Проект для регионального конкурса "Занятия в дополнительном образовании"
проект
Проект для регионального конкурса "Занятия в дополнительном образовании"
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся, на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это — возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Занятия в дополнительном образовании" | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПРОЕКТ Методические рекомендации «Занятия в системе дополнительного образования»
Автор-составитель: Сулейманова ЗилаЗакиевна, педагог дополнительного образования
2024 год
Содержание
Введение.
- Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования детей.
- Основные требования к современному занятию. З. Основные принципы обучения.
- Структура различных типов занятия.
- Методы организации занятия в объединении дополнительного образования детей.
- Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.
- Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе.
- План-конспект занятия.
Введение
Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий.
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся, на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это — возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
1. Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования детей.
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематика.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
- календарно-тематический план реализуемой общеобразовательной программы;
- определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
- определяются тип и структура занятия;
- определяются тема, цель, задачи, ход занятия.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.
2. Основные требования к современному занятию.
- Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
о Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
- Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
о Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
о Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
- Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
З. Основные принципы обучения.
Организация и содержание занятий в объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:
- научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания); природосообразности (обучение организуется в соответствии с психологофизиологическими особенностями обучающихся);
- последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
- доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
- сознательности и активности;
- наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
- индивидуального подхода в условиях коллективной работы в объединении; - заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); - обеспечение отбираемой информации.
- Структура различных типов занятий.
Тип занятия | Основные элементы структуры занятия |
омбинированное занятие | Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания. Изложение нового материала. Первичное закрепление новых знаний, именение их на актике. |
Занятие сообщения и усвоения овых знаний | Организационная часть Изложение нового материала и закрепление его. |
анятие повторения и обобщения олученных знаний | Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов. |
Занятие закрепления знаний, ыработки умений и навыков | Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной аботы. |
Занятие применения знаний, мений и навыков | Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее ез льтатов. |
- Методы организации занятия в объединении дополнительного образования детей.
- репродуктивный; словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
- методы практической работы; метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров; исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративноприкладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
6. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; ведущие виды деятельности участников занятия; структура занятия и обоснование последовательности его этапов; содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия; формы и способы взаимодействия с детьми, общение; диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия; приемы управления вниманием, активизация детей; типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации; образцы корректирующих упражнений;
- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; диагностика результатов занятия, подведение итогов.
7. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе.
5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
- Закрепление. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
- Контрольный опрос Детей по всему ходу занятия. Рефлексия.
Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог должен учитывать следующие правила:
• Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.
о Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и
т.д.
Литература.
1. Кайгородцева МВ. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. — Волгоград: Учитель, 2009. 2. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. — Волгоград: Учитель, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Дистанционное обучение в условиях дополнительного образования
В статье содержится информация о внедрении идей дистанционного обучения в условиях дополнительного образования сельской школы....
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...
Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума
Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...
Педагогический проект в Сибирский институт непрерывного дополнительного образования.
Данный педагогический проект представляла на международном конкурсе, который проводил Сибирский институт непрерывного дополнительного образования. В победители не вошла, но ведь главное-это ...
Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...
Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.
Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования дете...
Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»
Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...