Анализ воспитательной работы интерната
учебно-методическое пособие
Данный материал содержит вариант проведения анализа воспитательной работы по напрвлениям воспитания. Будет полезен в практической работе для старших воспитателей образовательных организаций, где организовано круглогодичное пребывание детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vosp_raboty_2021-2022.docx | 138.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ воспитательной работы в интернате
(ГАОУ НСО «Школа-интернат»)
Анализируемый период: 2021-2022 учебный год
Цель воспитательной работы:
- воспитание образованной, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению
Задачи воспитательной работы:
- формировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России
- совершенствовать оздоровительную работу с воспитанниками и прививать навыки здорового образа жизни
- развивать коммуникативные навыки и формы бесконфликтного общения
- активизировать работу по сплочению детского коллектива интерната
- содействовать успешной адаптации и социализации воспитанников
- формировать экологическую и социальную культуру учащихся
- поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах деятельности
- сотрудничать с семьями воспитанников, вовлекать родителей в совместный процесс воспитания детей
- активно взаимодействовать с учительским и тренерским составом школы-интерната в процессе воспитания детей
Краткое содержание воспитательной работы по направлениям.
Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление имеет своей целью формирование у воспитанников опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности.
Задачи:
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей детей средствами воспитательной работы.
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности
- поощрять инициативу и стремление детей к интеллектуальному самосовершенствованию.
Данное направление представлено следующими мероприятиями:
- «Рождество и Крещение: традиции и современность» Интеллектуальная игра
- День российской науки 8 февраля «Великие люди разных эпох» Визуальный журнал
- Практикум «Школа для нас, мы для школы» Час общения
- Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет «Интернет и информационная безопасность» Беседа
- «Знакомство с Новосибирском» Информационный час
- Единый классные час: «Конституция – основной закон государства «Мы живём в России» Беседа
- Тренинговые занятия «Победи неуверенность в себе» Час общения
- «А песни тоже воевали» Музыкальное фоновое сопровождение
Физкультурноспортивное и оздоровительное направление
Данное направление имеет своей целью формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности
Задачи:
- формировать у воспитанников ценностное отношение к нравственному, психическому и физическому здоровью.
- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
- расширять представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- формировать представление и личностное принятие здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности.
Данное направление представлено следующими мероприятиями:
- «Отдыхаем с пользой или Каникулы на свежем воздухе» Визуальный журнал
- «Тренируя тело тренируем дух» О методах и формах военной спортивной подготовки Беседа
- «Почему спорт- это смысл моей жизни?» Беседа и анкетирование
- «Опасность клещевого энцефалита» Санбюллетень
- Беседа «Гигиена подростка»
- День памяти жертв автокатастроф в НСО. «Чем грозит не соблюдение ПДД» Беседа
- Единый урок безопасности: «Правила дорожного движения», «Правила поведения во время пожара», «Правила безопасного использования пиротехнических изделий в новогодние праздники
- День борьбы со СПИДом «Здоровый Я – здоровая Россия» Выпуск агитлистовок
Общекультурное направление
Общекультурное направление имеет своей целью создание условий для формирования у детей эстетических вкусов.
Задачи:
- формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
- изучение учащимися природы и истории родного края.
- формирование правильного отношения к окружающей среде.
- содействие в проведении исследовательской работы учащихся.
- проведение природоохранных акций
Общекультурное направление представлено следующими мероприятиями:
- «Новогодние традиции народов мира» Подготовка, просмотр и обсуждение видеоролика
- «А я служить должен также как все...» Конкурс агитслоганов о службе в армии
- «Для женщин от души…» Конкурс поздравлений ко дню 8 марта
- Международный день распространения грамотности «Говорим правильно» Визуальный журнал
- «Бабушка рядышком с дедушкой…» Визуальный журнал
- «Осенний калейдоскоп» Конкурсно-развлекательная программа
- «Снежный вальс» Конкурс на лучшую снежинку для украшения окон
Социальное направление
Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.
Задачи:
- формировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников общения
- формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения
- обучение решению задач социального воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования
- воспитание доброго и толерантного отношения к ближнему
- развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативность
Данное направление представлено следующими мероприятиями:
- «Есть такая профессия – Родину защищать!» Информационные материалы о учебных заведениях, готовящих будущих офицеров Визуальный журнал
- «Женщины в мире «неженских» профессий» Визуальный журнал
- В рамках Дня Земли. Информационная программа «День памяти Чернобыля»
- «Майский огонек» Подведение итогов года Воспитательное мероприятие
- «Учимся следить за личными вещами» Беседа
- Соревновательный конкурс «Комната года»
- «О чем может рассказать пищевая упаковка» Визуальный журнал
- «ЭКО-лото» Экологическая игра
Духовно-нравственное направление
Духовно-нравственное направление имеет своей целью воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Задачи:
- воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа
- воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской федерации, исторических святынь Отечества
- изучение исторического прошлого родного края
- формирование культуры межнационального общения
- создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной совместной деятельности.
