Особенности преемственности между начальным общим и основным общим образованием
опыты и эксперименты

Проблема преемственности в средней общеобразовательной школе актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое, на наш взгляд, главное изменение – учителя как субъекты образовательного процесса со своими общими и индивидуальными особенностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преемственности между начальным общим и основным общим образованием

Вчера в своем докладе заместитель директора Ирина Анатольевна Паклина  подробно раскрыла алгоритм действий работы  учителей начальной школы с реестрами затруднений по результатам мониторингов учащихся 4 классов. И, если вы помните, она обозначила, что эта работа не заканчивается в начальной школе, а целенаправленно переходит в среднее звено. Уверена, коллеги, что таким же образом обстоят дела и ваших школах.

В своем выступлении постараюсь отразить основные моменты в работе с результатами мониторинга готовности пятиклассников к обучению в основной школе, который был проведен в октябре 2021 года.

По результатам исследования 70% пятиклассников достигли базового уровня подготовки по математике, 73% обучающихся – по русскому языку и 73% обучающихся – по читательской грамотности.

Таким образом, можно сделать вывод, что семь из десяти обучающихся школы успешно освоили предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС и владеют достаточной базовой подготовкой по основным предметам (русский язык, математика) для обучения в 5 классе.

На слайде представлены числовые показатели успешности выполнения мониторинга по предметам. Наиболее трудной для обучающихся 5-х классов оказалась работа по читательской грамотности – успешность выполнения итоговой работы в среднем по школе составила 54% (по городу – 55%, по округу 53%), по математике– 60,1% (по городу - 57%, по  округу - 54%) и соответственно и русскому языку 56,4% (,  56% и 53% соответственно). Хочу обратить внимание, что и в сравнении с муниципалитетом, и с регионом показатели нашей школе выше по всем предметам. Незначительно ниже, в сравнении с городом, результаты читательской грамотности.

Предмет

МБОУ СОШ №3

г. Ноябрьск

сравнение

ЯНАО

сравнение

Математика

60,1

57

+3,1

54

+6,1

Русский язык

56,4

56

+0,4

53

+3,4

Читательская грамотность

54

55

-1

53

+1

Из-за отсутствия аналогичного мониторинга в 4 классе, сравнили реестры затруднений ВПР с результатами готовности к обучению в 5 классе. Предлагаем рассмотреть затруднения отдельно по каждому предмету:

По математике у учащихся запали темы, представленные на слайде. Три темы вызывают наибольшие затруднения у учащихся на конец 4 и начало 5 класса.

ВПР по математике 4 класс (май 2021)

Готовность к обучению по математике 5 класс (октябрь 2021)

  1. Применять представление о порядке выполнения действий для установления соответствия между числовым выражением и требованием задачи
  2. Решать практические задачи с применением свойств известных фигур. Находить «объем» прямоугольного параллепипеда на основе знания его свойств, умения находить площадь прямоугольника
  3. Понимать зависимость между величинами задачи. Решать задачу одним способом
  4. Представлять решение текстовой задачи в 2 действия в заданном виде (числовое выражение)
  5. Планировать ход решения текстовой задачи, находить два верных числовых выражения для ответа на вопрос задачи
  1. Записать многозначное число, имеющее 3 свойства 
  2. Упорядочивать величины массы/длины по их значению 
  3. Применять умение делить с остатком (в пределах таблицы умножения) для решения практической задачи 
  4. Применять представление о порядке выполнения действий для установления соответствия между числовым выражением и требованием задачи 
  5. Решать практические задачи с применением свойств известных фигур. Находить «объем» прямоугольного параллелепипеда на основе знания его свойств, умения находить площадь прямоугольника 
  6. Представлять решение текстовой задачи в 2 действия в заданном виде (числовое выражение)

Были проведены совместные  заседания МО учителей начальных классов с учителями математики. В ходе встреч составлен план методических мероприятий по совершенствованию методов работы по предмету. Так, например, для предотвращения ошибок в решении практических задач с применением свойств известных фигур, учителем математики Н.А. Юдиной предложено применять на уроках практико – ориентированные задания, с использованием конструктора ТИКО. Был проведен мастер-класс «Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда методом моделирования». Сегодня в ходе работы площадки запланировано  занятие внеурочной деятельности, на котором этот педагог продемонстрирует работу с конструктором.

Рассмотрим ошибки, допущенные учащимися при выполнении работ по русскому языку.

ВПР по русскому языку 4 класс (май 2021)

Готовность к обучению по русскому языку 5 класс (октябрь 2021)

  • Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста
  • Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста
  • Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс
  • Умение на основе данной информации  и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации
  • Умение характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие 
  • Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить схему слова, соответствующую составу предложенного слова 
  • Умение сравнивать грамматический признак имен существительных (склонение), выбирать нужное утверждение и объяснять свой выбор 
  • Умение определять грамматические признаки глагола (спряжение, форму времени, числа и лица)
  • Умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании 
  • Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Умение осуществлять выбор адекватных языковых средств в процессе общения с людьми разного возраста 
  • Умение самостоятельно озаглавливать текст 
  • Умение составлять план текста 

Для сокращения разрыва в методике преподавания отдельных тем по предмету была проведена неделя взаимопосещения уроков  учителями 5 и 4 классов по русскому языку, литературе и литературному чтению. По итогам методической недели был проведен ряд мероприятий на установление единства в применении дидактических приемов. Сегодня учителем русского языка Н.Ю. Хохловой будет проведен мастер – класс по работе с текстом.

Перед вами реестр затруднений по читательской грамотности:

  • Определять тему текста
  • Находить текстовую информацию, данную в явном виде, формулировать вывод
  • Находить текстовую информацию, данную в явном виде
  • Извлекать из текста явную информацию
  • Объяснять значение малознакомого слова на основе контекста
  • Объяснять назначение структурного элемента текста
  • Формулировать вывод на основе текста, подтверждать вывод фрагментом текста
  • Формулировать вывод на основе явной информации
  • Объяснять детали процесса на основе информации из научно-популярного текста
  • Выдвигать предположение на основе информации из научно-популярного текста

Кроме предметных умений у учащихся западает читательская грамотность. Это зачастую приводит к неудачам при выполнении, казалось бы, простых заданий по любым предметам. Работа по формированию читательской грамотности проходит со всеми учителями посредством индивидуальных консультаций по посещенным урокам, в форме наставничества, круглых столов, методических семинаров и педагогических советов.

Подводя итог сказанному отметим, что в школе ведется целенаправленная деятельность по повышению качества образования учащихся и одним из основных инструментов в этой работе является мониторинг. Несомненно, работа с реестрами затруднений учащихся трудоемкая и требует от учителя  немалых усилий. Но имея результаты мониторинга, умея их сопоставить, соотнести с конкретным ребенком и, проследить динамику его показателей, выделить проблемные зоны, каждый учитель способен спланировать работу на уроке так, чтобы показатели каждого ученика имели положительную динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальной школой и основной

Выступление на педагогическом совете по вопросу обсуждения преемственности между начальной школой и основной....

Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...

«Обеспечение преемственности в формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования»

Анализ проблем преемственности на этапе начальная школа-основная школа. Приведены примеры несформированных метапредметных результатов....

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...