Доклад-выступление на пед. совете "Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы-интерната №12"
статья
Президент РФ В. В. Путин часто обращается к идее патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». Но откуда патриотизм дает характерную оценку для человека? Если брать современное поколение, я решила провести социальный опрос, на платформе Google, чтобы узнать, что думает наша молодежь, на тему: «патриотизм в 21 веке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.83 КБ |
![]() | 135.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1. Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы-интерната №12
Видеоролик «Родина – это МЫ!»
Какой ты патриот?
https://kto-chto-gde.ru/story/test-na-skolko-procentov-vy-patriot/?results#quiz
Педагоги, пока собираются, заполняют анкету: «Отечество мое - Россия»
Слайд 2. Президент РФ В. В. Путин часто обращается к идее патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». Но откуда патриотизм дает характерную оценку для человека? Если брать современное поколение, я решила провести социальный опрос, на платформе Google, чтобы узнать, что думает наша молодежь, на тему: «патриотизм в 21 веке». В опросе участвовала юноши и девушки от 15 до 25 лет. Тестирование прошли по желанию около 50 человек.
- Вы любите свою страну? : «ДА» -86%, «Затрудняюсь ответить» - 12%, «НЕТ» -2%.
- Какая музыка Вам по душе? : «Отечественная» - 30%, «Зарубежная» -36%, «Затрудняюсь ответить» - 34%
- Какая литература Вам кажется интересней?: «Отечественная» - 40%, «Зарубежная» -30%, «Затрудняюсь ответить» - 30%
- Как Вы считаете, нужно ли нашей стране уделять больше внимание патриотическому воспитанию молодежи? : «ДА» - 72%,
- Вы участвуете в патриотических акциях?: «ДА» - 68%, «нет»-32%
- Что для Вас «патриотизм»?: любовь к Родине, любовь к Отечеству, любовь к своей стране и готовность отдать за неё жизнь.
- Если бы Вам предложили уехать из России, куда бы Вы уехали?:Австралия, Зап.Европа, Грузия, Юж.Корея, Норвегия или Финляндия, США, Канада.
Проанализируем их ответы на данный тест. В основном, дети 21 века слушают зарубежную музыку больше, чем нашу, а с фильмами аналогично. За редким исключением, современные российские фильмы уступают американским на мировых кинофестивалях. Поэтому у нас уже сложились устойчивые стереотипы, например, российское современное кино нормальным не бывает, русская современная музыка тоже уступает зарубежным хитам. В сфере молодѐжной культуры Россия уступает европейским странам, и поэтому наша молодежь больше склоняется к зарубежному продукту. Но, не смотря на это, большинство моих сверстников всѐ же причисляют себя к патриотам России. Я думаю, что патриотом можно оставаться, отдавая предпочтения во вкусах зарубежным странам. Необязательно заставлять себя слушать и читать именно наши песни и нашу классику, чтобы быть патриотом. Почему же так? Ведь буквально, поколение назад все любили свою культуру и были патриотами. Мы теряем наше прошлое и ностальгируем по прошедшим временам, считая, что раньше было намного лучше. Раньше были лучше фильмы, была музыка, которую любил каждый россиянин. Слайд 3. Наверное, потому что раньше к культуре относились с душой. А сейчас практически весь молодѐжный продукт имеет коммерческий характер. Мне кажется, если мы сейчас не начнем делать что-то с этой ситуацией, то следующему поколению уже не будет знакомо слово «патриотизм». Нужно менять своѐ отношение к культуре, делать качественный культурный продукт и умело пользоваться им, потому что через 10 лет мы можем окончательно утратить наше самобытное культурное достояние. Почему патриотизм выгоден для государства? Тут все проще, чем с темой выгоды патриотизма для граждан. Потому что главный плюс виден сразу. Государство заинтересовано в патриотических настроениях народа, Граждане готовы на все ради своей Родины. Они будут подчиняться политическому курсу и поддерживать существующий политический режим. Вместе с тем, патриотизм может сплотить наше общество, направить нас на правильный жизненный курс. А кто если не мы, т.е. школа, педагоги будут это делать?!
Слайд 4- ___ ФОТО по патриотическому воспитанию – слайды
ДИАГНОСТКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
У ВОСПИТАННИКОВ ГКОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №12 – ТАБЛИЧКИ.
