Педагогическая поддержка одаренных детей
статья

Педагогическая поддержка одаренных детей в общеобразовательной школе может быть обеспечена, если:

- процедура отбора детей в классы с углубленным изучением предметов будет иметь комплексный характер и опираться на особенности региона, на научные критерии одаренности;

- процесс обучения будет индивидуализированным, строящимся на основе учета особенностей учащихся;

- разработаны теоретические принципы создания образовательных программ для одаренных детей и выявлены дидактические особенности процесса их обучения;

- система воспитательных воздействий будет способствовать оптимизации Я-концепции учащихся, формированию зрелой, творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_podderzhka_odarennyh_detey.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Медведев В.И.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №55 г.Улан-Удэ»

Педагогическая поддержка одаренных детей

Проблема одаренности всегда находилась в центре пристального внимания ученых, педагогов, управленцев с древности и до наших дней. Она содержит в себе целый ряд аспектов: психолого-педагогический, методический, организационный, философский, социальный и другие.

Огромный вклад в развитие теории одаренности, определение принципов практической работы с одаренными детьми внесли многие отечественные ученые. Фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития решались такими видными теоретиками, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В. А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др. Острая полемика А.Н.Леонтьева и С.Л. Рубинштейна об источниках развития способностей позволяет современным исследователям осознать степень сложности проблемы. Особую важность представляют положения, выдвинутые Б.Г.Ананьевым, о приоритете общих способностей, которые являются основой для развития способностей специальных. Большой вклад в изучение структуры конкретных способностей внесли В.А.Крутецкий и Б.М. Теплов. Значительный интерес для нашей работы имеют труды Матюшкина, А.В.Жигайлова, А.И.Савенкова, осуществивших исторический анализ изучения проблем одаренности и практики работы с одаренными детьми в России, регионах. Данной проблеме посвящены также работы Г.Л.Бардгор, И.М. Никольской, Л.В. Поповой, Д.А.Сиск, Г.Т. Шпаревой и др.

Очевидно, что развитие творческих возможностей человека в современном мире становится особенно актуальной проблемой. Актуальность проблемы определяется рядом обстоятельств:

1. Осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации в большей мере зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущего всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

2. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

3. В условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию усредненности, «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую» группу населения, в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательной системы.

4. Одна из задач федеральной программы развития образования — регионализация систем образования - обусловливает необходимость решения различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечения системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий.

Учебно - воспитательный процесс в школах России нуждается в модернизации содержания форм и методов, в радикальном усовершенствовании имеющейся материально-технической базы. Формирование школы направлено здесь на реализацию общих принципов демократизации и гуманизации педагогического процесса, на гуманитаризацию, дифференциацию и интеграцию обучения, на усовершенствование и дальнейшее развитие технологий обучения. Работа по организации, учебно-методическому обеспечению педагогической деятельности в каждой школе осуществляется в соответствии с главными направлениями развития образования в республике Бурятия.

Но в последнее время заметно увеличивается число одаренных детей в республике, участвующих в российских олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д., которые занимают достойное место в армии одаренных детей России. Анализ исследований проблемы одаренности, отечественного и зарубежного опыта обучения одаренных детей, организационных сторон работы с ними дает возможность определить те направления в реформируемых структурах образования в регионах, которые позволяли бы талантливому человеку свободно проявлять свои способности и развиваться как уникальной личности.

Педагогическая поддержка одаренных детей в общеобразовательной школе может быть обеспечена, если:

- процедура отбора детей в классы с углубленным изучением предметов будет иметь комплексный характер и опираться на особенности региона, на научные критерии одаренности;

- процесс обучения будет индивидуализированным, строящимся на основе учета особенностей учащихся;

- разработаны теоретические принципы создания образовательных программ для одаренных детей и выявлены дидактические особенности процесса их обучения;

- система воспитательных воздействий будет способствовать оптимизации Я-концепции учащихся, формированию зрелой, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС

Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...

«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»

Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....

«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол

Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...

Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"

Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...

Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей

Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...