Воспитательные программы МБОУ СОШ пгт Вахрушев
рабочая программа
Воспитательные программы МБОУ СОШ пгт ВАхрушев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательные программы МБОУ СОШ пгт ВАхрушев | 664.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пгт. Вахрушев им. И.П. Фархутдинова».
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете директор МБОУ СОШ пгт . Вахрушев
МБОУ СОШ пгт. Вахрушев ___________ Н. И. Барзул
«____» _________2020 г. «___» _____________2020 г.
Протокол №___
Программа
по профилактике правонарушений несовершеннолетних
«Все в твоих руках»
Срок реализации программы: 2020-2025 гг
пгт. Вахрушев
2020 г.
Пояснительная записка
Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Все в твоих руках» разработана на 2020-2025 годы в целях формирования эффективной системы профилактики правонарушений в школе. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика» определяется «как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».
Следовательно, для успешного выполнения задач по профилактике правонарушений несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека, вот поэтому особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. В этом возрасте только формируется мировоззрение, поэтому ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
В нашей школе ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным поведением, неблагополучных семей, ежегодно составляются социальные паспорта школы и классов, сформированы информационные банки данных о детях, состоящих на учете в КДНиЗП и ПДН, о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На учащихся, состоящих на профилактическом учете, составлены индивидуальные карты, разработаны индивидуальные планы работы. Работа с детьми состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями ведется социальным педагогом и педагогом-психологом, администрацией школы, классными руководителями, инспектором ПДН. С ними проводится индивидуальная работа.
По данным социального паспорта школы уровень правонарушений в нашей школе повысился. По неблагополучным семьям также наблюдается рост.
Социальный паспорт МБОУ СОШ пгт. Вахрушев
Основные категории | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2019-2020 | 2021-2022 |
Обучающиеся | Кол-во | ||||
-общее количество учащихся в школе | 203 | 183 | 174 | 171 | 171 |
-дети-инвалиды | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
-опекаемые дети и приемные семьи | 6 | 6 | 5 | 4 | 6 |
-дети, состоящие на ВШК | 7 | 9 | 4 | 3 | 3 |
-дети, состоящие на учете ПДН | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 |
-дети, состоящие на учете КДНиЗП | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
-дети из многодетных семей | 27 | 36 | 32 | 34 | 58 |
-дети, из малоимущих семей | 91 | 75 | 76 | 74 | 72 |
-дети, из семей СОП | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 |
-семьи, состоящие на учете ПДН ОМВД | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Анализ правонарушений, беседы с несовершеннолетними, анкетирование показывает, что в основном правонарушения совершаются подростками во внеурочное время. Поэтому необходимо создать в школе такие условия, в которых ребенку будет хорошо и интересно.
Регулярно проводятся Советы профилактики правонарушений с привлечением инспектора ПДН, на заседания которых в течение учебного года приглашаются неуспевающие обучающиеся, нарушающие Устав школы и их родители. Заседания проводятся 1 раз в месяц и по ситуации.
Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, с ПДН ОМВД Поронайского района,определены источники воспитательного влияния на ребенка.
В планах воспитательной работы классные руководители ежегодно планируют работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляют постоянный контроль занятости детей в свободное от школьных занятий время, их занятости в летний период.
В школе традиционно проводится декада правовых знаний.
В школе ведется целенаправленная работа по профилактике бродяжничества и безнадзорности, поэтому ведется ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися школы. Основными причинами непосещения занятий учащимися являются:
-потеря интереса к учебе;
-низкая учебная мотивация;
-слабый контроль со стороны родителей за воспитанием детей.
С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения и здорового образа жизни в школе традиционно проводятся мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для укрепления дисциплины в школе организовано ежедневное дежурство администрации, классных руководителей и учащихся. К нарушителям дисциплины применяются меры, предусмотренные Уставом школы.
Вопросы о состоянии профилактической работы в школе постоянно обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогических советов, классные руководители отчитываются о проделанной работе.
Данная программа направлена на повышение эффективности профилактической работы со всеми учащимися школы, и ориентирована на организацию досуга детей, на формирование
устойчивой потребности к здоровому образу жизни и предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа профилактики правонарушений получила название «Все в твоих руках», так как направлена на совместную деятельность учащихся и их родителей, педагогического коллектива школы и других субъектов системы профилактики.
В данной программе применяются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний-лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль поведения которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющий опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа-деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
- асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
- девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
- просоциальное поведение (противоположное антисоциальному поведению) -деятельность человека, осуществляемая ради блага другого человека без надежды на вознаграждение;
- аддитивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.
