ||||||
104 | Понятие вектора. Равенство векторов. | 38-39 | вектор | Ввести понятие вектора в пространстве | ||
§2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число (2 часа) | ||||||
105-106 | Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число | 40-42 | Сформировать навык действий над векторами в пространстве | |||
§3. Компланарные векторы (3 часа) | ||||||
107-108 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | 43-45 | Компланарные векторы | Ввести понятие компланарных векторов, правило сложения для трех некомпланарных векторов, доказать теорему о разложении любого вектора по трем некомпланарным векторам | ||
109 | Решение задач по теме «Векторы в пространстве» | 38-45 | Сформировать навык решения задач по данной теме | |||
110 | Контрольная работа №9 «Векторы в пространстве» | Контроль знаний учащихся | ||||
111-115 | Итоговое повторение курса геометрии 10 класса | 1-45 | Повторить и обобщить курс геометрии за 10 класс | Проектная работа «Векторы в пространстве» |
Глава 5. Производная | 28 | ||||
116 | Предел последовательности. | 24 | 1 | Демонстрационный материал «Способы задания числовых последовательностей» Задания для устного счета. Упр.10. «Последовательности» Демонстрационный материал «Определение предела числовой последовательности» | |
117 | Сумма бесконечной геометрической последовательности. | 25 | 1 | Самостоятельная работа №12 «Предел числовой последовательности» | |
118-120 | Предел функции. | 26 | 3 | Задания для устного счета. Упр.12. «Предел функции» | |
121-123 | Определение производной. | 27 | 3 | Демонстрационный материал «Задача о мгновенной скорости» Демонстрационный материал «Задача о касательной к графику» | |
124-126 | Вычисление производных. | 28 | 3 | Задания для устного счета. Упр.14. «Правила дифференцирования» Тест 4 «Произодная» | |
127 | Контрольная работа № 10 по теме «Определение производной и ее вычисление» | 1 | |||
128-129 | Уравнение касательной к графику функции. | 29 | 2 | Самостоятельная работа №13 «Касательная к графику функции» | |
130-132 | Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы. | 30 | 3 | Демонстрационный материал «Применения производной. Признаки возрастания и убывания функции» Задания для устного счета. Упр.15 «Признаки возрастания и убывания функции»
| |
133-135 | Построение графиков функций. | 31 | 3 | Задания для устного счета. Упр.18 «Узнавание функции по графику производной» | |
136-140 | Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин. | 32 | 5 | Демонстрационный материал «Применение производной. Экстремумы функций» | |
141-142 | Уроки обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 2 | Устный счет Самостоятельная работа №14 «Экстремумы функции» Тест 5 «Применение производной к исследованию функций» | ||
143 | Контрольная работа № 11 по теме «Применение производной к исследованию функций» | 1 | Контроль знаний | ||
Глава 6. Повторение | 10 | ||||
144-151 | Решение задач | 8 | |||
152 | Контрольная работа № 12 «Итоговая контрольная работа» | 1 | Контроль знаний | ||
153 | Заключительный урок | 1 |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Теорема Пифагора»
Цели урока: рассмотреть теорему решения задач Пифагора и показать её применение
Воспит. цели: развитие логического мышления; привитие любви и интереса к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учашихся.
Этот урок, в сущности, посвящён одной теореме Пифагора. Но её значение очень велико для геометрии, в чём вы убедитесь в дальнейшем.
1. Практическая работа.
(один учащийся работает у доски)
Построить треугольник со сторонами:
а) 1 ряд 3,4,5.
б) 2 ряд 6,8,10.
в) 3 ряд 5,12,13.
Задание: измерить больший угол этих треугольников.
С помощью наводящих вопросов установить следующую зависимость:
a2+b2=c2.
2.После проведения практической работы включить мелодию Демиса Русоса из композиции «Тени» (Сам Демис Русос родился в г.Александрии в Египте, по национальности он грек. Его композиция соединяет ранее живших людей с нынешним поколением.)
