Воспитательные программы МБОУ СОШ пгт Вахрушев
рабочая программа

Воспитательные программы МБОУ СОШ пгт ВАхрушев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Вахрушев им. И.П. Фархутдинова».

РАССМОТРЕНО:                                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом совете                                         директор МБОУ СОШ пгт . Вахрушев  

МБОУ СОШ пгт. Вахрушев                                                          ___________ Н. И. Барзул

«____» _________2020 г.                                                            «___» _____________2020 г.

Протокол №___                                

Программа

по профилактике правонарушений несовершеннолетних

«Все в твоих руках»

Срок реализации программы: 2020-2025 гг

пгт. Вахрушев  

2020 г.

Пояснительная записка

         Программа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Все в твоих руках» разработана на 2020-2025 годы   в целях формирования эффективной системы профилактики правонарушений в школе. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «профилактика» определяется «как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении».

Следовательно, для успешного выполнения задач по  профилактике правонарушений несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека, вот поэтому особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. В этом возрасте только формируется мировоззрение, поэтому ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

В нашей школе ведется работа по выявлению и учету детей с девиантным поведением, неблагополучных семей, ежегодно составляются социальные паспорта школы и классов, сформированы информационные банки данных о детях, состоящих на учете в КДНиЗП и ПДН, о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На учащихся, состоящих на профилактическом учете, составлены индивидуальные карты, разработаны индивидуальные планы работы. Работа с детьми состоящими на внутришкольном учете и неблагополучными семьями ведется социальным педагогом и педагогом-психологом, администрацией школы, классными руководителями, инспектором ПДН. С ними  проводится индивидуальная работа.

По данным социального паспорта школы уровень правонарушений в нашей школе повысился. По неблагополучным семьям также наблюдается  рост.

Социальный паспорт МБОУ СОШ пгт. Вахрушев

Основные категории

2016-2017

  2017-2018

 2018-2019

 2019-2020

 2021-2022

Обучающиеся

Кол-во

-общее количество учащихся в школе

203

183

174

171

171

-дети-инвалиды

3

3

3

2

2

-опекаемые дети и приемные семьи

6

6

5

4

6

-дети, состоящие на ВШК

7

9

4

3

3

-дети, состоящие на учете ПДН

2

0

0

0

1

-дети, состоящие на учете КДНиЗП

2

0

0

0

2

-дети из многодетных семей

27

36

32

34

58

-дети, из малоимущих семей

91

75

76

74

72

-дети, из семей СОП

2

0

0

1

3

-семьи, состоящие на учете ПДН ОМВД

2

0

0

0

1

Анализ правонарушений, беседы с несовершеннолетними, анкетирование показывает, что в основном  правонарушения совершаются подростками во внеурочное время. Поэтому необходимо создать в школе такие условия, в которых ребенку будет хорошо и интересно.

 Регулярно проводятся Советы профилактики правонарушений с привлечением инспектора ПДН, на заседания которых в течение учебного года приглашаются неуспевающие обучающиеся, нарушающие Устав школы и их родители. Заседания проводятся 1 раз в месяц и по ситуации.

Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятие с учета, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, с ПДН ОМВД Поронайского района,определены источники воспитательного влияния на ребенка.

В планах воспитательной работы классные руководители ежегодно планируют работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляют постоянный контроль занятости детей в свободное от школьных занятий время, их занятости в летний период.

В школе традиционно проводится декада правовых знаний.

В школе ведется целенаправленная работа по профилактике бродяжничества и безнадзорности, поэтому ведется ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися школы. Основными причинами непосещения занятий учащимися являются:

-потеря интереса к учебе;

-низкая учебная мотивация;

-слабый контроль со стороны родителей за воспитанием детей.

С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения и здорового образа жизни в школе традиционно проводятся мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для укрепления дисциплины в школе организовано ежедневное дежурство администрации, классных руководителей и учащихся. К нарушителям дисциплины применяются меры, предусмотренные Уставом школы.

Вопросы о состоянии профилактической работы в школе постоянно обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогических советов, классные руководители отчитываются о проделанной работе.

Данная программа направлена на повышение эффективности профилактической работы со всеми учащимися школы, и ориентирована на организацию досуга детей, на формирование

устойчивой потребности к здоровому образу жизни и  предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Программа профилактики правонарушений  получила название «Все в твоих руках», так как направлена на совместную деятельность  учащихся и их родителей, педагогического коллектива школы и других субъектов системы профилактики.