Паспорт программы
Наименование программы | Профилактика правонарушений несовершеннолетних «Все в твоих руках» |
Разработчики программы | Заместитель директора по ЗВР Дзисяк О.В. Социальный педагог Белова Ю.А. |
Цели программы | Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий; создание условий для совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы. |
Основные задачи программы | 1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений); 2. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; 3.Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде; 4. Определение основных направлений, эффективных форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, направленных на профилактику асоциальных проявлений среди несовершеннолетних; 5. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений; 6. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с ПДН ОМВД, КДН и ЗП; 7.Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье; 8. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка; 9.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов; |
Сроки реализации программы | 2020-2025 годы |
Основные участники программы |
|
Нормативно-правое обеспечение программы |
|
Исполнители программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Управление и контроль исполнения программы | Контроль реализации Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители |
Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 5 лет: 2020-2021 учебный год, 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год, 2023-2024 учебный год, 2024-2025 учебный год.
Содержание работы на этапах реализации.
Название этапа | Содержание работы |
I этап Подготовительный (1 год) 2020-2021 учебный год |
|
II этап Внедрение (3 года) 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год, 2023-2024 учебный год |
|
III этап Отслеживание и анализ результатов (1год) 2024-2025 учебный год | Обработка полученной в ходе реализации программы информации; Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами; Определение дальнейших перспектив развития школы в деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних; Выявление проблемных областей образовательной деятельности; Проведение корректировки программы. |
Функции различных категории работников школы, участвующих в реализации программы:
Директор школы - координирует и контролирует реализацию мероприятий в рамках профилактической работы.
Заместитель директора по УВР - осуществляет контроль и руководство деятельности классных руководителей, социального педагога, психолога по организации профилактической работы с несовершеннолетними, обеспечение нормативно-правовой базы.
Заместитель директора по ВВР – осуществляет комплекс профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, контролирует занятость учащихся в объединениях дополнительного образования и осуществляет методическое сопровождение программы.
Социальный педагог - осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности учащегося, обеспечивает оперативную межведомственную связь с органами профилактики. Обеспечивает базу данных состоящих на внутришкольном контроле новыми сведениями (если они появляются). Выступает посредником между учащимися и школой, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
Психолог - оказывает психолого-педагогическую помощь в рамках реализации программы и осуществляет методическое сопровождение программы. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся состоящих на внутришкольном учете и условия их жизни. Совершает совместные рейды в семьи учащихся состоящих на учете с социальным педагогом.
Учителя - предметники – активно участвуют в составлении базы данных учащихся состоящих на учете, участвуют в реализации программ превентивного обучения, оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.
Классные руководители - ежедневно осуществляют контроль посещаемости учебных занятий, в рамках реализации программы, проводят индивидуальную и групповую профилактическую работу.
Представитель правоохранительных органов - расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов, проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений, совершает совместные рейды в семьи учащихся состоящих на учете с социальным педагогом и психологом школы.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
- Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов несовершеннолетних в области безопасности, здоровья и законодательства.
- демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности
полученной информации.
В целях эффективности проведения работы по профилактике правонарушений, необходимы новые формы, методы и технологии взаимодействия, взаимосвязанные с учреждениями системы профилактики. Разнообразие форм работы позволит школе добиться ощутимых результатов в профилактике правонарушений учащихся, созданию благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания.
Формы работы:
- совет по профилактике правонарушений школы;
- родительские собрания;
- лекции;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- содействие в участии в системе внеурочной деятельности школы;
- работа по профориентации;
- организация «родительского всеобуча».
Методы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- убеждение;
- анализ документов.
Технологии работы:
Для повышения эффективности системы профилактики правонарушений несовершеннолетних программой предусмотрены основные виды деятельности:
1.Организационнаяработа - предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление регулярной работы с картотекой учащихся состоящих на учете.
Работа выстраивается в несколько этапов:
- Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.
- Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы (анкетирование).
- Адаптация школьников 1,5, 10-х классов.
- Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.
- Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.
2.Профилактическая работа с учащимися - включает индивидуальную профилактическую работу с подростками с девиантным поведением и детьми стоящими на учете, осуществляемая через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.
Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору несовершеннолетним своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
- Коррекционная работа с учащими стоящими на учете.
- Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.
- Правовое воспитание учащихся.
3.Правовое просвещение классных руководителей и учителей-предметников – предусматривает информирование педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи
Работа выстраивается в несколько этапов:
- Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области психологической и правовой помощи подростку.
- Повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.
4. Профилактическая работа с родителями - предусматривает усиление взаимодействия между педагогами и родителями в профилактике правонарушений несовершеннолетних, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
Работа выстраивается в несколько этапов:
- Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.