В это время продемонстрировать на компьютере слайды с изображением античных дворцов, храмов, египетских пирамид.
3.Историческая справка.
Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (VI в. до н.э.). Но изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы.
4. Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём. (И.Дырченко)
- Изучение нового материала.
1.С помощью компьютера продемонстрировать учащимся доказательство теоремы Пифагора (диск уроков геометрии Кирилла и Мефодия виртуальной школы).
2.Заострить внимание учащихся на важности теоремы, прочитав стихотворение:
Уделом истины не может быть забвенье,
Как только мир её увидит взор,
И теорема та, что дал нам Пифагор,
Верна теперь, как в день её рожденья.
За светлый луч с небес вознёс благодаренье
Мудрец богам не так, как было до тех пор.
Ведь целых сто быков послал он под топор,
Чтоб их сожгли как жертвоприношенье.
Быки с тех пор, как только весть услышат,
Что новой истины уже следы видны,
Отчаянно мычат и ужаса полны:
Им Пифагор навек внушил тревогу.
Не в силах преградить той истине дорогу,
Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.
(А.фон Шамиссо, перевод Хованского).
- Закрепление изученного материала.
1.Работа в рабочих тетрадях: решить задачи №45, №46.
2.Решить в тетрадях №487 из учебника.
3. Самостоятельная работа в тетрадях: №483(в),№484(в). MAX: №486(б)
4. Дополнительное задание для сильных учащихся:
Большая диагональ прямоугольной трапеции равна 13 см, а большее
основание 12 см. Найдите площадь трапеции, если её меньшее основание
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
П. 54, вопрос 8 ,№47 из рабочей тетради , №483(в) , №484(в) ,486(в)
Приготовить выступления, связанные с биографией Пифагора.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Решение показательных неравенств».
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Цели урока: образовательные: обобщение и применение свойств показатель-
ной функции при решении неравенств; научить применять полученные знания при решении заданий различного уровня сложности;
развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умение анализировать;
воспитательные: приучать к эстетическому оформлению записей в тетради, воспитывать трудолюбие.
Этапы урока и их содержание | Время (мин) | Деятельность | |
учителя | учащегося | ||
I.Организационный этап. II.Постановка цели. Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения показательных неравенств, но попробуем постепенно повышать уровень сложности, познакомимся с другими подходами к их решению. III.Проверка домашнего задания. На дом вам было предложено решить три неравенства. Посмотрим ваше решение. (Приложения №1,2) IV.Устные упражнения. (Приложение №3) V.Закрепление ранее изученного материала. (Приложение №4) VI.Совершенствование знаний. (Приложение №5) VII.Решение заданий на закрепление. (Приложение №6) VIII.Тестирование. (Приложение №7) IX.Домашнее задание. (Приложение №8) X.Подведение итогов урока. Решение показательных неравенств требует от учащихся хороших теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания, трудолюбия, сообразительности. Именно по этой причине неравенства, аналогичные рассмотренным на уроке, выносятся на итоговую аттестацию. Сегодня на уроке все очень хорошо поработали. Молодцы, ребята! | 1 1 10 5 10 7 5 4 1 1 | организационная сообщает тему урока, дату, цель Вызывает по желанию трех человек к доске, параллельно проводит фронтальную беседу по теоретическим вопросам. Выставляет оценку за домашнее задание До начала урока на обратной стороне доски записывает их. Следит за правильностью ответов. По возможности старается привлечь слабых учащихся. Следит за правильностью решений. На доске записать предлагаемый новый материал. Следит за тем, чтобы учащиеся применяли новые приёмы. Записывает на доске домашнее задание. Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то, что аналогичные задания были разобраны на уроке. | сообщают об отсутствующих записывают в тетради 3 человека работают у доски, остальные принимают участие в устном теоретическом опросе Принимают активное участие. Один ученик решает у доски, а остальные, в случае затруднения, предлагают методы решения. Конспектируют в тетрадях. Учащиеся работают у доски по желанию. Самостоятельно работают. Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ поселка Лопуховка Аткарского района Саратовской области
Учитель Лагунина Валентина Александровна
(высшая категория)
Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат».