В данной программе применяются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний-лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль поведения которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения  обязанностей по его  воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных  законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо, которое вследствие  безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющий опасность  для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей  продукции, пива и  напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также  иные действия, нарушающие права и законные  интересы других лиц.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении,  - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение  либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа-деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также  по их  социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения  ими правонарушений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -система  социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

  • асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;
  • девиантное поведение - отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;
  • просоциальное поведение (противоположное антисоциальному поведению) -деятельность человека, осуществляемая ради блага другого человека без надежды на вознаграждение;
  • аддитивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.

Паспорт  программы

Наименование программы

Профилактика правонарушений несовершеннолетних «Все в твоих руках»

Разработчики программы

Заместитель директора по ЗВР Дзисяк О.В.

Социальный педагог Белова Ю.А.

Цели программы

Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий;

создание условий для совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение  тенденции роста противоправных деяний, сокращение  правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы.

 Основные задачи      

 программы

1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);

2. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

3.Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

4. Определение основных направлений, эффективных форм и  методов социально-педагогической работы с учащимися, направленных на профилактику асоциальных проявлений среди несовершеннолетних;

5. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;

6. Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с ПДН ОМВД, КДН и ЗП;

7.Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;

8. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;

9.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

Сроки реализации программы

2020-2025 годы

Основные участники программы

  • Обучающиеся школы 1-11 классов;
  • Педагогический коллектив;
  • Родители (законные представители) учащихся школы;
  • Учреждения системы профилактики Поронайского района

Нормативно-правое обеспечение программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция о защите прав ребенка;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  • Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г.  № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ;
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации;
  • Постановление правительства РФ от 21.01.2015 № 30 (ред. от 18.06.2019) "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Указ Президента РФ от 09.10.2007№ 1351(ред.от 01.07.2014 г.) "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года»
  • Постановление правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642(ред. от 11 06. 2019 года)   Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
  • Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. №  240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
  • Устав МБОУ СОШ пгт. Вахрушев;
  • Положение о Совете профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся  МБОУ СОШ пгт. Вахрушев;
  • Положение о постановке на внутришкольный учет.

Исполнители программы

  • Администрация МБОУ СОШ пгт. Вахрушев;
  • Социальный педагог;
  • Психолог;
  • Педагог ОБЖ;
  • Классные руководители;
  • Педагоги;  
  • Библиотекарь школы;  
  • Родители учащихся школы;
  • Представители правоохранительных органов.

Ожидаемые результаты

  • снижение количества несовершеннолетних, не посещающих школу, регулярно и систематически пропускающих учебные занятия;
  • снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • повышение эффективности системы социальной профилактики правонарушений.

Управление и контроль исполнения программы

Контроль реализации Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители

Этапы реализации Программы

 Программа рассчитана на 5 лет: 2020-2021 учебный год, 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год, 2023-2024 учебный год, 2024-2025 учебный год.

 Содержание работы на этапах реализации.

Название этапа

Содержание работы

I этап

Подготовительный (1 год)

 2020-2021 учебный год

  • Совершенствование нормативно-правовой базы;
  • Определение стратегий и тактики деятельности;
  • Укрепление межведомственного сотрудничества;
  • Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
  • Проведение в школе социологических исследований несовершеннолетних обучающихся, учителей, родителей, направленных на профилактику правонарушений
  • Поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность

II этап

Внедрение (3 года)

2021-2022 учебный год,

2022-2023 учебный год,

2023-2024 учебный год

  • Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • Внедрение в педагогическую работу школы технологии раннего обнаружения случаев бесконтрольности, безнадзорности и склонностей детей и подростков к совершению правонарушений;
  •  Использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у несовершеннолетнего обучающегося активного жизненного стиля поведения;
  • Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
  • Выработка умения противостоять давлению негативной среды;
  • Организация досуговой деятельности несовершеннолетних;
  • Внедрение в профилактическую работу современных технологий по взаимодействию структурных подразделений по охране и защите детства;
  •  Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
  • Соотношение промежуточных результатов реализации Программы с поставленными целями и задачами

III этап

Отслеживание и анализ результатов (1год)

2024-2025 учебный год

Обработка полученной в ходе реализации программы информации;

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;

Определение дальнейших перспектив развития школы в деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

Выявление проблемных областей образовательной деятельности;

Проведение корректировки программы.