В новостях можно часто заметить о том, что молодежь буянит по различным поводам. Я считаю, это говорит о том, что в них нет патриотизма. Такие люди не могут назвать себя патриотами (поднимите руки, кто проходил тест на патриотизм), потому что они не знают и не понимают, что такое патриотизм и почему он так важен для современного общества, «Патриотизм есть любовь к Родине» – именно так думает каждый третий человек на земле, о патриотизме знают все, но правильно ли они дают определение такому важному термину? Мне кажется, данное высказывание не раскрывает понятия слова «патриотизм», оно не отражает истинной роли определения. Я не раз задавалась вопросом, сможет ли наше поколение молодых людей в случае военных действий также как в период Великой Отечественной Войны пойти на фронт, несмотря ни на что, и защищать свою родину до последнего. Так что же такое патриотизм? Меня спросили однажды: «Ты патриотка?». И я задумалась, а что значит любить свою страну? Я наткнулась на цитату Бернарда Шоу: «Патриотизм – убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».
(Обсуждение пройденного теста, ссылку на который я сбрасывала ранее)
Патриотизм понимается, не только как любовь к своей родине, но и любовь к ее истории. Он подразумевает, то, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Это любовь к своей родине за ее культуру, традиции и менталитет. Понятие истории в патриотизме также важно, как и вообще «любовь». Потому что именно за историю мы можем любить свою страну и за ее настоящие поступки. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родной истории, родных традиций, родного ремесла, родного языка.
В нашей школе основы и фундамент патриотического воспитания закладывают именно начальные классы. Слово предоставляется …
(Выступают педагоги и воспитатели начальных классов.)
Многие люди считают, что у патриотизма, как у любого другого явления человеческой природы, есть свои рамки и границы. Я с этим согласна. Попробую определить границы патриотизма. Предлагаю Вам определить на какой ступени Вы находитесь!!! Во-первых, можно выделить самую высокую ступень патриотизма. По сути люди на данной ступени являются фанатиками, как грубо это бы не звучало. Они очень пропагандируют патриотизм, готовы лезть в драки, когда их страну оскорбляют или высказываются о ней как-то неправильно. Эти люди считают, что их Родина только для «своих», то есть только для коренных жителей, а это в свою очередь, уже можно отнести к расизму. Также есть еще одна ступень патриотизма – стандартная. Например, есть люди, которые искренне радуются успехам нашей страны, но сами не прилагают к этому никаких усилий – это «бытовое» проявление патриотизма. Хорошо это или плохо? Думаю, это хорошо, потому что и у страны есть люди, которые ее любят и у людей нет ненависти к своему родному краю. В-третьих, что-то среднее между стандартной и высшей ступенями патриотизма. Я назвала это правильной ступенью. Люди, которые находятся на этой границе направлены правильным путѐм. Они не только уважают культуру и национальные традиции, но и защищают интересы своей Родины.
Я считаю, что к этой «золотой середине» патриотизма можно, и даже нужно, отнести такое чувство, как гордость. Гордость за свою страну, за малую родину, за свою семью, за свой коллектив... Это чувство знакомо и доступно каждому, ведь не раз мы чувствовали радость за свою страну, когда наши спортсмены выигрывали медали на Олимпийских играх, когда на уроках истории нам рассказывали о победе во Второй Мировой войне, когда наш земляк достиг тех или иных побед, когда наши дети и учителя побеждают в конкурсах … То есть к ПАТРИОТИЗМУ мы относим не только «любовь», «знание истории», но и «гордость». Если Вы заметили, то я не говорю о АРМИИ и вооруженных силах, т.е. не использую слово «защитник», а только «любовь» и «гордость»… Мне кажется, что слово «защита» появиться, несомненно, у любого человека, который будет безгранично любить и гордиться своей родиной.
Слайд ___ Л. Толстой обращал внимание: «Если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, всѐ противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».
Надеюсь, что следующий тест: «Какой у нас коллектив», поможет Вам не только выявить какой у нас коллектив, но и какой коллектив в вашем классе.