Данное направление представлено следующими мероприятиями:
- «900 блокадных дней Ленинграда» Визуальный журнал
- Единый классный час «День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда» Просмотр видеоролика
- День памяти воинов – интернационалистов (15 февраля). Подборка песен на тему «Афган звучит в душе моей…» (создание музыкального фона)
- «Армейский калейдоскоп» Воспитательное мероприятие
- «Широкая Масленица!» КТД
- «Что такое честь и достоинство» Беседа
- Единый урок: «Гагаринский урок» «Дорога в небо» Видеожурнал о жизни Гагарина Ю.А.
- Урок Памяти «Цветы и порох» Литературная композиция ко Дню Победы
- «Шли девчата по войне» Визуальный журнал
- «Посвящение в воспитанники» Воспитательное мероприятие
- Единый классный час «День народного единства» «В единстве - сила» Беседа
- Просмотр и обсуждение фильма «Т-34» Интеллектуальная гостиная
- Единый урок по правам человека «Знай свои права и выполняй обязанности» Информационный час
- Единый классный час, посвященный Дню героев Отечества и Дню неизвестного солдата
«Откуда есть пошло...» О истории происхождения звания Герой страны Визуальный журнал
- Декада инвалидов. «Спешите делать добрые дела» обсуждение рассказа и стихотворения А Яшина
Динамика развития личностной, социальной, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся
В интернате на начало учебного года проживали 34 человека,на конец учебного года – 34 человека.
Совместно с школьным психологом проводилась диагностика по определению уровня учебной мотивации учащихся ( методика Матюхиной М.В.) в динамике.
ВЫВОД: В анализе представлено сравнение контрольных данных на момент начала 2021-2022 у.г. и интепретационных данных на конец 2021-2022у.г. Преобладающим мотивом остался комуникационный, хотя и познавательная мотивация показывает неплохую положительную динамику. Все остальные мотивы учебной деятельности также демонстрируют положительную динамику, кроме внешнего мотива (поощрение,наказание), он стабилен на протяжении года. Сравнение показывает, что необходимо усилить работу в области мотивирования ребят на учебу с целью саморазвития.
Для иссследования воспитательного воздействия на личность воспитанника мероприятий духовно-нравственного цикла использована методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына)
ВЫВОД: Динамика результатов за 2021-2022 у.г. положительная. Сравнивая контрольные и интерпретационные данные за год можно увидеть, что среди учащихся высок процент детей с направленностью личности на себя и не слишком заинтересованных в общении. При этом процент детей нацеленных на дело, целеустремленных, достаточно низок на общем фоне. Хотя большинство ребят и направлены на общение, следует уделить больше внимания мероприятиям с повышенной коммуникацией с целью стимулирования к конструктивному общению. Необходимо усилить воспитательное воздействие в направлении формирования умений целеполагания и ориентированности на результат
Изучение ценностных ориентиров воспитанников позволяет выяснить степень успешности воздействия на подростков мероприятий гражданско-патриотического, общеинтеллектуального и общекультурного циклов. Для этого использована методика «Пословицы» (по С.М. Петровой), где цифры обозначают количество выборов желательных или нежелательных ценностных отношений.
ВЫВОД: Из анализа видно, что количество выборов желательных ценностных отношений согласно контстатирующим данным изначально превышает количество выборов нежелательных ценностных отношений. В процессе воспитательного воздействия, которое осуществлялось на протяжении 2021-2022 у.г. удалось сократить количество выборов нежелательных ценностных отношений, что подтверждает эффективность воспитательного процесса в данном направлении.
Создание условий для успешной адаптации и социализации учащихся, обеспечение их социального, гражданского, профессионального и личностного самоопределения является одной из приоритетных задач интерната. Изучение эффективности работы в направлении социально-адаптивного воспитания проводилось с использованием методики изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков)
Диагностика уровня социальной адаптивности (начало 2021-2022)
Критерий Параметр | Высокая степень социализации | Средняя степень социализации | Низкая степень социализации |
Социальная адаптивность | 22ч. – 65% | 10ч. – 29% | 2ч. – 6% |
Автономность | 14ч. – 41% | 18ч. – 53% | 2ч. – 6% |
Социальная активность | 19ч. – 56% | 15ч. – 44% | __________ |
Нравственность | 22ч. – 65% | 12ч. – 35% | ___________ |
Диагностика уровня социальной адаптивности (конец 2021-2022)
Критерий Параметр | Высокая степень социализации | Средняя степень социализации | Низкая степень социализации |
Социальная адаптивность | 20ч. – 67% | 7ч. – 24% | 3ч. – 9% |
Автономность | 12ч. – 40% | 16ч. – 54% | 2ч. – 6% |
Социальная активность | 16ч.– 54% | 14ч. – 46% | __________ |
Нравственность | 18ч. – 60% | 12ч. – 40% | ___________ |
Большинство воспитанников являются старшеклассниками и потому проблема профессионального определения очень важна. Для диагностирования эффективности профориентационной работы использовалась методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс).