Функции различных категории работников школы, участвующих в  реализации программы:

Директор школы - координирует и контролирует реализацию мероприятий в рамках профилактической работы.

Заместитель директора по УВР - осуществляет  контроль и руководство деятельности классных руководителей, социального педагога, психолога по организации профилактической работы с несовершеннолетними,   обеспечение нормативно-правовой базы.

Заместитель директора по ВВР – осуществляет комплекс профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, контролирует занятость учащихся в объединениях дополнительного образования и осуществляет методическое сопровождение программы.

Социальный педагог - осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности учащегося, обеспечивает оперативную межведомственную связь с органами профилактики. Обеспечивает базу данных состоящих на внутришкольном контроле новыми сведениями (если они появляются). Выступает посредником между учащимися  и школой, семьей,  специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

Психолог - оказывает психолого-педагогическую помощь в рамках реализации программы и осуществляет методическое сопровождение программы. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся состоящих на внутришкольном учете и условия их жизни. Совершает совместные рейды в семьи учащихся состоящих на учете с социальным педагогом.

Учителя - предметники – активно участвуют в составлении базы данных учащихся  состоящих на учете, участвуют в реализации программ превентивного обучения,  оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.

Классные руководители - ежедневно осуществляют контроль посещаемости учебных занятий, в рамках реализации программы, проводят индивидуальную и групповую профилактическую работу.

Представитель правоохранительных органов - расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов,  проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений, совершает совместные рейды в семьи учащихся состоящих на учете с социальным педагогом и психологом школы.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов несовершеннолетних в области безопасности, здоровья и законодательства.
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними;
  • поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности

   полученной информации.

В целях эффективности проведения работы по  профилактике правонарушений, необходимы новые формы, методы и технологии  взаимодействия, взаимосвязанные с учреждениями системы профилактики. Разнообразие форм работы позволит школе добиться ощутимых результатов в профилактике правонарушений учащихся, созданию благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания.

Формы работы:

  • совет по профилактике правонарушений школы;
  • родительские собрания;
  • лекции;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • содействие в участии в системе внеурочной деятельности школы;
  • работа по профориентации;
  • организация «родительского всеобуча».

Методы работы:

  •  анкетирование;
  •  тестирование;
  •  наблюдение;
  •  опрос;
  •  беседа;
  •  убеждение;
  • анализ документов.

Технологии работы:

Для повышения эффективности системы  профилактики правонарушений несовершеннолетних  программой предусмотрены основные виды деятельности:

1.Организационнаяработа - предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Направлена на  разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление регулярной работы с картотекой учащихся состоящих на учете.

Работа выстраивается в несколько этапов:

  • Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.
  • Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы (анкетирование).
  • Адаптация школьников 1,5, 10-х классов.
  • Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.
  • Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

2.Профилактическая работа с учащимися -  включает индивидуальную профилактическую работу с подростками с девиантным поведением и детьми стоящими на учете, осуществляемая через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая коррекционно-развивающая работа: предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору несовершеннолетним  своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

  • Коррекционная работа с учащими стоящими на учете.
  • Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.
  • Правовое воспитание учащихся.

3.Правовое просвещение классных руководителей и учителей-предметников – предусматривает информирование  педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи

Работа выстраивается в несколько этапов:

  • Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области психологической и правовой помощи подростку.
  • Повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.

4.  Профилактическая работа с родителями - предусматривает усиление взаимодействия между педагогами и родителями в профилактике правонарушений несовершеннолетних, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Работа выстраивается в несколько этапов:

  • Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.
  • Учебно-просветительская деятельность среди родителей.

Наиболее важные аспекты программы «Профилактика правонарушений»:

 1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений. Ежедневный контроль  успеваемости со стороны классного руководителя и социального педагога позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.

 2.  Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную программу профилактики правонарушений. Классный руководитель должен установить ежедневный контроль за посещаемостью занятий. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, необходимо подключение работников ПДН и КДНиЗП, принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско - правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать их для проведения лекций, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

4. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:

- работа направленная на формирование у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.

- работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

- создание консультационного пункта для обучающихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. В выявлении такой категории детей и родителей участвует весь педагогический коллектив школы. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет профилактики школы. Социальный педагог знакомится с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекаются специалисты по социальной защите. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенностей детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

 - установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог, психолог);

 - разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

 - формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;

 - установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «Хорошего родителя». Далее необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям представляют широкое разнообразие у них проблем и вариантов в отставании в развитии, а в будущем возникают поведенческие расстройства, связанными с асоциальными личностями. Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте с Комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ПДН, органами социальной защиты, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, и другими общественными организациями.