В настоящее время идет процесс глобализации, что приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. По телевиденью, в сети Интернет, в магазинах и кафе все чаще можно услышать песни на иностранном языке. В газетах и журналах постоянно всплывают словечки вроде «тренд», «лайфхак», «фэшн», «хайп» и т. п., словно русский язык — недоразвитый язык, которым совершенно невозможно выразить элементарные понятия. Все чаще на большом экране можно заметить киноленты, в которых сознательно понижается решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. Зачастую выдвигается тезис о том, что победу над гитлеровской Германии преимущественно одержали союзники, особенно США. Почему я это затронула, да потому что на уроках истории, географии, литературы и русского языка, на внеклассных занятиях в старших классах мы еженедельно подпитываем наше патриотическое чувство в детях!
Слово предоставляется педагогам старших классов: …………….………………………
История России – это её люди! Кто из Вас слышал такие фамилии как Шаляпин Ф. И., Рахманинов С. В., В. В. Кандинский, М. З. Шагал, Стравинский И. Ф., известные ученные и технологи- И. И. Сикорский, В. К. Зворыкин, Г. Б. Кистяковский… Проблема патриотизма неразрывно связана с проблемой эмиграции интеллектуальной элиты страны. Сознательное уничтожение культуры русского народа началось после Октябрьской революции. В первую очередь, это связано с тем, что диктатура большевизма не терпела оппозиции, необходима была новая законопослушная интеллигенция, вышедшая из рабочего класса. И ещё … нынешняя неконтролируемая миграция может привести к тому, что в скором будущем низкоквалифицированные эмигранты составят до половины экономически активного населения, конечно, при таких условиях ни о каком инновационном развитие страны речи идти не может. Также рост миграции ведет к падению уровня образования и культуры. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России.
Почему я Вам об этом то начала рассказывать, спросите ВЫ?! Мы начинать должны с себя! Мы же интеллигенция, именно мы владеем достоверной информацией, именно мы вкладываем основу в будущее поколение! А посему, я предлагаю повысить свой патриотический потенциал, узнать новое о прошлом, об истории, об эмигрантах интеллектуальной элиты России, и заодно отдохнуть, совместить приятное с полезным, отвлечься от рабочей рутины и обсудить посещение музея-театра.
Слайд ___ Патриотическое воспитание призвано решать следующие задачи:
1. воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
2. формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
3. воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
4. воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
5. воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи; 6. формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
7. формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
Важно не то, как часто говорить будущему поколению о патриотизме и проявлять назойливость в этом отношении, а то, как мы будем подавать эту информацию. У некоторой части современного общества это вызывает неприязнь к патриотической идее. В школах детей заставляют проводить классные часы, участвовать в акциях и многое др. Но человек в возрасте от 7 до 13 лет еще не в силах самостоятельно понимать и размышлять о ситуации в стране, о ситуации на рынках и о ситуациях в других странах. Именно поэтому Я поняла спустя большое время после обучения и работы в школе, что это все было нужно, чтобы напоминать себе мероприятиями данного типа, какую роль ты занимаешь для государства. Патриотизм-это хорошо, когда его правильно нам преподносят, когда нам рассказывают о нем наши близкие. Но когда из этого выходит «каша», то школьнику уже не интересно об этом думать.
Подводя итог, можно сказать, формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социальнодуховном и нравственном плане. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Патриотизм был и остаѐтся главной нравственной ценностью.
Список литературы 1. Гидиринский В. И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). - М., 1997. 2. Глухов Д.В. Экономические детерминанты формирования гражданского патриотизма. - М.: Наука, 2007. 3. Патриотическая идея накануне XXI века: прошлое или будущее России. Гонеева В.В. - М., 2007. 451 4. Куницын А.П. Наставление воспитанникам. - М., 2007. 5. П.А. Лебедев. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. - СПб., 2011. 6. Губанов Н.И. Советский патриотизм-патриотизм нового, высшего типа. - М.: Высшая школа, 1989. 7. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. - М.: Издательство МГУ., 2015. 8. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. - М.: АСТ, 2005. 9. Тисленкова, И.А. Гражданско–патриотическое воспитание. - М., 2000
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ
СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Компоненты гражданст- | Уровни и показатели гражданственности | |||
Высокий | Средний | Низкий | Крайне низкий | |
1. Гражданское самосознание | Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей | Знает основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей | Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей | Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен |
2. Гражданский долг | Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеж-дённую готовность и способность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам | Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность | Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым | Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам |
3. Гражданская ответственность | Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность | Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда | Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо |
4. Правовая культура | Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни | Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни | Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых | Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества |
5. Соблюдение законов государства | Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности | Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения , но к хорошему поведению других не побуждает | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей | Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых |
6. Личная свобода | Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями | Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества | Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых | При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию |
7. Гражданское достоинство | Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на | Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда | Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого | Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив |
8. Гражданская активность | Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца | Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых | Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно |
9. Политическая культура | Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой | Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-полити-ческую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения | Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно- политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения | Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом |
10. Патриотизм и интернациональность | Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотиче-ской работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы | Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности | Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности |
Компоненты гражданственности | Уровни и показатели гражданственности у воспитанников старших классов |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
ВЫВОД: | |
Компоненты гражданственности | Уровни и показатели гражданственности у воспитанников младших классов |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
ВЫВОД: | |
Компоненты гражданственности | Уровни и показатели гражданственности у воспитанников педагогического коллектива |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
ВЫВОД: |
Возраст ________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? ____________________________________
