Особенности преемственности между начальным общим и основным общим образованием
опыты и эксперименты
Проблема преемственности в средней общеобразовательной школе актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преемственности между начальным общим и основным общим образованием
Вчера в своем докладе заместитель директора Ирина Анатольевна Паклина подробно раскрыла алгоритм действий работы учителей начальной школы с реестрами затруднений по результатам мониторингов учащихся 4 классов. И, если вы помните, она обозначила, что эта работа не заканчивается в начальной школе, а целенаправленно переходит в среднее звено. Уверена, коллеги, что таким же образом обстоят дела и ваших школах.
В своем выступлении постараюсь отразить основные моменты в работе с результатами мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе, который был проведен в октябре 2021 года.
По результатам исследования 70% пятиклассников достигли базового уровня подготовки по математике, 73% обучающихся – по русскому языку и 73% обучающихся – по читательской грамотности.
Таким образом, можно сделать вывод, что семь из десяти обучающихся школы успешно освоили предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС и владеют достаточной базовой подготовкой по основным предметам (русский язык, математика) для обучения в 5 классе.
На слайде представлены числовые показатели успешности выполнения мониторинга по предметам. Наиболее трудной для обучающихся 5-х классов оказалась работа по читательской грамотности – успешность выполнения итоговой работы в среднем по школе составила 54% (по городу – 55%, по округу 53%), по математике– 60,1% (по городу - 57%, по округу - 54%) и соответственно и русскому языку 56,4% (, 56% и 53% соответственно). Хочу обратить внимание, что и в сравнении с муниципалитетом, и с регионом показатели нашей школе выше по всем предметам. Незначительно ниже, в сравнении с городом, результаты читательской грамотности.
Предмет | МБОУ СОШ №3 | г. Ноябрьск | сравнение | ЯНАО | сравнение |
Математика | 60,1 | 57 | +3,1 | 54 | +6,1 |
Русский язык | 56,4 | 56 | +0,4 | 53 | +3,4 |
Читательская грамотность | 54 | 55 | -1 | 53 | +1 |
Из-за отсутствия аналогичного мониторинга в 4 классе, сравнили реестры затруднений ВПР с результатами готовности к обучению в 5 классе. Предлагаем рассмотреть затруднения отдельно по каждому предмету:
По математике у учащихся запали темы, представленные на слайде. Три темы вызывают наибольшие затруднения у учащихся на конец 4 и начало 5 класса.
ВПР по математике 4 класс (май 2021) | Готовность к обучению по математике 5 класс (октябрь 2021) |
|
|
Были проведены совместные заседания МО учителей начальных классов с учителями математики. В ходе встреч составлен план методических мероприятий по совершенствованию методов работы по предмету. Так, например, для предотвращения ошибок в решении практических задач с применением свойств известных фигур, учителем математики Н.А. Юдиной предложено применять на уроках практико – ориентированные задания, с использованием конструктора ТИКО. Был проведен мастер-класс «Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда методом моделирования». Сегодня в ходе работы площадки запланировано занятие внеурочной деятельности, на котором этот педагог продемонстрирует работу с конструктором.
Рассмотрим ошибки, допущенные учащимися при выполнении работ по русскому языку.
ВПР по русскому языку 4 класс (май 2021) | Готовность к обучению по русскому языку 5 класс (октябрь 2021) |
|
|
Для сокращения разрыва в методике преподавания отдельных тем по предмету была проведена неделя взаимопосещения уроков учителями 5 и 4 классов по русскому языку, литературе и литературному чтению. По итогам методической недели был проведен ряд мероприятий на установление единства в применении дидактических приемов. Сегодня учителем русского языка Н.Ю. Хохловой будет проведен мастер – класс по работе с текстом.
Перед вами реестр затруднений по читательской грамотности:
- Определять тему текста
- Находить текстовую информацию, данную в явном виде, формулировать вывод
- Находить текстовую информацию, данную в явном виде
- Извлекать из текста явную информацию
- Объяснять значение малознакомого слова на основе контекста
- Объяснять назначение структурного элемента текста
- Формулировать вывод на основе текста, подтверждать вывод фрагментом текста
- Формулировать вывод на основе явной информации
- Объяснять детали процесса на основе информации из научно-популярного текста
- Выдвигать предположение на основе информации из научно-популярного текста
Кроме предметных умений у учащихся западает читательская грамотность. Это зачастую приводит к неудачам при выполнении, казалось бы, простых заданий по любым предметам. Работа по формированию читательской грамотности проходит со всеми учителями посредством индивидуальных консультаций по посещенным урокам, в форме наставничества, круглых столов, методических семинаров и педагогических советов.
Подводя итог сказанному отметим, что в школе ведется целенаправленная деятельность по повышению качества образования учащихся и одним из основных инструментов в этой работе является мониторинг. Несомненно, работа с реестрами затруднений учащихся трудоемкая и требует от учителя немалых усилий. Но имея результаты мониторинга, умея их сопоставить, соотнести с конкретным ребенком и, проследить динамику его показателей, выделить проблемные зоны, каждый учитель способен спланировать работу на уроке так, чтобы показатели каждого ученика имели положительную динамику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между начальной школой и основной
Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....
Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования
Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...
«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»
Анализ проблем преемственности на этапе начальная школа-основная школа. Приведены примеры несформированных метапредметных результатов....
Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)
О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Участие в экспертизе Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования
Опрос учителей-участников экспертизы...
Приказ № 743 от 20.10.2021 г. "Об участии образовательных организаций Октябрьского района в апробации примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования"
На основании письма Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 15.10.2021г. №10-Исх.-9588....