«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».
Н.Винер
Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.
( с применением ИКТ)
Цели:
- Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о четырех фигурах - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате.
- Знать определения рассматриваемых четырехугольников;
- Уметь распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач.
- Выявить качество и уровень усвоенных знаний.
- Обеспечить у школьников развитие способности к оценочным действиям.
Оборудование:
1 Логическая опорная схема (ЛОС)
по изученным четырехугольникам
2. Готовые чертежи
3. Разрезной квадрат у учащихся и демонстрационный
4. Карточки для ответов у доски
5.Планиметрия. Физикон. Автор курса – доцент МФТИ, канд. физ.-мат. Наук А.А. Хасанов
План урока:
- Организационный момент
- Применение ИКТ. Планиметрия. Физикон. Автор курса – доцент МФТИ, канд. физ.-мат. Наук А.А. Хасанов
- Словарная работа
- Разминка (работа с квадратом).
- Устная работа по готовым чертежам (приложение 1).
- Ответы учащихся по карточкам (приложение 2).
- Составление опоры и работа по ее усвоению.
- Контрольный диктант.
- Решение задач практического содержания.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Ход урока
- Сообщение темы урока, цели.
- Словарная работа.
Учитель читает слово или сочетание слов, все записывают его молча, потом один из учащихся по слогам проговаривает его и «защищает».
Слово | «Защита» |
1. Биссектриса | 1) Определение 2) У какой фигуры диагонали являются биссектрисами |
2. Периметр | 1) Определение 2) Как найти периметр прямоугольника |
3. Параллелограмм
| 1) Определение 2) Признаки параллелограмма прямых |
4.Ромб | 1) Определение 2)Свойства диагоналей ромба |
- Разминка.
Из частей разрезанного квадрата сложите параллелограмм, прямоугольник. (Если сложат трапецию, сказать, что мы об этой фигуре поговорим на последующих уроках.)
- Вызвать четырех учащихся к доске для подготовки ответов по карточкам (карточки прилагаются). В это время – решение задач по готовым чертежам (чертежи прилагаются).
- Заслушиваем и обсуждаем ответы учащихся (задачу о квадрате записать в тетрадь).
- Работа по составлению опоры и ее усвоению.
1.-Какой из четырехугольников мы изучали первым? (параллелограмм)
2.-Сколько свойств диагоналей параллелограмма вы знаете? (одно)
3 -Какое? (Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.)
Располагаем на доске параллелограмм.
4-Какой из четырехугольников мы изучали следующим? (прямоугольник.)
5-Сколько свойств диагоналей прямоугольника вы знаете? (два)
(Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, диагонали прямоугольника равны.)
По ходу обсуждения замечаем закономерность: порядок изучения фигуры и количество свойств диагоналей соответствуют.
Располагаем новую фигуру в зависимости от определения того или иного четырехугольника. Получаем «кораблик».(см. ЛОС )
- Контрольный диктант:
Учащиеся должны на проверочных листочках нарисовать табличку размером 5 столбцов, 8 строк. Положительный ответ отмечают знаком +, а отрицательный ответ знаком -.
Паралл. | Прямоуг. | Ромб | Квадрат | |
1.Противолежащие стороны параллельны и равны.
2.Все стороны равны.
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.
4.Все углы прямые.
5.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
6.Диагонали равны.
7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.
Диктант окончен.
Учащиеся меняются листочками с ответами в парах. Сверяют ответы с доской, исправляют ошибки и подсчитывают их количество. (На доске помещаю с помощью мультимедийной установки правильные ответы) Поднимите руки у кого …?
- Решение задач практического содержания.
