Методическая разработка воспитательного события "Путь к успеху"
методическая разработка (9 класс)

Миляшова Лилия Наильевна

Методическая разработка воспитательного события "Путь к успеху" в направлении "Профориентация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа

 Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Путь к успеху»

                                     Выполнила:

                                                      Миляшова Лилия Наильевна,

                                                      заместитель директора по ВР

                                                                МБОУ «Среднедевятовская СОШ»

                                                                    Лаишевского муниципального района

                                          Республики Татарстан

2023 г.

  1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление: «Профориентация»

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность): «Путь к успеху».

Актуальность выбора темы воспитательного мероприятия обусловлена тем, что первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый подросток. И здесь главное - сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, возможностям и способностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к самореализации, к успеху, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 9-11 класса, возраст 14-17лет.

1.4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

  • сформировать у обучающихся готовность к профессиональному самоопределению;
  • подготовить к сознательному выбору профессии и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Задачи:

  • Дать представление обучающимся о факторах, влияющих на выбор профессии;
  • способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;
  • формировать уважительное отношение к труду;
  • воспитание чувства ответственности за свое будущее. 

Планируемые результаты:

  • обучающиеся должны усвоить знания о факторах, влияющих на выбор профессии;
  • выработать умение соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;
  • способствовать появлению чувства ответственности за свое будущее.

1.5. Форма проведения внеклассного мероприятия: классный час в форме психологического тренинга.

1.6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, технология сотрудничества, проблемный диалог, ИКТ-технологии, анкетирование.

Методы: беседа, рассказ, практическая деятельность.

1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ в интернет.

Раздаточный дидактический материал: материалы для анкетирования.

2. Подготовка воспитательного мероприятия.

Описание подготовки воспитательного мероприятия

        Для проведения воспитательного мероприятия «Путь к самореализации», необходимо провести анкетирование учащихся 9-11 классов (см.приложение №1), подготовить буклеты с различным выбором профессий, подготовить материалы о факторах, влияющих на выбор профессии по Е.В. Климову, создать интерактивное упражнение с помощью сервиса learningApps.org для выбора профессии.

3. Описание проведения воспитательного мероприятия:

1.Организационный момент

Ведущий мероприятия: Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый человек. Выбор профессии - это дорога в будущее, путь к самореализации. От того, каким он будет этот первый шаг – зависит многое. На сегодняшнем мероприятии мы выясним, какие факторы влияют и должны влиять на осознанный выбор профессии.

Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Как вы думаете, какие факторы влияют на этот выбор? (престижность, высокая заработная плата, мнение друзей и родителей и т.д.)

Учащимся предлагается заполнить анкету (см. приложение №1). Если анкета заполнялась накануне мероприятия, то идет обсуждение предложенных участниками факторов.

2. Основная часть

2.1. Проведение психологического тренинга в групповой форме, в ходе которого подростки должны прийти к выводу, что выбор профессии основывается на трех понятиях: «ХОЧУ – МОГУ – НАДО».

Упражнение «Необитаемый остров».

Участникам тренинга сообщается информация, что все они -  пассажиры воздушного судна, который удачно потерпел крушение на необитаемом острове. Из-за этого происшествия, всем придётся находиться на острове и помощи ждать совершенно неоткуда. Задача ребят вместе определить в чем и в каких специалистах они будут нуждаться во время нахождения на необитаемом острове. (В ходе выполнения упражнения, участники обсуждают какие профессий им будут необходимы и записывают их на доске).

Упражнение «Что я могу?»

Участникам двух или несколько групп по очереди предлагается выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить несколько групп, то им необходимо объяснить группе участников, почему именно они достойны получить выбранную профессию. (Учащимся предлагается задуматься о своих способностях).

Упражнение «Чем я смогу быть полезен обществу?»

В соответствии с предложенной ситуацией, участникам предлагается в группах создать план своих действий, который поможет им выжить на необитаемом острове. В содержании плана должно быть указано с какой профессией им придется взаимодействовать в сложившейся ситуации, описать обязанности и роль выбранной профессии. После коллективного составления плана, между группами проводится обсуждение на тему востребованности выбранных профессий.

  1. Обсуждение результатов тренинга. 

После проведения тренинга, участникам задаются следующие вопросы:

- Почему в первом упражнении вы выбрали именно эти профессии? (строитель, повар, портной, медик, учитель, охотник, животновод, парикмахер, землепашец и т.д.)

- Какие сложности возникли при выборе профессии? Почему? (сложно разобраться в самом себе, сложно было оценить свои способности и т.д.)

