Квалификационные компетенции учителя-методиста
учебно-методический материал

Оценка возможности присвоения победителям конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций дополнительной педагогической квалификации «Учитель – методист». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kvalifikatsionnye_kompetentsii_uchitelya_metodista.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе по курсу: «Методы исследования в социальной сфере»

Тема:        «Квалификационные компетенции учителя-методиста»

Новоселов Анатолий Валерьевич

Москва
2013

Содержание

Введение        3

1. Квалификационные характеристики учителя – методиста        8

2. Участие победителей конкурса лучших учителей в проекте ЯНАО по введению новых квалификационных степеней        13

Заключение        18

Литература        19


Введение

Для качественного развития системы образования в любой стране необходимым условием является высокий уровень подготовки педагогов, задействованных в образовательном процессе. От компетентности учителя во многом зависит степень успешности учеников.

Важным инструментом новой кадровой политики в сфере образования стала национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая предполагает формирование учителя нового типа, восприимчивого к новым социальным и экономическим реалиям, инициативного и толерантного, свободного от догм прошлого. В то же время она является одним из рычагов управления процессами, связанными с модернизацией педагогического труда. Поворотным для кадровой политики в образовании стал 2011 год, когда впервые была выдвинута государственная инициатива повышения среднего размера оплаты труда педагогов школ на 30%, а в 2012 году – до среднего размера зарплаты по экономике региона. При этом Президентом и Правительством Российской Федерации подчеркивается необходимость увязывания заработной платы с результатами работы и, как следствие, высокими образовательными результатами учащихся. В это же время на федеральном уровне определяются новые подходы к оценке деятельности педагога через процедуру аттестации педагогических и управленческих кадров.

Процесс реформирования системы образования на уровне страны влияет и на реализацию образовательных реформ в Ямало-Ненецком автономном округе, которые ориентированы на создание нового облика учителя, более профессионального, более компетентного. В ЯНАО вопрос кадрового обеспечения системы образования округа был рассмотрен в рамках Коллегии Департамента образования в 2011 году. Были приняты важные управленческие решения, одно из которых – разработка окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала». В мае 2012 года по итогам совещания по вопросам образования Д. Медведевым был дан перечень поручений Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором ряд поручений непосредственно направлен на изменение статуса и условий организации деятельности педагога. Данный документ, а также майские Указы Президента В. Путина подтвердили правильность и своевременность решения о разработке программного документа в области региональной кадровой политики, который должен был стать инструментом управления.

        В окружной комплексной программе «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы» четко обозначены основные приоритетные направления в области кадровой политики. В автономном округе, как и других регионах России, по-прежнему остро стоит проблема старения педагогических кадров. В региональной системе образования свыше 70% имеют стаж работы 20 и более лет. В связи с этим особое внимание уделено привлечению в систему образования молодых перспективных учителей, а также созданию системы их социальной поддержки и стимулирования к повышению профессионализма и дальнейшему обучению. Другое важное приоритетное направление региональной кадровой политики, обозначенное в программе «Педагогические кадры Ямала», - «Создание гибкой системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов по актуальным направлениям развития автономного округа». Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится важным, так как только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов, стимулировать их профессиональное развитие и, следовательно, совершенствовать образовательную практику [1]. С 2012 года в округе внедряется кредитно-модульная система повышения квалификации работников образования автономного округа, реализуется модель непрерывного, персонифицированного и актуального повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам с использованием интернет - ресурсов и тьюторского сопровождения. Организована работа сетевых сообществ учителей математики, информатики, географии, физики, истории и обществознания, технологии, по работе с одарёнными детьми, а также педагогов, занимающихся образовательной робототехникой.

В целях расширения сферы деятельности учителей-новаторов, сопровождения профессионального становления молодых педагогов, вывода методической работы на новый качественный уровень, предоставления возможности карьерного роста «по горизонтали» педагогам, подтвердившим свой высокий профессиональный уровень на базе четырёх общеобразовательных организаций Муравленко и Салехарда Ямало-Ненецкого округа ведётся работа по апробации модели дополнительных педагогических квалификаций «Учитель-исследователь», «Учитель-методист» и «Учитель-наставник». В 2012-2013 учебном году участниками апробации стали 6 педагогов, стаж которых - от 14 до 32 лет, в том числе 3 педагога – имеют дополнительную педагогическую квалификацию «учитель-наставник», 2 - «учитель-методист», 1 – «учитель–исследователь». Нормативно-правовым основанием данного пилотного проекта стало Временное положение о введении дополнительных педагогических квалификаций, а финансовое сопровождение апробации осуществлялось за счет средств фонда надбавок и доплат [2].