- Учебно-просветительская деятельность среди родителей.
Наиболее важные аспекты программы «Профилактика правонарушений»:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и социального педагога позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
2. Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную программу профилактики правонарушений. Классный руководитель должен установить ежедневный контроль за посещаемостью занятий. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, необходимо подключение работников ПДН и КДНиЗП, принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско - правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать их для проведения лекций, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
4. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:
- работа направленная на формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.
- работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
- создание консультационного пункта для обучающихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. В выявлении такой категории детей и родителей участвует весь педагогический коллектив школы. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет профилактики школы. Социальный педагог знакомится с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекаются специалисты по социальной защите. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенностей детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог, психолог);
- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;
- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «Хорошего родителя». Далее необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям представляют широкое разнообразие у них проблем и вариантов в отставании в развитии, а в будущем возникают поведенческие расстройства, связанными с асоциальными личностями. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте с Комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ПДН, органами социальной защиты, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, и другими общественными организациями.
Формы социально - психологической помощи семье:
Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог и психолог, работая с семьей, могут использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини - тренинги и др.
6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ВШК обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно - образовательной программы.
Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:
-безнадзорных или беспризорных;
-занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, которые не указаны в выше приведенных пунктах и только с согласия руководителя учреждения системы профилактики. Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешением конкретных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их отношения и поведения, а также восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
План мероприятий, направленных на реализацию направлений программы
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I.Организационная работа | |||
1 | Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений, составление планов воспитательной работы классных руководителей | Ежегодно в сентябре | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители |
2 | Составление плана внутришкольного контроля | Администрация школы | |
3 | Организация работы школьного Совета профилактики. | Администрация школы, социальный педагог | |
4 | Составление плана работы родительского всеобуча в соответствии с программой школы | Администрация школы | |
5 | Создание (уточнение) банка данных учащихся стоящих на учете; неблагополучных семей. | социальный педагог, классные руководители | |
6 | Составление социального паспорта класса и школы. | ||
7 | Выявление детей «группы риска», социально незащищенных детей, учащихся девиатного поведения, постановка на учет, вовлечение их во внеурочную деятельность | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители | |
8 | Сбор информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о детях с ОВЗ | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
9 | Сбор информации по летнему отдыху детей | ||
10 | Составление плана совместной работы с КДН и ЗП по предупреждению правонарушений, работы с детьми, состоящими на учете в ПДН | Социальный педагог, классные руководители | |
11 | Выявление учащихся не приступивших к занятиям | ||
12 | Организация дежурства педагогов и администрации школы, дежурных классов | Администрация школы | |
13 | Проверка готовности к занятиям учащихся из социально незащищенных семей. | Социальный педагог, классные руководители | |
14 | Сбор информации по многодетным, малообеспеченным семьям | ||
15 | Сбор информации о детях, состоящих на учете в ПДН | Постоянно | |
16 | Анализ состояния правонарушений учащихся школы по информации КДН и ЗП, ПДН ОМВД | По запросу | |
16 | Организация летней занятости школьников | Ежегодно в апреле, мае | Заместитель директора по ВР |
17 | Анкетирование родителей для составления социального паспорта, составление (корректировка) социального паспорта | Ежегодно в сентябре | Социальный педагог, классные руководители |
18 | Общешкольный мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся» | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | |
19 | Социометрия учащихся 8-10 классов, диагностическое исследование | По плану | Психолог |
20 | Мониторинг учащихся 5-11 классов «Правовая компетентность». | Ежегодно в ноябре | социальный педагог, классные руководители, учитель истории |
21 | Мониторинг «Готовность школьников к выбору профессии» 8-11 классы. | Ежегодно в апреле | Психолог, классные руководители |
22 | Разработка и составление индивидуальных программ реабилитации и адаптации детей и семей группы «социального риска» | В течение года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители |
