ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
статья
В статье кратко представлены основные положения великого педагога, патриота России К.Д.Ушинского на воспитание в целом и особенности воспитания воспитанниц Смольного института, его взгляд на роль русского языка как духовной ценности. Также показан практический опыт воспитания девочек в условиях оторванности от дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Мальцева Светлана Николаевна,
методист
ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Идеи великого педагога, патриота России Константина Дмитриевича Ушинского не утратили своей актуальности в третьем тысячелетии. Востребованы его взгляды на труд как источник воспитания, идеи о связи теории и практики в процессе воспитания, о роли традиций и изучении родного языка, о нравственном воспитании, о женском воспитании.
Среди основных педагогических идей Ушинского, безусловно, нужно назвать идею народности воспитания. Константин Дмитриевич был убежден, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту формирующую силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Великий педагог считал лучшим выражением народности родной язык, изучение истории, географии России, её природы, что призвано развивать у детей чувство любви к родине и с уважением относиться к другим народам. Родной язык он рассматривал как ни с чем не сравнимую духовную ценность. К. Д. Ушинский в своих работах утверждал, что умственное, нравственное развитие ребёнка начинается с овладения родным языком, - «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [2, с.113]. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.
Ушинский убежден, что в сложном процессе воспитания неизбежно должны соединятся как теория, так и практика. Константин Дмитриевич отмечал обучение=воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой. Воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью. «Содействовать образованию в душе ребёнка того, коренного строя, который достоин человека – величайшая задача воспитания и воспитателя». [1, с.214].
Одним из важнейших источников нравственного развития человека является, по учению Ушинского, воспитание любви к труду. Труд является для Ушинского не только средством удовлетворения материальных потребностей, но, в первую очередь, путём к нравственному совершенствованию.
В пансионе воспитанниц Министерства обороны обучаются только девочки с 5 по 11 класс, большинство из них из отдаленных регионов России.
Большой интерес для нас представляет программа К.Д.Ушинского воспитания и образования, разработанная специально для «Воспитательного Общества благородных девиц» - Смольного института.
Наравне с основными дисциплинами, чтобы воспитать девочек как хороших хозяек и матерей, их обучали шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Но все же их эстетическое развитие было первостепенным: особое место отводилось преподаванию рисования, музыки, танцев. У девочек развивали эстетический вкус, умение видеть прекрасное вокруг себя, разбираться в искусстве.
Изучение языков и литературы являлось основой гуманитарной образованности. Ведь будучи способной к устному и письменному общению, в дальнейшем девушка могла успешно транслировать социальный опыт, включавший воспитание детей, а также воспроизводство культурно-бытовых традиций.
При обучении девочек именно воспитание было приоритетным, учениц называли «воспитанницами», и в документах об окончании учебного заведения записывали «воспитывалась».
Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться, чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия, благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех добродетелей». Цель женского образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей семейств». Таким образом, акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей.
Мы видим, что при воспитании девочек ценилось воспитание женственности. Мы понимаем, что воспитанием в девочках женственности и всех качеств, которые входят в это понятие, важная задача как часть подготовки девочки к самостоятельной жизни, чтобы быть счастливой и успешной.
Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Что касается деятельности, то в Пансионе организуем участие воспитанниц в исследовательской деятельности, волонтерских практиках, экологических экспедициях, социальных проектах.
Вторая сфера общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления за счет умножения контактов человека с другими людьми. Это, прежде всего, организация групповой деятельности на уроке, организация диалога, возможности общения, освоения практики конструктивного диалога.
Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В многочисленных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Пансион, как институт социализации, осуществляет свое воспитательное действие на личность, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. Социализация, осуществляемая в Пансионе, значительно отличается от первичной социализации, которая происходит в семье. Пансион воспринимается воспитанницами как организация со своей структурой власти, отличной от семьи, и иными, нежели в семье, правилами, где педагог не может вести себя, как родитель. Адаптация к этим различиям между домом и Пансионом — важная часть процесса социализации и подготовки к жизни в большом обществе.
Работа педагогов Пансиона направлена на воспитание социально-активной личности, а это предполагает, прежде всего, формирование у воспитанниц таких качеств, как самоорганизация и планирование своей деятельности, активное участие в различных аспектах учебной деятельности.
В планы педагогов Пансиона включен ряд мероприятий, бесед, тренингов по проблемам, связанным с умением человека жить в обществе по законам милосердия, сострадания, верности, терпимости, добра и ответственности. Цикл тренингов, ситуативных игр и конкурсов, проведенный педагогами-психологами, направлен на формирование умения создавать обстановку тепла, душевного и домашнего уюта, умения сглаживать трения и напряженную обстановку в семье — сначала в общей, пансионной, а потом и в своей, собственной, что чаще всего сделать гораздо сложнее, ведь это проблема, когда «на кону» стоит любовь, взаимопонимание, судьба детей, их будущее. Поэтому беседы и классные часы об ответственности за все, что с нами происходит, включают в себя и проблему взаимоотношения юноши и девушки, мужа и жены, отца и матери. Педагоги-психологи акцентируют внимание девочек на тех проблемах, которые чаще всего возникают во взрослой жизни из-за неумения или нежелания понять, простить, исправить.
В Пансион воспитанниц девочки прибывают из разных концов страны, новые пятиклассницы: смелые, пытливые, рациональные, раскованные в общении всезнайки «ФГОСовского» поколения. Создание наиболее эффективных условий для гармоничного развития личности в условиях оторванности девочек от дома является первоочередной задачей в работе воспитателя.
Выбор методов воспитания в Пансионе основан на психологических особенностях девочек: чувстве взаимосвязанности, общности, предпочтении сотрудничества. Беседы, диалог обязательны, они создают условия для приобретения девочками опыта эмоционально ценностных отношений. Для девочки важны приемы одобрения и похвалы, так они учатся быть заботливыми, внимательными, чуткими.
Результат воспитательной работы крайне сложно измерить в связи с его удаленностью во времени. Положительный эффект воспитательной работы — это эффективность, успешность, самореализованность, самоактуализация человека на протяжении всей его жизни. Мы надеемся на то, что воспитанницы Пансиона сумеют найти себя в жизни, станут счастливыми и реализованными женщинами и достойными членами общества.
Список литературы
- Ушинский. (Сер. «Антология гуманной педагогики»). М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.
- Ушинский. М., 1998. с. 113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

создание условий для всестороннего развития личности
В работе дается материал по применению проектной деятельности на уроках физики,виды проектов,система подготовки и проведение проектной деятельности с учащимися....

Психолого-педагогические условия формирования и развития личности в инновационной образовательной среде
Условия для развития личности ребенка....

Условия для полноценного развития личности
Условия для полноценного развития природныхзадатков личности...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».
Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...
Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсу...
- Мне нравится (1)