Формы социально - психологической помощи семье:

Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Патронаж может проводиться со следующими целями:  

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;  контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Социальный педагог и психолог, работая с семьей, могут использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини - тренинги и др.

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ВШК обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно - образовательной программы.

 Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:

 -безнадзорных или беспризорных;

-занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

- употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача;

 - совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи или реабилитации индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, которые не указаны в выше приведенных пунктах и только с согласия руководителя учреждения системы профилактики. Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешением конкретных ситуаций, преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, коррекции их отношения и поведения, а также восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.

План мероприятий, направленных на реализацию направлений программы

 

Содержание  работы

Сроки

Ответственные

I.Организационная работа

1

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений, составление планов воспитательной работы классных руководителей

Ежегодно в

сентябре

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители

2

Составление плана внутришкольного контроля

Администрация школы

3

Организация работы школьного Совета профилактики.

Администрация  школы, социальный  педагог

4

Составление плана работы родительского всеобуча в соответствии с программой школы

Администрация школы

5

Создание (уточнение) банка данных учащихся стоящих на учете; неблагополучных семей.

социальный педагог, классные руководители

6

Составление социального паспорта класса и школы.

7

Выявление детей «группы риска», социально незащищенных детей, учащихся девиатного поведения, постановка на учет, вовлечение их во внеурочную  деятельность

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители

8

Сбор информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о детях с ОВЗ

Заместитель директора по ВР, социальный  педагог, классные руководители

9

Сбор информации по летнему отдыху детей

10

Составление плана совместной работы  с КДН и ЗП по предупреждению правонарушений, работы с детьми, состоящими на учете в ПДН

Социальный  педагог, классные руководители

11

Выявление учащихся не приступивших к занятиям

12

Организация дежурства педагогов и администрации школы, дежурных классов

Администрация школы

13

Проверка готовности к занятиям учащихся из социально незащищенных семей.

Социальный  педагог, классные руководители

14

Сбор информации по многодетным, малообеспеченным семьям

15

Сбор информации о детях, состоящих на учете в ПДН

Постоянно

16

Анализ состояния правонарушений

учащихся школы по информации КДН и ЗП, ПДН ОМВД

По запросу

16

Организация летней занятости школьников

Ежегодно в апреле, мае

 Заместитель директора по ВР

17

Анкетирование родителей для составления социального паспорта, составление (корректировка) социального паспорта

Ежегодно

в сентябре

Социальный  педагог, классные руководители

18

Общешкольный мониторинг «Уровень воспитанности обучающихся»

Заместитель директора по ВР, социальный педагог,

классные руководители

19

Социометрия учащихся 8-10 классов, диагностическое исследование

По плану

Психолог

20

 Мониторинг  учащихся 5-11 классов «Правовая компетентность».

Ежегодно в ноябре

социальный педагог,

классные руководители, учитель истории

21

Мониторинг «Готовность школьников к выбору профессии» 8-11 классы.

Ежегодно в апреле

Психолог, классные руководители

22

Разработка и составление индивидуальных программ реабилитации и адаптации детей и семей группы «социального риска»

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог,

классные руководители

II. Профилактическая работа с учащимися

1

Ежедневный контроль посещаемости уроков, своевременная работа по устранению пропусков уроков без уважительной причины

Ежедневно

Классные  руководители

2

Вовлечение детей стоящих на учете в  кружки по интересам,  спортивные секции, участие в мероприятиях.

Постоянно

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

3

Привлечение детей с ограниченными возможностями к участию в мероприятиях различного уровня и направленности

4

Оказание социально-психологической помощи, детям при решении проблем.

Психолог

5

Обновление стенда для родителей и учащихся «Уголок правовых знаний».

Ежегодно в сентябре, январе

Заместитель директора по ВВР, социальный педагог

6

Заседания Совета профилактики.

Ежемесячно

Члены Советы профилактики

7

Участие школьников в мероприятиях школы, района, области, страны. Активное привлечение к социально-значимой деятельности

По плану

Администрация школы, заместитель директора по ВР, классные руководители

8

Посещение семей учащихся с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями учащихся

По мере необходимости

Социальный  педагог, психолог, классные руководители

9

Посещение семей учащихся, состоящих на ВШК, учете ПДН

1 раз в полугодие

III. Правовое просвещение

1

Знакомство учащихся с Уставом школы, своими обязанностями и правами

Ежегодно в сентябре

Классные руководители

2

Классные часы на правовую тематику и по вопросам нравственности

По плану

Социальный  педагог, классные руководители

3

Оформление информационных стендов для учащихся на тему правового просвещения.