- Как плотник может отпилить край доски под углом 45о?
(Измерить ширину доски, по длине отложить равные отрезки, соединить концы, провести диагональ квадрата и по диагонали отпилить.)
- Ребята, из книги «Домашняя геометрия» вы можете узнать, как сделать воздушного змея. Я лишь скажу вам, что он должен иметь форму прямоугольника, стороны которого относятся как 1:1,6 (такое отношение длин в математике и архитектуре называется золотым сечением).
- Как проверить, что рейки воздушного змея образуют прямоугольник?
(Измерить диагонали, они должны быть равны.)
- Запишем домашнее задание.
№401, №403 стр. 113 учебного пособия.
В 1- 20 стр. 114, подготовиться к математическому диктанту.
Подведение итогов урока.
Итак, мы поговорили еще раз о четырехугольниках, которые изучили. Раньше мы рассматривали каждую фигуру в отдельности, а сегодня соединили их в «кораблик». И неслучайно к уроку я взяла такое высказывание Н.Винера: «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».
Оценки за урок:
- Рефлексия.
Прошу всех закрыть глаза.
Кому что-то не понятно по изученному материалу – открыть глаза.
Спасибо.
Прошу всех открыть глаза.
Всем спасибо. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Готовые чертежи
Какая фигура изображена на рисунке?
115o 65o
65o
B C Дано:
ABCD – параллелограмм.
∟А + ∟С = 140о
Найти:
A D ∟A, ∟B, ∟C, ∟D
N P
Дано:
MNPK – параллелограмм.
Найти:
MP, NK
M K
R
Дано:
PRLS – параллелограмм.
P L RS ┴ PL
Доказать:
PRLS – ромб.
S
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Карточка №1
- Дать определение параллелограмма.
- Сформулировать свойства параллелограмма.
- Задача. Дан параллелограмм. Вычислите его углы.
С B
4
A 4 M 3 D
Карточка №2
- Дать определение прямоугольника.
- Сформулировать свойства прямоугольника.
- Задача. Периметр прямоугольника равен 48 см. Найдите его стороны, если они относятся как 1:2..
Карточка №3
- Дать определение квадрата.
- Сформулировать свойства квадрата.
- Задача. Докажите, что середины сторон квадрата являются вершинами другого квадрата.
Карточка №4
- Дать определение ромба.
- Сформулировать свойства ромба.
- Задача. Диагональ ромба образует с одной из сторон угол 40о. Найдите углы ромба.
Приложение для мультимедийной установки.
«Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает».
Н.Винер
Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | |
1.Противолежащие стороны параллельны и равны | + | + | + | + |
2.Все стороны равны | - | - | + | + |
3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | + | + | + | + |
4.Все углы прямые | - | + | - | + |
5.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + | + | + | + |
6.Диагонали равны | - | + | - | + |
7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | - | - | + | + |
Какая фигура изображена на рисунке?
115o 65o
65o
B C Дано:
ABCD – параллелограмм.
∟А + ∟С = 140о
Найти:
A D ∟A, ∟B, ∟C, ∟D
N P
Дано:
MNPK – параллелограмм.
Найти:
MP, NK
M K
R
Дано:
PRLS – параллелограмм.
P L RS ┴ PL
Доказать:
PRLS – ромб.
S
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий
Сценарии уроков и внеклассных мероприятий...
Разработки уроков и внеклассных мероприятий.
1. Культура руси в X веке...
Разработки уроков и внеклассных мероприятий
Данный раздел содержит разработки уроков, внеклассных мероприятий, методическую копилку учителя химии...
Разработки уроков и внеклассных мероприятий
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 11 классе....
Разработки уроков и внеклассных мероприятий
Разработка урока написание письма.Разработка открытого урока по литературе "Пейзаж и герой рассказа ИюСю Тургенева "Бежин луг".Разработка классного часа "Урок мужества. У войны не женское лицо"....
Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева
В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева...