Методическая разработка ИННОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ
методическая разработка
Актуальной проблемой системы общего образования сегодня является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. В понятии инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_innovatsii_v_obrazovanii.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных
формах - как постоянно текущая деятельность или как некий специально
выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем
случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.
Говоря о контекстах диссеминации, имеется в виду, что эта работа всегда
разворачивается в конкретном пространстве- времени, здесь и теперь. В этом
отношении важен как ближайший конкретно -исторический контекст, так и более широкий контекст (распространение нового в различных сферах).
Хотя распространение и тиражирование присуще самой инновации, как
правило, та или иная инновационная практика достаточно автономна,
самодостаточна и в силу этого замкнута.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» мы полагаем, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных
педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное
сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные;
- издание литературы, информирующей о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
- коммуникационные;
- профессиональные события;
- обучающие;
-организация ознакомительных семинаров и организация
более продолжительных программ обучения;
- экспертные
- оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Деятельность ИМЦ и консультативно-экспертной группы в процессе диссеминации направлена на выполнение архитектурной функции, формирование диссеминационную сеть и включает следующие действия:
-локализация опыта
-описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;
-мультипликация опыта
-мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;
-консультирование субъектов инновационного опыта - оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта.
СЕТЬ - возможность непосредственного или опосредованного установления контактов (связей) формирующихся позиций и содержания между всеми субъектам и диссеминационного процесса с целью достижения необходимых результатов.
СЕТЬ – тип взаимодействия образовательных организаций, в рамках обмена недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает свои собственные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Благодаря сетевому взаимодействию, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Сети способны быстро реагировать как на чрезвычайные ситуации внутри самой сети, так и на изменение внешних условий.
К функциям Архитектора (ИМЦ ) диссеминационной сети относятся:
-координация, в том числе сетевого взаимодействия;
-научно-методическое сопровождение;
-создание обучающих программ повышения уровня профессиональной
компетентности (методическая деятельность Диссеминатора);
-описание практики, «окультуривание» опыта;
-накопитель (информационный ресурс);
-тьюторское сопровождение;
-консалтинг;
-обучение;
-оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации
инновационного педагогического опыта?
1. Определить субъекты диссеминации , в числе которых основными
являются:
1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя,
которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;
2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта,
обеспечивающего более высокие результаты образовательно
-воспитательной деятельности;
3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех
уровней от школьного до районного , специалист
ы системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)
2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут
подлежать распространению: авторские программы, способы обучения,
учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие
образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным
пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы,
по меньшей мере, два обязательных условия:
а) представить опыт в такой форме, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) заинтересовать учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на
различных уровнях: региональном; районном ; образовательной организации .
Главное в педагогическом опыте –идея. При распространении важно
донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия
использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно
наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот
сложный процесс:
Диссеминация передового педагогического опыта.
Актуальной проблемой системы общего образования сегодня является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. В понятии инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.
Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом.
С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен», а понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Это понятие обозначает особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Диссеминация – процесс, направленный на то, чтобы идеи, методы, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности донести до целевой аудитории.
Диссеминация существует и осуществляется в основных формах как постоянно текущая деятельность или специальный проект и работа разворачивается в конкретном пространстве-времени, поэтому важен конкретно-исторический контекст ( процесс модернизации российского образования, специфики отечественной истории распространения нового в различных сферах его приходится оценивать как достаточно сложное наследие).
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные- выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;
- коммуникационные- профессиональные события;
- обучающие- организация ознакомительных семинаров и более продолжительных программ обучения;
- экспертные- оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:
1.Определение субъектов диссеминации :
а) авторы инновационного педагогического опыта - учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;
б) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающие более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;
в) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до районного, специалисты системы дополнительного педагогического образования, представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)
2. Определение объектов диссеминации, подлежащие распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.
Для распространения инновационного педагогического опыта необходимы условия:
а) облечь опыт в форму, которая будет достаточно наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
3.Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; районном; образовательной организации.