Вместе с тем, основные трудности, которые обозначились в процессе апробации дополнительных педагогических квалификаций – отсутствие желающих принять участие в апробации в силу нечетких критериев к оценке деятельности и уровня материального стимулирования учителей, получивших дополнительные педагогические квалификации. Недостаточно определена мотивационная роль администрации образовательной организации: результаты возможны только при непосредственной заинтересованности представителей администрации и директора. Требуется разработать механизмы мотивации для присвоения дополнительных педагогических квалификаций. Необходимо разработать алгоритмы действий педагогов, имеющих дополнительные квалификации при определении основных проблем и ресурсных направлений деятельности педагогического коллектива: через обсуждение в команде, по запросам отдельных учителей, по итогам решений методических объединений, административного или социального заказа и т.д. Отсутствуют критерии определения качества и количества педагогических продуктов учителей, участвующих в апробации, не разработаны чёткие показатели результативности деятельности для использования при распределении фонда надбавок и доплат, недостаточное финансовое обеспечение. Необоснованно завышенным на взгляд участников пилотного проекта является перечень требований к педагогам - соискателям дополнительных педагогических квалификаций [3].

Одним из факторов, призванным повысить уровень квалификации педагогов через распространение передового опыта, является конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование", который проводится с 2006 года. Целью данного проекта является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала. Но, к большому сожалению, победители данного конкурса – учителя с многолетним педагогическим стажем, после получения гранта и заслуженного чествования, остаются благополучно забытыми. Богатый опыт работы, уникальные разработки уроков и внеурочных занятий оказываются не востребованными и пылятся в папках на полках в методических кабинетах отделов образования. Лишь единицы опытных учителей - стажистов проводят открытые уроки и мастер - классы, передавая собственный уникальный опыт молодым коллегам.

Вполне логично, если лучшие учителя - победители конкурса на получение денежного вознаграждения смогут без прохождения дополнительных испытаний получать  педагогическую квалификацию «учитель - методист», тем самым быть оставаться главными звеньями в системе распространения педагогического опыта.

Из проведенного анализа вытекает исследовательский вопрос: соответствуют ли победители конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций в рамках приоритетного национального проекта "Образование" квалификационным характеристикам, предъявляемым учителю-методисту?

Цель исследования: сопоставление квалификационных характеристик «учителя – методиста» и критериев конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций.

Объект исследования: педагогическая деятельность на высшем уровне мастерства.

Предмет исследования: характеристики педагогической деятельности, которые позволяют судить о соответствии победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций в рамках приоритетного национального проекта "Образование" квалификационным характеристикам «учителя-методиста».

В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

1. Изучить нормативно-правовую базу для проведения сравнительного анализа квалификационных характеристик учителя методиста и победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций.

2. Провести анализ соответствия критериев конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций квалификационным характеристикам, предъявляемым учителю - методисту.

3. Оценить возможность присвоения победителям конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций дополнительной педагогической квалификации «Учитель – методист».

Методы исследования: в работе предполагается использование:

- методов анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы,

- методик системного анализа и оценки эффективности учебных занятий В. П. Симонова,

- оценки работы учителя Дж. Хазарда в модификации Л. М. Митиной,

- теста Д. Холланда для определения профессиональной направленности;

- теста Г. Хеннинга для определения ведущей мотивации преподавательской деятельности;

- теста Р. Кэттелла для определения эмоциональной устойчивости (сопротивляемости развитию синдрома эмоционального сгорания).

Методологической основой исследования являются:

- психологическая теория личности (Б. Г Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев. К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн);

- системный, личностный, деятельностный подходы комплексного изучения человека как субъекта профессиональной деятельности (Л. С. Выготский, K. M. Гуревич, Ю. М. Забродин. Б. Ф. Ломов, Д. Б. Эльконин).

Структура исследования: введение, две главы, заключение, литература.


1. Квалификационные характеристики учителя – методиста

Педагогическое мастерство в психолого-педагогической литературе рассматривается как интегративная характеристика уровня профессиональной подготовленности учителя, как высший уровень педагогической деятельности. Мастерство учителя - владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими учителю формулировать профессиональные задачи и успешно их решать.

Для изучения личности учителя-методиста, характеристики его педагогической деятельности в магистерской работе предполагается провести комплексный анализ особенности мотивации, используемых средств обучения, особенностей организации и оценки учебной деятельности. Рассматривая педагогическое мастерство как особое состояние человека, достигшего высокого искусства в педагогическом деле, необходимо учитывать, что это состояние имеет как деятельностное, так и личностное измерение. Для мастерства в любой сфере деятельности характерна высокая пластичность, т.е. способность переключаться с одних условий на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать сам характер деятельности сообразно меняющимся условиям.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты: психологическую и этико-педагогическую эрудицию; профессиональные способности; педагогическую технику. Педагогическая техника - комплекс умений, который позволяет учителю методисту ярко выразить себя и успешно воздействовать на обучающихся, добиться эффективного результата. Это умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Важным аспектом развития учителя-методиста является его способность транслировать свой опыт, что не только обеспечит профессиональный и личностный рост личности педагога, но и позволит повышать квалификацию молодых кадров.

В условиях, когда изменения деятельности учителя в сторону усложнения и расширения круга профессиональных задач достаточно выражены, необходимо создать механизм, поддерживающий и развивающий новый профессионализм педагога. При этом развитие кадрового потенциала школы, расширение профессиональных компетенций и карьерный рост учителя возможно не только посредством совершенствования собственной педагогической деятельности, но и за счет освоения учителями новых типов деятельности, надстраивающихся над базовым образовательным процессом – исследовательской, методической (технологического типа) и андрагогической (наставничество). Взаимосвязь этих трех типов деятельности в форме социальной кооперации может выступать в качестве механизма развития образовательного учреждения как самообучающейся организации, способной адекватно отвечать на некоторые вызовы современности и развивать собственный потенциал.

Условием создания подобного механизма является рамочная модель квалификационных степеней «учитель – наставник», «учитель – исследователь», «учитель – методист», разработанная по заказу Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Высшей школой социально-экономических наук (г. Москва).

Рамочная модель квалификационных степеней включает в себя следующие структурные элементы:

- требования к квалификационным категориям педагогического работника (профессиональный портрет, квалификационные характеристики);

- система измерения и оценки квалификационных характеристик для определения квалификационных категорий;

- основания  для принятия решений о присвоении дополнительной квалификационной категории;

- рекомендации по финансированию учителей, имеющих дополнительные педагогические квалификации;

- примерные  требования к содержанию и формам повышения квалификации работников образования ЯНАО, претендующих на получение дополнительной педагогической квалификации.

Выделим из представленной модели структурные элементы, которые разработаны  для учителя – методиста.

Профессиональный портрет учителя-методиста:

- квалифицированный педагог, проработавший в школе не менее пяти лет;

- наличие портфолио, соответствующего квалификационным требованиям;

- имеет опыт системного использования в своей педагогической деятельности инновационных образовательных технологий и методик;

- владеет широким спектром  форм и приемов обучения и способный продемонстрировать их на практике;

- имеет опыт научно-методической работы и владеет инструментарием деятельностной образовательной парадигмы для поиска, отбора (критического анализа), методического (технологического) оформления педагогического опыта, разработки образовательных программ, УМК, образовательных технологий и их передаче педагогам; готовый передать этот инструментарий педагогам.

Ведущая деятельность: методическая (технологическая).

Дополнительные виды деятельности: информационно-аналитическая, проектировочная, андрагогическая, коммуникативная.

Объекты  деятельности  - инновационный опыт (собственный, педагогов школы и других педагогов).

Целевая аудитория: педагогический коллектив школы, члены методических объединений.

Результаты деятельности  – образовательные программы, учебно – методические комплексы, образовательные технологии и техники; конкретные методики; педагоги, подготовленные к внедрению технологий, техник и методик.

Учитель-методист должен обладать следующими компетенциями:

Профессиональные компетенции:

Владеет инструментарием технологического оформления опыта  (деятельностная образовательная парадигма) и на этой основе:

  1. Умеет осуществить поиск, оценку и отбор инновационного опыта, учебно-методических, справочно-информационных и диагностических материалов, технологий, методик и сформировать из них базу данных для использования учителями школы.
  2. Способен методически (технологически) описать и преобразовать инновационный педагогический опыт в образовательные технологии и конкретные методики.
  3. Способен к разработке образовательных программ, учебно - методических комплексов, технологических карт, проектов учебных занятий по конкретным учебным предметам (модулям, темам) и выбору адекватных образовательных технологий.