II. Профилактическая работа с учащимися | |||
1 | Ежедневный контроль посещаемости уроков, своевременная работа по устранению пропусков уроков без уважительной причины | Ежедневно | Классные руководители |
2 | Вовлечение детей стоящих на учете в кружки по интересам, спортивные секции, участие в мероприятиях. | Постоянно | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования |
3 | Привлечение детей с ограниченными возможностями к участию в мероприятиях различного уровня и направленности | ||
4 | Оказание социально-психологической помощи, детям при решении проблем. | Психолог | |
5 | Обновление стенда для родителей и учащихся «Уголок правовых знаний». | Ежегодно в сентябре, январе | Заместитель директора по ВВР, социальный педагог |
6 | Заседания Совета профилактики. | Ежемесячно | Члены Советы профилактики |
7 | Участие школьников в мероприятиях школы, района, области, страны. Активное привлечение к социально-значимой деятельности | По плану | Администрация школы, заместитель директора по ВР, классные руководители |
8 | Посещение семей учащихся с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями учащихся | По мере необходимости | Социальный педагог, психолог, классные руководители |
9 | Посещение семей учащихся, состоящих на ВШК, учете ПДН | 1 раз в полугодие | |
III. Правовое просвещение | |||
1 | Знакомство учащихся с Уставом школы, своими обязанностями и правами | Ежегодно в сентябре | Классные руководители |
2 | Классные часы на правовую тематику и по вопросам нравственности | По плану | Социальный педагог, классные руководители |
3 | Оформление информационных стендов для учащихся на тему правового просвещения. | Ежегодно в октябре | Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
4 | Формирование правовой культуры школьников через уроки обществознания, классные часы, праздники, индивидуальные занятия. | Ежегодно по плану | Социальный педагог, классные руководители, учителя- предметники |
5 | Акции и мероприятия, посвященные Международному дню детскому телефона доверия | Ежегодно в сентябре, мае | Социальный педагог, классные руководители |
6 | Проведение тематических общешкольных родительских собраний по проблемам детской преступности, с привлечением сотрудников ПДН | По плану | Администрация школы, классные руководители. социальный педагог, инспектор ПДН |
7 | Организация выставки книг по теме « Знай и соблюдай закон» | Ежегодно в ноябре | Библиотекарь |
IV, Профилактическая работа с родителями | |||
1 | Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка на внутришкольный контроль Внесение изменений и дополнений в картотеке неблагополучных семей | В течение года | Социальный педагог, психолог, классные руководители |
2 | Проведение индивидуальных бесед с родителями: - об обязанностях по воспитанию и содержанию детей; - о взаимоотношениях в семье; - о бытовых условиях и их роли в обучении | ||
3 | Посещение семей с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями учащихся | ||
4 | Организация родительского лектория | Администрация школы | |
5 | Посещение на дому детей категории социально незащищенных семей (опека, многодетные, неполные), состоящих на ВШК, учете ПДН | Социальный педагог, психолог, классные руководители | |
6 | Приглашение родителей детей стоящих на учете на Совет профилактики | 1 раз в месяц (по необходимости) | Социальный педагог |
7 | Собеседование с родителями уклоняющимися от воспитания подростков Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ; Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей | По необходимости |
Документальное сопровождение программы:
1) Сопутствующая документация:
- личная карточка несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете;
- план воспитательной работы школы, содержащий план классных часов, общешкольных мероприятий с учащимися, спортивных мероприятий;
- план родительского всеобуча на учебный год;
- протоколы родительских собраний;
- план совместной работы с учреждениями системы профилактики;
- график дежурства педагогов и администрации по школе;
- график дежурства классов по школе.
2) Отчетность:
- отчет классных руководителей по воспитательной работе (Приложение 1);
- отчет классных руководителей по выполнению 120-ФЗ (Приложение 2);
-карточка о проведении профилактической работы с учащимся, состоящим на внутришкольном учете (Приложение 3);
- акт о посещении семьи учащегося (Приложение 4);
- справки по результатам мониторинговых исследований;
- справки и заключения по результатам диагностик;
- анализ воспитательной работы ОУ за учебный год;
3) Диагностические материалы:
- диагностические материалы для проведения мониторинговых исследований;
- анкета для определения школьной мотивации, Лусканова Н.Г.
- экспресс-методика «выявление тревожности у 5-классников в период адаптации»
- проективная методика «Встреча» - социометрия по Битяновой
- методика изучения мотивации учения старшеклассников, Лукьянова М.И.
- методика «определение самооценки» Дембо-Рубинштейна
- проективная методика «Интервью»
- анкета «Изучение микроклимата в классе», Вяткина Л.А.
- опросник Айзенка
- тест-опросник Шмишека
- тест СДП Леус Э.В.
- опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии, Успенский В.Б.
- тест профессиональных предпочтений, Д. Голланд
- дифференциально-диагностический опросник
- карта интересов
- методика изучения коммуникативных организаторских склонностей
- методика «Направленность личности».
Критерии отслеживания эффективности программы:
1. Снижение пропусков уроков учащимися без уважительных причин.
2. Повышения занятости учащихся в системе дополнительного образования.
3. Увеличение числа участников в общешкольных, муниципальных, региональных и других мероприятиях.