Главное в педагогическом опыте – идея, сущность которой при распространении важно донести до педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.
Обобщая практику распространения педагогического опыта следует наметить основные этапы, из которых складывается сложный процесс:
-ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
В качестве форм тиражирования инновационного педагогического опыта в современной образовательной практике наиболее распространенными являются следующие мероприятия:
- участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков;
- стажировки на базе лучших образовательных организаций ;
- консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-обучающие и деловые игры;
-мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары
-конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.
Формы распространения инновационного педагогического опыта.
ФОРМА | КРАТКОЕ ПОЯСНЕНИЕ |
Семинар-практикум, игра | Руководит «школой» учитель, чей опыт изучается. Проводит занятия с учителями, которые хотят познакомиться с его опытом работы. |
Педагогическая студия | Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы. |
Мастер-классы | Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь. Весь школьный коллектив готовится к нему и показывает накопленный опыт. |
Аукцион «педагогических идей» | Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные идеи. Идеи предлагаются в импровизационной форме. |
Творческие группы | Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования школьников. |
Банк пед.опыта | Тема. Проблема. Разрешение. Результат. Все данные вносятся в компьютер. |
Печатные способы распространения пед. опыта | Методический бюллетень, брошюры, книги, альбомы и др. |
Социально-общественная презентация образовательных учреждений | Целью таких презентаций является привлечение внимания общественности, родителей к достижениям и проблемам образования, повышения престижа образовательного учреждения, что достигается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения образовательно-воспитательного процесса на уроках с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. |
Фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта | Носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов Интернет, создаваемых баз данных по отдельным предметам и др. |
Авторская школа инновационного опыта | В программы Школ могут включаться наряду с мастер-классами (занятиями с взрослой аудиторией), открытыми уроками (занятиями с детьми) такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др. |
В процессе определения условий, обеспечивающих эффективность использования передового педагогического опыта, необходимо знать :
1. Каковы цели педагога? На развитие, каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована педагогическая деятельность?
2. Какие типы деятельности осваиваются учениками (исследовательская, проектная, творческая, эвристическая и т.д.)?
3. Формирование, каких общеучебных и предметных умений обеспечивает предлагаемая в опыте технология?
4. Каковы особенности организации образовательного процесса?
5. Каковы особенности педагогической деятельности (методы, приемы, техники, их взаимообусловленность и целесообразность)?
6. Каковы особенности деятельности учащихся (как обеспечивается мотивация, как происходит процесс учения, каков объем самостоятельной работы, как организуется рефлексия и т.д.)?
7. Каковы критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов?
8. Какими дидактическими материалами и учебной литературой обеспечен процесс?
9. Каков адресат данного опыта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы дополнительного образования "Довузовская подготовка. Математика 11 кл.".
Дополнительная программа "Довузовская подготовка. Математика. 11 кл." была разработана для работы в Центре Дополнительного Образования детей....
Учебно-методическая разработка педагога дополнительного образования.
Учебно-методическая разработка педагога дополнительно образования....
Методическая разработка «Повышение качества образования по предмету физика и биология через систему использования интегрированных уроков»
Работа посвящена использованию элементов интегрированного обучения на уроках физики, английского языка и биологии с целью преодоления разобщенности сведений о природе, что способствует росту внутренне...
Методическая разработка урока истории "Образование СССР"
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые при проведении урока:1. Иг...
Методическая разработка; Развития математического образования «Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей»
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей – один из путей к Качеству образования как одной из самых значимых ценностей современного человека. От качества обра...
Методическая разработка "Консульство и образование наполеоновской империи"
Цель урока: Охарактеризовать развитие Франции в период с 1799 по 1810 гг.Задачи урока: 1. Узнать причины перехода от республики к империи во Франции;2. ...
Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга» - «Скороговорка дикторов»
Методическая разработка отделения дополнительного образования «Лидер – как открытая книга»«Скороговорка дикторов» Руководитель объединения: Смирнов Сергей ...