Владеет инструментарием и навыками работы со взрослой аудиторией и на этой основе:

  1. Умеет передать учителям (продемонстрировать и научить пользоваться в конкретных ситуациях) образовательные технологии и конкретные методики, транслировать лучшие образцы  педагогических практик в форме мастер-классов, мастерских.
  2. Владеет навыками консультирования и методической поддержки педагогов по использованию эффективных образовательных технологий и методик.

Метакомпетенции:

  1. Обладает способностями к системному мышлению, выявлению причинно-следственных связей, критериальному анализу и оценке.
  2. Владеет методологией и методиками разработки проектов, программ  совместной деятельности, планов, технологических карт деятельности.
  3. Умеет предоставлять  (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию и результаты собственной деятельности.
  4. Обладает способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, проведение совещаний, рабочих встреч, деловую переписку, электронные коммуникации.
  5. Владеет навыками культурной коммуникации (активное слушание, диалог, дискуссия).

Личностные компетенции:

  1. Способен развивать и рационализировать свою деятельность, обладает способностями к системному мышлению.
  2. Способен к сотрудничеству.
  3. Проявляет толерантность в ситуациях делового общения.
  4. Эмоционально устойчив.

Предполагается, что сбор данных о показателях, основанных на анкетных данных и результатах деятельности, их измерение и оценка составляют содержание первого этапа процедуры проведения аттестации на присвоение квалификационной степени. При условии соответствия  квалификационных характеристик, представленным педагогом в аттестационном листе и портфолио, предъявляемым требованиям, аттестуемый допускается ко второму этапу процедуры проведения аттестации – квалификационным испытаниям, т.е. демонстрации компетентностей в деятельности и поведении с их последующей экспертной оценкой.

Вторым этапом процедуры проведения аттестации  являются квалификационные испытания, т.е. непосредственное проявление уровня квалификации педагога посредством  демонстрации им компетентностей в деятельности и поведении с их последующей экспертной оценкой.

Для измерения и оценки степени сформированности компетенций по данной квалификационной категории разработаны экспертные листы [Приложение 2], включающие в себя:

  • Показатели - описывают способность педагога осуществлять деятельность в определенной функциональной области;
  • Содержание  компетенции – детализируют, что педагог должен уметь для реализации в деятельности данной компетенции;
  • Позитивные индикаторы поведения, демонстрируемые в процессе проведения экспертизы – показывают степень проявленности компетенции (показателя).

По результатам экспертизы наблюдаемого поведения эксперт заполняет экспертный лист и формулирует рекомендации аттестуемому в плане роста и дальнейшего развития его профессиональных компетенций. Учителям, получившим дополнительную педагогическую квалификацию «учитель-методист» предполагается оказание адресной поддержки: труд учителя с расширенным спектром компетенций будет вознаграждаться не только материально, но и морально: ему предоставится право выбирать интересные курсы, совершать образовательные путешествия, иметь доступ к необходимой информации.

Таким образом, в качестве показателей, которые позволяют оценить готовность учителя к транслированию собственного опыта предполагается использовать стаж педагогической работы, наличие опубликованных методических разработок и научных публикаций, наличие призовых мест в конкурсах учителей, личностные качества, взаимоотношения в коллективе. Данные показатели также позволяют оценить и квалификацию педагога. Анализ квалификации учителя - методиста будет касаться не только его компетентностей в рамках предмета либо опыта, но и его личностно-психологических особенностей. Это обусловлено тем, что в современной системе образования возникает необходимость индивидуального подхода к обучающимся, повышения их мотивации в изучении предмета.

2. Участие победителей конкурса лучших учителей в проекте ЯНАО по введению новых квалификационных степеней        

В настоящей работе уже неоднократно отмечалось, что современное образование не может быть качественным без качественной подготовки педагога. Данные многочисленных российских и международных исследований неопровержимо свидетельствуют о том, что успехи в развитии образования той или иной страны более всего зависят от педагогических кадров и эффективности кадровой политики [4][5]. Аналогичные результаты выявлены при анализе факторов повлиявших на показатели стран, участвующих в регулярном обследовании качества подготовки учащихся 15-летнего возраста PISA: ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров [6]. Особенно большой резонанс в образовательном сообществе вызвал доклад компании «МакКинзи» «Как выходят вперед лучшие образовательные системы мира», подготовленный Майклом Барбером и Моной Муршед [7]. В нем убедительно доказывается, что самые успешные страны добиваются высоких результатов в обучении за счет трех факторов: привлечения наиболее талантливых людей к преподавательской деятельности, их эффективного профессионального развития, ведущего к повышению качества образования, и политики обеспечения равного внимания преподавателей к каждому ребенку.