- Что важно знать о себе при выборе профессии? (интересы, способности, знания, состояние здоровья)

- Какие знания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстаневам помогли при выполнении третьего упражнения? (информация о профессии, ее общественная значимость)

- Как вы считаете, эти факторы можно обозначить как формулу профессий «ХОЧУ – МОГУ – НАДО». Что, по-вашему, означает эта формула? («хочу» - интересы и склонности к какой-либо профессии, «могу» - способности, возможность, состояние здоровья, темперамент, «надо» - значимость, востребованность профессии)

- Важно ли учитывать все эти факторы?

2.3. Знакомство обучающихся с основными факторами, влияющими на выбор профессии, описанными российским психологом Е.В. Климовым

Ведущий мероприятия: Евге́ний Алекса́ндрович Кли́мов (см.фото в приложении №2)  — советский и российский психологпсихофизиологдоктор психологических наук ,профессор; методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.

        Российский академик Е.А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова» (см. приложение №3).

          Факторы выбора профессий по Климову (см. приложение № 4)

 1.  Интересы. Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

2. Наличие склонностей. Так, к примеру, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности. 

3. Притязания (предпочтения). На выбор профессии во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом - место работы, в третьих - решающее значение имеет место жительства, в четвертых - климатические и погодные условия и т.д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

4. Мнение близких людей. А именно, мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

5. Мнение сверстников (одобрение сверстников). Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор - это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

6. Личный профессиональный план. Основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации, и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

7. Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них.

8. Потребности общества. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями - изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются. Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

2.4. Знакомство обучающихся с факторами, которые могут помешать правильному выбору профессии. Можно выполнить совместную работу с учащимися.

  • Следование чужим советам, выбор за компанию;
  • выбор ближайшего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;
  • отсутствие информации о профессии;
  • незнание личных особенностей, склонностей;
  • перенос отношения к человеку, носителю профессии, на отношение к самой профессии;
  • отожествление учебного предмета с профессией.

3.Рефлексия.

Проводится с помощью интерактивного упражнения

https://learningapps.org/view1195182 

На слайд выводится интерактивное упражнение «Хронологическая линейка», где участникам мероприятия предлагается расставить в правильной последовательности действия, которые помогут осуществить оптимальный профессиональный выбор. Упражнение выполняется в устной форме. Участникам обязательно даётся право высказать своё мнение при выборе последовательности действий.

4.Подведение итогов.

- Ребята, чему было посвящено занятие? (ответы детей)

- Почему так важно подойти к сознательному выбору профессии? 

- Помните о том, что правильный выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому, очень важно сделать выбор дела по душе.

Список используемых источников

  1. Аркадьев, А.А. Тесты по профориентации для учащихся/ А. А. Аркадьев// Современная школа. – 2018.
  2. Горбачева, З.В., Кащеева, О.Н.,Кузьмина,Т.Н., Хахунова, М.Н. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе/ З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. -120 с.
  3. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи /С.Зеленков// Народное образование. – 2017. - №6. – С.239-242.
  4. Луцевич, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: от теории к практике/Л.В.Луцевич // Веснiкадукацыi. – 2006. - № 12 – С. 39-52.
  5. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости/Т.Л.Павлова. - Москва: Сфера, 2016. - 118 с.
  6. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  7. Хаткевич, О.А. Профессиональная ориентация учащихся/ О.А.Хаткевич. -Минск: ООО «Красико-Принт», 2004.

 

Приложение №1

Анкета

№ п/п

Факторы выбора

Да

Нет

1

Соответствующий вашим способностям характер работы(умственная, физическая, опасная, безопасная, творческая, монотонная и т. д.)

 

 

2

Благоприятные условия работы (характеристика рабочего места, напряженность рабочего графика и т.д.)

 

 

3

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

 

 

4

Востребованность на рынке труда

 

 

5

Достаточная престижность профессии

 

 

6

Достойный уровень оплаты труда

 

 

7

Примеры, опыт друзей, знакомых

 

 

8

Советы родителей и других родственников

 

 

9

Профессии родителей

 

 

10

Желание учиться в конкретном учебном заведении

 

 

11

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

 

 

12

Дополнительное (внешкольное) образование

 

 

13

Рекомендации учителей

 

 

14

Собственный практический опыт профессиональной работы

 

 

15

Мечта и вера в свои силы

 

 

 

Приложение № 2 

На фото: Евгений Александрович Климов, дата рождения: 11 июня 1930г.

Е.А.Климов.jpg

Приложение №3.

«Восьмиугольник Климова»

Факторы выбора профессий по Климову

Приложение №4

Факторы выбора профессии по Климову

Знания о профессии

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НА ПУТИ К УСПЕХУ»

Программа психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ...

Методическая разработка тематического занятия «Формула успеха»

Создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со студентами определяется потребностью общества в активизации их позитивного личностного развития. Изменения в современном обществе остро ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...