Ценностные установки современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы личности обучающихся
статья

Изменение мировоззренческих ориентиров в поли­тической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества влечёт за собой кор­рекцию ценностных ориентаций в образовании. Но в первую очередь это связано с противоречивым воздействием инфор­мационных технологий, интенсивным ритмом жизни, возрастающими требованиями к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостатком времени и т. д., и как результат – бессистемное или даже хаотическое фор­мирование ценностных ориентаций. Поэтому в сло­жившейся ситуации особую роль приобретает процесс формирования ценностных ориентаций школьни­ков – устремлений, мотивов, побуждений, установок, интересов, потребностей, желаний, жизненных целей, направленных на важнейшие общечеловеческие гума­нистические ценности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ценностные установки современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы личности обучающихся

Изменение мировоззренческих ориентиров в политической, социальной, экономической и духовной сферах российского общества влечёт за собой коррекцию ценностных ориентаций в образовании. Но в первую очередь это связано с противоречивым воздействием информационных технологий, интенсивным ритмом жизни, возрастающими требованиями к получаемым знаниям, умениям и навыкам, недостатком времени и т. д., и как результат – бессистемное или даже хаотическое формирование ценностных ориентаций. Поэтому в сложившейся ситуации особую роль приобретает процесс формирования ценностных ориентаций школьников – устремлений, мотивов, побуждений, установок, интересов, потребностей, желаний, жизненных целей, направленных на важнейшие общечеловеческие гуманистические ценности.

СЛАЙД

Здесь важно сделать акцент на трёх моментах. Формирование ценностных ориентаций должно:

  1. отвечать развитию современного российского общества;
  2. осуществляться целенаправленно, систематически, непрерывно, на всех уроках, внеурочных и внешкольных мероприятиях;
  3. быть опережающим, т. е. нацеленным на завтрашний день.

Школьный возраст является периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: постепенное овладение понятийным мышлением, повышенное внимание к внутреннему миру, накопление жизненного опыта, занятие определенного социального положения.

СЛАЙД

Какие же ценностные ориентации заявлены в ФГОС нового поколения?

Это направленность педагогов и учащихся на:

  • освоение общечеловеческих, гуманистических, демократических, нравственных, эстетических и других ценностей; базовых национальных ценностей российского общества; духовных традиций народов России; культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической, экологической, нравственной и других культур, а также общей культуры;
  • формирование таких личностных качеств учащихся, как образованность, патриотизм, гуманизм, доброжелательность и т. д., гражданской идентичности;
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
  • выполнение нравственных норм, элементарных правил нравственного поведения, правил здорового образа жизни и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • духовно-нравственное развитие, нравственное самосовершенствование, выстраивание конструктивных отношений в семье и обществе.

Как видно, в Стандарте заявлено достаточно большое количество ценностных ориентаций. Поэтому не случайно, что приобщение к общечеловеческим и базовым национальным ценностям должно происходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

СЛАЙД

Системообразующим компонентом Стандарта является ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося составляет цель и основной результат образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся на трех уровнях:

  1. Метапредметный уровень подразумевает освоение базовых (универсальных) общечеловеческих и национальных ценностей российского общества, например, таких, как «человек», «жизнь», «знания», «культура», «природа», «творчество» «истина», «добро», «красота» и др. Базовые ценности как бы пронизывают все школьные уроки и мероприятия и обогащают ценности, находящиеся на других уровнях.
  2. Предметный уровень подразумевает освоение предметных ценностей. Каждый предмет имеет ведущие ценности, на которые может ориентироваться педагог. Например,
  • на уроках истории происходит приобщение к таким ценностям, как «память», «патриотизм», «отечество»
  • на уроках физкультуры – «здоровье», «воля», «сила»
  • на уроках биологии – «жизнь», «природа», «здоровый образ жизни» и т. д. • адекватность реакций у учителя и детей, уровень их взаимопонимания, взаимоуважения (понимание с полувзгляда, полуслова);
  1. Личностный уровень подразумевает обогащение и углубление индивидуальных ценностей за счёт базовых и предметных ценностей в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

СЛАЙД

Стандарт предполагает, что на всех уроках и мероприятиях имеются свои специфические цели и задачи, которые должны быть достигнуты. Поэтому возникает закономерный вопрос: за счёт чего же может быть освобождено время на общеобразовательном уроке для сознательного и целенаправленного приобщения учащегося к ценностям и создания ценностно-ориентированных ситуаций?

  • Во-первых, за счёт укрупнения дидактических единиц информации.
  • Во-вторых, за счёт моделирования опорных сигналов, которые создаются с помощью ИКТ;
  • В-третьих, за счёт проблематизации знаний, благодаря которой обостряется интерес, мотивация учащихся и тем самым подтягиваются дополнительные ресурсы школьника.
  • В-четвёртых, за счёт более эффективного подхода к отбору образовательного материала и продуктивных методов обучения.
  • В-пятых, за счёт привлечения потенциала внеурочной деятельности, т. е. через систему клубов, НОУ, секций, студий, кружков, организации общественно полезной школьной и внешкольной деятельности, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Таким образом, формирование ценностных ориентаций предполагает в конечном итоге становление общей культуры школьника, включающей этическую, эстетическую, интеллектуальную, физическую, экологическую и другие культуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ценностные установки современного образования: формирование ценностно-смысловой сферы личности обучающихся

Слайд 2

Формирование ценностных ориентиров должно

Слайд 3

Ценностные ориентации – направленность педагогов и обучающихся на:

Слайд 4

Требования к результатам обучающихся

Слайд 5

Пути приобщения обучающихся к ценностям и создания ценностных установок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ценностно-смысловых компетенций на уроках ОБЖ

применение различных педагогических технологий на уроке ОБЖ....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ

Данная статья знакомит с примерами заданий курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе по формированию ценностно-смысловой компетенции. Ценностно-смысловые компетенции -...

«Формирование ценностно-смысловых и социально трудовых компетенций через деятельность детских организаций и ученическое самоуправление»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в ...

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина.

Статья, посвященная особенностям формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках литературы в рамках изучения творчества Ивана Алексеевича Бунина....

Магистерская диссертация ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Целью исследования является формирование ценностно- смысловой сферы деятельности учащихся ориентированной на гуманистические принципы....

статья Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.

В статье представлен опыт работы по формированию личностных УУД на уроке литературы в 8 классе по теме "Прошлое - родина души человека" (по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на кото...