Педагогическая поддержка одаренных детей
статья
Педагогическая поддержка одаренных детей в общеобразовательной школе может быть обеспечена, если:
- процедура отбора детей в классы с углубленным изучением предметов будет иметь комплексный характер и опираться на особенности региона, на научные критерии одаренности;
- процесс обучения будет индивидуализированным, строящимся на основе учета особенностей учащихся;
- разработаны теоретические принципы создания образовательных программ для одаренных детей и выявлены дидактические особенности процесса их обучения;
- система воспитательных воздействий будет способствовать оптимизации Я-концепции учащихся, формированию зрелой, творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_podderzhka_odarennyh_detey.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Медведев В.И.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №55 г.Улан-Удэ»
Педагогическая поддержка одаренных детей
Проблема одаренности всегда находилась в центре пристального внимания ученых, педагогов, управленцев с древности и до наших дней. Она содержит в себе целый ряд аспектов: психолого-педагогический, методический, организационный, философский, социальный и другие.
Огромный вклад в развитие теории одаренности, определение принципов практической работы с одаренными детьми внесли многие отечественные ученые. Фундаментальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития решались такими видными теоретиками, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В. А. Крутецкий, К.К. Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др. Острая полемика А.Н.Леонтьева и С.Л. Рубинштейна об источниках развития способностей позволяет современным исследователям осознать степень сложности проблемы. Особую важность представляют положения, выдвинутые Б.Г.Ананьевым, о приоритете общих способностей, которые являются основой для развития способностей специальных. Большой вклад в изучение структуры конкретных способностей внесли В.А.Крутецкий и Б.М. Теплов. Значительный интерес для нашей работы имеют труды Матюшкина, А.В.Жигайлова, А.И.Савенкова, осуществивших исторический анализ изучения проблем одаренности и практики работы с одаренными детьми в России, регионах. Данной проблеме посвящены также работы Г.Л.Бардгор, И.М. Никольской, Л.В. Поповой, Д.А.Сиск, Г.Т. Шпаревой и др.
Очевидно, что развитие творческих возможностей человека в современном мире становится особенно актуальной проблемой. Актуальность проблемы определяется рядом обстоятельств:
1. Осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации в большей мере зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущего всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
2. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.
3. В условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию усредненности, «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую» группу населения, в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательной системы.
4. Одна из задач федеральной программы развития образования — регионализация систем образования - обусловливает необходимость решения различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечения системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий.
Учебно - воспитательный процесс в школах России нуждается в модернизации содержания форм и методов, в радикальном усовершенствовании имеющейся материально-технической базы. Формирование школы направлено здесь на реализацию общих принципов демократизации и гуманизации педагогического процесса, на гуманитаризацию, дифференциацию и интеграцию обучения, на усовершенствование и дальнейшее развитие технологий обучения. Работа по организации, учебно-методическому обеспечению педагогической деятельности в каждой школе осуществляется в соответствии с главными направлениями развития образования в республике Бурятия.
Но в последнее время заметно увеличивается число одаренных детей в республике, участвующих в российских олимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д., которые занимают достойное место в армии одаренных детей России. Анализ исследований проблемы одаренности, отечественного и зарубежного опыта обучения одаренных детей, организационных сторон работы с ними дает возможность определить те направления в реформируемых структурах образования в регионах, которые позволяли бы талантливому человеку свободно проявлять свои способности и развиваться как уникальной личности.
Педагогическая поддержка одаренных детей в общеобразовательной школе может быть обеспечена, если:
- процедура отбора детей в классы с углубленным изучением предметов будет иметь комплексный характер и опираться на особенности региона, на научные критерии одаренности;
- процесс обучения будет индивидуализированным, строящимся на основе учета особенностей учащихся;
- разработаны теоретические принципы создания образовательных программ для одаренных детей и выявлены дидактические особенности процесса их обучения;
- система воспитательных воздействий будет способствовать оптимизации Я-концепции учащихся, формированию зрелой, творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка одаренных детей в условиях введения новых ФГОС
Презентация моего опыта выступления на городском семинаре...
«Принципы педагогической поддержки одаренных детей»
Ниже представлен материал как для педагогов так и для родителей....
«Педагогическая поддержка одаренных детей при подготовке к олимпиаде по физической культуре» баскетбол
Педагогическая и организационная поддержка личностного развития одаренных детей при выполнении практического задания по баскетболу в рамках Олимпиады по физической культуре...
Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей
Каждый вид одаренности можно рассматривать отдельно, ведь очевидно, что личностные особенности, например, у художественно и социально одаренных учащихся будут сильно различаться. Следовательно, они ну...
- Мне нравится (1)