Ежегодно в октябре

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

4

Формирование правовой культуры школьников через уроки обществознания, классные часы, праздники, индивидуальные занятия.

Ежегодно по плану

Социальный  педагог, классные руководители, учителя- предметники

5

Акции и мероприятия, посвященные Международному дню детскому телефона доверия

Ежегодно в сентябре, мае

Социальный  педагог, классные руководители

6

Проведение тематических общешкольных родительских собраний по проблемам детской преступности, с привлечением сотрудников ПДН

По плану

Администрация школы, классные руководители. социальный педагог, инспектор ПДН

7

Организация выставки книг по теме « Знай и соблюдай закон»

Ежегодно в ноябре

Библиотекарь

IV, Профилактическая работа с родителями

1

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка на внутришкольный контроль

Внесение изменений и дополнений в картотеке неблагополучных семей

В течение года

Социальный  педагог, психолог,  классные руководители

2

Проведение индивидуальных бесед с родителями:

- об обязанностях по воспитанию и содержанию детей;

 - о взаимоотношениях в семье;

- о бытовых условиях и их роли в обучении

3

Посещение семей с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями учащихся

4

Организация родительского лектория

Администрация школы

5

Посещение на дому детей категории социально незащищенных семей (опека, многодетные, неполные), состоящих на ВШК, учете ПДН

Социальный  педагог, психолог, классные руководители

6

Приглашение родителей детей стоящих на учете на Совет профилактики

1 раз в месяц (по необходимости)

Социальный  педагог

7

Собеседование с родителями уклоняющимися от воспитания подростков Ознакомление со статьями УК РФ, АК РФ; Вынесение им официального предупреждения об ответственности за воспитание и обучение детей

По необходимости

Документальное сопровождение программы:

 1) Сопутствующая документация:

- личная карточка несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете;

- план воспитательной работы школы, содержащий план классных часов, общешкольных мероприятий с учащимися, спортивных мероприятий;

- план родительского всеобуча на учебный год;

- протоколы родительских собраний;

- план совместной работы с учреждениями системы профилактики;

- график дежурства педагогов и администрации по школе;

- график дежурства классов по школе.

 2) Отчетность:

- отчет классных руководителей по воспитательной работе (Приложение 1);

 - отчет классных руководителей по выполнению 120-ФЗ (Приложение 2);

 -карточка о проведении профилактической работы с учащимся, состоящим на внутришкольном учете (Приложение 3);

 - акт о посещении семьи учащегося (Приложение 4);

 - справки по результатам мониторинговых исследований;

 - справки и заключения по результатам диагностик;

 - анализ воспитательной работы ОУ за учебный год;

 3) Диагностические материалы:

- диагностические материалы для проведения мониторинговых исследований;

- анкета для определения школьной мотивации, Лусканова Н.Г.

 - экспресс-методика «выявление тревожности у 5-классников в период адаптации»

 - проективная методика «Встреча» - социометрия по Битяновой

 - методика изучения мотивации учения старшеклассников, Лукьянова М.И.

 - методика «определение самооценки» Дембо-Рубинштейна

- проективная методика «Интервью»

- анкета «Изучение микроклимата в классе», Вяткина Л.А.

 - опросник Айзенка

- тест-опросник Шмишека

- тест СДП Леус Э.В.

 - опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии, Успенский В.Б.

 - тест профессиональных предпочтений, Д. Голланд

 - дифференциально-диагностический опросник

 - карта интересов

- методика изучения коммуникативных организаторских склонностей

- методика «Направленность личности».

Критерии отслеживания эффективности программы:

 1. Снижение пропусков уроков учащимися без уважительных причин.

 2. Повышения занятости учащихся в системе дополнительного образования.

 3. Увеличение числа участников в общешкольных, муниципальных, региональных и других мероприятиях.

4. Повышение успешности учащихся в мероприятиях (количество призеров и победителей).

5.Результаты мониторинговых и социально-психологических исследований (уровень воспитанности обучающихся, готовность к выбору профессии, удовлетворенность родителей и учащихся работой ОУ.

Приложение 1

   Итоги работы класса за _____________ четверть,

202  – 202  учебный год.

