Педагогический совет
презентация к уроку

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведев В.И.

директор МАОУ «СОШ №55 г.Улан-Удэ»

Педагогический совет на тему:

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

«Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».  М.Ноулз

    Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование, и здесь большую роль играет учитель.                                

Сегодня постараемся выяснить, какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.

Также мы будем вести разговор о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель, и которые должны развиваться у учащихся в школе.

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте.  

Ключевые особенности ФГОС

Стандарты первого  поколения

ФГОС   второго   поколения

предъявляли требования,  прежде всего, к ученику.

предъявляют   требования   к системе образования  в целом. 

Цель образования:

Усвоение знаний, умений, навыков.

Цель образования:  Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

Базируется на деятельностном подходе.

Основу развития личности ребенка составляет умение учиться.

Цель образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий.

Функция универсальных учебных действий –  обеспечить ключевую компетенцию обучающихся –  умение учиться

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций

в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

(Стратегия модернизации образования в РФ)

В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Идеологической основой  новых образовательных стандартов является компетентностный подход.

Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.

Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.

Компетентностный подход –  это совокупность общих принципов определения:

целей образования;

отбора содержания образования;

организации образовательного процесса;

оценки образовательных результатов.

Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования

Компетентностный подход акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях

Основной результат образовательной деятельности – формирование  ключевых компетентностей

Компетенция - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.

   Термин компетентность определяет, что из   желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер, качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике.

Ключевые особенности  компетентностного подхода

 (ключевые компетенции

Традиционный

Компетентностный

Цель образования.

Что нового узнает  ученик в школе?

Чему учить ученика?

Цель образования.

Чему научится  за годы обучения?

Для чего учиться ученику?

Организация учебного процесса.

Как учить ученика?

Организация учебного процесса.

Как научить ученика учиться?

Позиция учителя:

информатор.

Позиция учителя:

организатор, консультант.

Позиция ученика:

Объект педагогических воздействий.

Позиция ученика:   субъект собственного

развития.

Результат   образования.

Знания, Умения,Навыки.

Результат   образования.

ЗУН + приобретённые  учениками

компетенции.

Оценка   результатов:

5-бальная шкала.

Оценка    результатов:

самоконтроль,  самооценка,

рейтинговая оценка,создание

портфолио.

Учитель должен: осознавать,  каждый ребёнок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в развитии;

 уйти от репродуктивного способа обучения;

перейти на другой тин отношений между участниками образовательного процесса;

сформировать доброжелательную обстановку в классе, повысить самооценку и коммуникативную компетентность школьников.

Новая роль учителя .  Его руководящая роль скрыта от ученика.

Учитель, прежде всего, – партнёр, консультант по учебному общению.

Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.

Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

Компетентностным   является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса

 «А зачем мы это делаем?»

Ребёнок должен чувствовать,  что учение – это радость маленьких открытий.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику?

согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже;

подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет

повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся;

облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)

Компетентность это   креативность,  организованность,    модернизация ,  планирование ,  единство ,  толерантность , единомышленники ,  новизна , творчество ,  научность , осведомленность ,  сотрудничество ,  терпимость .

Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
  • Профессиональные качества:
  • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
  • спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  • демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
  • демонстрировать увлеченность своим предметом;
  • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции ( ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

Любознательный,  интересующийся, -активно познающий мир

Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа  

Любящий свою Родину

Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Участие детей в различных формах дискуссии.

Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.

Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности :

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

Основные компетенции современного учителя.

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу учащихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ » ( от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) ( Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

Слайд 3

Ключевые особенности ФГОС Стандарты первого поколения ФГОС второго поколения Предъявляли требования, прежде всего, к ученику Предъявляют требования к системе образования в целом. Цель образования: Усвоение знаний, умений, навыков. Цель образования: Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Базируется на деятельном подходе.

Слайд 4

«Правильно организованное образование ведет за собой развитие» Л.С.Выготский КОМПЕТЕНТНЫЙ – осведомленный, авторитетный в какой-либо области. словарь С.И.Ожегова

Слайд 5

Ключевые особенности компетентностного подхода Традиционный Цель образования: что нового узнает ученик в школе? Чему учит ученика? Организация учебного процесса: как учить? Позиция учителя: информатор. Позиция ученика: объект. Результат: ЗУНы . Оценка результатов: 5-бальная шкала. Компетентностный Цель образования: Для чего учиться ученику? Чему научится за годы обучения? Организация учебного процесса: Как научить учиться? Позиция учителя: организатор, консультант. Позиция ученика: субъект собственного развития. Результат: ЗУНы + компетенции. Оценка результатов: самоконтроль, самооценка, рейтинг, портфолио .

Слайд 6

Компетентностная модель учителя

Слайд 7

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: Специальная компетентность Социальная компетентность Личностная компетентность Методическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность

Слайд 8

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Критерии коммуникативной компетентности: Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; Четко и убедительно излагать свои мысли; Создавать атмосферу сотрудничества; Готовность проявлять гибкость в общении; Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях; Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Слайд 9

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими. «Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность» Аристотель Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Слайд 10

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья, благодаря своим ключевым компетенциям: Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств; Управление своими эмоциями; Распознавание и понимание чувств окружающих; Управление чувствами других.

Слайд 11

Условия профессионального роста педагога: Чтение методической, педагогической литературы; Посещение семинаров, конференций; Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; Изучение информационно-компьютерных технологий; Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах, и т.д.; Обобщение педагогического опыта; Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (согласно №273-ФЗ «Об образовании в РФ» не реже чем раз в три года).

Слайд 12

Таким образом , профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом. «Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский

Слайд 13

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"

Педагогический совет на тему "Правила педагогической гигиены"...

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...