Интеграция урочной и внеурочной деятельности
материал
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
« Интеграция урочной и внеурочной деятельности в целях повышения эффективности гражданско – патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС ООО»
Оксенюк Т.В.
Заместитель директора по УВР
«Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее
ПАТРИОТОМ»
С.В. Михалков.
У В. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит, не гаснет тоска по родине... Родина - это всё: прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям.. .»
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных отношений – «…развитость чувства патриотизма».
Таким образом, в процессе реализации воспитательной компоненты ФГОС патриотизм становится ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты. В связи с этим необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении. В связи с этим в нашей школе разработана система патриотического воспитания учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС. Заметим, внимание акцентировано на одной из составляющих понятия «патриотизм» – уважение героических традиций истории России, гордость за её прошлое и настоящее, предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. То, что нужно заниматься патриотическим воспитанием детей, не встречает возражений ни у педагогов, ни у родителей. Однако сегодня эта задача является, может быть, одной из самых сложных, так как воспользоваться богатым опытом воспитательной работы, накопленным в школах России, без осмысления его с позиций современных реалий не только трудно, но и опасно: можно получить обратный эффект. Что же делает воспитательный процесс в школе столь непростым?
1. Нынешние дети существуют в крайне агрессивном информационном пространстве, использующем все возможности современной техники. В большинстве случаев им навязываются чуждые российской традиции ценности. Здесь страшна не сама информация, а отсутствие у детей «иммунитета» к ней.
2. Сегодня в России не существует чётко определяемой социокультурной среды, что затрудняет формирование социального запроса общества. Более того, никогда ранее у нас так не расходились родители с педагогами в понимании сути современного воспитания, хотя, если разобраться спокойно, то несложно найти общие точки соприкосновения.
3. В условиях плюрализма мнений в обществе вряд ли разумно предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому. Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им лично присвоена, но добиться этого значительно сложнее, чем читать нравоучительные лекции.
4. Остро стоит вопрос сочетания национального и общечеловеческого воспитания подрастающего поколения. Наверное, можно продолжать этот список проблем, но попытаемся разобраться – что делать. Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Сегодняшнее время в России не такое, чтобы вызвать у учеников чувство патриотизма. В прошлом же нашей страны очень много героических примеров. На этих примерах можно воспитывать гордость за жизнь своих далеких и близких предков. Надо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - РФ, независимо от того, каким было государство княжеским, царским, буржуазным или советским. Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев на урочной и внеурочной деятельности , важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию того, почему наши далекие и недавние предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели умирать И. Сусанин, 3. Космодемьянская, А. Матросов, сотни и тысячи других, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайн! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Как писал М. Джалиль: «Жил и творил для Родины, а когда нужно было, погиб для Родины». Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живьем в землю, как это делали изверги-фашисты, но покорить нельзя». Ни одно занятие не должно проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую (А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, Г. Жуков, И. Сусанин, Ю. Гагарин, С. Королев и другие).В нашей школе мы часто проводим викторины, интеллектуальную разминку в конкурсах « А ну-ка , мальчики» на знания великих полководцев, знаменитых людях. . Именно такие яркие примеры из жизни и творчества знаменитых людей, на мой взгляд, и становятся образцом поведения , почитания и подражания для подрастающего поколения.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является знакомство учеников с жизнью общества на примере своей республики, своего города и села. Это предполагает использование национально-регионального компонента в содержании образования и воспитания школьников. Одним из важных элементов национально-регионального компонента содержания образования выступает краеведение. В школе действует поисковый отряд «Поиск». Ребята собирают сведения об участниках Великой Отечественной войны. Собранный материал отражен в уголке Боевой Славы, который постоянно пополняется новой информацией. Продолжаем изучать боевой путь, фронтовую жизнь, довоенную и послевоенную работу наших сельчан, рассказываем об их судьбах другим. Участники войны уходят из жизни, наш долг изучить их подвиги и передать следующим поколениям.
Организовываем встречи и концерты для ветеранов, солдатских вдов, участников военных действий, участвуем в районных. республиканских конкурсах, мероприятиях, конкурсах рисунков, поделок. На базе нашей школы прошёл семинар вожатых по теме « Народные традиции как основа патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание «Жизнь дана на добрые дела», где учителя нашей школы Гульдиева З.А., Касаева О.А., Юсупова Л.В. на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности воспитывали патриотические чувства учащихся. Касаева О.А. провела устный журнал ««О подвигах, о доблести, о славе», где на его страницах в форме защиты проектов обучающиеся 8 класса рассказали о выдающихся личностях, выходцах станицы Ново-Осетинской.
В нашей станице существует памятник погибшим воинам, который никогда не остается без внимания. Площадка перед памятником является местом проведения торжественных митингов, а в дни вахты Памяти выставляется почетный караул.
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению Государственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других государств и стран. Знакомство школьников с государственной символикой Российской Федерации и РСО-Алания. При любом подходе к организации краеведческой деятельности школьников необходимым условием является использование потенциала местных культурно- просветительных и досуговых учреждений. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Школа после уроков - это мир творчества. Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность в проектной деятельности. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников
В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...
"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как одно из эффективных средств реализации НОИ «Наша новая школа»»
Самоанализ деятельности учителя физической культуры...
«Принцип интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике».
В связи с изменением содержания школьного базового математического образования, его дифференциацией в числе приоритетной задачи обучения называется задача максимального раз...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в преподавании русского языка и литературы...