4. Повышение успешности учащихся в мероприятиях (количество призеров и победителей).
5.Результаты мониторинговых и социально-психологических исследований (уровень воспитанности обучающихся, готовность к выбору профессии, удовлетворенность родителей и учащихся работой ОУ.
Приложение 1
Итоги работы класса за _____________ четверть,
202 – 202 учебный год.
(отчёт классного руководителя)
Класс _______________
Классный руководитель _______________________________________________________
Количество учащихся: ________________________ человек
Количество учащихся, посещающих кружки, секции, факультативы
( кол-во и %)________________________________________________________________
Перечислите классные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Форма проведения | Охват учащихся |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 |
Перечислите общешкольные мероприятия, в которых Вы приняли участие
№ | Наименование, тема | Дата проведения | Форма проведения | Охват учащихся |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Перечислите муниципальные, областные, дистанционные мероприятия, в которых Вы приняли участие
№ | Наименование мероприятия | Дата проведения | Уровень | Место | Охват учащихся |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 |
Активные участники общественной жизни класса и школы (Ф.И.): _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Периодичность проведения классных часов _____________________________
Какая в течение четверти была проведена работа с родителями:
Кол-во родительских собраний________
Кол-во индивидуальных встреч с родителями_____________________________________
Тема родительских собраний___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: Подпись:________________________/_____________________/
Приложение 2
Отчет о выполнении 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Классный руководитель ____ класса _______________________________(ФИО)
МБОУ СОШ пгт. Вахрушев (___ четверть 20___- 20___ учебный год)
1.Профилактическая работа с семьями учащихся
Посещение семьи | |||
Фамилия, имя учащегося | Дата | Причина | Примечание |
Индивидуальные беседы с учащимися | |||
Фамилия, имя учащегося | Количество | Фамилия, имя учащегося | Количество |
Индивидуальные беседы с родителями | |||
Ф.И.О. родителя | Количество | Ф.И.О. родителя | Количество |
2. Контроль посещаемости уроков за четверть
Фамилия, имя учащегося | Количество пропусков уроков без ув. причины | Профилактическая работа | Результат |
3. Взаимодействие с социальным педагогом
Фамилия, имя учащегося | Проблема, с которой обратились | Результат |
4. Взаимодействие с педагогом-психологом
Фамилия, имя учащегося | Проблема, с которой обратились | Результат |
5. Взаимодействие с администрацией школы (директором, заместителями)
Фамилия, Имя, учащегося | Проблема, с которой обратились | Результат |
Приложение3
Профилактическая работа с учащимся МБОУ СОШ пгт. Вахрушев
______класса ______________________________________(ФИ),
состоящим на внутришкольном учете
за ___ четверть 20___- 20___ учебный год
1. Беседы с учащимся и родителями
Дата | Содержание |
2.Контроль посещаемости уроков за четверть
Дата | Кол-во пропусков уроков без уважительной причины | Причина пропусков | Профилактическая работа |
3.Вовлечение в общественную деятельность
Дата | Содержание |
4.Посещение объединений дополнительного образования (название)
_______________________________________________________________________________
Классный руководитель: _______________/___________________ Подпись
Приложение4
Справка
о посещении семьи учащегося МБОУ СОШ пгт. Вахрушев ФИ:_____________________________________________, ______ класс
1. Дата посещения:_________________________
2. Цель посещения:_________________________________________________________________ 3. Жилищно-бытовые условия (подчеркнуть):
- отдельная комната (да, нет)
- место для выполнения домашних заданий (есть, нет)
- чистота, порядок в помещении (да, нет)
- условия для отдыха ребенка (хорошие, удовлетворительные, нет)
- наличие необходимых школьных принадлежностей (есть, нет)
- наличие компьютера, возможности выхода в Интернет (есть, нет)
4.Обязанности учащегося по дому:____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 5.Соблюдение режима дня:___________________________________________________________ 6. Выполнение домашних заданий (подчеркнуть):
- самостоятельно
- с помощью родителей
7.Результат посещения: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Подпись родителей:_____________________/_______________/
Подпись классного руководителя:______________/______________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"
В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...
Воспитательная программа МБОУ "СОШ с.Поды" . Срок реализации 2012 - 2017г.
Это воспитательная программа для школы, по которой я писала в этом году воспитательный план. Расчитана она на 5лет....
Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...
Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Угловская СОШ
Настоящая «Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в МБОУ Угловская СОШ» (далее – Программа мероприятий) разработана во исполнение П. 4 перечня поручений Президен...
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»
основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...
Программа воспитания МБОУ СОШ пгт Вахрушев
Программа воспитания МБОУ СОШ пгт Вахрушев...