__________________________________________________________________________________.
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните) и определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________
– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) __________
– честность (правдивость, искренность) __________
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________
– чуткость (заботливость) __________.
VI. Подчеркните, что в вашем коллективе ценится выше всего?
1. Умение ценить настоящую дружбу;
2. Готовность помочь другу в трудную минуту;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Приятная внешность;
6. Хорошие манеры;
7. Умение модно одеваться;
8. Сила воли;
9. Смелость и честность;
10. Решительность;
11. Интересы (хобби), знание литературы, искусство, музыка;
12. Интерес к политике;
13. Наличие фирменных вещей, телефонов, машин, и т. п.;
14. Наличие денег на всякие расходы;
15. Способности, знания и умения.
16. Зависть.
17. Воспитанность.
18. Отзывчивость.
19. Наглость, напористость, грубость, невоспитанность
20. Глупость, лень,
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю работать с коллективом.
4. Мне всё равно.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
«Какой у нас коллектив»
(методика разработана профессором А. Н. Лутошкиным)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
… Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
«Отечество моё - Россия»
(анкета Д.В. Григорьева)
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
… Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Вы любите свою страну? : « ДА» -86%, « Затрудняюсь ответить» - 12%, « НЕТ» -2%. 2.Какая музыка Вам по душе? : « Отечественная» - 30% , « Зарубежная» -36%, « Затрудняюсь ответить» - 34% 3.Какая литература Вам кажется интересней?: « Отечественная» - 40%, « Зарубежная» -30%, « Затрудняюсь ответить» - 30% 4.Как Вы считаете, нужно ли нашей стране уделять больше внимание патриотическому воспитанию молодежи? : «ДА» - 72%, 5.Вы участвуете в патриотических акциях?: «ДА» - 68% , «НЕТ»- 32% 6.Что для Вас «патриотизм»?: любовь к Родине, любовь к Отечеству, любовь к своей стране и готовность отдать за неё жизнь. 7.Если бы Вам предложили уехать из России, куда бы Вы уехали ?: Австралия , Зап . Европа , Грузия, Юж . Корея , Норвегия или Финляндия, США, Канада.
Нужно менять своѐ отношение к культуре, делать качественный культурный продукт и умело пользоваться им, потому что через 10 лет мы можем окончательно утратить наше самобытное культурное достояние.
Патриотизм определяет духовную ценность общества. «Патриотизм - есть любовь к Родине» «Патриотизм – убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился »
Л. Толстой писал: « Если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, всѐ противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».
Патриотическое воспитание призвано решать следующие задачи: 1. Воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину; 2. Формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами; 3. Воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны; 4. Воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека; 5. Воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи; 6. формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа; 7. Формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в межвузовском сборнике научных трудов ФГБОУ ВПО "Саратовский университет имени Н.Г.Чернышевского "Экологическое образование как одно из основных направлений образовательной деятельности современной школы"
Публикация содержит материал из опыта работы МОУ "СОш №59 с углубленным изучением предметов"...

Художественно-эстетическое направление- одно из главных в образовательной деятельности школы-интерната. Выступление на педагогическом совете.
Выступление на педагогическом совете....
Патриотические воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания.
Доклад на августовской педагогической конференции...
Патриотическое воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания
Описание систем мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов воспитания. Разнообразие ...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...
Подготовка к самостоятельной жизни в социуме как направление деятельности школы-интерната
Подготовка к самостоятельной жизни – это процесс формирования у воспитанников подготовленность преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения...
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....