(отчёт классного руководителя)

Класс _______________

Классный руководитель _______________________________________________________

Количество учащихся:  ________________________ человек

Количество учащихся, посещающих кружки, секции, факультативы

 ( кол-во и %)________________________________________________________________

Перечислите классные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период

Наименование мероприятия

Дата проведения

Форма проведения

Охват учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Перечислите общешкольные мероприятия, в которых Вы приняли участие

Наименование,  тема

Дата проведения

Форма проведения

Охват учащихся

1

2

3

4

5

6

Перечислите муниципальные, областные, дистанционные  мероприятия, в которых Вы приняли участие

Наименование мероприятия

Дата проведения

Уровень

 Место

Охват учащихся

1

2

3

4

Активные  участники  общественной жизни класса и школы (Ф.И.): _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Периодичность проведения классных часов _____________________________

Какая в течение четверти была проведена работа с родителями:

Кол-во родительских собраний________

Кол-во индивидуальных встреч с родителями_____________________________________

Тема родительских  собраний___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:                                                              Подпись:________________________/_____________________/

Приложение 2

Отчет о выполнении 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 Классный руководитель ____ класса _______________________________(ФИО)

МБОУ СОШ пгт. Вахрушев  (___ четверть 20___- 20___ учебный год)

1.Профилактическая работа с семьями учащихся

Посещение семьи

Фамилия, имя учащегося

Дата

Причина

Примечание

Индивидуальные беседы с учащимися

Фамилия, имя учащегося

Количество

Фамилия, имя учащегося

Количество

Индивидуальные беседы с родителями

Ф.И.О. родителя

Количество  

Ф.И.О. родителя

Количество

2. Контроль посещаемости уроков за четверть

Фамилия, имя учащегося

Количество пропусков уроков без ув. причины

Профилактическая работа

Результат

3. Взаимодействие с социальным педагогом

Фамилия, имя учащегося

Проблема, с которой обратились

Результат

4. Взаимодействие с педагогом-психологом

Фамилия, имя учащегося

Проблема, с которой обратились

Результат

5. Взаимодействие с администрацией школы (директором, заместителями)

Фамилия, Имя, учащегося

Проблема, с которой обратились

Результат

Приложение3

Профилактическая работа с учащимся МБОУ СОШ пгт. Вахрушев

______класса ______________________________________(ФИ),

состоящим на внутришкольном учете

за ___ четверть 20___- 20___ учебный год

1. Беседы с учащимся и родителями

Дата

Содержание

2.Контроль посещаемости уроков за четверть

Дата

Кол-во пропусков уроков без уважительной причины

Причина пропусков

Профилактическая работа

3.Вовлечение в общественную деятельность

Дата

Содержание

4.Посещение объединений дополнительного образования (название)

_______________________________________________________________________________

Классный руководитель: _______________/___________________ Подпись

Приложение4

Справка

 о посещении семьи учащегося МБОУ СОШ пгт. Вахрушев ФИ:_____________________________________________, ______ класс

1. Дата посещения:_________________________

2. Цель посещения:_________________________________________________________________ 3. Жилищно-бытовые условия (подчеркнуть):

 - отдельная комната (да, нет)

 - место для выполнения домашних заданий (есть, нет)

 - чистота, порядок в помещении (да, нет)

- условия для отдыха ребенка (хорошие, удовлетворительные, нет)

 - наличие необходимых школьных принадлежностей (есть, нет)

 - наличие компьютера, возможности выхода в Интернет (есть, нет)

 4.Обязанности учащегося по дому:____________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 5.Соблюдение режима дня:___________________________________________________________ 6. Выполнение домашних заданий (подчеркнуть):

 - самостоятельно

 - с помощью родителей

7.Результат посещения: __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Подпись родителей:_____________________/_______________/

Подпись классного руководителя:______________/______________/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...

Воспитательная программа МБОУ "СОШ с.Поды" . Срок реализации 2012 - 2017г.

Это воспитательная программа для школы, по которой я писала в этом году воспитательный план.  Расчитана она на 5лет....

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

Программа развития воспитательной компоненты МБОУ Угловская СОШ

Настоящая «Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в  МБОУ Угловская  СОШ» (далее – Программа мероприятий) разработана во исполнение П. 4 перечня поручений  Президен...

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...

Программа воспитания МБОУ СОШ пгт Вахрушев

Программа воспитания МБОУ СОШ пгт Вахрушев...