Проект для регионального конкурса "Занятия в дополнительном образовании"
проект

Сулейманова Зила Закиевна

  Проект  для регионального  конкурса   "Занятия в дополнительном   образовании"

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся, на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это — возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОЕКТ Методические рекомендации «Занятия в системе дополнительного образования»

Автор-составитель: Сулейманова ЗилаЗакиевна, педагог дополнительного образования

2024 год

Содержание

Введение.

  1. Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования детей.
  2. Основные требования к современному занятию. З. Основные принципы обучения.
  1. Структура различных типов занятия.
  2. Методы организации занятия в объединении дополнительного образования детей.
  3. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.
  4. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе.
  5.  План-конспект занятия.

Введение

Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся, на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это — возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

1. Примерная модель занятия в учреждении дополнительного образования детей.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематика.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

  • календарно-тематический план реализуемой общеобразовательной программы;
  • определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • определяются тема, цель, задачи, ход занятия.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного образования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих технологий.

2. Основные требования к современному занятию.

  • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих и воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

о Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

  • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

о Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

о Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

  • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

З. Основные принципы обучения.

Организация и содержание занятий в объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);  природосообразности (обучение организуется в соответствии с психологофизиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в объединении; - заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); - обеспечение отбираемой информации.
  1. Структура различных типов занятий.

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

омбинированное занятие

Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

Изложение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний, именение их на актике.

Занятие сообщения и усвоения овых знаний

Организационная часть

Изложение нового материала и закрепление его.

анятие повторения и обобщения олученных знаний

Организационная часть

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, ыработки умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной аботы.

Занятие применения знаний, мений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее ез льтатов.

  1. Методы организации занятия в объединении дополнительного образования детей.
  • репродуктивный;  словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы;  метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;  исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;  проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративноприкладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;  метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;  наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;  использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

6. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;  учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;  образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;  ведущие виды деятельности участников занятия;  структура занятия и обоснование последовательности его этапов;  содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;  мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;  формы и способы взаимодействия с детьми, общение;  диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;  приемы управления вниманием, активизация детей;  типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;  образцы корректирующих упражнений;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;  диагностика результатов занятия, подведение итогов.

7. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция

стное изложение какой-либо темы, азвивающее мыслительную еятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта писание, раскрытие роли предмета, оциального предназначения в жизни еловека, астие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений докладов под руководством педагога.

Социодрама

южетно-ролевая игра, предопределенная озицией главных героев; ситуация выбора, которой зависят ход жизни и социальносихологических отношений, осознание ебя в структуре общественных отношений.

Дискуссия сестороннее публичное обсуждение, ассмотрение спорного вопроса, сложной роблемы - расширяет знания путем бмена информацией, развивает навыки итического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

пособность проецировать изменения ействительности во имя улучшения жизни, оотнесение личных интересов с бщественными, предложение новых идей решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей азличных организаций для обсуждения и ешения каких-либо вопросов.

Философский стол

оллективная работа по отысканию

ОЦИального значения и личностного мысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

оллективный поход или поездка с целью смотра, знакомства с какой-либо остопримечательностью.

«Крепкий орешек»

ешение трудных вопросов в жизни овместно с группой, доверительный азговор на основе добрых аимоотношений.

Туристический поход

ередвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

вободный обмен мнениями на разные емы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные авила и с жит для познания нового,

Выпускной ринг

ет выпускников творческих оллективов, анализ п ошлого, планы на

5.3. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

  1. Закрепление. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
  2. Контрольный опрос Детей по всему ходу занятия. Рефлексия.

Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог должен учитывать следующие правила:

• Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

о Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и

т.д.


Литература.

1. Кайгородцева МВ. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. — Волгоград: Учитель, 2009. 2. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. — Волгоград: Учитель, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Дистанционное обучение в условиях дополнительного образования

В статье содержится информация о внедрении идей дистанционного обучения в условиях дополнительного образования сельской школы....

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Педагогический проект в Сибирский институт непрерывного дополнительного образования.

Данный педагогический проект представляла на международном конкурсе, который проводил Сибирский институт непрерывного дополнительного образования. В победители не вошла, но ведь главное-это ...

Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...

Волонтерский проект «Сохраним родную Пехорку» Педагог дополнительного образования центра «Созвездие» г.о.Балашиха Майджи О.В.

   Рассматривается организация долгосрочного волонтерского социального проекта на базе экологического объединения "Природа и человек" центра дополнительного образования дете...

Презентация к проекту «Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Цель проекта: формирование у педагогов дополнительного образования навыков эффективного взаимодействия с родителями, через их участие в образовательном процессе.Задачи:Диагностика ситуации и определен...