ВЫВОД: Анализ демонстрирует, что профессиональные предпочтения на протяжении 2021-2022 ученого года менялись в количественном смысле, т.е. ребята предпочитают выбор профессий, связанных с техникой и только в конце года стремительно возрос выбор педагогики и воспитания. Это связано с профопределением выпускников, выбирающих направление тренерской работы, в наибольшей степени, связанной с их спортивной специализацией. Текущий год показывает, что ведущий выбор – это выбор специальностей, связанных с общественной деятельностью и с техникой, что говорит о достаточно узкой профориентации подростков и потребует расширить знания детей в области профессионального самоопределения.
В части сформированности детского коллектива и эффективности воспитательного воздействия на него очень сложно дать объективную оценку в динамике, так как в связи со спецификой нашего образовательного учреждения обновление количественного и качественного состава детей происходит в начале каждого учебного года в различном объеме (от 30% до 60 % в среднем).
Исходя из этого, оцениванию подлежит не коллектив как таковой, а отношения между детьми, сложившиеся на протяжении 2021-2022 учебного года. Для этого использовалась методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс).
ВЫВОД: На основе анализа видно, что в начале года дети испытывают некую настороженность и оценивают тип отношений в коллективе скорее, как нейтральный. Дети с позитивной оценкой отношений составляют лишь 27% из количества опрошенных. Эффективность воспитательного воздействия демонстрируют интерпретационные данные конца года, что позволяет и в дальнейшем применять данную систему воспитательных мероприятий.
Дети большую часть года проводят в стенах интерната и, в связи с этим, немаловажное значение имеет определение степени их удовлетворенности жизнью в интернате. (Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву), адаптированный вариант)
ВЫВОД: Данные 2021-2022 учебного года имеют положительную динамику, что демонстрирует эффективность организации работы в интернате по всем его направлениям.
Осуществление воспитательного процесса невозможно без участия в нем родителей. Взаимодействие с ними затруднено тем, что большинство из них находится удаленно и только дистанционные формы общения позволяют координировать совместные усилия по воспитанию детей.
Для понимания какое взаимодействие и воздействие возможно и необходимо каждой семье производилось оценивание детско-родительских отношений по методике «Какой вы родитель?»
ВЫВОД: Констатирующие данные начала года демонстрируют тот факт, что у большинства родителей складываются гармоничные отношения с детьми. Данные конца 2021-2022 года показывают положительную динамику во всех категориях, но процент родителей, имеющих сложные отношения с детьми, все еще высок. Исходя из данных показателей, возникает необходимость активизировать работу с родителями в направлении формирования конструктивных и гармоничных детско-родительских отношений.
Родители являются главными заказчиками образовательной услуги и, потому от степени их удовлетворенности работой интерната будет зависеть вектор развития нашего учреждения.
ВЫВОД: Высокую степень удовлетворенности на протяжении всего года стабильно демонстрирует небольшой процент родителей. Основная масса родителей проявляет себя в диапазоне средней удовлетворенности. Процент низкой удовлетворенности имеет слабую динамику к снижению к концу года, но ,тем не менее, родители не до конца удовлетворенные работой интерната все же есть , что говорит о необходимости выяснить причины неудовлетворенности и направить работу на их устранение.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
- Поставленные цели и задачи выполнены
- Выбор форм и методов воспитания эффективен. Все направления отвечают поставленной цели и задачам воспитания.
- Выбранные методы и средства соответствуют возрастным особенностям учащихся
- Целесообразно продолжить реализацию поставленных задач в новом учебном году.
- Активизировать работу в учебном направлении, а именно: работа с неуспевающими, формирование учебной мотивации в направлении самопознания, достижения и познавательной необходимости.
- Уделить больше внимания мероприятиям с повышенной коммуникацией с целью стимулировать ребят к общению
- Расширить знания детей в области профессионального самоопределения.
- Активизировать работу в направлении улучшения социально-педагогической среды, общей психологическая атмосферы и нравственого уклада жизни в интернате
- Продолжить работу с родителями в сфере психолого-педагогического просвещения; выяснить причины неудовлетворенности деятельностью интерната и направить работу на их устранение.
- Активнее сотрудничать с педагогами-предметниками, тренерами, классными руководителями и школьным психологом
- Развивать творческий потенциал учащихся.
- Личным примером формировать у учащихся и родителей активную жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы
Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....
Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...
Анализ воспитательной работы ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка» за 2016-2017 учебный год.
отчет о проделанной работе...
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНТЕРНАТА НА 2018-2019 учебный год
Данный план воспитательной работы предназначен для организации профессиональной деятельности педагогов-воспитателей, направленной на создание условий для успешной адаптации и социализации воспитаннико...
Анализ воспитательной работы в семейной группе интерната общеобразовательной школы.
Умение анализировать собственную педагогическую деятельность -одна из основных профессиональных компетенций педагога. Данный анализ выстроен в логике определения проблем воспитания, реализации целей и...
Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.
В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе 9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...
Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.
План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....