В настоящее время все публикации в СМИ, касающиеся вопросов введения ФГОС, условно можно разделить две части: разъясняющие отличия нового стандарта от старого и описывающие круг новых статусов и требований к педагогу. Это объясняется тем, что главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения традиционно отведена учителю, поскольку именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности обучающихся.

Е. А. Ямбург, говоря о необходимости наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями, приводит их обобщенный перечень:

  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;
  • мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам [8].

Одним из инструментом повышения квалификации учителей во многих странах, в том числе России, являются конкурсы педагогического мастерства. Самую длительную историю (с 1944 года) проведения конкурсов «Учитель года» имеет США, где главный критерий отбора – преданность кандидата своей работе. Участник конкурса должен уважать и ценить своих учеников, их родителей, своих коллег, вести активную общественную работу. В процессе выбора победителя упор делается на коммуникативные способности учителя, оценивается его умение найти подход к разным людям, способность адаптировать в различных ситуациях. В Австралии подобный конкурс проводится отдельно для каждого уровня образования и курируется правительством. Критерием выбора победителя являются высокая квалификация преподавателя, его практический опыт, способность разрешать нестандартные ситуации во время образовательного процесса, возможность находить индивидуальный подход к ученикам [9].

Большой опыт проведения конкурса в республике Беларусь, где он проводится с 1991 года. Базовыми задачами конкурса в данной стране являются повышение престижа учительской профессии и распространение педагогического опыта [10].

В Узбекистане конкурс педагогического мастерства проводится по отдельным предметам, упор делается на профессиональные качества и глубину знаний по дисциплинам; оценивается применение современных обучающих технологий [11].

Опыт разных стран показывает, что особое внимание уделяется коммуникативным способностям учителей и их профессиональным качествам. В Российской Федерации с целью выявления и трансляции передового педагогического опыта, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», ежегодно, начиная с 2006 года, проводится конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций. Основными принципами проведения конкурса являются гласность, открытость, «прозрачность» процедур и обеспечение равных возможностей для участия в нем учителей. В Ямало-Ненецком автономном округе конкурсный отбор лучших учителей осуществляется в два этапа [12]. На первом этапе конкурсный отбор проводится на основании критериев участия:

  • учитель имеет первую или высшую квалификационную категорию;
  • основным местом работы учителя является общеобразовательное учреждение;
  • учебная нагрузка учителя составляет не менее одной полной ставки (в исключительных случаях, в условиях малокомплектных сельских школ, учебная нагрузка должна составлять не менее половины ставки);
  • учитель имеет поддержку профессионального сообщества.

Конкурсный отбор лучших учителей проводится на основании следующих критериев отбора:

- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;

- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;

- обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий;

- наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе, участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;

- непрерывность профессионального развития учителя (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

Конкурсная комиссия проводит регистрацию представлений заявителей на основании следующих документов:

- копии диплома о профессиональном образовании;

- выписки из трудовой книжки;

- копия аттестационного листа;

- ходатайства профессиональной педагогической ассоциации или объединения муниципального и (или) регионального уровня;

- информации о профессиональных достижениях учителя, сформированной в соответствии с критериями конкурса [Приложение 3];

- документального подтверждения публичной презентации результатов педагогической деятельности общественности и профессиональному сообществу, заверенной работодателем.

Представленные претендентами документы изучаются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с информационной картой [Приложение 4].

При проведении сравнительного анализа перечня квалификационных характеристик (показателей) и требований к квалификационной категории «учитель – методист», экспертных листов  для оценки степени сформированности профессиональных и личностных компетенций учителя - методиста и информационной картой претендента в рамках проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа  [Приложение 5] можно сделать следующие выводы:

1. Квалификационные характеристики для получения дополнительной категории «учитель – методист» в целом соответствуют критериям участия и отбора претендентов на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций в рамках ПНПО «Образование».

2. Требование к стажу работы (не менее 3 лет), предъявляемое претендентам на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций является менее строгим, чем для получения дополнительной категории «учитель – методист», но не принципиальным, так как требование к выше названным претендентам наличия первой или высшей квалификационной категории исключают участие в конкурсе лучших учителей педагогических работников со стажем работы менее 5 лет.

3.  Сформированность профессиональных, личностных и метакомпетенций, компетенций, необходимых для присвоения квалификационной степени «учитель – методист», доказывают следующие требования, предъявляемые к претендентам на получение денежного гранта:

- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года (позволяют судить о профессионализме и эффективности деятельности учителя);

- позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам (именно внеурочная деятельность учителя показывает, насколько высока его педагогическая активность и широки педагогические возможности, свидетельствует о популярности учителя среди учеников, так же как и о его эффективности, ведь на внеурочные формы работы учащиеся приходят к педагогу добровольно, потому что он привлекает их как личность, а порой и потому, что, как хороший спортивный тренер, «гарантирует результат»);

- позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя, (деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса, а успешность этой деятельности обеспечивает создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности), постоянное взаимодействие с родителями учащихся, с другими участниками образовательного процесса).

- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения, так как стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель).

Таким образом, победителей конкурса на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций следует рассматривать как главных претендентов на получение педагогической квалификации «учитель – методист» без проведения дополнительных аттестационных испытаний. Внедрение такого механизма выявления педагогической успешности на современном этапе развития образования в ЯНАО будет способствовать подготовке высокопрофессиональных кадров, способных выявить и актуализировать свои возможности в деятельности.

Заключение

В рамках проведения исследования была проверена и доказана гипотеза о том, что победители конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование» соответствуют квалификационным характеристикам, предъявляемым учителю - методисту, могут быть успешно аттестованы по данной дополнительной квалификации и быть задействованы при организации методической работы в общеобразовательных организациях.

В соответствии с задачами исследования получены следующие результаты:

1. Изучена рамочная модель присвоения квалификационной характеристики «учитель – методист».

2. Изучена нормативно - правовая база проведения конкурса на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций.

3. Проведен анализ соответствия квалификационных характеристик, предъявляемым степени «учитель - методист» победителям конкурса на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций.

4. Сделана оценка возможности присвоения победителям конкурса на получение денежного вознаграждения лучшими учителями образовательных организаций педагогической квалификации «Учитель – методист» без дополнительных аттестационных испытаний.

Результаты, полученные в рамках проведенного исследования, позволяют предложить для детальной разработки механизм, обеспечивающий совершенствование системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников.

Литература

  1. Окружная комплексная программа «Педагогические кадры Ямала на 2012-2015 годы». // http://www.yamaledu.org/engine/download.php?id=4497
  2. Временное положение об установлении дополнительных педагогических квалификаций.// http://www.yamaledu.org/activity/dopolnitelnye-pedagogicheskie-kvalifikacii/
  3. О реализации окружной комплексной программы «Педагогические кадры Ямала на 2012 – 2015 годы».// Материалы коллегии Департамента образования ЯНАО // http://www.yamaledu.org/news/8854-na-yamale-obsuzhdayut-perspektivy-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-regiona.html
  4. Ленская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя //Вопросы образования. – 2008. – №. 4. – С. 81-95.
  5. Organisation for Economic Co-operation and Development. Teachers matter: Attracting, developing and retaining effective teachers. – OECD Publishing, 2005.
  6. Organisation for Economic Co-operation and Development. PISA 2006: Science Competencies for Tomorrow's World: Volume 1: Analysis. – OECD Publishing, 2007.
  7. Barber M., Mourshed M. How the World's Best-performing Schools Systems Come Out on Top. – McKinsey & Company, 2007.
  8. Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. Выпуск № 125 от 2 ноября 2012г. Адрес ссылки в Интернет: http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html
  9. Загвоздкин В.К. Экспертиза учительского труда за рубежом. Образовательная политика №1 (51), 2011.
  10. Горленко В.П. Развитие педагогической мысли в России и Беларуси: практическое руководство / В.П.Горленко. – Гомель: УО ГГУ им. Ф.Скорины", 2006.
  11. Зуннунов А. «История узбекской педагогики». Т., 2002.
  12. Положение о проведении конкурса на получение денежного поощрения

лучшими учителями образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.// http://www.yamaledu.org/news/8654-na-yamale-obyavlen-ezhegodnyy-konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooschreniya-luchshimi-uchitelyami.html

  1. Чернявская А.Г. Деятельностный подход в обучении взрослых: Инструментарий успешного тьютора. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2013.
  2. Гордон Эдвард, Гордон Элайн. Столетия тьюторства. – Пер. с англ. Под науч. Ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. – Ижевск: ERGO, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

материалы на конкурс учитель-методист

материалы на конкурс учитель- методист...

Удостоверение "Учитель-методист"

Удостоверение "Учитель-методист"...

Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)

    Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...